Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Характеристика умственной воспитанности младших школьников. Методы результаты диагностики уровня умственной воспитанности младших школьников.




Многочисленные наблюдения педагогов показали, что ребенку, не научившийся учиться, не овладевает примерами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи, выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.

 

Однако, такие условия обеспечиваются в начальном обучение пока не в полной мере, поскольку все еще распространенным примером в практике преподавания является организация учителями действий учащихся по образу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Развитие самостоятельности мышления есть основная задача школьного обучения.

 

Формирование самостоятельности в мышление, активности в поиске путей достижения поставленной цели предполагает решение детьми нетиповых, нестандартных задач. Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию самостоятельности мышления очень трудно обеспечить на уроке. Этому должна служить организация систематических занятий во внеклассной работе.

 

Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности младшего школьника, в частности в ее познавательной сфере. Мышлению человека характерен активный поиск связей и отношений между разными событиями. Именно направление на отражение прямо не наблюдающихся связей и отношений, на выделение в видах и явлениях главных и неравных, существенных и не существенных деталей отличает мышление как познавательный процесс от восприятий и ощущений.

 

При выделении связей и отношений можно действовать по разному, в одних случаях, чтобы установить отношения между предметами, нужно их реально изменить, преобразовать. В других случаях достаточно, не трогая сами предметы, изменять лишь их образы, мысленно представляя.

 

Возможны и такие случаи, когда отношения между вещами устанавливают, не прибегая к практическому или мысленному изменению вещей, а только путем рассуждений и умозаключений.

 

Таким образом, во всех трех указанных случаях, человек устанавливает невидимые отношения вещей, т.е. мыслит по разному, с помощью разных средств, разных способов. В первом случае, это будет практическое мышление, наглядно – действенное, поскольку здесь человек для выяснения отношений действует с предметами, дачными наглядно, практически изменяет их состав, свойства. Во втором случае, мышление будет наглядно - образным, поскольку здесь для выяснения отношений оперируют лишь в мысленном плане, с образами предметов, если предмет в данный момент здесь присутствуют или с их представлениями, если предмет отсутствует.

 

В третьем случае мышление будет словесно - логическое, поскольку здесь для выяснения отношений человек использует слова, (а не сами предметы или их образы), которые лишь обозначают предметы, строят из этих слов суждения, которые связаны по правилам логики, от общих суждений к частному.

 

Итак, мышление человека осуществляется тремя способами; наглядно – действенный, наглядно - образный, словесно - логический.

 

Мышление детей младшего школьного возраста значительно отличается от мышления дошкольников: так если для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумывается и над тем, что им интересней, что их увлекает, то младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, научиться управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо.

 

Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует указание учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.

 

При общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно требует от школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения, т.е. требует от детей, чтобы они решали задачи самостоятельно.

 

Умение планировать свои действия так же активно формируется у младших школьников в процессе школьного обучения учеба побуждает детей вначале прослеживать план решения задачи, а только потом приступать к ее практическому решению.

 

Младший школьник регулярно и в обязательном порядке становится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.

 

Поэтому в младшем школьном возрасте начинает интенсивно развиваться и третий вид мышления: словесно - логический отвлеченное мышление, в отличие от наглядно - действенного и наглядно – образного мышления детей дошкольного возраста.

 

На уроках в начальных классах при решении учебных задач у детей формируется такие приемы логического мышления как сравнение, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечением от несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности существенных особенностей.

 

По мере обучения в школе мышление детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становится словесно - логическим.

 

Конечно, и другие виды мышления развиваются дальше в этом возрасте, но основное направление падает на формирование приемов рассуждения и умозаключений.

 

Учителя знают, что мышление у детей одного и того же возраста достаточно разное, одни дети легче решают задачи практического характера, когда требуется использовать приемы наглядно - действенного мышления. Другим легче даются задания связанные с необходимостью воображать и представлять какие - либо состояния или явления, третья часть детей легче рассуждает, строит рассуждения и умозаключения, что позволяет им более успешно решать математические задачи, выводить общие правила и использовать их в конкретных ситуациях.

 

И наконец если ребенок успешно решает и легкие и сложные задачи в рамках соответствующего вида мышления и даже может помочь другим детям в решении легких задач, объяснить причину допущенных им ошибок, а также может сам придумывать легкие задачи, у него третий уровень развития в соответствующем виде мышления.

 

О наличии того или иного вида мышления у ребенка можно судить по тому, как он решает соответствующие данному виду задачи, так если при решении легких задач на практическое преобразование предметов, или на оперирование их образами, или на рассуждения ребенок плохо разбирается в их условии, путается и теряется при поиске их решений, то в этом случае считается, что у него первый уровень развития в соответствующем виде мышления.

 

Если ребенок успешно решает легкие задачи, предназначенные для применения того или иного вида мышления, но затрудняется в решении более сложных задач, в частности из - за того, что не удается представить все это решение целиком, поскольку недостаточно развито умение планировать, то в этом случае считается, что у него второй уровень развития в соответствующем виде мышления.

 

Для умственного развития младшего школьника нужно использовать три вида мышления. При этом с помощью каждого из них у ребенка лучше формируется те или иные качества ума. Так решение задач с помощью наглядно - действенного мышления позволяет развивать у учеников навыки управления своими действиями, осуществление целенаправленных, а не случайных и хаотичных попыток в решении задач.

 

Такая особенность этого вида мышления следствие того, что с его помощью решаются задачи, в которых предметы можно брать в руки, чтобы изменить их состояния и свойства, а так же расположить в пространстве.

 

Поскольку работая с предметами ребенку легче наблюдать за своими действиями по их изменению, то в этом случае и легче управлять действиями, прекращать практические попытки, если их результат не соответствует требованиям задачи, или наоборот заставлять себя довести попытку до конца, до получения определенного результата, а на бросить ее выполнение, не узнав результата.

 

И так, с помощью наглядно - действенного мышления удобнее развивать у детей такое важное качество ума, как способность при решении задач действовать целенаправленно, сознательно управлять и контролировать своими действиями.

 

Своеобразие наглядно - образного мышления заключается в том, что решая задачи с его помощью, человек не имеет возможности реально изменять образы и представления. Это позволяет разрабатывать разные планы для достижения цели, мысленно согласовывать эти планы, чтобы найти наилучший. Поскольку при решении задач с помощью наглядно - образного мышления, человеку приходится оперировать лишь образами предметов (т.е. оперировать предметами лишь в мысленном плане), то в этом случае труднее управлять своими действиями, контролировать их и осознавать чем в том случае, когда имеется возможность оперировать самими предметами.

 

Поэтому главной целью работы по развитию наглядно - образного мышления не может состоять в том, чтобы с его помощью формировать умение управлять своими действиями при решении задач.

 

Главная же цель коррекции у детей наглядно - образного мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение рассматривать разные пути, разные планы, разные варианты достижения цели, разные способы решения задач.

 

Это следует из того, что оперируя предметами в мыслительном плане, представляя возможные варианты их изменений можно найти быстрее нужное решение, чем выполняя каждый вариант, который возможен. Тем более, что не всегда имеются условия для многократных изменений в реальной ситуации.

 

Своеобразие словесно - логического мышления состоит в том, что это отвлеченное мышление, в ходе которого человек действует не с вещами, и их образами, а с понятиями о них, оформленных в словах или знаках. При этом человек действует по определенным правилам отвлекаясь от наглядных особенностей вещей и их образов.

 

Поэтому главная цель работы по развитию у детей словесно - логического мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать у детей умение рассуждать, делать выводы из тех суждений, которые предлагаются в качестве исходных, умение ограничиваться содержанием этих суждений и не привлекать других соображений, связанных с внешними особенностями тех вещей или образов, которые отражаются и обозначаются в исходных суждениях.

 

Вывод: Итак, мышление младшего школьника осуществляется тремя способами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словестно-логическим. Уровни мышления у детей одного и того же возраста достаточно разные. Поэтому задача педагогов, психологов состоит в дифференцированном подходе к развитию мышления у младших школьников.

Диагностика умственного развития младших школьников

Как было уже указано выше, умственное воспитание основывается на развитии воли, памяти и сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов; а также на развитии личностных качеств - расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству. Решение задач умственного воспитания осуществляется посредством обучения и образования. Для построения наиболее эффективного процесса обучения и воспитания необходимо четко представлять себе уровень развития определенных качеств умственной деятельности младшего школьника. Цель исследования состояла в выявлении психолого-педагогических особенностей умственного воспитания младших школьников. В соответствии с поставленной целью нашего исследования были проведены:

- диагностика кратковременной памяти,

- диагностика способности к смысловой обработке запоминаемого материала,

- диагностика уровня развития логического мышления.

В эксперименте участвовал 3класса СОШ с. Старые Казанчи.

 

Диагностика кратковременной памяти - методика «Повторение цифр».

 

Методика Векслера состоит из двух частей: первая часть направлена на определение объема памяти и состоит из цифровых рядов разной длины. Длина каждого последующего ряда увеличивается на единицу. Всего имеется 7 рядов. Во второй части предлагается проба на концентрацию внимания, также состоящая из цифровых рядов.

Проба 1. Субтест «Повторение цифр из теста Д. Векслера»

Цель: Определение объема кратковременного запоминания.

Часть 1. Прямой счет

Инструкция. Сейчас я назову несколько чисел, а ты, как только я кончу говорить, точно в таком же порядке из повтори. Хорошо? Ну давай попробуем. Внимание!

Прямой счет 1 серия 2 серия

3-8-6 6-1-2

3-4-1-7 6-1-5-8

8-4-3-2-9 5-2-1-8-6

3-8-0-1-7-4 7-9-6-4-8-3

5-1-7-4-2-3-8 9-8-5-2-1-6-3

1-6-4-5-9-7-6-3 2-9-7-6-3-1-5-4

5-3-8-7-1-2-4-6-9 4-2-6-9-1-7-8-3-5

 

При правильном воспроизведении чисел первого ряда дать следующий ряд этой серии. При неправильном воспроизведении какого-либо ряда первой серии дать аналогичный по величине ряд второй серии. В случае правильного его воспроизведения вернуться к первой серии и предложить следующий по величине ряд. При неправильном воспроизведении двух одинаковых по величине рядов из первой и второй серии, пробую прекратить и перейти к другому счету.

Часть 2. Обратный счет

Инструкция: Сейчас я скажу тебе несколько чисел, ты их тоже будешь повторять, только начинать будешь с конца, говорить в обратном порядке. Вот, смотри, например я говорю «1-2» (показать рукой на разные места стола), а ты скажешь «2-1» (опять показать рукой на эти же места стола, но в обратном порядке). Понял? Ну давай попробуем. Внимание!

Обратный счет

1 серия 2 серия

2-5 6-3

5-7-4 2-5-9

7-2-9-6 8-4-9-3

4-1-3-5-7 9-7-8-5-2

1-6-5-2-9-8 3-6-7-1-9-4

8-5-9-2-3-4-2 4-5-7-9-2-8-1

6-9-1-6-3-2-5-8 3-1-7-9-5-4-8-2

Порядок работы такой же. При неправильном воспроизведении двух одинаковых рядов пробы прекратить.

 

Нормативы.

 

Для 5-7 летних детей объем кратковременной памяти равен 3-5 единицам, показатель объема внимания 2-4 единицам.

8-9 лет - объем кратковременной памяти равен 3-6 единицам (среднее значение - 4), внимания 2-5 единицам (среднее значение - 3).

10-11 лет - объем кратковременной памяти равен 4-7 единицам (среднее значение - 5), внимания 3-6 единицам (среднее значение - 4)

Сводная таблица результатов представлена в приложении 6.

Диагностика способности к смысловой обработке запоминаемого материала.

Для диагностики возможностей смысловой обработки материала использовали методику «Группировка».

Проба 2. «Группировка»

Цель. Определение способностей к смысловой обработке запоминаемого материала.Для запоминания предъявляется ряд из 20 группирующихся по смыслу слов (всего 5 групп по 4 слова в каждой). Запоминание осуществляется по методу неполного заучивания (материал предъявляется и воспроизводится трижды).

Инструкция.

Для первого воспроизведения: Я сейчас прочитаю ряд слов. Ты внимательно послушай, а потом повтори в удобном для тебя порядке. Внимание!Для второго воспроизведения: Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, что ты первый раз говорил и вновь запомненные. Все понятно?. Внимание!

 

Для третьего воспроизведения: Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, что ты говорил первый и второй раз и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!

Солнце Шапка Липа Небо

Тополь Медведь Блюдце Елка

Чашка Сосна Звезда Белка

Заяц Ложка Лиса Кружка

Луна Юбка Платье Кофта

Обработка.

Фиксируются и подсчитываются воспроизведенные слова, определяется их объединенность в группы.

Нормативы.

Ограничение объема кратковременного запоминания сказывается обычно при первом и втором воспроизведении. Первое воспроизведение характеризуется нижним пределом нормального распределения, т. е. 3 слова для 6-7 лет и 5 слов для 14 лет. При втором воспроизведении появляются 1-2 частично сформированные группы и при третьем - 3-4 группы по 2-3 слова. В младшем школьном возрасте бывает не больше трех смысловых групп. В старшем - четыре группы.

Данные по исследованию приведены в приложении 7.

Таблицы Равенна.

С помощью теста Равена исследователи судят о способности систематизированной, планомерной, методической, интеллектуальной деятельности. Методика состоит из невербальных заданий, следовательно, можно считать, что она меньше учитывает приобретенные обследуемые в жизненном опыте умения. Методика помогает определить уровень интеллекта, интеллектуальную инициативу, уровень обучаемости школьников.

Учащимся были предложены 30 таблиц (четные номера) из 5-й серии: А, В, С, Д, Е. Проверяли уровень интеллекта младших школьников.

Данные по исследованию приведены в приложении 8.

Анализ результатов исследования

В результате обработки полученных данных необходимо отметить наиболее характерные особенности умственного развития младших школьников.

Объем кратковременной памяти по методике Векслера у учащихся равен 4 единицам, а концентрация внимания - 3 единицам. Это средние показатели. Они соответствуют возрастным нормам.При предъявлении методики Равена дети продемонстрировали тоже средние интеллектуальные способности. У них есть возможность для дальнейшего развития логического мышления.

Нужно обратить внимание на Фиц К., Сапачева В., Чернобай П., Шматова К. - у них показатели ниже, чем у других ребят. С ними нужно проводить и дальше индивидуальную работу по развитию интеллектуальных способностей. Эти данные совпадают с моими наблюдениями на уроках за этими школьниками. У группы ребят есть показатели, которые ближе к интеллекту выше среднего.

Для диагностики возможностей обработки материала использовали методику «Группировка». После первого запоминания слов ребята разделились на 2 группы, половина ребят воспроизвела слова, выделяя по одной группе (2 чел. - по 2 группы), а половина запоминала слова в той последовательности, в которой их произносили. Особых приемов запоминания учащиеся не использовали. После второго прослушивания слов 17 человек догадались, что для полного воспроизведения слов их следует разбить на группы по признакам. При третьем воспроизведении появилось от 3 до 5 групп (кроме 1 ребенка). За счет группировки слов увеличилось количество запоминаемых слов.

На уроках при решении упражнений на классификацию по признакам и свойствам числовых рядов, последовательности предметов школьники показывали хорошие результаты.

Эти упражнения помогли развить память у ребят. Можно считать, что формирование умения классифицировать является началом формирования новых форм мышления, продолжением развития интеллектуальной сферы ребенка.

Таким образом, можно отметить, что уровень умственной деятельности учащихся по полученным показателям возможно повысить в процессе эффективно построенного обучения и воспитания.

Подводя итоги по анализу полученных нами данных приходим к выводу, что каждый учитель должен владеть умением диагностировать необходимые качества умственной деятельности учащихся с целью организации наиболее эффективного учебно-воспитательного процесса в условиях современной школы.

Полученные результаты данной исследовательской работы позволяют сделать вывод о том, что у учащихся данного класса имеется огромный потенциал для развития важнейших познавательных качеств личности. О том, как на деле используются полученные данные, на основе которых строится последующий учебно-воспитательный процесс, мы можем пронаблюдать в следующем пункте главы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...