Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материал 3. Побеждена инфляция классического типа




Динар стабилен и конвертируем, рост производства за полгода равен 232 процентам, несмотря на наличие санкций ООН

В середине 1991 года в Союзной республике Югославии (включающей в себя Сербию и Черногорию) разразился глубочайший экономический кризис. Его причины кроются, прежде всего, в распаде СФРЮ на несколько самостоятельных государств, что повлекло за собой сужение рынков сбыта и потерю источников сырья. Спустя несколько месяцев, в ноябре 1991 года, Европейское сообщество ввело экономическую блокаду страны, за которой последовали и санкции Совета Безопасности ООН в апреле 1993 г. Реакция экономики была однозначной – гиперинфляция.

Было очевидно, что после роста цен в ноябре 1993 г. на 20000% и декабрьского прыжка на 180000%, в январе цены выросли уже на 300000000%. Разоряющая гиперинфляции вела к вытеснению национальной валюты (динара) из экономики страны. К декабрю 1993 г. динар, который уже давно перестал выполнять такие функции денег, как средство накопления и мера стоимости, лишился и последней своей функции – средства обращения. Прилавки были пустыми, а те немногие товары, которые появлялись в магазинах и на рынках, можно было приобрести только за немецкие марки. Огромными темпами шла натурализация экономики: большинство транзакций между экономическими субъектами осуществлялись только в форме натурального обмена. Национальная валюта использовалась исключительно для уплаты налоговых сборов. Вместе с тем, в условиях гиперинфляции собранные налоги обесценивались буквально в течение дня; реально они составляли лишь 1% всех доходов бюджета, а остальные 99% потребных бюджетных средств финансировались кредитами Центрального банка. Дефицит бюджета в 1993 г. достиг трети валового продукта страны.

Для того чтобы стабилизировать экономическую ситуацию в стране, была принята “Программа монетарной реконструкции и экономического оздоровления”. Она была разработана группой белградских экономистов под руководством нынешнего председателя Центрального банка Югославии Драгослава Аврамовича.

Программа предусматривает три последовательных этапа. Первый этап – этап монетарной реконструкции и антиинфляционных мер. Его цель заключалась в погашении гиперинфляции, стабилизации экономики и создании благоприятного климата для последующего перехода в режим рыночного функционирования.

Реализация первого этапа программы началась 24.01.94 г. К этому моменту месячный уровень инфляции уже превысил 330 млн. процентов. Это была вторая по своей величине гиперинфляция в мировой экономической истории (выше была только в Венгрии весной 1946 г., когда рост цен достиг 42.000.000 млрд. процентов в месяц).

Анализ гиперинфляции в Югославии свидетельствовал о том, что она относится к классическому типу: ее источником является огромный дефицит бюджета, покрываемый эмиссией Центрального банка. Поэтому главные меры программы были направлены именно на монетарную и фискальную сферы.

В области кредитной денежной политики предусматривалось:

1. Введение реально положительной учетной ставки Центрального банка.

2. Отмена принципа селективности при предоставлении кредитных средств. Банкам оставлялась возможность финансирования программ в соответствии с собственной кредитной политикой с последующим их рефинансированием в Центральном банке.

3. Проведение независимыми аудиторами обязательных ревизий финансовых отчетов всех банков.

4. Принятие оперативных программ по санации банков и оздоровлению предприятий, с тем, чтобы как можно быстрее перейти к реструктурированию банков.

5. Деноминация динара и установление паритета (к немецкой марке: 1 марка равна 1 новому динару).

Целью валютной политики было его свободное формирование.

Эмиссия старого динара была остановлена 17 января, а 24 в обращение была запущена новая национальная валюта – новый динар. Одновременно был утвержден курс старого динара: 12 млн. старых равны одному новому динару, хотя на рынке стоимость немецкой марки приблизилась в то время к 17 млн. ст. дин. Уже через несколько дней курс марки снизился до 12 млн.ст.дин. и на этом уровне стабилизировался. Тем самым в обращении некоторое время находились как бы два динара, но, поскольку оба курса были фиксированы, то пока их соотношение не меняется, можно говорить о единственной денежной единице.

Денежная политика осуществлялась по двум направлениям:

1. Эмиссией нового динара – месячными порциями по 147 млн. дин. в течение первого полугодия – для покрытия бюджетного дефицита. Эта эмиссия была обеспечена валютными резервами Центрального банка Югославии.

2. Свободной покупкой конвертируемой валюты у населения и предприятий.

Таким образом, вся масса эмитированных денег имела валютное обеспечение.

Фискальная политика в 1994 году предусматривает увеличение доходов бюджетной системы из реальных источников. Для этого наряду с уменьшением величины налоговых ставок происходило расширение налоговой базы и сокращение времени взыскания налогов. Программа предполагала введение акцизов на шесть групп продуктов (нефть, алкоголь, табак, кофе, автомобили, предметы роскоши); снижение налога на оборот: основного – до 20 – 25% – и пониженного – до 7% на группу товаров, составляющих основу потребительской корзины населения; уменьшение на четверть налога на прибыль и установление налоговых льгот в случае реинвестирования прибыли; расширение сферы применения налога на доходы населения за счет обложения всех дополнительных доходов, включая и натуральную оплату труда; упорядочение налога на имущество и т.д.

В основе концепции налоговой политики – значительного уменьшения ставок налогов при одновременном расширении налоговой базы – лежит предпосылка, в соответствии с которой в новых экономических условиях та часть деловой активности, которая раньше реализовывалась в секторе теневой экономики, должна переместиться в легальный сектор.

Программой не предусматривались такие меры, как замораживание цен и заработной платы. То новое, что программа внесла в модель борьбы с инфляцией, относится к возможности сохранения бюджетного дефицита в течение определенного времени. Другими словами, остановка гиперинфляции не связывается директивно и исключительно с равновесным состоянием бюджета. Правительство оценило, что текущие расходы незначительно превышали доходы и их дальнейшее снижение не имело смысла. Была широко распространена уверенность в неизбежном росте производства уже в первые месяцы реализации программы. Этот рост должен был повлечь за собой и увеличение доходов бюджета, что и в реалиях создало основу для бюджетного равновесия. До тех пор, пока оно не достигнуто, Центральный банк использовал ранее созданные валютные резервы для финансирования дефицита без риска вызвать инфляционный удар.

Первый этап “Программы монетарной реконструкции и экономического оздоровления” был реализован за шесть месяцев. Полученные результаты свидетельствуют о целом ряде успехов. Прежде всего, это относится к стабилизации цен. Начиная с марта, отмечаются даже дефляционные процессы (т.е. отрицательная инфляция), а в целом за весь этот период цены остались на уровне 24.01.94 г.

Валютный курс за все время реализации программы оставался стабильным, а процентная ставка, впервые за последние 50 лет в Югославии, составила реально позитивную величину с тенденцией к уменьшению – все это вместе взятое явилось основой для роста производства и, соответственно, заработной платы работающих. Индекс роста промышленного производства за шесть месяцев этого года составил 232% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Если перед принятием программы средняя заработная плата составляла около 20 нем. марок (или 20 динаров), то в июне она достигла 183 новых динаров.

Исключительно важным результатом является оздоровление государственных финансов. Для экономики Югославии это имеет особое значение, т.к. попытки в течение многих лет достичь равновесного бюджета оказывались неудачными. Программой предусматривался дефицит бюджета в размере 147 млн. нов.дин. ежемесячно в течение первого полугодия. В феврале был отмечен планируемый уровень, в мае дефицит составил только 40 млн. дин., в июне – 15 млн. дин., а в июле прекратилось дефицитное финансирование бюджета. Преобладающая часть теневой экономики возвращена в легальный сектор.

Успех программы во многом определяется тем фактом, что ее разработчики – квалифицированные экономисты взяли на себя личную ответственность за ее реализацию. Заняв ключевые позиции в правительстве и Центральном банке (откуда и направляются главные импульсы по реформированию экономики), они тем самым поставили свою научную репутацию и личные качества на суд общества.

В качестве иллюстрации успеха югославской “программы” может послужить тот факт, что в международной публикации “USA TODAY” динар – единственная денежная единица восточноевропейских стран – был включен в число 24 конвертируемых валют, причем по отношению к доллару его курс превысил курс немецкой марки. Создание здоровых денег, оживление производства, рост бюджетных доходов, достижение равновесия в бюджете – задачи первого этапа. Разработаны и начинают реализовываться конкретные меры следующего этапа. Они включают в себя основателькую ревизию налогового законодательства, либерализацию внешнеэкономического и валютного режимов, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций и т. д. Хотя на первом этапе – быстро и без иностранной финансовой помощи, в условиях экономической блокады – были получены достаточно хорошие результаты, реализация мер второго этапа по реформированию югославской экономики будет зависеть в огромной степени, если даже не исключительно, от снятия экономических санкций по отношению к Югославии.

ЙОВАН ДУШАНИЧ, профессор

“Независимая газета” 15.09.94

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...