Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы государственных (муниципальных) образовательных учреждений.




Таким образом, была создана правовая база, предусматривающая принципиально новые структуру и механизмы финансирования сектора государственных и муниципальных учреждений. Были созданы три типа государственных (муниципальных) учреждений: автономные, бюджетные и казенные. Организационно-правовая форма всех трех учреждений остается едина - государственное или муниципальное учреждение.

Так, казенные учреждения финансируются на основании сметы, которая закрепляет финансирование их деятельности из соответствующего бюджета в полном объеме.

В отличие от казенных учреждений, финансирование бюджетных и автономных учреждений осуществляется в следующем порядке, установленном законодателем:

- получение бюджетного финансирования в форме межбюджетных трансфертов, а именно субсидий;

- возможность распоряжаться заработанными средствами без контроля со стороны учредителя, казначейства и финансового органа;

- право получать банковские кредиты, открывать счета в коммерческих банках, получать дивиденды, приобретать акции - для автономного учреждения.

Финансовое обеспечение выполнения задания для бюджетных и автономных учреждений осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, которые установлены в бюджете. Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание услуги в рамках задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

Подчеркнем, что на субсидии на выполнение государственного и муниципального задания не оказывает влияния размер доходов, полученных учреждением от приносящей доход деятельности.

Указанная субсидия может быть уменьшена лишь в том случае, если уменьшается само задание или если в законодательстве установлено право оказывать данный вид услуг на платной основе в рамках существующего задания.

Три типа государственных (муниципальных) организаций: автономные, бюджетные и казённые определены в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» (ред. 2010г. (введена новая статья), и с 1 января 2011г. все государственные (муниципальные) образовательные организации были приведены в соответствии с данной типологией. В соответствии с данными нововведениями бюджетные организации отличаются друг от друга своим правовым статусом, т.е. теми возможностями, которые получит их администрация для осуществления своей деятельности. Казённая организация будет максимально ограничена в проявлении какой-либо инициативы, однако получит финансовые гарантии от учредителя.

Бюджетная и автономная организация будут иметь больше возможностей для осуществления самостоятельной деятельности, однако на них ляжет и больший груз ответственности, поскольку учредитель не будет представлять им финансовых гарантий.

Бюджетные организации, которые станут казенными, получат еще больше ограничений на осуществление приносящей доход деятельности, но в целом будут работать, как и прежде. Принципиальные изменения произошли только в деятельности бюджетных организаций. Существующее в настоящее время бюджетная организация наиболее близко по своим возможностям к будущей казенной организации, новая же бюджетная организация станет ближе к современному автономному.

Закон №83-ФЗ дает точные определения казенной и бюджетной организации:

Казенная организация - это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, финансовое обеспечение которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В законопроекте для казённых организаций определены условия функционирования, близкие к условиям функционирования «старых» бюджетных учреждений:

- финансовое обеспечение деятельности учреждений осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании сметы;

- оно может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами, но доходы от такой деятельности поступают в соответствующий бюджет РФ;

- казённая организация не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника этого имущества;

- операции с бюджетными средствами казённая организация осуществляет через лицевые счета;

- она не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги, ему не предоставляются субсидии и бюджетные кредиты.

Бюджетная организация это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий соответственных органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение нового типа имеет больше самостоятельности по сравнению с бюджетным учреждением старого типа, финансовое планирование деятельности осуществляется в соответствии с муниципальным заданием и планом финансово-хозяйственной деятельности. Оно вправе осуществлять различные виды деятельности, приносящие ему доходы, но лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей. Доходы бюджетного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение. При этом лицевые счета оно может открывать только в органах казначейства. Со стороны органов управления образованием осуществляется контроль за целевым использованием бюджетных средств.

Первые автономные учреждения в сфере образования появились лишь в 2010 г., в основном это учреждения высшего профессионального образования. Доля расходов федерального бюджета, направленных на функционирование автономных образовательных учреждений, в общем объеме средств на функционирование государственных образовательных учреждений в 2010 и в 2011 гг. составила 3,6% и 7,4%. Начиная с 2012 г. в сфере образования в основном функционируют бюджетные учреждения, большая часть которых - это учреждения высшего и послевузовского профессионального образования. Доля расходов федерального бюджета, направленных на функционирование казенных учреждений, в общем объеме средств на функционирование государственных образовательных учреждений в плановом периоде 2012 - 2014 гг. снизится с 19% в 2012 г. до 16% - в 2014 г., а доля расходов на функционирование бюджетных и автономных учреждений увеличится с 72,2% и 8,7% в 2012 г. до 74,5% и 9,5% - в 2014 г. соответственно.

Из федерального бюджета также предоставляются межбюджетные трансферты на образование, и в 2011 г. продолжился рост их объемов, что связано с началом реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования. Целью этого проекта является повышение заработной платы учителей и доведение ее до средней заработной платы по экономике субъекта РФ. Данные трансферты предоставляются субъектам РФ на софинансирование расходов в целях приобретения оборудования; пополнения фондов школьных библиотек; повышения квалификации, профессиональной переподготовки помещений для установки оборудования и др.

Субсидии из федерального бюджета замещают на указанные цели бюджетные средства регионов. Таким образом, высвобождаемые средства направляются субъектами РФ на повышение заработной платы учителей. В федеральном бюджете на данные мероприятия были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 20 млрд., 60 млрд. и 40 млрд. рублей на 2011, 2012 и 2013 гг. В 2014 г. указанные расходы уменьшатся в 4,7 раза по сравнению с 2012 г., что обусловлено завершением мероприятий по модернизации региональных систем общего образования. При этом доля трансфертов в 2014 г. сократится до уровня 2006 г.

Начиная с 2012 г. структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов изменилась в связи с особенностью планирования бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям.

Согласно ст. 104Закона финансовое обеспечение оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством РФ с учетом установленного разграничения расходных полномочий в сфере образования между различными уровнями власти в Российской Федерации на основе нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг.

В Законепоследовательно проведен принцип нормативно-подушевого финансирования в сфере образования. За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета финансируется обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования не менее чем восьмисот студентов в расчете на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации.

В то же время для малокомплектных и (или) сельских образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, Законпредусматривает, что нормативные затраты оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования должны учитывать затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов РФ относят образовательные организации к малокомплектным образовательным организациям исходя из их удаленности от иных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

Пункт 3 ст. 104Закона предусматривает, что нормативные затраты оказания государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета устанавливаются в порядке, определенном Правительством РФ. Нормативные затраты оказания государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ устанавливаются в порядке, определенном органами государственной власти субъектов РФ. Нормативные затраты оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов муниципальных районов и городских округов устанавливаются в порядке, определенном органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

На наш взгляд, нормативные затраты оказания государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ не только устанавливаются в порядке, определенном органами государственной власти субъектов РФ, но и не должны быть ниже нормативных затрат оказания государственных услуг в сфере образования, установленных Правительством. Что касается нормативных затрат оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов муниципальных районов и городских округов, то они не должны быть ниже нормативных затрат оказания государственных услуг, установленных органами государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, происходит переход от традиционного финансирования потребностей бюджетных учреждений к реструктуризации этого сектора на основе использования новых организационно-правовых форм и механизмов финансирования, обеспечивающих заинтересованность государственных органов и бюджетных учреждений в повышении качества предоставляемых услуг, также разумной экономии средств.

Реформа в области образования проводится под девизом кардинальной количественной оптимизации учебных заведений, а также изменения порядка и условий финансирования вузов путем оказания бюджетной поддержки наиболее перспективным.

Определение автономного учреждения содержится в 174-ФЗ от 03.11.2006г. «Об автономных учреждениях». Согласно данному закону автономная организация - э то «некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных ФЗ»

Автономная организация является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Оно имеет вправе открывать счета в кредитных организациях. Возможности автономного учреждения по ведению предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ограничены, как и возможности бюджетного учреждения. Они вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение. Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовать отчёты о своей деятельности в определённых учредителем средствах массовой информации.

 

Сравнительная характеристика типов образовательных организаций.

Различия между организациями новых типов можно представить в виде таблицы:

Критерии сравнения Типы организаций
Казенная Бюджетная Автономная
       
1. Основные направления деятельности Оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления
2. Сферы, в которых может быть создано В любых В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами
3. Способ финансиро­вания За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы На основе финансирования государственного или муниципального задания На основе финансирования государственного или муниципального задания
4. Способ доведения денежных средств По бюджетной смете Через субсидии ("одна строка") Через субсидии ("одна строка")
5. Учет иных доходов в процессе финансирования Иные доходы учитываются при определении объема финансирования Размер субсидии не зависит от иных доходов Размер субсидии не зависит от иных доходов
6. Право на ведение приносящей доход деятельности Должно быть предусмотрено учредительными документами Должно быть предусмотрено учредительными документами Должно быть предусмотрено учредительными документами
7. Распределение доходов от приносящей доход деятельности Поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения
8. Распоряжение доходами от приносящей доход деятельности Не имеет права на свободное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности
9. Выделяемые виды имущества Не выделяются Недвижимое, особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств Недвижимое, особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств
10. Распоряжение имуществом Распоряжается с согласия собственника Распоряжается с согласия собственника особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств, а также недвижимым имуществом. Другим имуществом распоряжается свободно Распоряжается с согласия собственника – недвижимым и особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств. Другим имуществом распоряжается свободно
11. Ответственность учреждения перед кредиторами Отвечает денежными средствами Отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств Отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств
12. Субсидиарная ответственность учредителя Есть Нет Нет
13. Органы управления Не меняются Не меняются В дополнение к имеющимся органам добавляется наблюдательный совет
14. Порядок заключение крупных сделок, сделок "с заинтересованностью" Обычный порядок С согласия учредителя С согласия учредителя либо наблюдательного совета
15. Заключение контрактов От имени учредителя От своего имени От своего имени
16. Действие Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Распространяется Распространяется Не распространяется
17. Возможность получать займы, кредиты Не могут Могут с учетом установленных законом ограничений Могут
18. Возможность создания иных юридических лиц Отсутствует Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника

Таким образом, бюджетная организация как особая форма хозяйствующего субъекта характеризуется следующими основными признаками:

● подчиняется государству в лице исполнительных органов власти или местного самоуправления;

● использует активы, принадлежащие государству (т.е. не имеет собственности, а лишь управляет государственной собственностью);

● финансируется государством за счёт бюджетных средств;

● создана для выполнения определённых государственных функций (т.е. тех, которые никто, кроме государства, исполнить не может);

● оказывает свои услуги населению бесплатно;

● не формирует стоимость услуг, а финансируется на основании сметы расходов.

При этом бюджетная организация остаётся самостоятельным и полноправным участником экономических отношений:

● является юридическим лицом;

● имеет руководителя, главного бухгалтера, печать;

● принимает экономические решения, за которые несёт ответственность;

● принимает от своего имени обязательства, заключает контракты;

● ведёт учёт и составляет баланс активов и обязательств.

В связи с тем, что в отличие от коммерческой организации, бюджетная организация призвано не зарабатывать деньги, а тратить их, показатели эффективности бюджетной организации не связаны с понятием прибыли.

На основе прогнозирования объёмов предоставления своих услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учётом исполнения сметы доходов и расходов отчётного периода, бюджетная организация составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подаётся на утверждение главному распределителю или распределителю бюджетных средств, которые в свою очередь, совместно с Федеральным казначейством РФ либо другого органа, исполняющего бюджет определяют права Бюджетной организации по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. При исполнении сметы доходов и расходов Бюджетная организация самостоятельна в расходовании средств, полученных за счёт внебюджетных источников. Бюджетная организация, подведомственная федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетной организации, которые ведутся Федеральным казначейством РФ.

В законопроекте для казённых организаций определены условия финансирования, близкие к условиям функционирования «старых» бюджетных организаций:

● финансовое обеспечение деятельности организаций осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании сметы;

● она может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами, но доходы от такой деятельности поступают в соответствующий бюджет РФ;

● казённая организация не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника этого имущества;

● операции с бюджетными средствами казённая организация осуществляет через лицевые счета;

● она не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги, ей не предоставляются субсидии и бюджетные кредиты.

Автономная организация является юридическим лицом – это новый тип муниципальной организации, обладающей большей финансово-хозяйственной самостоятельностью и большей степени ответственности за результаты.

Отличие автономной организации состоит в следующем:

● увеличивается объём прав по распоряжению имуществом;

● увеличивается объём прав и упрощается порядок распоряжения бюджетными средствами;

● увеличивается объём прав и возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников;

● повышается ответственность организации перед внешними партнёрами;

● изменяется система административного управления организацией и формы взаимодействия с учредителем.

Ежегодно автономная организация обязана публиковать отчёты о своей деятельности в определённых учредителем средствах массовой информации.

Преимущества перехода в автономную организацию:

● самостоятельное определение и корректировка направлений расходов бюджетных средств;

● возможность объединения финансовых потоков от внебюджетных источников и бюджетных средств;

● «уход» от казначейства;

● получение дополнительных доходов за счёт размещения средств на депозитных счетах;

● получение кредитов;

●самостоятельное распоряжение собственными доходами и имуществом (за исключением переданных учредителем)

Планирование бюджетных средств на реализацию образовательных услуг и организация финансирования расходов бюджета на образование.

Методика планирования расходов зависит от организационно-правовой формы субъекта хозяйствования.

Для субъектов, имеющих статус государственного и муниципального бюджетного учреждения, ассигнования выделяются на основе бюджетной сметы.

При взаимоотношениях органа управления с негосударственными или автономными образовательными организациями должен применяться нормативный метод, являющийся наиболее прогрессивным. В общем виде при таком методе объём расходов определяется путём умножения среднегодового количества обслуживаемого контингента бюджетных услуг (учащихся, студентов и др.) на установленный подушный норматив или систему нормативов.

Как указывалось выше, в настоящее время нормативы широко используются в сфере межбюджетного регулирования, являясь основой для определения объёма финансирования или финансовых компенсаций на реализацию делегированных функций.

В целом определение суммарных расходов муниципального, регионального и федерального бюджетов зависит от количества организаций, предполагаемого развития образовательных организаций в планируемом году, показателей деятельности (числа детей, воспитанников, учащихся, контрольных цифр приёма студентов, учебных планов и т.д.).

Финансированию подлежит не только образовательная деятельность, но и ряд социальных функций отрасли:

- выплата стипендий студентам;

- питание школьников из малообеспеченных семей;

- содержание сирот;

- воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Дошкольный уровень является начальным звеном образования. Всего в нашей стране функционирует более 45 тыс. дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), в которых обеспечиваются воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 3 месяцев до 7 лет.

Финансирование детских дошкольных организаций имеет следующие особенности:

- расходы на содержание ДОУ зависят от среднегодового числа детей, количества групп и часов пребывания одного ребенка в детском учреждении; основной показатель при планировании число детей в дошкольной организации. В типовом положении о ДОУ, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995г. №677, установлены нормы наполняемости групп, которые зависят не только от возраста детей, но и от состояния здоровья. Например, в детском саду общего назначения норма

Основной статьёй расходов является заработная плата, которая вместе с начислениями составляет около 45 % всех расходов на текущее содержание школ.

Фонд заработной платы по наполняемости групп составляет 20 воспитанников, в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи – от 6 до 10 детей.

Существенное влияние на объём финансирования на заработную плату персонала и питание воспитанников оказывает вид ДОУ и временной режим его функционирования: 10,5 часов в день; 12 часов или круглосуточное пребывание детей.

- Для расчёта расходов на детские сады надо определить численность детей на начало года и их среднегодовой контингент. Этот контингент по отдельным учреждениям рассчитывается исходя из числа детей (групп) на начало года и его изменения в плановом периоде.

- Расходы на заработную плату по отдельным учреждениям в смете планируются исходя из утверждённых штатов и ставок заработной платы. Число штатных единиц определяется исходя из количества групп и длительности пребывания детей в детском саду.

- Ставки заработной платы педагогом и воспитателям устанавливаются в соответствии с разрядом по единой тарифной сетке.

- Расходы на питание планируются исходя из установленных денежных норм на одного ребёнка в день с учётом различного режима пребывания в них детей. При определении денежных норм питания ребенка в день за основу принимают натуральные нормы, установленные распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 г. №1063-р и средние цены продуктов питания в каждом субъекте РФ.

- Канцелярские и хозяйственные расходы по отдельным учреждениям определяется в том же порядке, как и по общеобразовательным школам: в зависимости от кубатуры зданий и условий функционирования.

- В детских садах предусматриваются также учебные и прочие расходы: на приобретение игрушек, пособий и материалов для занятий с детьми, на проведение детских праздников и т.д. Эти расходы планируются по нормам на ребёнка в год.

- Затраты на приобретение оборудования, мягкого инвентаря и обмундирования определяются по установленным нормам с учётом обеспеченности им на начало года.

- Главная особенность финансового обеспечения ДОУ заключается в том, что часть расходов по содержанию детей должна покрываться средствами родителей. Предусмотрено, что на первого ребенка, посещающего ДОУ родителям возмещается 20% от начисленной суммы платы, на второго – 50%, на третьего и последующего детей в семье – 70 %. Воспитанники из числа инвалидов содержатся в ДОУ бесплатно, т.е. за счет местного бюджета.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...