Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация общественных работ и самостоятельная занятость.




Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие профессиональ­ной предварительной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.

Общественные работы организуются органами исполнитель­ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления с привлечением заинтересованных организаций по предложению и при участии органов службы занятости в целях поддержки тру­доустройством особо нуждающихся в социальной защите граж­дан. Общественные работы организуются исходя из ситуации на рынке, труда и уровня безработицы на каждой территории с уче­том количества трудоспособного населения и необходимости и целесообразности организации таких работ.

В целях повышения статуса общественных работ с учетом их социальной значимости в создании временных рабочих мест Пра­вительство РФ разработало «Положение об организации обще­ственных работ» от 14.07.1997 г. № 875, которое определяет общий порядок организации общественных работ для граждан, обращающихся в органы государственной службы занятости на­селения.

Общественные работы организуются для реализации следую­щих целей:

удовлетворение потребностей субъектов территорий и органи­заций в выполнении работ, носящих временный и сезонный ха­рактер и работ по выполнению федеральных целевых и регио­нальных программ социально-экономического развития;

предоставление гражданам материальной поддержки в виде вре­менного заработка;

приобщение к трудовой деятельности лиц, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), в том числе молодежи, вступающей в трудоспособный возраст;

сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе;

трудовая реабилитация лиц, имеющих длительный (более од­ного года) перерыв в профессиональной деятельности.

Общественные работы могут быть организованы для выполне­ния подсобных, вспомогательных и других неквалифицирован­ных работ по следующим направлениям:

- уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных и обслуживании детей в период каникул;

- сезонная помощь при проведении сельскохозяйственных работ и заготовок сельхозпродукции; подсобные работы на предприя­тиях перерабатывающего комплекса, плодоовощных базах;

- уборка территорий городов, населенных пунктов, промышлен­ных предприятий;

- строительство дорог, прокладка водопроводных, газовых, ка­нализационных и других коммуникаций;

- проведение мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;

- участие в строительстве жилья и реконструкции жилого фон­да, а также объектов социально-культурного назначения;

- восстановление историко-архитектурных памятников, комплек­сов, заповедных зон;

- сезонная помощь в обслуживании пассажирского транспорта и организаций почты и связи;

- помощь организациям жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения;

- сезонная помощь местным органам в обслуживании санаторно-культурных зон; озеленение и благоустройство территорий, раз­витие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

- экологическое оздоровление регионов, рекультивация земель;

- обслуживание систем вторичного использования отходов;

- подсобные работы в организациях перерабатывающего комп­лекса промышленности и торговли;

- помощь в организации масштабных мероприятий культурного назначения (спортивных соревнований, фестивалей, сооружение детских спортивных площадок, обслуживание отдыха детей в пе­риод каникул и т.д.);

- участие в проведении федеральных и региональных обществен­ных кампаний (опросов общественного мнения, переписи насе­ления и т.д.);

- сбор, заготовка ягод, грибов, лекарственных растений;

- другие доступные виды деятельности.

Кроме того, органы СЗН подготавливают предложения мест­ным властям по созданию в регионе специализированных пред­приятий для организации и проведения общественных работ, ре­шению вопросов их финансирования. При этом особым видом орга­низаций могут выступать хозяйствующие субъекты, выполняю­щие общественные работы по перепрофилированию и модерни­зации ликвидируемых предприятий с последующей передачей эф­фективному собственнику.

Организация общественных работ предусматривает приме­нение гибких форм организации труда и режимов неполного рабочего времени, создание на предприятиях специальных ви­дов работ для отдельных категорий населения, особо нуждаю­щихся в социальной защите, организация центров трудовой адаптации молодежи на базе общеобразовательных школ, спе­циальных учебных заведений, межшкольных трудовых комби­натов.

Преимущественным правом на участие в общественных рабо­тах пользуются безработные граждане, зарегистрированные в орга­нах службы занятости, не получающие по различным причинам пособия по безработице, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев, а также работники, высвобождаю­щиеся в результате реорганизации предприятий, и т.д.

Основанием для приема на работу является направление на участие в общественных работах, выданное органами государ­ственной службы занятости. Выдавая направление на обществен­ные работы, СЗН обязана предоставлять полную информацию об условиях, зарплате, возможности дополнительных льгот и вып­лат. За полноту и достоверность информации органы СЗН несут ответственность. Услуги по направлению граждан на обществен­ные работы оказываются органами ГСЗН бесплатно.

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. По желанию граждан, проходящих обучение по на­правлению органов ГСЗН, они также могут привлекаться к обще­ственным работам в свободное от учебы время.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы мест­ного самоуправления совместно с органами СЗН могут призна­вать отдельные виды общественных работ, имеющих первооче­редное социальное значение для региона, подходящими для лиц, впервые ищущих работу, и лиц, стремящихся возобновить трудо­вую деятельность после длительного перерыва.

Если при организации общественных работ учитываются воз­растные и иные особенности граждан, требования законодатель­ства РФ о труде, в том числе об условиях и нормах по охране труда и эта работа не связана с переменой места жительства без согласия гражданина, то она считается подходящей для следую­щих категорий граждан: впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности); отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по име­ющейся профессии (специальности), получить смежную профес­сию или пройти переподготовку после окончания первоначаль­ного (12-месячного) периода безработицы; обратившихся в органы СЗН после окончания сезонных работ; состоящих на учете в органах СЗН более 18 месяцев, а также более 3 лет не работавших.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор на срок до 6 ме­сяцев с правом его продления по соглашению сторон. Договор гражданина расторгается в случае его поступления на постоянное место работы, на временное более подходящее рабочее место и по другим уважительным причинам.

По согласованию с администрацией предприятия граждани­ну, участвующему в общественных работах, может быть предос­тавлена возможность поиска в рабочее время постоянного места работы.

На граждан, занятых на общественных работах, распространя­ется законодательство РФ о труде и социальном страховании. При направлении на определенные виды общественных работ может понадобиться прохождение медицинского осмотра в соот­ветствии с установленным порядком.

Следует помнить, что к общественным работам не относятся виды деятельности, связанные с необходимостью ликвидации по­следствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с действующим законодательством о занятости безработному гражданину, направленному на оплачиваемые вре­менные общественные работы, прекращается выплата пособий по безработице и он снимается с учета в качестве безработного со дня заключения срочного трудового договора, т. е. с даты факти­ческого трудоустройства. В случаях, когда безработный гражданин заключил договор с работодателем на участие в общественных работах сроком менее месяца, он не снимается с учета в органах СЗН в качестве безработного.

Гражданин, завершивший участие в общественных работах и вновь обратившийся в органы СЗН для постановки на учет, при­знается безработным в установленном порядке. При этом обще­ственные работы считаются последним местом работы и включа­ются в ОТС в соответствии с записью в трудовой книжке, но при подборе подходящей работы не учитываются.

При организации общественных работ органы исполнитель­ной власти и местного самоуправления при участии органов СЗН разрабатывают программы развития временной занятости, в рам­ках которых формируется система организации временных ра­бочих мест на базе общественных работ. В программах предус­матриваются мероприятия по обеспечению организации обще­ственных работ по приоритетным направлениям, их объемы и виды, включая виды работ для отдельных категорий населе­ния, особо нуждавшихся в социальной защите, использование гибких форм организации труда и режимов неполного рабочего времени. Для подготовки программ временной занятости орга­ны СЗН обязываются выявлять спрос и предложение на уча­стие в общественных работах, собирать информацию о возмож­ности их организации на предприятиях региона, информиро­вать население о порядке и условиях проведения общественных работ.

Основным источником финансирования общественных работ являются средства заинтересованных предприятий. Средства мес­тного бюджета привлекаются для финансирования общественных работ в объемах, определяемых программами и планами социаль­но-экономического развития территорий.

Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, про­изводится фактически за выполненную работу, но не ниже мини­мального размера оплаты труда. Гражданам из числа безработных, участвующим в общественных работах и имеющим право на полу­чение пособия по безработице, устанавливается доплата к зара­ботку в размере причитавшегося им пособия по безработице со дня заключения срочного трудового договора. При этом макси­мальный период предоставления доплат в суммарном исчислении не должен превышать б месяцев. Основанием для установления к заработку гражданина доплаты в размере причитавшегося ему пособия по безработице являются уведомление работодателя о приеме этого гражданина на работу (отрывной талон рекоменда­тельного письма), выписка из приказа организации: справка ра­ботодателя о фактической продолжительности трудовой деятель­ности за текущий месяц в соответствии с табелем учета рабочего времени.

Доплата безработным гражданам, занятым на общественных работах, производится органами службы занятости за фактически отработанное время на основании соответствующей справки, вы­даваемой работодателем ежемесячно. Размер доплаты определяет­ся с учетом установленных выплат на лиц, находящихся на их содержании. Изменение размера доплат осуществляется в поряд­ке, установленном для определения размера и условий выплаты пособия по безработице.

Со всех видов выплат, начисленных гражданам за участие в общественных работах, производятся все виды удержаний.

Безработным гражданам, направленным на общественные ра­боты, доплаты к заработку из средств фонда занятости не произ­водятся по истечению срока выплаты пособия по безработице или на период приостановки выплаты пособия.

После завершения участия гражданина в общественных рабо­тах, при повторной постановке на учет и определении размера пособия по безработице сумма доплат из фонда занятости населе­ния не учитывается.

Безработным гражданам, направленным на общественные рабо­ты и не получающим пособие по безработице, за виновные дей­ствия (приостановка выплаты пособия) доплата к заработку за счет средств фонда занятости производится по истечении времени нака­зания.

Органы СЗН при организации общественных работ осуществ­ляют: учет граждан, направленных на общественные работы, сум­марный учет отработанного времени каждым гражданином на общественных работах в течение года со дня заключения первого срочного договора на участие в общественных работах. Перио­дом участия гражданина в общественных работах считается ка­лендарное время от даты зачисления на работу до даты увольне­ния.

Органы СЗН осуществляют контроль за соблюдением догово­ров между предприятиями и иными организациями в части пре­доставления и выполнения общественных работ.

Законом РФ о занятости (ст. 2) определены критерии занято­сти. В соответствии с ними занятыми считаются граждане: самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе ИТД (включая фермеров, творческих работников), предприни­матели, а также члены производственных кооперативов.

По мнению некоторых специалистов, в ближайшие годы сек­тор официального малого предпринимательства станет единствен­ной альтернативой нормализации ситуации в области занятости населения, предотвращения роста безработицы и нелегальных форм самозанятости.

Технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют малому предпринимательству чутко реагировать на из­меняющуюся конъюнктуру. Малый бизнес сглаживает колебания экономической конъюнктуры, балансируя между спросом и пред­ложением рабочей силы, спрос растет — появляются новые фир­мы, падает — часть их закрывается. Малые предприятия способ­ствуют гибкости и мобильности экономики, быстрым технологи­ческим и структурным переменам.

Малый бизнес не только инициирует появление дополнитель­ных рабочих мест, но и расширяет поле деловой активности граж­дан, вовлекая в трудовую деятельность и тех из них, которые не обладают высокой конкурентоспособностью на рынке труда. Кро­ме того, предложение рабочих мест в этом секторе экономики усиливает конкуренцию между работодателями в области найма. Более гибкие условия труда, включая нестандартные режимы ра­бочего времени на малых предприятиях, делают их привлекатель­ными для работников.

Чутко реагируя на изменения рыночной конъюнктуры, малые предприятия становятся учредителями инновационного процес­са, способствуют качественному улучшению рабочей силы, фор­мируют рабочие места на базе новых технологий.

В целом следует выделить следующие особенности малого биз­неса, позволяющие при определенной государственной политике быстро создавать конъюнктурную среду: высокая приспособляемость к рыночной конъюнктуре; непосредственная связь с потребителем; возможность начать предпринимательскую деятельность с не­большим стартовым капиталом; простота управления.

Нельзя недооценивать социальную значимость малого бизнеса. Она определяется массовостью слоя мелких собственников, численность которых — одна из существенных характеристик любой страны с раз­витой рыночной экономикой. Широкое развитие малого предприни­мательства содействует изменению общественной психологии и жиз­ненных ориентиров людей, является альтернативой люмпенизации психики и социальному иждивенчеству. Развитие малого бизнеса — одно из перспективных направлений в работе СЗН.

Гражданину, признанному в установленном порядке безработным и решившему открыть собственное дело, службы занятости ока­зывают следующие виды услуг: ознакомление с нормативными документами, рекомендациями, тестами и другой имеющейся в центре занятости литературой о порядке создания малых пред­приятий, организаций, индивидуальной трудовой деятельности; предоставление информации о местонахождении организаций, за­нимающихся вопросами развития предпринимательства; предос­тавление информации о возможности и условиях обучения осно­вам рыночной экономики и профессиям, необходимым для орга­низации собственного дела; ознакомление с порядком и условия­ми предоставления компенсаций для возмещения части расходов по созданию собственного дела и предоставление субсидий на орга­низацию собственного дела.

Субсидия предоставляется в виде разовой выплаты денежных средств взамен причитающегося пособия по безработице и пред­назначена для частичной компенсации расходов граждан, связан­ных с организацией собственного дела. Размеры предоставляемых субсидий: гражданину, создающему собственное дело, субсидия выдается в размере 12-месячного пособия по безработице, причи­тающегося данному гражданину, для группы граждан, создающих малое предприятие (являющихся его учредителями), размер субси­дий определяется путем суммирования субсидий, установленных для каждого гражданина; для граждан, организующих малые пред­приятия и создающих рабочие места не только для себя, но и для лиц, направляемых центром занятости, может предоставляться до­тация на каждого трудоустроенного по направлению службы заня­тости, но не более чем для 10 нанимаемых работников. Дотация выдается в размере 75 % 12-месячного пособия по безработице, при­читающегося безработному, направленному службой занятости.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...