Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивное дистанцирование для лечения тревоги




Когнитивное дистанцирование для лечения тревоги

 

Вторая из этих двух фундаментальных техник закрепления внутреннего спокойствия известна нам как когнитивное дистанцирование. Мы можем применять ее в реальных ситуациях или во время погружения в воображаемые обстоятельства, как было описано выше. И хотя мы знаем, что тревога имеет свойство проходить естественным образом после многократного погружения в стрессовую ситуацию, а стоики, должно быть, наблюдали что‑ то подобное во время своих регулярных практик предвосхищения несчастий, их истинной целью было изменение наших мнений о внешних событиях, а не только наших чувств.

В каком‑ то смысле достижение когнитивного дистанцирования является самым важным аспектом Стоицизма в борьбе с тревогой. Это то, что Марк подразумевал под фразой «жизнь – это мнение»: то есть качество нашей жизни определяется нашими оценочными суждениями, поскольку они формируют наши эмоции. Когда мы специально напоминаем себе, что проецируем наши ценности на внешние события и что именно наши оценки этих событий расстраивают нас, мы добиваемся когнитивного дистанцирования и возвращаем себе внутреннее спокойствие.

 

Декатастрофизация и размышления о непостоянстве сущего

 

Первая базовая техника обретения внутреннего мира, описанная Марком выше, называется декатастрофизацией, или умением понижать градус тяжести воспринимаемой угрозы от тотальной катастрофы до более реалистичного уровня. Здесь тоже декатастрофизация может применяться как в реальных ситуациях, так и при погружении в воображаемые ситуации во время практики предвосхищения неприятностей. Представим, например, что вы обеспокоены возможным провалом важного экзамена и поэтому начинаете сильно тревожиться, представляя, что ваш провал окажется концом света или тотальной катастрофой. Декатастрофизация предполагает переоценку ситуации в более спокойных тонах, чтобы она не казалась такой непреодолимой и вы могли найти возможные пути с ней справиться. Более реалистичный и сдержанный взгляд на вещи позволяет снизить уровень тревоги. Конечно, на этом пути возможны неудачи, но говорить, что это конец света, – явное преувеличение.

Как оказалось, большинству людей легче визуализировать ту или иную сцену, если они сначала опишут ее на листе бумаги, а потом периодически будут возвращаться к этому описанию. Например, вы можете написать страницу текста о том, как вы теряете работу: как все началось, как вам сообщили неприятную новость и что за этим последовало. Многие замечают, что, прочитав свое описание вслух несколько раз, они проясняют детали и могут затем визуализировать сцену более ярко. Ну и лучше оставить за кадром эмоциональные формулировки: «Они меня просто выкинули, как мусор на помойку». И оценочные суждения: «Это крайне несправедливо! » Просто придерживайтесь фактов, рассуждая как можно более точно и объективно.

Периодически спрашивая: «Что дальше? », вы сможете сместить фокус внимания с наиболее тяжелого момента и двинуться дальше, отчего он уже не будет казаться таким катастрофичным. Например: «Что случится после того, как я потеряю работу? » Поначалу будет трудно, но в конце концов вы найдете что‑ то другое, и жизнь продолжится. Еще одна простая и эффективная техника – спросить себя, какие чувства вызвала бы у вас беспокоящая ситуация через десять или двадцать лет, то есть посмотреть на нее из отдаленного будущего. Это пример более общей стратегии, известной как «временная проекция». Другими словами, вы можете помочь себе выработать философское отношение к неприятностям, каждый раз спрашивая себя: «Если эта ситуация покажется мне пустяковой через много лет, почему бы мне не смотреть на нее как на пустяк сегодня, вместо того чтобы беспокоиться о ней, словно это вселенская катастрофа? » Вы заметите, что временной сдвиг вашего видения ситуации позволит вам изменить к ней отношение, так что она не будет казаться такой катастрофичной.

 

Откладывание беспокойства

 

В последние десятилетия исследователи и клиницисты стали лучше понимать механизм, который превращает избыточное беспокойство в хроническую тревогу. Под «беспокойством» они понимают вполне конкретные вещи: процесс тревоги, демонстрирующий определенный стиль мышления. Беспокоящееся мышление является хроническим – оно не может прекратиться само по себе. Как правило, в его основе лежит вопрос: «Что, если? » То есть мысли о пугающих катастрофах: «Что, если они так разозлятся, что уволят меня? Что, если я не смогу найти другую работу? Как я буду оплачивать учебу детей в колледже? » Кажется, что на эти вопросы нет ответов. Один логически ведет к следующему в виде цепной реакции, подогревая нашу тревогу. Сильное беспокойство, как правило, грозит потерей контроля над ситуацией, но, как ни странно, это на самом деле отчасти бессознательный и произвольный тип мышления. Очень часто люди даже не осознают, что охвачены беспокойством. Мы можем путать его с решением проблем, думая, что занимаемся поиском решения, когда на самом деле ходим по кругу, усугубляя свою тревогу.

Как ни странно, борясь с тревогой, люди склонны прилагать слишком много усилий для контроля непроизвольных аспектов этой эмоции и оставлять без внимания ее произвольные аспекты. Мы уже говорили о том, что, по мнению стоиков, наши первоначальные эмоциональные реакции часто бывают автоматическими. Нам следует признать, что таково естественное положение вещей – смотреть на них с безразличием и принимать их без внутренней борьбы, то есть не пытаться их подавлять. С другой стороны, мы должны учиться отслеживать спонтанные мысли, возникающие как реакция на эти первоначальные чувства, и ситуации, которые их провоцируют. В случае с беспокойством, как ни странно, обычно достаточно заметить его и перестать беспокоиться. Один из ведущих исследователей в психологии беспокойства Томас Борковец провел революционное исследование на тему «откладывание беспокойства». Он попросил группу студентов колледжа на протяжении четырехнедельного периода отмечать время, когда они начинают беспокоиться о чем‑ нибудь, а затем откладывать обдумывание тревожащей ситуации до следующего «времени беспокойства». Используя эту нехитрую технику, студенты смогли сократить почти наполовину время беспокойства, при этом также уменьшились другие симптомы тревоги. Техника откладывания беспокойства является центральной в большинстве протоколов КПТ для лечения генерализованного тревожного расстройства (ГТР), психического расстройства, характеризуемого сильным патологическим беспокойством[169]. Однако мы можем применить тот же подход к обычным повседневным тревогам, как те студенты в исследовании.

Общая схема того, как работает техника откладывания беспокойства, должна быть вам уже известна.

1. Наблюдайте за собой. Будьте начеку и отслеживайте первые предупреждающие сигналы беспокойства, например вы начинаете хмуриться или проявлять нетерпение – одно осознание этих признаков зачастую может разрушить привычку тревожиться.

2. Если вы не в состоянии сразу справиться со своей тревогой с помощью стоических техник, отложите обдумывание беспокоящей ситуации, пока ваши чувства не улягутся сами собой, и вернитесь к проблеме в назначенное вами «время для беспокойства».

3. Отпустите мысли, не пытаясь активно их подавлять – вместо этого просто скажите себе, что вы временно их откладываете, чтобы позже вернуться к ним в отведенное для этого время и в соответствующем месте. Здесь тоже может помочь техника когнитивного дистанцирования. Вы можете также записать на листе бумаги напоминание о том, что вас беспокоит, затем свернуть листок и, положив в карман, забыть до следующего раза.

4. Сосредоточьте свое внимание на том, что происходит здесь и сейчас, расширяя состояние осознанности с помощью своего тела и окружающих предметов и стараясь замечать мельчайшие детали, которые вы не улавливали раньше. Беспокойство гонится за будущими катастрофами, поэтому старается отвлечь ваше внимание от настоящего момента. Поэтому необходимо мысленно зацепиться за здесь и сейчас: «Освободи свой ум и соприкоснись со своими чувствами! »[170]

5. Позже, когда вы вернетесь к беспокоящим мыслям, то обнаружите, что они уже не имеют такого значения. В этом случае вы сможете просто забыть об этой ситуации. Если же беспокойство не проходит, визуализируйте наихудший вариант развития событий или пугающий исход, которые вызывают вашу тревогу, используя технику погружения в воображаемую ситуацию или предвосхищения неприятностей.

6. Примените технику когнитивного дистанцирования, говоря себе: «Меня расстраивают не вещи, а мои суждения о них». Также можно применить метод декатастрофизации, описав пугающее событие объективным языком без эмоциональных формулировок или оценочных суждений. Напоминайте себе о временном характере события, задавая вопрос «что дальше? » и представляя его в динамике.

Стоики советуют нам постоянно проявлять осознанность в отношении своих действий и следить за появлением беспокоящих впечатлений, автоматических мыслей или образов, которые всплывают в потоке нашего сознания. Мы не должны давать свое согласие на то, чтобы они влияли на нас и захватили нас, погрузив в панику, напротив, мы должны внушать себе, что это всего лишь впечатления, а не вещи, которые они якобы обозначают. Таким образом мы сможем дистанцироваться от них и отложить их оценку до тех пор, пока не почувствуем себя готовыми с ними разобраться. Как известно, Хрисипп говорил, что со временем эмоциональное воспаление проходит и, когда к нам возвращается способность мыслить здраво, мы можем обнаружить иррациональную природу наших страстей.

В данной главе мы рассмотрели способы, с помощью которых стоики преодолевали беспокойство и тревогу: действие с оговоркой наперед и предвосхищение неприятностей. Многие другие техники, которые мы упоминали в предыдущих главах, тоже эффективны в борьбе с тревогой, но Марк обращает особое внимание на две техники, которые позволяют осознать временность беспокоящих событий: когнитивное дистанцирование и декатастрофизацию. Кроме того, мы видели, что научно‑ обоснованная в современной психотерапии техника откладывания беспокойства напоминает стратегии преодоления, описанные античными стоиками.

И действительно, Стоицизм предлагает ряд эффективных способов преодоления страха и тревоги, которые схожи с техниками, получившими одобрение в ходе исследований для использования в современной КПТ. Сосредоточение на настоящем моменте, отслеживание первых признаков беспокойства и достижение когнитивного дистанцирования от беспокоящих мыслей – здоровые и эффективные методы преодоления этих проблем. Мы также можем извлечь пользу из естественного процесса эмоционального привыкания, если будем терпеливо прокручивать пугающие ситуации на мысленном экране, но достаточно долго, чтобы тревога полностью прошла. Польза от схожей стоической техники предвосхищения неприятностей очевидна, но того же эффекта можно добиться, применяя вербальную декатастрофизацию пугающего события и описывая его спокойным и объективным языком, воздерживаясь от оценочных суждений, которые заставляют нас страдать.

После того как Марк в течение десятилетий практиковался в этих и других стоических техниках, он смог спокойно и уверенно встать на защиту империи. Большинство людей в Риме были полностью охвачены паникой, испугавшись надвигающейся катастрофы со стороны варварских орд, которые вторглись в Италию с севера. Как императора Марка преследовала неудача за неудачей, и можно представить, как он чувствовал себя в это время. Тем не менее он со спокойной уверенностью продолжал делать свое дело перед лицом серьезной беды. Постепенно, получая поддержку своих верных полководцев Помпеяна и Пертинакса, Марк начал одерживать верх над северными племенами.

Вождя языгов Банадаспа заменил более воинственный царь Зантик, но когда поворот в войне оказался не в его пользу, он сдался и в июне 175 года н. э. просил о заключении мира. Вскоре после этого Марк был провозглашен императором в восьмой раз и получил титул Сарматика, победителя сарматов. В результате этой победы были освобождены 100 тысяч римских невольников. Марк расселил тысячи германцев, включая женщин, в Италии. Такое решение он нашел предпочтительнее истребления людей или обращения в рабство, хоть этот выбор и не увенчался полностью успехом. Но с кочевыми племенами и воинственными сарматами это было неосуществимо. С ними Марк поступил по‑ другому – он мобилизовал восемь тысяч всадников в римскую армию, в результате чего сформировал дополнительный элитарный кавалерийский отряд, большая часть которого заняла римские форты в Британии. В своих заметках он писал, что люди, которые гордятся тем, что захватили сарматов словно рыбу в невод, сами не лучше воров или грабителей[171].

Однако Марку пришлось поторопиться завершить Первую маркоманскую войну и провести переговоры о мире с сарматами, потому что на горизонте внезапно замаячила более серьезная угроза. Марку снова предстояло испытать стоические принципы и практики, которые он отрабатывал во время Первой маркоманской войны. Далеко на востоке его соперник выдвинул свои притязания на имперский трон, а это могло означать только одно: назревала гражданская война, которая могла расколоть империю и разделить римлян.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...