Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Молитва 3 страница




Благо Божие не где-то далеко, оно в каждом сердце. Вечную жизнь невозможно представить только самым последним выводом из земной жизни человека. Она должна быть «всегдашним, непре­рывным состоянием человека... », по мысли свт. Феофана Затвор­ника. Вечная жизнь как состояние души человеческой не зависит от условий пространства и времени, национальности, возраста, ха­рактера и может начаться и в здешней жизни. Православное уче­ние признает вечную жизнь продолжением жизни настоящей. По Иоанну Богослову, вечная жизнь вечна не своей временной бес­конечностью, а своим внутренним богатством. «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин. 3, 36). «Мы знаем, что перешли от смер­ти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пре­бывает в смерти» (1 Ин. 3, 11). Получается, что жизнь вечная не обусловлена воскресением из мертвых, она как будто бы даже об­условливает его собою: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную и Я (как будто бы в силу этого) воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54).

Вечная жизнь не просто получается извне, а постепенно растет в человеке. Отцы Церкви представляли себе жизнь человека непре­станным развитием, приготовлением к жизни загробной, предна- чатием Царства, насаждением его в душе. Человек созидает в себе то настроение, которое будет содержанием его жизни за гробом. «Приближаясь к Богу жизнию, делами и учением... приготовляй­тесь к тамошней истине и созерцанию о Христе Иисусе Господе на­шем», — убеждает свт. Григорий Богослов.

Итак, все дело спасения представляется таким образом: по благодати Духа каждый из нас приобретает спасение; при уси­лии свободного произволения верою и любовью, с помощью Божией человек на земле трудится, созидает в себе Царство Божие и через это мало-помалу делается причастником вечной жизни. В грядущем веке человек увидит Бога лицом к лицу, обретя веч­ную жизнь в бесконечной полноте. Там получат совершенное рас­крытие те начала, которые заложены и развиты в настоящей жиз­ни. Прп. Ефрем Сирин учит, что на суде будет раскрыто внутрен­нее хранилище нашей души. Если Сын Божий в тебе, то и Царство Его внутри тебя. А вместимость блаженства будущего века опре­деляется тем, кто как раскрыл свое естество, как потрудился над собою.

Научение Закону Божию есть учение о вечной жизни, об устроении души. Задача — чтобы святая душа еще здесь приняла в себя Царство, озарилась вечным светом. Христианин и на земле должен считать себя гражданином небесным, еще здесь начать веч­ную жизнь. По свт. Иоанну Златоусту, настоящая жизнь является временем воспитания, насаждения в человеке тех начал, которые в полноте раскроются в будущем воскресении. Земная жизнь — как некоторое училище, в котором воспитывается способность усваи­вать будущие блага. «Еще здесь в человеке совершается воскресе­ние, служащее началом будущего», для главной радости — живого общения с Богом. «Благодатию вы спасены через веру, и сие не от Вас, Божий дар» (Еф. 2, 8). Но в Писании и у святых отцов замечаем постоянное стремление убедить человека совершать свое спасение. Благодать Божия нуждается в верующем, «украшенном даром сво­боды» (свт. Григорий Нисский).

Для того чтобы юношам встретить предлагаемое спасение, им нужно рассказать о спасении и возбудить горячее желание к нему.

Это может произойти, когда молодой человек будет знать, что Бог всегда стремится к человеку, влечет его к Себе. Нужно только жела­ние бросить грех и быть с Богом.

С этой точки зрения взглянем на споры о Законе Божием, ко­торые велись в Х1Хв. и ведутся сегодня. Вторая половина XIX в. — время становления русского богословия. В обществе шел поиск пу­тей, как пробудить и укрепить иссякающую веру народа. Проблемы преподавания Закона Божия не сходили с повестки дня вплоть до 1917 г. Они становились предметом обсуждений в светских и цер­ковных журналах, на заседаниях Училищного совета Святейшего Синода, в Министерстве народного просвещения, на епархиальных Съездах наблюдателей церковных школ и епархиальных Съездах законоучителей. Выбор методики преподавания называли страте­гической, государственной задачей. Бедствием современники счи­тали формализм и начетничество, сухое и равнодушное изучение религиозных текстов, зубрежку без понимания смысла. Главней­шим критерием качества преподавания был результат: насколько изучение Закона Божия сближало воспитанников с Церковью?

В «Журнале Министерства народного просвещения» находим размышления законоучителя, известного методиста, историка ре­лигиозного образования прот. Д. Соколова: «В различных отчетах нередко встречаются замечания, что в том или другом учебном за­ведении преподавание Закона Божия идет отвлеченно, неприложимо к жизни, безжизненно, сухо... ». Свящ. Г. Петров, известный обли­чительными публичными лекциями, восклицал: «Возьмите, нако­нец, уроки Закона Божия. Какие это должны быть ценные золотые часы и как часто утомительно скучны, безнадежно сухи бывают они! » Проф. Ф. Орнатский в «Церковном вестнике» № 19 за 1901 г. писал: «Каковы же плоды такой (нынешней) постановки Закона Бо­жия? Небогатые и довольно невкусные. Усвоенное одним умом, как и естественно, забывается, остается в голове очень немногое... и хо­рошо еще, если самое главное, а то большей частью какие-то жалкие и бессвязные отрывки! Источник христианского самоназидания — слово Божие — школьникам остается почти незнакомым; высота и глубина религиозно-нравственных истин не познаны; многие недо­умения по религиозным вопросам не устранены; потребность рели- гиозно-нравственного просвещения у меньшинства возбуждена, но не удовлетворена (отсюда и увлечение всяким ветром религиозно- философских учений, например, взглядами гр. Толстого, Ницше и т. п. ); у большинства же от долговременного неправильного удовле­творения эта потребность замерла».

Профессор сформулировал пожелания законоучителей, кото­рые были опубликованы в газете «Новое время» № 9153 за 1901 г.:

1. Закон Божий есть не учебный, а воспитательный предмет, а законоучитель — не только учитель, но и воспитатель личности христианина.

2. Замена учебников подлинным словом Божиим (издание учебной Библии).

3. Законоучитель должен «гореть духом» сам и возжигать ре­лигиозное чувство у детей. Живым словом быть руководителем в деле спасения.

4. Возврат учащихся под кров Святой Церкви с ее молитвами, бо­гослужением и Таинствами. Законоучитель — пастырь для учеников.

5. Участие в воспитании детей родителей — живым словом и примером.

6. Увеличение числа уроков Закон Божия (с одного до двух ча­сов в неделю).

Главным фактором ухудшения результатов религиозного об­учения нужно считать «расцерковление» школы вследствие общего настроения в обществе, атеизма, наступления агрессивно-безбож- ной культуры, неприятия православной веры. В обществе просто пропала любовь к Богу и Церкви. Причина падения — оскудение любви. А критику в адрес религиозного воспитания следует разде­лять на продуктивную, имеющую целью улучшение качества об­учения, и ниспровергающую, целью которой было устранение ре­лигиозных моментов в воспитании и утверждение светского обра­зования. Например, тогда уже высказывались соображения двух направлений:

· радикальное отрицание преподавания Закона Божия, религи­озного образования для юношества,

· расширение преподавания нравоучения с исключением уче­ния догматического, означающее развитие религиозного чув­ства без религиозного знания.

Все споры и рассуждения, развернувшиеся по поводу системы духовно-нравственного воспитания, надо рассматривать как осо­знание причин расцерковления народа. Особо ясно осознавалась необходимость усиления воспитательного влияния при обучении Закону Божию. Это был не просто поиск методов преподавания, но поиск путей к сердцу ребенка, подчас зараженного всеобщим нигилизмом. Таким образом, Закон Божий не являлся причиной государственной катастрофы, а, наоборот, можно предположить, преподавание Закона задержало ход событий, скатывающихся к революции.

Преподавание предмета «Закон Божий» имело огромное значе­ние, влияние его на подрастающее поколение было очень важным. Хотя система религиозного воспитания и преподавание имели су­щественные недостатки, которые признавались современника­ми, это никоим образом не говорило о несостоятельности главно­го предмета и, тем более, о необходимости его отмены. Требовалась кардинальная перестройка системы образования.

Распространенные слова о том, что Закон Божий преподавался плохо, это лишь частичная правда. Как и сегодня, он преподавал­ся по-разному. Если внимательно изучить воспоминания о Законе Божием и законоучителях, мы увидим, что они в основном поло­жительные. Отрицательные публиковались в либеральной прессе. Большая часть отзывов учащихся говорит: материал Закона Бо­жия глубоко переживался, изменял сознание. Мы имеем не толь­ко отрицательные примеры в широко известных «Очерках бурсы» Н. Помяловского, но и истинные образцы законоучителей:

 

• св. прав. Иоанн Кронштадтский, уроки которого дети считали любимыми и помнили всю жизнь;

• множество пастырей и законоучителей, большинство из ко­торых стали новомучениками. Например, сщмч. Сергий Кед­ров, расстрелянный на Бутовском полигоне — сельский ба­тюшка, заведовавший церковно-приходской школой с. Фаусто- во, где дети получали начатки знаний о вере и смысле челове­ческой жизни. Дети певческого класса составили впоследствии церковный хор. Житие сообщает, что они «оказались настоль­ко верны православной вере, что и во время гонений не оста­вили клироса»;

• 24 священномученика из 64 святых Екатеринбургской епар­хии (по сегодняшним данным) занимались преподавательской деятельностью, большинство были законоучителями. Сщмчч. Платон Горных и Стефан Хитров за нее были награждены орде­нами св. Анны. Выпускное сочинение за курс Казанской Духов­ной семинарии сщмч. Сергия Увицкого «Христианский идеал воспитания в истории педагогики» было полностью посвяще­но теме воспитания детей. Везде, где бы ни служил преподоб- номученик Ардалион (Пономарев), он занимался преподавани­ем Закона Божия в училищах и церковно-приходских школах. Выдающийся епархиальный законоучитель начала XX века священномученик Иоанн Шишов преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе храма Покрова Пресвятой Бого­родицы села Колчеданского, а затем заведовал церковно-при- ходской школой в деревне Лепенинской. Отец Иоанн был членом-соревнователем «Общества взаимного вспомощество­вания учившим и учащим в церковно-приходских школах и школах грамоты Екатеринбургской епархии». Его трудами не­сколько сотен учеников получили прекрасное начальное цер­ковное образование. За свои усердные труды на ниве церковно-приходского образования он снискал многочисленные по­хвалы и награды;

• сщмч. Фаддей (Успенский), которого житие называет великим ревнителем о церковной школе, с юных лет мечтал быть педаго­гом и смотрел на преподавание как на святое послушание. Вы­пускники организованных им педагогических курсов благода­рили пастыря не столько за методические приемы, сколько за научение любить Христа и Его Святую Церковь.

Все они — прекрасные педагоги не только потому, что облада­ли педагогическим талантом, но прежде всего — по своей стойко­сти в вере, устремленности к Царству.

Приведем еще один пример. 1918 год. Уже идет закрытие храмов, звучат лекции со словами: «Причащение будет запрещено», «Патри­арх еще жив». Уже Святейший Патриарх Тихон выступил с посла­нием в «годину гнева Божия»: «Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: встаньте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой Матери нашей, противостаньте им силою вашею, вашего властного всенародного вопля, а если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою». Уже выпущен Декрет «Об отделе­нии Церкви от государства и школы от Церкви», сопровождавший­ся волной крестных ходов, которые были обстреляны. В Москве под председательством бывшего обер-прокурора Синода А. Д. Са­марина был организован «Союз объединенных приходов Право­славной Церкви». 25 февраля 1918 г. на собрании представителей московских приходов было решено требовать сохранения препо­давания Закона Божия в школах, а законоучителям преподавать его до тех пор, пока не выгонят оттуда штыками, затем продолжить обучение в храмах и по домам. Мы знаем, что так оно и получи­лось — защищали Закон Божий до крови. В г. Полевском Екатерин­бургской епархии в 1917/18 учебном году в школах было запрещено обязательное преподавание Закона Божия. Как сообщает в церков­ной летописи священник Леонид Смородинцев, «родители школь­ников... на своих школьных родительских собраниях постановили по-прежнему вести этот предмет, приняв на себя... уплату жалова­нья законоучителям... ». И таких примеров множество.

Возникает вопрос: чем мы сегодня готовы пожертвовать ради преподавания Закона Божия? Иногда говорят: Закон Божий — су­хой и неинтересный предмет. Но живость уроков определяется стремлением опытного знания Бога, любовью к Нему. «Если ты не знаешь Бога, ты не можешь и любить Его», — говорит прп. Сера­фим. Сщмч. Фаддей (Успенский) замечает, что никакие приобрете­ния ума не могут заменить «душу живую». Что сделается с душой, если постигши все совершающееся во внешней природе, «она оста­нется в неизвестности относительно величайших сторон собствен­ной жизни и ее жизнь не приобщится к жизни «Лозы истинной»? Что будет с детской душой, когда взор ее будет всецело устремлен вне себя и не будет различать совершающегося внутри? » Значит, Закон Божий — это предмет, изучающий устроение души — в на­правлении к Царству. А изучить Закон Божий означает полюбить Бога и приготовить себя для встречи с Ним через исполнение Его воли. Вот какие слова произнес для выпускников Духовной семи­нарии сщмч. Фаддей (Успенский): «Мне хочется напечатлеть в ваших умах и сердцах ту истину, что всякая сила в жизни заключа­ется в единении со Христом: в этом единении — источник всякого воодушевления, в нем залог плодотворности того дела, к которому вы призваны. Узы же, которыми укрепляется единение со Христом, есть любовь Христова. Итак, укрепляйте в себе эту силу любви, которая сделает жизнь вашу непоколебимою! »

ПРИУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСПОЛНЕНИЮ ЗАКОНА БОЖИЯ

Премудрый Соломон говорит: «Праведность возвышает народ» (Притч. 14, 34), «без откровения свыше народ необуздан, а соблю­дающий закон блажен» (29, 18).

Закон Божий обнимает собою всю жизнь человека во всех возможных ее проявлениях. Законом Божиим определяются все наши действия, не только внутренние, но и внешние. Всякое дви­жение мысли, воли и чувства, всякое слово и дело мы должны сопоставлять с требованиями Закона Божия, и только при этом условии жизнь христианина становится в истинном смысле хри­стианскою. «Едите ли пьете ли, или иное что делаете, все делай­те во славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Вот заповедь, которой мы дол­жны руководствоваться. Научить христианской жизни призвано церковное воспитание. Сщмч. Фаддей (Успенский) говорит нам о том, что всякий христианин обязан воспитать своих детей в хри­стианском духе.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский, бывший прекрасным законо­учителем, оставил нам в наследие пять факторов истинного право­славного воспитания:

1. Благодатная помощь от Бога по молитвам и через участие в церковных Таинствах.

2. Духовническое руководство воспитуемого.

3. Душеполезное обучение, прежде всего Закону Божию, а так­же православное общение, чтение книг, наставление от старших и более опытных христиан.

4. Личный пример учителя, ориентирующего и препровождаю­щего к Небесному Первоучителю — Господу нашему Иисусу Христу.

5. Благотворная христианская среда, которую представляет церковная семья, церковная община.

Прот. А. Дернов пишет: «Истинно христианский облик души должен созидаться на почве молитвы дома, посещения богослуже­ния, глубокого и многостороннего ознакомления со священными книгами, воспитания примерами и конкретными наставлениями». Конечно, полноценное православное воспитание проходит и в хра­ме, и дома, и в школе, когда ему способствует весь строй жизни. Вышеперечисленные средства должны воздействовать прежде все­го на мир собственно религиозной жизни питомца, но затем непре­менно и на область нравственную. По воззрениям древних отцов и учителей Церкви, обе эти области находятся в самой тесной свя­зи между собой, и не потому только, что «вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 20), но и потому, что христианская нравственность может и должна созидаться только на основе христианской веры, а не на почве каких-нибудь естественных воззрений и стремлений чело­века. Бог есть начало и конец, основание и цель всей нравственной жизни христианина.

«Блажен, кто любит Тебя (Боже), кто любит и ближнего в Тебе и врага ради Тебя», — говорит блаж. Августин, и в этих словах — выражение всего святоотеческого учения по этому вопросу. Тес­ная, неразрывная связь религии и нравственности, веры и жизни должна проявляться и в христианском воспитании. Церковные на­ставления, касающиеся христианского воспитания, нигде не раз­личают строго религиозную и нравственную стороны. Обе они представляют единое целое, которое свт. Иоанн Златоуст называ­ет любомудрием, подразумевая истинно христианское религиоз­но-нравственное воспитание.

«Дело народного воспитания должно быть освящено Церковью, а школа должна быть преддверием Церкви, — считал К. Д. Ушинский. — Школа учит человека сравнительно недолго, Церковь под­держивает и наставляет его от колыбели до могилы». Научение За­кону Божию и есть введение в жизнь Церкви.

«Содержанием церковной жизни должна быть святость», — го­ворил Святейший Патриарх Алексий II на Епархиальном собрании 23 декабря 2003 г. в Москве. Православные школы — те «школы, где дети прежде всего воспитываются в духе святости». Дело не в со­здании структур, параллельных государственным, а в «служении в духе любви». «Крестные ходы — это не церковные парады и демон­страции, а освящение общей молитвой города, в котором мы жи­вем. Если в духовной школе — академии, институте, университе­те, семинарии, гимназии — не воспитывают стремление к святости, если социальное служение совершается без любви и милосердия, если во время крестного хода заботятся только о внешнем и не мо­лятся усердно Богу, то все это будет профанацией и не приблизит нас к Царствию Небесному».

1. Молитва

Молитва, совершаемая в школе неопустительно, способствует успешности учения и воспитания и оказывает благотворное влия­ние на всю последующую жизнь учеников.

Религиозно-нравственное образование детей может успешно совершаться только при помощи Божией, ибо «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126, 1). Молитва есть благодатное средство к снисканию помощи Божией, посредством молитвы мы можем испрашивать себе благодать Божию для вся­кого доброго дела. Поэтому, если учитель убежден, что без помо­щи Божией его познания, искусство и усердие недостаточны для такого великого дела, как спасение многих душ, то он убежден и в необходимости молитвы вместе с детьми. Он не только сам усерд­но молится, но и в детях своим примером пробуждает любовь к молитве.

Плоды этого упражнения становятся заметны в школе и еще с большею силою обнаруживаются в позднейшей жизни учеников после школы. Молитва дает учителю возможность реже прибегать к угрозам и наказаниям; она делает сердца детей восприимчивы­ми для истины и для всего доброго; она облегчает для детей учение. Можно надеяться, что с помощью упражнений она остается на всю жизнь, станет глубже и плодотворнее.

Для правильного упражнения детей в молитве, с живою поль­зою для них, учитель должен понимать: а) внешние знаки молит­вы, б) внутреннее настроение детей во время молитвы и в) способы приучения детей к молитве.

 

Внешние знаки молитвы

Под внешними знаками разумеются: слова молитвы и внешние телесные действия, сопровождающие молитву.

Хотя эти знаки составляют лишь внешнюю сторону молит­вы, однако никак не следует считать их ненужными. Сам Господь Иисус Христос, давший ученикам образец молитвы, освятил их Своим примером, и Церковь соблюдает их во всей строгости. Осо­бенно необходимы внешние знаки детям, так как без их содействия сама молитва была бы невозможна для детей. Кроме совершения обыкновенных поклонов и крестного знамения, молитва выража­ется многими другими внешними действиями, каковы: обращение взора к небу или наклонение его к земле, поднятие и распростертие рук, наклонение головы и преклонение колен, повержение на зем­лю, слова, изливающиеся от полноты души, вздохи и слезы. Все эти действия имеют высокую цену в очах Божиих, но все неестествен­ное, преувеличенное и лицемерное в этих действиях низводит на молящихся гнев Божий и не должно быть допускаемо в детях.

Внутреннее настроение молящегося

Дети должны молиться от сердца и с доброй волей. Законоучи­тель должен мало-помалу вводить детей в дух молитвы. С этою це­лью он должен чаще говорить им о свойствах истинной молитвы, объяснять одну за другою важнейшие молитвы, стараться делать молитву приятною для детей и пользоваться всеми случаями, ко­гда дети легко могут молиться от сердца и с чувством. Заучиванье молитв должно производиться не только на специальных уроках по объяснению молитв, но и при всех других, удобных к тому, слу­чаях, например, при начале и окончании уроков.

Как во всем другом, так особенно здесь, лучшим руководите­лем для пробуждения в детях молитвенного духа служит пример законоучителя и всей Церкви. Церковь научает, когда молиться, в каких случаях, как и какими словами.

Законоучитель должен удерживать детей во время молитвы от ложного, не свойственного им напряжения как в самом молитвен­ном настроении духа, так и во внешних обнаружениях молитвы.

Способы приучения детей к молитве будут рассмотрены в гла­ве «Методика изучения молитвы».

 

2. Участие в церковном богослужении

Приучение детей к религиозно-нравственной жизни возмож­но в том лишь случае, когда будет вестись в ближайшем общении с Церковью, будет проникнуто духом церковности; ибо вне Церкви нет жизни. Дух же Церкви выражается в богослужении: через бо­гослужение Православная Церковь, вселенская учительница, учит и воспитывает своих чад. Поэтому на участие детей в церковном богослужении должно смотреть как на самую существенную и не­обходимую часть религиозно-нравственного воспитания. Св. прав. Алексий Мечёв говорил, что нужно не только внушать понятие о Боге, но приучать к богослужению.

Приучение детей к участию в церковном богослужении дол­жно начинаться в родительском доме. Также в этом должны участ­вовать: учитель — это одна из самых существенных его обязанно­стей; вообще все взрослые прихожане, ибо по долгу христианского милосердия всякий обязан научить незнающего и неученого (Пра­вославное исповедание, вопр. 49).

Иноверные педагоги очень много рассуждают о том, надоб­но ли допускать детей к участию в церковном богослужении? Мо­гут ли дети присутствовать в церкви с пользою для себя? Не за­вести ли для них особое богослужение, более для них понятное? Подобные вопросы весьма естественны в протестантских обще­ствах и Римско-Католической Церкви, ибо у протестантов бого­служение состоит, главным образом, из проповеди и отличается крайнею сухостью; у римских же католиков преобладает в бого­служении внешняя форма, под которою внутренний смысл оста­ется подавленным. Не то мы видим в православном богослужении. В нем нет ничего преобладающего, внешняя форма его находит­ся в полном соответствии с внутренним содержанием, всему дано надлежащее значение, ничто не забыто и не опущено. Православ­ная Церковь соединила в своем богослужении все, что может при­влечь и занять молящегося: важность и святость предметов с ду­ховною приятностью и священностью выражения, простоту с велелепием, благоговение с восторгом, душевную пользу с высоким Духовным услаждением. В Православной Церкви за ее церковным служением все душевные силы молящегося приводятся в действие, питаются и укрепляются в равной мере, все получают от него душевную пользу, каждый по мере своего требования, соответствен­но душевному своему настроению, своим способностям и силам. Ввиду всего этого православный воспитатель должен заботиться не о том, чтобы приспособить само богослужение к детскому воз­расту — на это никто не имеет и права, а единственно о том, чтобы детей сделать способными к благотворному для них участию в цер­ковном богослужении.

Для достижения этой цели необходимы: личное присутствие де­тей за церковными службами, их благоговейное участие в церков­ном богослужении и внимательное слушание церковных поучений.

О присутствии детей за церковными службами

Для плодотворного участия в церковном богослужении необ­ходимо прежде всего личное внешнее присутствие верующего за церковными службами. Поэтому первая обязанность законоучи­теля состоит в том, чтобы приучить детей к неопустительному по­сещению церковного богослужения. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Мы позволяем детям посещать зрелища, а чтобы они не убегали Церкви, чтобы не стояли в ней неблагоговейно, о том не заботимся. Мы заставляем их давать отчет в том, что они выучили в светских училищах. Почему же не требовать у них отчета в том, что они слы­шали в доме Господнем». «Когда надобно вести детей в театр или на зрелища, тогда нет занятий, нет обязанностей, которые бы нас удерживали: все уступает перед этой жалкой приманкою. А когда идет дело о столь важном и полезном занятии, тогда говорят: не должно терять времени. Можно ли не раздражить гнева Божия? Для всего прочего вы находите досужее время, но служение Богу кажется вам и слишком тяжким, и слишком обременительным для детей». В житиях новомучеников и исповедников Российских мы находим примеры того, как привлекая детей к сознательному уча­стию в богослужении, родители спрашивали у них отчет об услы­шанном Евангельском чтении. Почему бы и нам на занятии после Литургии не обсудить с детьми воскресное Евангелие? Дети должны находиться за церковным богослужением:

 

•    во все воскресные дни,

· в Господские и Богородичные праздники и в дни святых, осо­бенно чтимых Церковью,

во все важнейшие времена в церковном году, каковы: Страст­ная неделя, Пятидесятница, посты и др. на всех церковных службах, совершаемых по частным прось­бам их родителей и близких родных: заздравные и заупокой­ные Литургии, панихиды, молебны в дни именин, крестины, похороны и т. п. В именины каждого ученика законоучитель- священник служит особый молебен, за которым, по желанию, могут находиться и товарищи именинника.

Продолжительное стояние за церковными службами, без со­мнения, очень трудно для детей, при живости их природы, и требу­ет от них большого самоотвержения. Но самоотвержение есть ос­нование нравственного совершенства, и потому его нужно всеми мерами развивать в детях с раннего возраста.

Указанного выше порядка должно держаться не только в учеб­ные дни, но и во время отпусков. Законоучитель должен настоя­тельно требовать от родителей, чтобы они приводили в церковь де­тей во все воскресные и праздничные дни, а также в дни школьных каникул, особенно летних.

О благоговейном пребывании за церковными службами

Что должен сделать учитель?

• Учитель дает детям понятие о храме, богослужении, главном Таинстве Евхаристии. Это должны быть не сухие сведения, а поня­тия, непосредственно связанные с духовной жизнью детей, важные для них. Например, при изучении православного храма наиболь­шее внимание надо уделить не его устройству, а значению его в жиз­ни христианина. Многочисленные свидетельства любви к храму Божию, невозможности жизни без него мы находим в житиях святых.

• Учитель должен строго следить, чтобы дети оказывали благо­говейное почитание храму Божию и всем его принадлежностям не только при богослужении, но и во всякое другое время вне церкви.

Он должен, например, внушить, чтобы они, проходя мимо хра­ма, остановились и сдел али три малых поклона с крестным зна­мением, чтобы оказывали почитание священным сосудам, иконам, одеждам, церковным книгам, священникам, свечам и проч.; наблю­дать, чтобы дети не портили в церкви стен, не собирались играть на Церковном дворе, не бегали вокруг церкви.

Особо сложно бывает современным детям вести себя благого­вейно в нецерковной среде, среди неверующих друзей и близких — например, совершать крестное знамение, проезжая мимо храма. Здесь учитель напоминает им о важности миссионерства, свиде­тельства о своей вере: «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Анге­лами Божиими» (Лк. 12, 8).

• Учитель должен объяснить подробно и чаще напоминать де­тям, как они должны держать себя в церкви во время богослуже­ния. Рассказ о правилах поведения в храме содержит, во-первых, сведения о том, что нужно делать в храме — молиться, и только по­том — чего нельзя делать. Поняв главное, дети и сами могут рас­сказать, что запрещено в церкви.

Дети должны входить в храм Божий с непокрытой / покрытой головою, ровным и мерным шагом, без шума, никого не толкая и не дергая; по приходе на место воздать поклонение Богу; перед икона­ми стоять благопристойно; во время совершения службы не разго­варивать, с места на место не переходить и не отвлекать внимания православных от службы ни словом, ни движением, но пребывать со страхом, в молчании, тишине и во всяком почтении; в алтарь не входить, на солее не стоять, к целованию святого креста, икон и Евангелия подходить в порядке, прилично и с благоговением.

• Учитель, по соглашению со священником и прихожанами, должен избрать для учеников особое место в церкви. Эта уступка вызывается словами Самого Господа: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного» (Мф. 18, 10).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...