Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Молитва 4 страница




Лучше всего ставить детей впереди прихожан, немного отсту­пя от солеи пред алтарем, мальчиков по правой, а девочек по левой стороне, или всех — справа. В первые века христианства дети стоя­ли в церкви или вместе с родителями, или впереди перед солеей. Детям во многих случаях должно уступать места даже по простой вежливости. Ответственность за поведение детей на богослужении несут родители, педагоги, назначенные лица (по особой договорен­ности), а также, с любовью и терпением, все прихожане.

• Помощь в деле приучения детей к богослужению оказыва­ют посильные послушания: клиросное, пономарское для мальчи­ков, на подсвечниках, запивке и др. Важную роль играют Литургии, специально назначенные для церковной школы, на которых ученики исполняют все возможные послушания. Таким Литурги­ям предшествует детская Исповедь. Немаловажны также и палом­нические поездки с участием в богослужении.

Нужно заметить, что приучение детей к участию в богослуже­нии — дело чрезвычайно трудное. Оно требует от воспитателя тер­пения и добросовестности, которые никогда не должны иссякнуть. Ревность учителя в этом важном деле не должна походить на факел, сперва ярко пылающий, а потом угасающий. Всякая трудность по­беждается только постоянством и настойчивостью. Первая оцен­ка педагогу дается всегда во время богослужения: присутствуют ли порученные ему дети в храме, насколько они благочестивы, как они ведут себя во время молитвы?

Что есть благоговение? Прот. Борис Ничипоров считал, что без благоговения духовное образование бессмысленно. Как говорит апостол, такое знание только надмевает, а любовь назидает (1 Кор. 8, 1). Благоговение, по словам одного подвижника, — это соедине­ние страха Божия и радости о Боге и Спасителе. Видимо, оно связа­но с устроением души, которая, приближаясь к некоторым предме­там, чувствует соприсутствие Божие. При этом нужно совершить внутренние и внешние действия: как Моисею было сказано Богом, когда он увидел куст, горящий и не сгорающий: «Не подходи сюда, сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3, 5). Это плохо усваивается, если препо­дается только на уроках и никак не связано с реальным вхожде­нием в литургическую жизнь Церкви Христовой. Благоговение — плод внутренней работы, совершаемой в церковной жизни.

Внутреннее благоговение имеет три степени: первая — низшая степень состоит во внимании к словам и действиям священнослу­жителей. Вторая — в понимании слов и действий священнослужи­телей. Третья — в полном душевном сочувствии всему, что поется, читается и делается в Церкви.

Эти степени плотно связаны с возрастом учащихся. Детей младшего возраста нужно приучать преимущественно к соблюде­нию правил внешнего благоговения; через это они мало-помалу приучаются и к внутреннему благоговению, особенно к низшей его ступени, состоящей во внимании к словам и действиям священно­служителей.

Для детей среднего возраста главным средством к возбужде­нию внутреннего благоговения, состоящего в понимании слов и действий священнослужителей, служит преподавание, основное в нем — разъяснение смысла и значения церковных молитв и бого­служебных действий.

К детям старшего возраста применяются указанные средства с особой целью — воспитать в них любовь к церковному богослу­жению и твердый навык в исполнении важнейших обязанно­стей. Нужно чаще испытывать их — что они выслушали в Церкви и, преподавая Закон Божий, ссылаться при каждом удобном случае на церковные песнопения, молитвы и поучения. Можно требовать, чтобы дети упражнялись, по мере возможности, в записывании на дому церковных поучений. Нужно поощрять их к чтению душепо­лезных книг, к пению церковных песней в свободное от учебных занятий время, к паломническим путешествиям в ближайшие мо­настыри и церкви для поклонения чудотворным иконам, святым мощам и т. п.

3. Чтение слова Божия и душеполезных книг

Святой апостол Павел заповедует своему возлюбленному уче­нику епископу Тимофею чтение святых и душеполезных книг как одно из главных средств для преуспеяния в духовной жизни: «За­нимайся чтением, наставлением, учением... » (1 Тим. 4, 13-16). И святые отцы, следуя апостолу, заповедуют всем непрерывное чтение святых книг как занятие святое, спасительное и сладостное.

«Когда я читаю книги о Боге, — говорит святой мученик Ти­мофей, — меня окружают Ангелы Божии». В святых книгах гово­рится о славе святых, об их добродетелях и подвигах, через кото­рые они сподобились быть наследниками Царства Божия. Читая эти книги, мы сами как будто делаемся гражданами другого мира и жителями неба, так что можем говорить: житие «наше на небесах есть» (Флп. 3, 20); «несмы странни и пришельцы, но сожители свя­тым и приснии Богу» (Еф. 2, 19).

«Когда я читаю святые книги, — пишет святитель Григорий Бо­гослов о книгах святителя Василия Великого, — то просветляюсь и духом, и телом, становлюсь храмом Божиим и орудием Святаго Духа через них я исправляюсь, через них получаю Божественное изменение, делаюсь другим человеком».

Их можно читать и перечитывать по мере нужды и потребно­стей и останавливаться в них на том, что особенно полезно нам в то или другое время, в тех или других обстоятельствах. Читающий добрую книгу останавливается, когда хочет и где хочет, и столь­ко, сколько хочет, сколько нужно, как немного постоявший подле огня не может согреться, а должен для этого постоять подолее под­ле огня, и чем долее будет стоять, тем более согреется.

В душеспасительных книгах, как в зеркале, человек может ви­деть себя, каков он и куда идет; это зеркало отражает верно и не льстит никому, каждый тут ясно видит свои недостатки.

Наконец, чтение душеполезных книг доставляет радость, удо­вольствие, утешение. Псалмопевец говорит: коль «возлюбих за­кон Твой, Господи, весь день поучение мое есть... коль сладка горта­ни моему словеса Твоя, паче меда устом моим» (Пс. 118, 97, 103). Эта пища удовлетворяет все вкусы, это истинная манна, пища небес­ная, ангельский хлеб, имеющий в себе всякую сладость и всякое благоухание, удовлетворяющий потребностям каждого.

Особо скажем о той книге Священного Писания, которая не­редко забывается в занятиях с детьми — Псалтирь. «Ни одна кни­га Священного Писания, не исключая и Евангелие, не представля­ет таких удобств для выражения самых разнообразных состояний души, как поэтическая и вместе с тем учительная книга Псалтирь. Там мы встретим самую живую, чисто детскую веру в Бога. Чте­ние ее водворяет в душе, удручаемой скорбями жизни, мир и от­радное спокойствие», — пишет сщмч. Фаддей (Успенский). Ныне­шние дети, действительно удручаемые сложностями современно­го мира, как никогда нуждаются в душевном покое. По своей вере книга должна быть близка им. А не совсем понятный церковносла­вянский слог своей красотой затронет душу.

«Удивительное дело! — восклицает свт. Афанасий Великий. — Кто читает псалмы, тот все написанное в них произносит, как соб­ственные слова». На все случаи жизни можно найти совет и уте­шение. «Ничто столько не способно восторгать и окрылять душу, освобождать ее от уз плоти и возбуждать к любомудрию, как Боже­ственные песни псаломские. В Псалтири ты найдешь бесчисленны блага», — призывает свт. Иоанн Златоуст. Используем этот призыв не только для своей пользы, но и для помощи нашим детям.

Сщмч. Фаддей говорит, что эту книгу, столь любимую наши­ми предками, образованные потомки стали оставлять, осмеивать и издеваться над старинным обучением по ней, находя его «несовре­менным и несообразным с новейшею педагогикой». С тех пор непо­нятные псалмы начинают заменяться баснями и сказками. Кто не воспитывался на баснях «дедушки Крылова»? И кто может вспо­мнить из своего детства чудные и красивейшие псалмы? А между тем, по словам С. А. Рачинского, ни одна книга не положила та­кой неизгладимой печати на христианское чувство и сознание, как Псалтирь.

 

4. Исполнение христианского долга Исповеди и святого Причастия

Исповедь и Причастие — это самые действенные средства к ду­ховно-нравственному совершенствованию детей. Кто из педаго­гов проводил урок после совместного с детьми Причастия, тот зна­ет, какое необыкновенное единение испытывается в классе, когда даже не нужно слов.

Воспитательное значение Исповеди в детском возрасте

Совершаемая согласно Уставу Православной Церкви Исповедь в детском возрасте оказывает на детей весьма благотворное влияние.

 

• Христианская вера имеет особенное, ей одной свойственное, действеннейшее средство указывать детям путь, приводящий их ко Христу. Это Исповедь. Должным образом совершаемая в детстве Исповедь дает спасительное направление воле и серд­цу детей на всю их последующую жизнь.

• Через Исповедь в детском возрасте приобретается навык и рас­положение к неопустительному принятию Таинства Покаяния во всю последующую жизнь. Кто в детстве редко бывает у Ис­поведи, тот в зрелом возрасте, по большей части, совсем охла­девает к исполнению этого долга.

 

· Неопустительно являясь на Исповедь, дети легко, еще в раннем возрасте, усвояют себе правильные понятия о грехе, виновно­сти и прощении.

· Не следует забывать, что дети через Исповедь получают не только прощение грехов, что само по себе составляет уже для них неоцененное благо, но и особенную благодать избегать зла и делать добро.

· Наконец, никто не может оказывать такого глубокого и сильного влияния на сердце, как добросовестный духовник во время Ис­поведи. Преподаватель Закона Божия действует большею частью на всех детей вместе, духовник же на Исповеди занимается с каж­дым отдельно. Ему открыты все тайны детской души. Для нрав­ственно испорченных детей, предающихся тайным порокам, ду­ховник является часто единственным помощником. Он не толь­ко может с успехом исторгать из детских сердец все злое, он легче и надежнее, чем кто-нибудь другой, может насаждать в них доб­рое и содействовать каждому в его стремлении к добродетелям.

Смысл Исповеди состоит в присоединении к Церкви отпавше­го по грехам члена. Важно воспитывать в детях чувство соборно­сти, когда о грехе одного скорбит вся Церковь, а его Покаяние ощу­щается всеми как радость.

 

 

Приготовление детей к Исповеди и Причастию

• Учитель должен разъяснить детям понятия Таинства Покая­ния и Причащения, сообщаемые в катехизисе. Они должны хо­рошо понимать, какое Таинство происходит в храме во время Божественной литургии, а также, что происходит с каждым из них, и каково значение Причащения Святых Христовых Тайн.

• Учитель должен побуждать детей к Исповеди и Причастию. Для этого организовывать совместное и индивидуальное уча­стие в Таинствах, проводить соответствующие занятия, рабо­ту с родителями и крестными, встречи с батюшкой. Объяснять, что Таинства — это средства ко спасению. Евхаристия, совер­шаемая на каждой Божественной литургии, есть трапеза Гос­подня, на которую Господь призывает всех. А на трапезах не может быть присутствующих, но только участники.

• Учитель должен подсказать детям, как и в каких словах они могут выражать свое раскаяние в грехах: «Грешен, святый отче, согрешил душою и телом, словом, делом и помышлением, и всеми моими чувствами, душевными и телесными». Убедить, принося раскаяние, сознаваться во всех грехах и не скрывать ничего. Ибо Сам Господь всеведущий присутствует при Испо­веди: как от Него ничего не возможно скрыть, так ничего не должно скрывать и пред отцом духовным, который есть только свидетель Исповеди пред Богом. Нужно помнить об этом, когда приступаешь к Исповеди.

• Учитель должен вести индивидуальные собеседования с деть­ми относительно Таинства Покаяния. Объяснить, что не следу­ет бояться или стыдиться исповедания грехов пред духовным отцом, постараться так настроить детей, чтобы они почувство­вали сами потребность в искренней и чистосердечной Испове­ди. Полезно применение притчи о блудном сыне, она произво­дит необыкновенно сильное впечатление на детей.

• Во время приготовления к Исповеди он должен обратить осо­бенное внимание на детей малоспособных и испорченных и постараться возбудить в не только страх пред правосудием Божиим, но бодрость духа и упование на милость Божию. Особенно это важно для учащихся подросткового возраста, склонных к унынию, чувствующих себя одинокими и поки­нутыми.

• Педагог должен объяснить детям правила подготовки к Ис­поведи и Причастию: сообщить им об аскетической традиции ежедневного покаяния и записывания грехов, о церковной тра­диции поста и молитвы, познакомить с последованием ко Свя­тому Причащению, изучить молитву перед Причастием. Орга­низовать встречу с батюшкой перед совместной Исповедью и Причастием, а также, по возможности, совместное чтение ка­нонов и последования.

• Учитель должен побудить детей к говению, т. е. к усилению по­двигов церковной и домашней молитвы, с соблюдением, по воз­можности, всех благочестивых обычаев и церковных правил, таких, как пост, церковные службы, отсутствие книг, развле­кающих внимание; добавление к домашним молитвам, особен­но вечерним, например, акафистов; прекращение игр.

•  Что касается Таинства Причастия, должно расположить душу детей так, чтобы они видели пред собою Господа Спасителя, приближающегося к ним со Своим Святейшим Телом и Кро­вью и, подходя ко Причастию, вели себя благочестиво. При этом нужно внушить, что никто не должен признавать себя достойным Причащения, а говорить: «Я недостоин, но ве­рую, что освящаюсь Причащением». Приступая к Евхаристии, мы представляем сочетание смирения и высоты, человеческого бессилия и Божественной силы.

• Во время приготовления детей к Святому Причащению нужно внушить им и то, как они должны вести себя после Причаще­ния Святых Тайн. Не все будет сделано, что должно, если толь­ко пред Причащением мы станем располагать свое тело и душу достойно, а после Причащения будем вести себя небрежно. По­ступив таким образом, мы окажемся виновными против Тела и Крови Господней, и за свою невнимательность лишимся спаси­тельных плодов Причащения.

Причастник Святых Даров должен употреблять все усилие воли и деятельности, чтобы те внушения Духа, которые ощущает он и прежде и после Причащения Тела и Крови Господней, не уга­шать и не ослаблять по принятии Святых Даров, и более усили­вать и утверждать ревностным исполнением наставлений Свято­го Духа. Плоды же Духа, по учению святого апостола Павла, суть: «любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23).

В день Приобщения надобно удаляться от всех праздных раз­говоров и стараться проводить его в молчании, занимаясь мо­литвою и чтением душеспасительных книг. В последующие дни обязательны для причастившегося частое хождение в церковь и благоговейное слушание чтения, пения и поучений в храме; вни­мательное и неопустительное чтение благочестивых книг в доме; строгое соблюдение правил домашнего богослужения, благоговей­ное моление Богу поутру по пробуждению от сна, пред началом и окончанием каждого дела, перед принятием пищи и по принятии, вечером пред сном; назидательные беседы об истинах спасения, о подвигах угодников Божиих и людей благочестивых, и другие дела благочестия.

• Внешний вид учителя, серьезность преподавания должны соответствовать значительности темы. По особенной ревности в объяснении дети должны понять, что дело касается важного собы­тия в их жизни.

Спасительные плоды Причащения

По учению Православной Церкви, плоды Таинства, как для взрослых, так и для детей, открываются в следующем:

• участвуя в таинственном жертвоприношении Тела и Крови Хри­стовой, мы таинственно соединяемся со Христом Богом, как учит Сам Спаситель: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребыва­ет, и Азе нем» (Ин. 6, 56). «В образе хлеба подается тебе Тело, — учит святитель Кирилл Иерусалимский, — а в образе вина подается тебе Кровь, чтобы, причастившись Тела и Крови Христа, был ты Его сте- лестником и скровником. Так мы делаемся христоносцами, когда Его Тело и Кровь переходят в наши члены, делаемся, по учению блажен­ного Петра (2 Пет. 1, 4), причастниками Божественного естества».

«Иисус Христос дал желающим не только видеть Его, но и ося­зать, и есть, и касаться зубами Плоти Его, и соединяться с Ним, и насыщать Им всякое желание» (свт. Иоанн Златоуст).

• Соединяясь со Христом, мы соединяемся с источником спа­сительной благодати. Как обыкновенная пища, принимаемая те­лом, не только предохраняет его от изнеможения, но и укрепляет его, услаждает вкус и дает бодрость всем членам, так и Божествен­ная пища, Тело и Кровь Иисуса Христа, достойно принимаемая, не только врачует немощи души и тела, покрывая благодатью Хри­стовою раскрываемую с сокрушением сердца наготу греховную, но и подает различные дары Духа, благопотребные ко спасению. В Таинстве Евхаристии ты «сподобляешься причастия Божествен­ных, Пречистых и Животворящих Тайн, коими очищаешься от гре­хов, оживотворяешься, освящаешься, питаешься духовно, утвер­ждаешься во всякой добродетели, в коих получаешь залог жизни вечной» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Причащение Тела и Крови Христовой, соединяя достойных причастников с Господом и сообщая им благодатные дары, укреп­ляет их в подвигах благочестия и добродетели, ограждает от ис­кушений, делает страшными демонам. «Оно полезно потому, что христианин, который часто присутствует при сей жертве и принимает сие Таинство, посредством оного освобождается от всякого искушения и опасности со стороны диавола, поелику враг души не осмеливается нанести никакого вреда тому, в ком видит пребываю­щего Христа» (Православное исповедание, вопр. 107). Мы прини­маем в себя Владыку Неба и земли, могущество Которого беспре­дельно. Мы вмещаем невместимое, и сила наша становится так ве­лика, что бесы трепещут, враг боится подойти к нам.

После Причастия мы становимся иными людьми, чем были до этого события. Мы сами и окружающие нас люди представляют­ся нам в другом свете. Дурное, под властью которого мы находи­лись, меркнет для нас, мы испытываем новые святые чувства, це­ним сладость молитвы, крепче любим добро, воля утверждается в стремлении к добру, мы становимся чище сердцем и ближе к Богу. Мы чувствуем себя недоступными для проникновения в душу гре­хов, душа закрыта для них. По мере частого Причащения доброде­тели становятся потребностью нашей души.

• Небесная пища — Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Хри­ста — питает и взращивает жизнь небесную, вечную. Прини­мая сию пищу, душа более и более очищается и приготовляется к вечному блаженному созерцанию Господа лицом к лицу. «Ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6, 57).

Евхаристия воскрешает вкушающих от нее. Хлеб Небесный в от­личие от манны ветхозаветной есть Хлеб вечного бессмертия, «яду­щий хлеб сей жить будет вовек» (Ин. 6, 51), он не умрет. Тело Хри­стово животворит причастников, изгоняет смерть, удаляет тление.

Святейший Патриарх Алексий II говорил: «В Евхаристии мы при­нимаем Христа, Его Святое Тело и Кровь не пассивно, но активно, чтобы иметь в себе Его силу и жизнь вечную. Мы приобщаемся, что­бы пребывать во Христе, и чтобы семя вечной жизни прорастало в нас, овладевало нами, чтобы нам быть продолжателями жизни Хри­ста, Его мыслей, действий, желаний, по слову Самого Господа: «пре­будьте во Мне и Я в вас» (Ин. 15, 4) и Его святого апостола Павла: «Иуже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20), т. е. реально, в себе, в своей жизни, собою показать Богочеловеческий образ Христа».

• Причащение Святой Евхаристии доставляет и то благо, что причащаясь, мы свидетельствуем пред лицом Церкви о своей жи­вой вере в Иисуса Христа и о любви к Нему. Это полезно и для причастников, полезно и для других.

• Причащение Тела и Крови Христовой раскрывает и утвер­ждает взаимный союз членов Церкви Христовой. На это едине­ние через Таинство Причащения указывает святой апостол Павел, когда говорит: «Яко един хлеб, едино тело есмы мнози: ecu бо от единаго хлеба причащаемся» (1 Кор. 10, 17). Евхаристия есть Тело Христово и Церковь, по апостолу Павлу, также есть соборное Тело Христово — не многие тела, а одно Тело. Как одно Тело Христово и «раздробляемое не разделяется», так и причащающиеся сего Тела укрепляются в составе одного таинственного Тела Христова. Хри­стос есть Глава сего Тела, и причащающиеся Тела и Крови Его суть члены Его. Евхаристия есть соборное единство всех ее причастни­ков, членов таинственного Тела Христова.

Эта истина, видимо раскрываемая через Причащение Тела и Крови Христовой, многому учит христиан. Она показывает, что Бог не на лица взирает, никого не отвергает, но всех приходящих к Нему принимает человеколюбиво; ибо, присутствуя в храме Божием пред престолом благодати, каждый видит, что Господь всем равно предлагает величайшие дары Свои. Потому члены Церкви не должны превозноситься одни пред другими, но должны лю­бить друг друга, как члены одного великого семейства и дети одно­го Отца Небесного.

Следствия таинства Воскресения Христова простираются на все человечество. Евхаристия есть единая существенная связь наша со всеми христианами, с умершими. Причащаясь Тела и Кро­ви, мы входим в теснейшее общение и с усопшими причастниками.

Таким образом, все истинные потребности христианского вос­питания удовлетворяются в Таинстве Причащения самым полным и совершеннейшим образом.

 

5. Соблюдение церковных заповедей и благочестивых русских обычаев

Молиться Богу с сокрушением и смирением сердца и исполнять уставы Церкви во все воскресные и праздничные дни. (Об этом по­дробно сказано в разделе о молитве и богослужении. )

Соблюдать посты, назначенные Церковью. Законоучитель обязан:

. по возможности часто разъяснять ученикам установления по­стов, их необходимость и пользу, качества истинного поста насколько возможно, непосредственно наблюдать за тем, чтобы дети в точности исполняли правила Церкви относительно по­стов. Он должен вести работу и с родителями учеников  сам строго соблюдать церковную заповедь о постах.

Уважать служителей Церкви, особенно отцов духовных, и об­ращаться к ним за душеспасительными советами.

• Нужно приучать детей с малолетства к соблюдению внешних правил почтительного обращения с духовными лицами. При встрече со священником дети должны отдавать ему почтитель­ные поклон, подходить к благословению, целовать руку; в при­сутствии священника вести себя скромно, не вмешиваться в разговоры, и т. д.

• С церковной кафедры и на уроках необходимо объяснять до­стоинство и важность священного сана, чаще приводить детей к церковному богослужению, давать им возможность присут­ствовать при пастырских собеседованиях священника с прихо­жанами и т. п.

Как можно чаще исповедоваться и причащаться Святых Тайн.

Молиться обо всех христианах живых и умерших. Неопытные в познании Священного Писания и наук не дол­жны читать книг, написанных еретиками, не слушать богохульно­го их учения и удаляться от общения с ними. Не участвовать в про­тивозаконных играх и зрелищах и избегать всех языческих обыкновений.

«Храни ум и сердце от учения лжи. Не беседуй о христианстве с людьми, зараженными ложными мыслями; не читай книг о хри­стианстве, написанных лжеучителями. Истине соприсутствует Дух Святый: Он — Дух Истины. Лжи соприсутствует и содействует дух Диавола, который — ложь и отец лжи. Читающий книги лжеучите­лей приобщается непременно лукавому, темному духу лжи. Святая Церковь позволяет читать книги лжеучителей только тем сво­им членам, которых мысль и сердечные чувства исцелены и просве­щены Святым Духом, которые могут всегда отличить от истинного добра зло, притворяющееся добром и прикрытое личиной добра. Признак книги истинно, существенно душеполезной — святой пи­сатель, член Восточной Церкви, одобренный, признанный Святой Церковью», — поучает свт. Игнатий (Брянчанинов).

«Должно избегать слушания постыдных толков, рассказов и зрелищ», — говорит Климент Александрийский и горячо восста­ет против посещения детьми и юношами пиршеств, театральных зрелищ и всех тех общественных собраний, в которых для молодой, еще гибкой души много соблазнительного, т. к. праздность ведет к дурным мыслям. Против зрелищ и их пагубного влияния особенно восставал свт. Иоанн Златоуст. Отцы, по его словам, ввергают де­тей «в самом начале невинного возраста в пропасть нечестия».

Дети должны больше вращаться в обществе взрослых и нрав­ственных людей, т. к. нередко дурное товарищество, по словам блаж. Августина, может иметь самое пагубное влияние. Особен­но, по предупреждению свт. Феофана Затворника, в подростковом возрасте. «Как обращение с равными приятнее, так со старшими безопаснее, — говорит св. Амвросий, — ибо за предводительством их жизни нравы юношей укрощаются и напоеваются росою благо­честия». Святые отцы желают, чтобы дети реже предавались празд­ности и больше находились при каком-нибудь серьезном занятии. Пример древнееврейского первосвященника и судии Илия, своим недостаточно строгим отношением к поведению сыновей погубив­шего их и вызвавшего на себя грозную кару Божию, не раз приво­дится в отеческих наставлениях в назидание христианам.

 

Учебный предмет «Закон Божий»

О ЗАКОНЕ БОЖИЕМ КАК УЧЕБНОМ ПРЕДМЕТЕ

Приведем мысли прот. Александра Дернова, основанные на свя­тоотеческом понимании, о значении Закона Божия как учебного предмета. «Насколько возможно уподобляться Богу — вот наша цель» (Климент Александрийский). А если так, то не к тому ли дол­жны направляться и вся деятельность воспитания? «Господь — ис­точник нашего блаженства, — говорит блаж. Августин. — Он пре­дел всех желаний». Наше благо состоит не в чем ином, как в том, чтобы быть с Ним соединенным. К этому благу мы должны быть приводимы теми, которые нас любят, а также вести тех, кого лю­бим сами, прежде всего своих детей. Конечная цель воспитания, идеал — сделать питомца чадом Божиим, полагающим целью всей жизни постепенное приближение к Отцу Небесному, всем суще­ством своим стремящимся к уподоблению Ему. «Сделай твоего сына христианином», — говорит свт. Иоанн Златоуст.

Известный казанский законоучитель ХIХв. прот. А. Дружинин в своей лекции «О средствах и методах религиозно-нравственно- го воздействия на учащихся на основании данных новейшей педа­гогической литературы» так обозначил цель воспитания: «Послед­няя цель воспитания есть цель религиозно-нравственного раз­вития и усовершенствования человека, раскрытие в нем образа и подобия Божия, введение его в живое и деятельное общение с Бо­гом и ближними в духе благочестия и благотворной любви к Богу и ближнему».

Закон Божий является самым важным и необходимым предме­том. Ученики получают здесь высшие знания об истинах христианской веры и точные руководства для своей жизни. Закон Божий научает человека быть членом Церкви Божией. Правда, он не раз­вивает отдельно ни ума, ни памяти, не научает никакой специаль­ности, но он касается всей души человека. Изучая его, ученик пря­мо подготавливается к той высшей школе, которой для него дол­жна быть Церковь.

С. И. Ширский считает, что Закон Божий существенным об­разом отличается от других учебных предметов. Он имеет Боже­ственное происхождение, тогда как другие предметы суть произ­ведение человеческого ума.

Прот. Аполлоний Темномеров выделяет и подробно рассматри­вает две цели преподавания Закона Божия:

1. Учебная — расширить умственный кругозор ребенка.

2. Воспитательная — сделать приобретаемые знания достояни­ем не одного только ума ребенка, но также его чувства и воли.

Знание для знания — вот девиз очень многих законоучителей. Следуя ему, они все свое внимание обращают на теоретическое из­учение истин Закона Божия, стараясь сообщить детям возможно больше сведений в этой области. Закон Божий, по существу, пред­мет прежде всего воспитательный, становится при таком характе­ре преподавания чисто учебным, не имеющим непосредственного влияния на религиозно-нравственное развитие учащихся.

Если знания, твердо усвоенные памятью и рассудком, не согре­ют сердца детей и не дадут должного направления их воле, труды учителя напрасны. Как бы хорошо человек ни изучил истины хри­стианской веры и нравственности, он останется, по слову апостола, «медью звенящей и кимвалом бряцающим» (1 Кор. 13, 1).

Задачи учебные более конкретны, осязательны, чем религиозно-нравственное воспитание ребенка. В школе всегда можно точно проверить, насколько твердо знают дети молитвы, Священную ис­торию, заповеди и пр., но не так легко определить, научены ли дети Закону Божию, воспринят ли он их сердцем, является ли он для них правилом жизни.

На экзамене показателем усердия и успешности занятий зако­ноучителя чаще всего считается твердое и ясное усвоение деть­ми Закона Божия, как учебного предмета. Поэтому учебную цель преподавания мы вправе назвать формальной. Когда приобрете­ние возможно большего количества знаний перестает быть средcтвом к религиозно-нравственному воспитанию ребенка, а стано­вится целью всех стремлений законоучителя, то и самое препода­вание, по своему направлению и цели, должно быть названо фор­мальным. Учитель может быть весьма преданным своему делу; он не будет ограничиваться пределами программы, сообщая детям много и других сведений, но как бы ни был он усерден, сколь мно­го энергии ни вложил бы он в свое дело, если в его преподавании господствует стремление изучить предмет Закона Божия, а не на­учить детей Закону Божию его преподавание должно быть назва­но формальным.

Учебную цель отличает сравнительная легкость ее достиже­ния и, главное, осязательность достигаемых результатов. Изучить в школе Символ веры и заповеди, нужнейшие молитвы с крат­ким объяснением и несколько рассказов из Священной истории не представляет большого труда. Дети в состоянии заучить все это, и если учитель не лишен твердости характера, его ученики к окон­чанию курса будут твердо знать Символ веры по членам, молитву Господню по прошениям, прочитают требуемые программой мо­литвы, расскажут порядок совершения Литургии. Чего же более? Учитель смело может вести своих питомцев на экзамен; всякий увидит, что он трудился добросовестно и не безуспешно. Так ино­гда бывает и сегодня на экзаменах в церковно-приходских школах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...