Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Молитва 7 страница




Помните правила: весь материал преподается в соответствии с возрастом, подготовка учителя должна быть максимальной, а по­дача детям — оптимальной.

Умы учащихся должны быть подготовлены к новому материалу. Содержание и способы обучения должны несколько опережать развитие детей. Обучение требует известной напряженности для работы в полную силу. Главное внимание уделяйте познавательной деятельности учащихся: плохой учитель сообщает истину, остав­ляя ее недоступной для понимания, а хороший учит ее находить, делая доступным процесс нахождения. Не говорите длинных мо­нологов, не объясняйте того, что может быть легко усвоено. До­ступность не означает легкость, она тесно связана с работоспособ­ностью: развивая и тренируя работоспособность, приучайте осу­ществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. На уроках анализируйте материал, обобщайте его и формулируйте понятия, используйте сравнение, сопоставление, противопоставление.

Темп занятия должен быть оптимальным, не задерживайте сильных, развивайте быстроту у слабых. При изучении нового и сложного материала привлекайте сильных учеников, при закреп­лении — слабых. Торопитесь медленно, не форсируйте УП, не стре­митесь к быстрому успеху.

Преподавайте понятно, старайтесь на каждом уроке достиг­нуть того, чтобы дети действительно поняли материал. Непонят­ное преподавание возбуждает лишь скуку и отвращение.

Учитывайте индивидуальную обучаемость, объединяйте детей в дифференцированные подгруппы.

6. Связь теории с практикой

Формулирование принципа было основано на центральном по­ложении философии: практика — критерий истины, практикой проверяются положения науки.

Православная точка зрения: Бог есть Истина. Человек испыты­вает потребность в Богопознании. Правильно поставленное воспитание неразрывно связано с жизнью ребенка, прежде всего с духовной составляющей, оно готовит его к активной деятельности как члена Церкви и общества.

Помните: учащийся должен понимать, что обучение являет­ся для него жизненной необходимостью. И учитель должен таким образом строить занятия, чтобы показать чрезвычайную актуаль­ность изучаемого.

Приучайте воспитанников применять свои знания на практике. Используйте окружающую действительность и как источник зна­ний, и как область их практического применения. Не должно быть ни одного урока, на котором бы учащийся не знал жизненного зна­чения своей работы.

Побуждайте к самостоятельной работе, к проблемным и ис­следовательским заданиям, которые являются лучшим средством связи теории с практикой.

Дополнительные замечания к принципу наглядности

Что можно называть наглядными пособиями? Можно ли ис­пользовать иконы на уроке? Как традиции Православной Церкви помогают наглядному усвоению верующими христианского уче­ния? Чтобы разобраться с этими вопросами, обратимся к поясне­ниям дореволюционных методистов.

1. Прот. А. Дернов называет важной формой наглядного обуче­ния неопустительное и благоговейное присутствие детей за цер­ковными службами.

«Вселенская учительница, Святая Церковь преподает нам и ве­дение вселенское. У нее есть для нас знание догматическое, практи­ческое, пророческое; есть и знание историческое, т. е. повествова­ние о бытии и жизни мира и человеческого рода. Об этом последнем знании вот что говорится в беседах покойного Я. К. Амфитеатрова: «Вы очень легко можете получить это знание, слушая дневные уро­ки или чтение Церкви из повествовательных книг ветхозаветных, Из Евангелий Господа Иисуса, из Деяний апостольских, из жизне­описаний святых Божиих, предлагаемых вам в прологах и Четиих Минеях, равно как в церковных стихирах и канонах. Если хотите знать в связи и живом изображении историю своего Искупителя, Посещайте храмы Божии в Страстную седмицу. Если желаете видеть повествование о начале и чудесном распространении христианства во всех концах вселенной, слушайте Деяния святых апостол в ночь перед Пасхою. Вам нужно знать всецелую судьбу мира и че­ловеческого рода, представленную не только повествовательно, но как бы в самой действительности? Войдите в храм Господень в тот день, когда Церковь совершает плачевное воспоминание о падении праотцев наших; посещайте сей храм от Недели сыропустной до Недели всех святых; перед вами откроется ряд происшествий, од­ним концом утвержденный в раю земном, другим в раю небесном, начинающийся первыми минутами творения, оканчивающийся тем великим временем, когда вся вселенная составит единую Цер­ковь Небесную, и будет Бог всяческая во всех».

И это знание предлагается Церковью не только словом (в цер­ковных чтениях и проповедях) но и другими, вполне понятными для каждого способами. Это первый способ священных знаме­ний и образов. Расположение, устройство, украшение наших хра­мов таково, что в них всякая вещь назидательна, все говорит благо­честивому сердцу и уму и, следовательно, все учит. Так, на высоте алтарного украшения, тотчас при входе в храм, видим изображе­ние Искупителя нашего, распятого, преклоняющего Божествен­ную главу, изъязвленную терновым венцом, и предающего дух Свой Богу Отцу. Неужели здесь мало поучения для нас? Но изобра­жение Господа распятого не есть единственное украшение наших храмов; напротив, они все покрыты множеством других священ­ных знамений. В одном месте можем видеть Архангела Гавриила, благовествующего Пресвятой Деве неизглаголанную тайну вопло­щения; в другом образ Рождества Господня; там Симеона правед­ного, приемлюшего на свои руки Свободителя душ наших; здесь Иоанна Предтечу, крещающего Владыку вселенной в струях иор­данских. На одной стороне храма взор ваш встречает образ Госпо­да, вещающего Нагорную проповедь народу; на другой исцеляюще­го больных и воскрешающего мертвых; в ином месте входящего в храм иерусалимский яко Царя и Господа; в другом ведомого на Гол­гофу яко осужденного; то кротко беседующего с мытарями и греш­никами; то совершающего Тайную Вечерю с святыми апостолами; то полагаемого во гроб, то воскресающего и возносящегося на небо. Не вся ли жизнь Господа нашего является очам нашим — жизнь, которую легко можем читать, даже не умея читать? С ликом Иску­пителя является нам лик Пресвятой и Преблагословенной Матери

Его: то видим Ее держащею на святых руках Своих Божественного Младенца; то молящеюся за весь мир и покрывающею народ чест­ным омофором Своим; то избавляющею грады и веси от супоста­тов, помогающею царям и воинам, исцеляющею больных, утешаю­щею скорбящих... А лики патриархов и пророков, лики апостолов и мучеников, отцов и учителей вселенских, лики Ангелов Божиих?...

Второй способ священных действий. Служители алтаря Гос­подня своим облачением и различными действиями являют нам то образ Ангелов Божиих, поведающих таинства горнего мира; то об­раз пророков и апостолов, поучающих Боговедению; то образ Са­мого Искупителя нашего, ходатайствующего о нас грешных у пре­стола Отца Небесного... Священные одежды, в которых являются перед нами служители Господни, все имеют духовный смысл. Ибо иные из сих одежд, по толкованию богомудрых учителей церковных, показывает чистоту и святость служения ангельского — стихарь и орарь; иные означают благодать всесвятаго Духа, ниспосылаемую свыше — епитрахиль; иные скрижали Ветхого и Нового Завета — источники и скрижали архиерейские; иные служение Спасителя нашего, которое Он совершил во дни плоти Своей — пояс священ­нический; иные победу над смертью и нетления естества нашего — набедренник; иные узы Искупителя и хламиду Его — поручи и фе­лонь; иные представляют Господа нашего, подъемлющего на раме­на Свои падшее человечество, яко овча заблудшее — омофор. Далее: видим частое каждение в наших храмах возжжение светильни­ков... различные входы и выходы священнослужителей... Но для чего мне исчислять все действия и обряды церковные, ежедневно совершаемые перед очами нашими? Довольно того, что все сии дей­ствия вообще и каждое особенно, и в целом и в малейших подроб­ностях, содержат в себе важные истины (большею частию истори­ческого содержания), всегда могущие, без всякого труда с нашей стороны, назидать нас во спасение, и не только назидать, но и усла­ждать дух наш святым веселием». Это назидание, как выше заме­чено, могут получать все православные христиане, ученые и неуче­ные, возрастные и молодые, но без сомнения оно далеко полнее и совершеннее для тех, кто присутствуя в Церкви за богослужением, повторяет, а не вновь изучает Священную историю».

2. У С. И. Ширского находим следующие мысли об использовании икон на уроках. «Святая Церковь с первых веков христианства украшает храмы и другие места богослужения священными изображениями, заимствуя предметы для них преимущественно из библейской истории. Но это иконы, а не картины; они назнача­ются для благоговейного поклонения лицам, на них изображен­ным. Учитель не имеет права обращать их в учебные пособия при изучении Священной истории. Это противно, во-первых, требова­ниям здравой дидактики. Учебная картина по Священной истории должна изображать событие со всею его обстановкою, а для икон этого не требуется. На иконах часто изображаются одни лица без всякого отношения к событиям, среди которых они действовали. Даже и на тех иконах, где изображается какое-либо событие, ис­торические подробности обыкновенно опускаются, икона имеет в виду передать, главным образом, мысль события, значение его в домостроительстве Божием о спасении человека. Во-вторых, упо­требление икон на уроках в виде учебных пособий не совместно с священным характером икон. Священные изображения на иконах служат не средством, а целью для изучающих Священную историю: дети для того, между прочим, учатся Священной истории, чтобы уметь молиться перед святыми иконами с разумением того, что на них изображается». Поэтому икону условно можно назвать нагляд­ным пособием, и при использовании на уроке нужно воздавать ей должное почтение, воспитывать благоговейное и молитвенное от­ношение к этой святыне. Для этого установить ее на специальной подставке, покрытой отрезом ткани соответствующего цвета, воз­жечь свечу; закончив разговор, наложить крестное знамение и по­молиться перед иконой, тем самым и осуществив цель занятия.

В книге И. К. Языковой «Богословие иконы» встречаем сле­дующую рекомендацию. В ранней Церкви предполагался принцип усвоения Священного Писания на нескольких уровнях. Об этом упоминает блаж. Августин, называя ступени: буквальный, алле­горический, моральный, анагогический (греч. — «возведение, вос­хождение»), Можно такой принцип постижения отнести и к ико­не. На первом уровне происходит знакомство с сюжетом (кто и что изображено, соответствие тексту Библии или житию, литурги­ческой молитве). На втором уровне происходит раскрытие смыс­ла образа, символа, знака (как изображено — цвет, свет, жест, про­странство, время, детали... ). На третьем уровне обнаруживается связь изображения с предстоящим (зачем, что это говорит лично тебе, уровень обратной связи). Четвертый уровень — анагония, уровень чистого созерцания, переход от видимого к невидимому, к непосредственному общению с первообразом (раскрывается глу­бинный смысл — во имя чего существует икона).

3. Сам Небесный Пастыреначальник и Божественный Учитель постоянно обращал внимание учеников и многочисленных слуша­телей на окружающие их явления мира Божия и учил их читать эту книгу Божественного Откровения; часто самыми обыкновен­ными предметами и явлениями природы, наглядными примерами жизни людей Он объяснял самые глубокие и важные истины Сво­его вероучения. Примеру Христа старались подражать и первые вселенские учители христианства, апостолы и святые отцы Церкви, которые тоже часто искали в природе аналогии, подтверждающие и поясняющие высокие истины веры.

4. Все рассказы из Священной истории получают больший ин­терес, вызывают оживление, если ведутся при помощи картин. Это самое важное пособие. Картина невольно привязывает внимание детей, заинтересовывает их в том, чтобы узнать на ней представ­ленный предмет, тогда и рассказ они выслушают с большей охо­той. Картина приучает детей всматриваться в изображенный на ней предмет — в его положение, обстановку, освещение, подмечать необходимые для рассказа подробности. Т. о. картины возбуждают внимание детей к библейским рассказам. Рассказ при помощи кар­тины может произвести такое сильное впечатление, что дети как бы сами будут присутствовать при событии, будут знать его и по­мнить долго, оно врежется в их память. Затем, при рассматрива­нии картины из положения, выражения и обстановки лиц и пред­метов дети с учителем делают догадки и заключения об этих лицах, предметах и событиях. Наконец, картина — это готовый конспект для повторения рассказа. Переводной экзамен по окончании учеб­ного года удобно проводить по таким картинам (иллюстрациям).

При выборе наглядных пособий по Священной истории необ­ходимо учитывать условия, которым они должны удовлетворять:

• большой размер.

• Цветной характер или возможность раскрашивания.

• Небольшое число лиц.

• Естественное положение лиц и их внешний вид.

• Лов едение лиц должно полностью соответствовать важности предмета «Закон Божий».

• Изо бражения должны соответствовать времени и условиям жизни.

• Двунадесятые праздники должны соответствовать установлен­ным изображениям на иконах в православных храмах.

• Не должно быть ничего неправославного, не согласного со Свя­щенным Писанием и вселенским учением Православной Церкви.

Самым лучшим средством для пробуждения глубокого инте­реса к изучению Священной истории и к более полному усвоению ее может быть рисование самими учащимися библейских событий.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Рассмотрим несколько классификаций форм обучения. По количеству учащихся формы могут быть: коллективные, групповые, индивидуальные.

По месту учебы: школьные (уроки, лабораторные работы, рабо­та в мастерских) и внешкольные (домашняя самостоятельная ра­бота, экскурсии, занятия на предприятиях).

История знает разные формы организации — индивидуально- групповая (Средневековье), взаимного обучения (белл-ланкастер- ская в Англии), бригадного обучения (СССР, 20-е гг. XX в. ). Наи­большее распространение приобрела классно-урочная форма, ав­тором которой является Я. А. Коменский.

Отличительные особенности классно-урочной формы обучения:

• постоянный состав учащихся.

• Наличие годового плана.

• Построение учебного процесса в виде взаимосвязанных уроков (на законченном отрезке УП).

• Постоянное чередование уроков (наличие четко составленно­го расписания).

• Руководящая роль учителя.

Достоинствами классно-урочной формы являются: строгая ор­ганизационная структура, экономия сил и средств (один учитель и много учеников), создание предпосылок для взаимообучения и коллективной деятельности.

К недостаткам можно отнести: ориентацию на среднего учени­ка, отсутствие возможностей для индивидуальной работы. Церковно-приходская школа из-за небольшого количества учеников и индивидуального подхода к ним преодолевает эти недостатки.

В зависимости от педагогических задач, решаемых учителем на занятии, уроки подразделяются на несколько традиционных, наи­более часто встречающихся типов.

Типы уроков

1. Изучение новых знаний.

2. Закрепление.

3. Обобщение и систематизация.

4. Контроль знаний.

5. Комбинированные.

В церковно-приходской школе могут присутствовать все виды уроков. Занятия, посвященные обобщению и систематизации ма­териала, проводятся в заключение темы, курса, учебного года. Кон­трольные работы, проводимые в разнообразных формах, иногда занимают целый урок. Но в абсолютном большинстве случаев уро­ки носят вид комбинированных. Это связано с тем, что в воскрес­ных школах встреча учителя с детьми происходит один раз в неде­лю. Важность же каждой изучаемой темы такова, что необходимо проверить, насколько устойчиво она сохранилась в памяти. Затем нужно изучить новый материал и закрепить его, особенно если он касается грядущих значимых церковных событий. Контроль зна­ний также присутствует по окончании крупных тем, но занимает лишь часть урока. Получается, что все необходимое нужно соеди­нить в один урок. Это означает: внимания учителя и времени тре­бует каждая часть урока, организация занятия должна быть доста­точно четкой.

 

Классическая структура комбинированного урока выглядит слдеующим образом:

1. Повторение изученного ранее материала.

2. Изучение нового материала.

3. Закрепление, систематизация.

4. Задание на дом.

 

Повторение должно занимать краткий период времени, быть сжатым, напоминать существенные моменты предыдущего уро­ка, не отвлекаться на второстепенное. Вопросы на повторение не­обходимо четко выстроить в соответствии с логикой разверты­вания предшествующего занятия, а также логически связать с новым материалом, придав последним вопросам (последнему во­просу) подготавливающий характер. Продуманный переход к новому материалу дидактически важен, он переключает внима­ние, вызывает интерес и потребность узнавать неизвестное. Про­водиться повторение может устным, письменным, графическим способом.

Основная часть завершается закреплением, цель которого мно­гозначна: это и повторение пройденного для лучшего запомина­ния, и связь со старым материалом и с жизнью детей, и осмысление, и проверка (контроль) вновь освоенного.

Не всегда занятия проводятся традиционными способами. Нестандартные уроки больше нравятся учащимся. Практиковать их можно, но не следует превращать в главную форму работы из-за отсутствия серьезного познавательного труда. Виды уроков мо­гут быть следующими: деловые игры, уроки типа КВН, уроки-заче­ты, творческие отчеты, уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки типа „Поле чудес" или «Что, где, когда? ».

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

На вопрос «как учить? » отвечает категория методов обучения. Ме­тод — это связующее звено между запроектированной целью и ко­нечным результатом. Он предполагает цель, средства ее достиже­ния, намеченный результат. Дореволюционные дидактические ру­ководства называют метод «искусством учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовывать работу по намеченно­му плану», путем, который ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению.

 

Классификации методов обучения

Традиционная — по источнику знаний (откуда добываются знания? ).

1. Практический (опыт, упражнение).

2. Наглядный (наблюдения, иллюстрация, демонстрация).

3. Словесный (объяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия).

4. Работа с книгой (просмотр, чтение, реферирование, цитиро­вание, составление плана, изложение, конспектирование).

5. Видеометод (просмотр, упражнение).

Кратко охарактеризуем самые распространенные виды дея­тельности.

Рассказ — монологическое изложение учебного материала. При­меним прежде всего в начальных классах. Зависит от умения учите­ля рассказывать. Должен опираться на опыт детей. Служит для де­тей образцом построения речи, заражает эмоционально. Во время рассказа выделяется и подчеркивается главное. Рассказ должен быть кратким, протекать на положительном эмоциональном фоне. Нуж­но сочетать с другими формами — иллюстрацией (для младших) и обсуждением (для старших детей).

Беседа. Применяется для того, чтобы с помощью целенаправ­ленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к при­поминанию известного и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

Лекция. По сравнению с рассказом отличается более строгой структурой, логикой изложения, обилием сообщаемой информа­ции, системным характером освещения знаний.

Дискуссия — обмен взглядами по конкретной проблеме. При­меняется для старших учащихся. Требует основательной предва­рительной подготовки: накопления необходимых знаний учителем и учениками, выбора формы их изложения. Без знаний дискуссия становится беспредметной, а без умения выразить мысли — непри­влекательной, запутанной и противоречивой. Помогает упорядо­чить и закрепить знания. Учителю несет информацию о глубине и системе знаний учеников, подсказывает направления дальнейшей Работы.

Работа с книгой. Дает возможность обрабатывать информа­цию в доступном ученику темпе и в удобное время. Является самостоятельной работой. Сложный и трудный метод, значительная часть учеников не овладевает им. Необходимо увеличить удельный вес данного метода.

Главным источником приобретения детьми знаний по Закону Божию должны быть Священное Писание и живое слово учите­ля. Вспомогательную роль играет учебник, содействующий лучше­му укреплению в памяти усвоенного со слов. Это массовая учебная книга, излагающая содержание предмета и определяющая виды деятельности для усвоения учащимися. У С. И. Ширского находим мысли о важности учебников и руководств по преподаванию За­кона Божия. Учебники нужны как для учеников, так и для зако­ноучителей, ведь и самые опытные имеют постоянную надобность в справках, в проверке своих познаний и методов преподавания. Преподавание по учебнику тверже, основательнее; заучивание по учебнику легче и надежнее. Учебники должны отличаться кратко­стью, ясностью и простотой; быть снабжены хорошими иллюстра­циями, дешевы.

Учебники показывают преподавателю, как объяснять уроки, какие приводить примеры, сравнения и проч. Все другие руковод­ства предназначаются для расширения познаний учителя. Учитель должен пользоваться ими для того, чтобы по каждому предмету иметь, по возможности, всесторонние сведения.

К функциям учебника можно отнести: информационную, си­стематизирующую (определяет последовательность изложения, систематизирует материал) и обучающую (облегчает усвоение и за­крепление знаний).

Учебники находятся в полном соответствии с учебной про­граммой. Программа по Закону Божию для церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии составлена по учебнику «Закон Божий» в пяти томах издательства YMKA-PRESS. В состав учебника входят:

• тексты, расположенные по параграфам в соответствии с про­граммой. Учебник достаточно краток, вся дополнительная ин­формация дается на уроке.

• Иллюстрации.

• Вопросы, задания, упражнения для самостоятельной работы.

• Указания на тексты Священного Писания.

К сожалению, не все педагоги уделяют достаточное внимание та­кому типу работ, как работа с учебником. И даже прибегая к ней, не оценивают всех возможностей работы с книгой. Между тем, по учеб­нику можно успешно выстроить различные виды деятельности:

• выяснение, умеют ли дети читать?

• Объяснительное чтение: чтение, разъяснение, дополнение.

• Выполнение разнообразных заданий: найти в тексте имена, от­ветить на вопросы, сделать выводы по тексту, найти доказа­тельства, самостоятельно прочитать, составить конспект.

• Выполнение домашнего задания.

• Работа с иллюстрациями.

• Поиск указаний на тексты Священного Писания.

Форма объяснения законоучителя не может идти вразрез с из­ложением учебника. Педагог должен считаться с книгой, по кото­рой будут готовить урок дети, и твердо основываться на ней. Детям учебник необходим не только для одних повторений, хотя это очень важно, но еще нужно научиться передавать материал Закона Божия в надлежащей благоговейной форме.

Демонстрация — наглядно-чувственное ознакомление уча­щихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Знакомит с внешним видом предмета, с внутренним устрой­ством. Искусственные заменители натуральных объектов — моде­ли играют большую роль.

Иллюстрация — показ и восприятие предметов в символьном изображении с помощью карт, плакатов, портретов, рисунков, схем, моделей. Избирая наглядные пособия, необходимо продумать их Дидактическое назначение, место и роль в учебном процессе, опре­делить оптимальный объем материала. Большое количество иллю­страций отвлекает учащихся от сущности изучаемого явления.

Видеометод — экранное преподнесение информации с помо­щью проекторов, телевизоров, компьютеров. Высокая эффективность воздействия. Развивающее воздействие невелико, слабо сти­мулируются абстрактное мышление, творчество и самостоятель­ность. Является дополнительным методом, которым не следует особенно увлекаться. Требует тщательной предварительной подготовки учителя, дозированного воздействия.

Познавательные игры — специально созданные ситуации, мо­делирующие реальность, из которых учащимся предлагается най­ти выход. Главное назначение — стимулировать познавательный процесс.

Выбор методов обучения сложен. Каждый раз нужно учиты­вать многие зависимости: прежде всего, цели и задачи урока, воз­можности учащихся и учителя. На уроке должны применяться разнообразные методы, например: рассказ, иллюстрация, беседа с элементами дискуссии, работа с книгой, игра. При использова­нии каждого метода возможно применение многочисленных прие­мов — действий, направленных на решение конкретной задачи. Например, графических — составление календарей, таблиц, слова­рей, планов, схем, рисунков.

По типу познавательной деятельности

 (каким образом добыва­ются знания? ):

1. Объяснительно-иллюстративные методы: собственно объяс­нительно-иллюстративный и репродуктивный. Их характеризует подача готовых знаний, последующее безошибочное их воспроиз­ведение, многократное повторение, т. е. это группа репродуктив­ных методов обучения. Достоинства этой группы: экономят время, сберегают силы учителя и учеников, облегчают понимание слож­ных знаний.

2. Проблемные, исследовательские методы: проблемное изло­жение, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский метод. Знания в той или иной мере добываются в результате соб­ственного творческого познавательного труда — самостоятельного рассуждения, разрешения проблемных ситуаций, анализа, сравне­ния, обобщений и выводов. Достоинства: высокая интенсивность познавательного процесса, интерес к учебному труду, глубокие, прочные и действенные результаты обучения. Но — большие за­траты по времени и силам, требование высокого уровня педагоги­ческого труда.

В дореволюционных методиках, например у прот. А. Темномерова, мы находим иные формулировки: методы именуются фор­мами преподавания, выделяется две их группы — излагающая и вопросно-ответная. Излагающая тождественна объяснительно- иллюстративной, а вопросно-ответную можно отнести как к объяснительной, так и к проблемной форме в зависимости от качества построения беседы, о чем будет сказано ниже.

Дадим подробную характеристику объяснительно-иллюстра­тивной и проблемно-поисковой группе методов. Учитель во вре­мя каждого урока может пользоваться различными формами пре­подавания. Умение быстро и вовремя переходить от одной фор­мы к другой служит доказательством опытности педагога. Каждая из форм имеет свои преимущества. Обратимся к мыслям прот. А. Темномерова.

Суть объяснительно-иллюстративных методов состоит в том, что преподаватель в связном изложении сообщает ученикам из­вестные сведения, а они слушают и таким образом воспринима­ют сообщаемое. Применяются они там, где знание истины совер­шенно необходимо, а предшествующих знаний нет. Этим же спосо­бом преимущественно пользуются, когда желают подействовать на сердце и волю детей, что помогает преподавателю излагать вопрос в связном, целом виде и с наименьшею затратою времени. Раскры­вая вопрос связно, последовательно, преподаватель показывает учащимся пример связного, последовательного, ясного изложения и тем приучает детей к связной правильной речи. Умело пользу­ясь излагающей формой, преподаватель может не только заинтере­совать учащихся, овладеть их вниманием, но и произвести на них сильное впечатление.

Лучшим средством для поддержания в классе активного напря­женного внимания является, конечно, живое, интересное препода­вание. Если учитель говорит просто, живо и интересно, никому из Детей не придет в голову заняться посторонним делом. Они с напря­женным интересом будут следить за словами учителя, «смотря ему в рот», и наперебой будут вызываться повторять сказанное им.

Однако при указанных достоинствах излагающая форма имеет тот существенный недостаток, что при применении ее учащие- ся воспринимают знания пассивно. Предлагая учащимся готовый Учебный материал, учитель не вызывает в них самодеятельности и потому оказывает мало влияния на умственное развитие, интен­сивность усвоения материала и применение его к жизни.

При использовании излагающей формы нужно помнить: учитель никогда не должен допускать длинных монологов, что являет­ся ошибкой многих начинающих педагогов. Привычка много говорить вытекает либо из того, что учитель любит слушать себя и увле­кается, как только начинает говорить, либо из стремления сообщить как можно больше знаний и разъяснить их как можно лучше. Такой учитель, работая добросовестно, убежден, что он делает все, от него зависящее, и искренне удивлен слабому развитию и невосприимчи­вости детей. Между тем, причина неуспешности — не в детях, а в не­соответствии их развитию формы преподавания. Маленькие дети не могут сосредоточенно слушать и следить за ходом мыслей продол­жительное время. Если учитель говорит без перерыва, дети утом­ляются, интерес их к уроку понижается, внимание падает, и как бы хорошо он ни говорил, его слова не только не доходят до сознания детей, но не всегда достигают и их слуха. Необходимо прерывать из­ложение урока вопросами, привлекающими учеников к более вни­мательному слушанию и к самостоятельной работе над изучаемым материалом, непрерывно поддерживать внимание ученика, возбу­ждать в нем интерес к уроку, руководить ходом его мысли.

Вопросы — ответы дополняют группу объяснительно-иллю­стративных методов. Вопросно-ответная форма состоит в том, что учитель предлагает учащимся вопросы, а они отвечают. Традици­онно в педагогике выделяются два вида беседы (вопросов-ответов): катехизическая и сократическая (или эвристическая). Даже по на­званию видно, что первая вышла из христианской педагогики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...