Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статья 1. Законодательство о Конституционном Собрании




Сборник задач

По конституционному праву Российской Федерации

 

 

для студентов очной формы обучения обучающихся по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»)

 

 

Нижний Новгород

Содержание

Теория конституции и источники конституционного права…………………………..……4

Основы конституционного строя Российской Федерации………………………………….9

Конституционно-правовой статус политических партий, общественных и религиозных объединений……………………………………………………………………………………13

Конституционно-правовой статус человека и гражданина. Права, свободы и обязанности………………………………………………………………………………….….16

Гражданство Российской Федерации. Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………..…28

Федеративное устройство России………………………………………………..…………....31

Избирательная система и избирательное право в Российской Федерации. Референдум в Российской Федерации……………………………………………………………………...…39

Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации………………………………………………………………………………………47

Президент Российской Федерации……………………………………………………………49

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации. Федеральный законодательный процесс…………………………………………………………………...…52

Конституционно-правовой статус парламентария…………………………………………...55

Конституционные основы судебной власти……………………………………………….…56

Конституционный контроль в Российской Федерации…………………………………...…59

Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации……………………….…65

Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации………………………………………………………………………………………69

Предисловие

Настоящий сборник задач предназначен для студентов, изучающих конституционное право России, а также для преподавателей, ведущих практические занятия, и может быть использован как для работы на семинарских занятиях, так и для самостоятельной работы, индивидуально или в группах. Структура сборника соответствует тематическому плану учебного курса по данному предмету, однако многие задачи охватывают не одну, а несколько тем, и при их решении нужно обратиться к анализу соответствующего законодательства или теории конституционного права. Сборник включает в себя несколько типов задач. Во-первых, это задачи, предполагающие поиск однозначных ответов в законодательстве, правовую квалификацию предложенной ситуации. Во-вторых, это проблемные ситуации, не имеющие определенного или точного правового регулирования, требующие толкования, предусматривающие возможность различных решений. Многие из таких конституционно-правовых проблем были предметами рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, и студент может легко найти ответы на поставленные вопросы, обратившись к решениям и правовым позициям Суда, тем самым попутно изучая его практику. Однако творческим студентам в таких случаях предлагается подумать и попытаться вынести решение самостоятельно, выявив все возможные позиции и мотивировочную часть к каждой из них. Идеальным будет решение, когда одна группа студентов выносит основное решение, а другая (другие) – альтернативные решения по аналогии с особыми мнениями судей. Многие задачи, требующие вынесения решения от имени Конституционного Суда, не имеют реальных аналогов в его практике. В тех же задачах, решения по которым были вынесены Судом, условия воспроизводят фрагменты вводных частей этих решений без упрощений и адаптации, для того, чтобы студенты знакомились непосредственно с юридическим текстом и учились видеть и формулировать саму задачу, которую необходимо разрешить. В-третьих, в сборник включены задания, не предполагающие разбор конкретной правовой ситуации, а требующие проанализировать некоторые нормы права, дать сравнительный анализ отдельных институтов и т.п. Это задания теоретического характера, тренирующие логику, навыки толкования, творческое мышление. Ответов на многие задачи нет в обычных учебниках и их стоит поискать, обратившись к специальной литературе, указания на которую вы найдете, обратившись к Учебно-методическому комплексу «Конституционное право» для студентов очной формы обучения направление подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»). Данный задачник входит в единый комплекс методических разработок по конституционному праву России.

Изучение любого юридического предмета не может носить строго теоретический характер. Метод case-study (обучение на основе реальных дел и смоделированных ситуаций) оказывается иногда более полезным и эффективным, а в сочетании с изучением теоретических проблем дает наилучшие результаты. Желаю успехов!

 

Теория конституции и источники конституционного права

Задача 1

Глава 4 Конституции Российской Федерации определяет конституционно-правовой статус главы государства. При этом нормы данной главы, касающиеся полномочий Президента, сформулированы, в основном, как не подлежащие расширительному толкованию положения – с использованием закрытых, исчерпывающих перечней прав и обязанностей Президента РФ. Одновременно ряд законов (федеральных и федеральных конституционных) включают в себя положения, дополняющие статус главы государства. И если в одних случаях на это есть прямое указание Конституции (например, федеральные конституционные законы о чрезвычайном или военном положении), то в других – нет (например, федеральный конституционный закон о правительстве содержит положения статьи 32, о необходимости принятия которых нет указания в тексте конституции – они носят самостоятельный характер; кроме того, нужно учесть, что закон о правительстве, согласно ч.2 ст.114 Конституции определяет «порядок деятельности Правительства РФ», а Президент в состав Правительства не входит и основные направления деятельности Правительства не определяет)

Аналогичный пример можно привести в отношении предметов ведения Государственной Думы. Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (ч.4 ст.21) установлен порядок формирования Центральной избирательной комиссии РФ: 5 членов назначаются Государственной Думой, 5 – Президентом РФ.

Подумайте, насколько текст Конституции может «корректироваться» обычным законодательством и как с точки зрения правил юридической техники следует понимать такие дополнения и уточнения?

 

Задача 2

Государственная Дума Федерального Собрания обратилась в Конституционный Суд России с запросом о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ. Государственная Дума в своем запросе исходит из того, что Конституция РФ не определяет, кто и каким образом осуществляет включение нового наименования субъекта Российской Федерации в ст. 65 Конституции РФ. Представитель заявителя полагает, что указанное изменение вносится указом Президента РФ. Прав ли заявитель? Аргументируйте данную правовую позицию.

 

Задача 3

 

Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству подготовил предложения об изменении срока полномочий Президента РФ с шести до семи лет и одновременном устранении запрета занимать должность Президента РФ два срока подряд. Что необходимо сделать, чтобы реализовать данное предложение? Решите задачу также, если Президент РФ, выступая с ежегодным посланием, предложил увеличить срок полномочий Государственной Думы до шести лет, а главы государства – до семи лет.

 

Задача 4

Часть 4 статьи 15 Конституции РФ закрепляет принцип приоритета норм международного права в правовой системе России. Означает ли он, что международный договор и общепризнанные принципы и нормы международного права обладают большей юридической силой, чем Конституция страны? Как толковать понятие «закон», употребляемое в части 4 статьи 15, включает ли оно в себя также и Конституцию? Для решения задачи проанализируйте также нормы статьи 125 Конституции и положения Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года.

 

Задача 5

Предположим, что в процессе образования новых субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта» все автономии, входящие в состав краев и областей, прекратили существование как самостоятельные субъекты федерации. Статус субъекта РФ сохранили только Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ, непосредственно входящие в состав России (последний - на основании принятого закона – Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 года «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации»). Возможно ли обратное – отказ автономного округа от непосредственного вхождения в состав федерации и вхождение его в состав Магаданской области? Что для этого необходимо сделать? А как быть в случае, если Чукотский автономный округ и Магаданская область примут решение об объединении? Как в этом случае быть со статьей 5 Конституции РФ, которая в числе субъектов называет и автономные округа?

Задача 6

Что означает понятие «конституционное законодательство» и каково его соотношение с понятием обычного (текущего) законодательства? Каковы критерии их разграничения? Включена ли Конституция РФ в законодательство, можно ли относить ее к числу законов? Попробуйте истолковать часть 4 статьи 15 Конституции РФ, устанавливающую приоритет международного права над законами, с точки зрения того, относится ли Конституция к числу законов или нет.

Можно принять во внимание следующие рассуждения, имеющие место в современных исследованиях по конституционному праву. Возможно, статьей 3 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» впервые признано, что Конституция относится к законодательству Российской Федерации. Это принципиально важное положение, поскольку разработчики Конституции не наделили ее наименованием "Основной закон" и тем самым вывели из числа законов и принимаемых парламентом актов с предъявляемыми к ним требованиями. Но это признание нехарактерно для нынешней российской власти и, скорее всего, появилось в законе из-за спешки при его разработке и принятии[1].

 

Задача 7

Представим ситуацию, когда последний из автономных округов, входящих в состав России, объединился с областью (краем), на территории которого он находится, образовав новый субъект Российской Федерации. Как быть в этом случае с текстом статьи 65 Конституции РФ и особенно с частью 1 статьи 5, в которой говорится, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, ведь текст статьи 5, находящейся в главе 1 «Основы конституционного строя», может быть изменен только в порядке пересмотра всей Конституции?

 

Задача 8

Согласно части 3 статьи 90 Конституции РФ, указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Означает ли это, что акты Президента могут не соответствовать федеральным конституционным законам и международным договорам и общепризнанным принципам и нормам международного права? Какой смысл вкладывает Конституция в понятие «федеральный закон», употребляя его, например, в статье 105 и статье 90. Существует ли разница толкования? Найдите и изучите решение Конституционного Суда по этому вопросу.

 

Задача 9

Согласно статье 3 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», законодательство Российской Федерации о референдуме составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный конституционный закон, другие федеральные конституционные законы, федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, другие федеральные законы.

Как вы относитесь к следующему суждению: «Этой же статьей установлена и другая принципиальная новелла - к актам, регулирующим подготовку и проведение референдума, наряду с законами отнесены акты Центризбиркома. Это типичное ведомственное лоббирование (Центризбирком не без оснований называют министерством по делам выборов и референдумов) не соответствует Конституции, которая допускает решение всех вопросов референдума только законами и даже не упоминает о существовании Центризбиркома. Тем самым Центризбирком пытается восполнить конституционный пробел и повысить свой статус[2]»? Какую роль играют акты Центральной избирательной комиссии как источники конституционного права? Найдите ответ в тексте норм Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (в ред. от 06.04.2015). Определите виды актов Центральной избирательной комиссии и предмет их регулирования.

 

Задача 10

В своих решениях Конституционный Суд РФ неоднократно ссылается на решения Европейского Суда по правам человека, фактически ставя их в один ряд с общепризнанными принципами и нормами международного права. При этом в решениях Конституционного Суда используются такие формулировки: «аналогичный подход используется Европейским Судом», «данный вывод корреспондирует практике Европейского Суда», «по мнению Европейского Суда», «это требование корреспондирует Конвенции в ее интерпретации Европейским Судом по правам человека, который в ряде своих решений указывал», «подтверждается прецедентной практикой Европейского Суда», «как она понимается Европейским Судом» и т.п. Каково нормативно-правовое закрепление такой силы и значения этих решений? Являются ли они источниками права?

Изучите Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2013 N 27-П по делу о проверке конституционности положений статьи 11 и пунктов 3 и 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом президиума Ленинградского окружного военного суда.

Задача 11

Проведите правовую экспертизу отдельных положений проекта федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании Российской Федерации»:

Во исполнение положений статей 134 и 135 Конституции Российской Федерации о пересмотре Конституции Российской Федерации настоящий Федеральный конституционный закон устанавливает порядок внесения предложений о пересмотре глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, порядок созыва и деятельность Конституционного Собрания - Высшего Представительного и Законодательного органа Российской Федерации, подтверждения неизменности Конституции Российской Федерации, принятия новой Конституции Российской Федерации, выборов народных представителей - членов Конституционного Собрания и определяет их статус.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство о Конституционном Собрании

Законодательство о Конституционном Собрании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального конституционного закона, Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и принимаемых в соответствии с ними других нормативных правовых актов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...