Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционно-правовой статус человека и гражданина. Права, свободы и обязанности




Задача 1

Постановлением Правительства Курской области определена процедура проведения в Курской области публичных мероприятий на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры в Курской области. Раздел II посвящен особенностям проведения публичных мероприятий на территории Красной площади г. Курска, входящей в историко-культурный заповедный район г. Курска. Устанавливаются следующие дополнительные условия:

б) в целях недопущения создания помех для нормальной работы работников учреждений не допускается применение звукоусиливающей аппаратуры при проведении публичных мероприятий на территории, прилегающей к учреждениям;

в) публичные мероприятия проводятся в период с 12.00 до 19.00 часов;

г) устанавливаются следующие нормы предельной заполняемости территории при проведении публичных мероприятий: на территории вокруг памятника В.И. Ленину - до 50 участников (не допускается нахождение или прохождение участников публичных мероприятий на подиуме и пьедестале памятника);

на тротуаре у "Здания Городского Совета" - до 10 участников;

на территории Красной площади напротив "Дома связи" - до 100 участников;

на тротуаре у здания гостиницы "Центральная" по ул. Марата - не более 20 участников;

на территории Красной площади в районе парка Первомайский - не более 100 участников.

Прокурор Курской области просит признать недействующим указанный раздел, сославшись на то, что он противоречит федеральному законодательству, а именно ст. ст. 1, 5, 8, 9 Федерального закона Российской Федерации "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ, ст. 58 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Оспариваемые нормы раздела II Порядка, устанавливающие дополнительные условия проведения публичных мероприятий на территории Красной площади г. Курска, нарушают политические права граждан, гарантированные Конституцией РФ.

Соответствует ли данное постановление закону? Каков порядок и условия проведения публичных мероприятий? Не нарушаются ли в данном случае политические права граждан?

 

 

Задача 2

 

В 2011 году Иванов осужден к семи годам лишения свободы за убийство, совершенное в 2010 году. Предположим, что в 2015 г. в статью Уголовного кодекса, примененную в данном случае, внесены изменения. В первом случае установлен максимальный размер наказания в виде лишения свободы сроком 5 лет; во втором случае размер наказания увеличен до 15 лет лишения свободы. Изменится ли первоначально установленный судом размер наказания в отношении Иванова в первом и во втором случаях?

 

Задача 3

 

 

Группа женщин-мусульманок обратилась в Верховный Суд РФс жалобой об обязании Министерства внутренних дел России изменить пункт 14.3 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденой приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 605. В суде заявители Габидуллина Ф.К. и другие пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, нормам международного права, ограничивает их право исповедовать любую религию и действовать в соответствии с нею. Из заключения Совета муфтиев России, представленного суду, а также консультации специалистов следует, что одним из обязательных положений религиозной практики как для женщин-мусульманок, так и христианок является покрытие волос. Суд считает несостоятельными ссылки заявителей о нарушении их религиозных прав и дискриминации по религиозному признаку вопреки нормам международного права, так как положения Инструкции об образце фотографии с изображением лица без головного убора относятся ко всем гражданам Российской Федерации независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности и не ограничивают право человека и гражданина на свободу вероисповедания. По объяснениям представителей заинтересованного лица МВД России предписание о личной фотографии с четким изображением лица в анфас без головного убора обусловлено необходимостью содержания максимального количества идентификационных признаков человека, т.к. фотография является частью документа, удостоверяющего личность гражданина по визуальным признакам. Обоснованна ли позиция Верховного Суда РФ?

 

 

Задача 4

 

 

В процессе проведения контртеррористической операции по освобождению захваченных террористами заложников одна из телекомпаний вела съемки действий органов специального назначения, одновременно показывавшиеся в эфире, а позднее пригласила в программу освобожденных заложников и их родственников. Террористы позвонили на радио, и их диалог с журналистами также был дан в эфир. Против журналистов было возбуждено уголовное дело за пособничество террористам. Законно ли привлечение их к ответственности?

 

 

Задача 5

 

 

Президиум Верховного Суда РФ (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ) оспорил в Конституционном Суде положение Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), которым устанавливается очередность списания банком денежных средств со счета клиента при недостаточности таких средств для удовлетворения всех предъявленных к нему требований и в соответствии с абзацем четвертым которого приоритетное значение перед списанием со счета клиента денежных средств в погашение недоимок по налоговым платежам имеют перечисления или выдача по платежным документам владельца счета денежных средств на оплату труда лиц, работающих по трудовому договору, а также по отчислениям в государственные внебюджетные фонды; положение оспоренного Закона, согласно которому предприятия обязаны до наступления срока платежа сдать платежное поручение банку на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетные фонды, при этом указанные платежные поручения банками исполняются в первоочередном порядке. Позиция заявителя основана на том, что предусмотренное пунктом 2 статьи 855 ГК РФ преимущественное удовлетворение требований по оплате труда перед обязательствами по налоговым платежам при списании денежных средств со счета противоречит статье 57 Конституции. В то же время оспариваемое положение Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" создает преимущества для требований, обеспечивающих формирование государственного бюджета, что не соответствует конституционной обязанности выплачивать вознаграждение за труд (статья 37 Конституции). Какая позиция соответствует Конституции?

 

 

Задача 6

 

 

Постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 6 октября 1994 г. утверждено Временное положение о пребывании и определении на постоянное место жительства в Ставропольском крае, согласно которому право граждан на выбор места жительства в Ставропольском крае реализуется только на возмездной основе (пункт 3); определение на постоянное место жительства в населенных пунктах Кавказских Минеральных Вод Ставропольского края возможно лишь при наличии специального разрешения, которое выдается в пределах ежегодных квот, равных 0,5 процента от числа жителей соответствующего населенного пункта (пункт 21).

Распоряжениями главы администрации Московской области от 9 февраля 1993 г. был утвержден Порядок рассмотрения заявок на приобретение лицензий на право приглашения в Московскую область иногородних специалистов и установлена их стоимость (для районов, входящих в пригородную зону Москвы, - 9 миллионов рублей за семью не более трех человек, для других районов Московской области - 6 миллионов рублей). Лицензия является основанием для прописки приглашенного иногороднего специалиста вместе с членами семьи на жилую площадь, как предоставленную предприятием, так и приобретенную в собственность, а обязанность приобретать такую лицензию возлагается не только, как прежде, на юридические лица, но и на физических лиц.

Закон города Москвы от 14 сентября 1994 года "О сборе на компенсацию затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению социально - бытовыми условиями граждан, прибывающих в г. Москву на жительство" в статье 2 устанавливает, что граждане Российской Федерации, прибывающие на жительство в город Москву на жилую площадь, принадлежащую им на праве собственности, уплачивают сбор в 5000-кратном размере минимальной месячной оплаты труда. В связи с принятием этого Закона Правительство Москвы Постановлением от 11 октября 1994 г. утвердило Порядок рассмотрения вопросов прописки (регистрации) граждан, проживающих за пределами г. Москвы и Московской области, прибывающих на жительство в г. Москву на жилую площадь, принадлежащую им на праве собственности. Согласно его пункту 1 прописке (регистрации) в городе Москве подлежат только граждане, уплатившие установленный названным Законом сбор.

Соответствуют ли указанные положения нормативно-правовых актов субъектов Конституции РФ? Право свободного выбора места жительства имеет абсолютный или ограниченный характер? В каком объеме могут регулировать свободу передвижения и выбора места жительства граждан нормативные акты субъектов РФ, если данный вопрос относится к предметам совместного ведения?

 

 

Задача 7

 

 

Положениями части первой статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР устанавливалось, что жилое помещение при временном отсутствии нанимателя или членов его семьи сохраняется за ними в течение шести месяцев, а пунктом 8 части второй данной статьи - что в случае осуждения лица к лишению свободы на срок свыше шести месяцев жилое помещение за ним сохраняется до приведения приговора в исполнение. Положение пункта 8 не соответствовало нормам уголовного законодательства, не предусматривавшего дополнительного наказания в виде лишения жилплощади. Как оценить эти нормы с точки зрения Конституции? Не приводит ли фактическое введение Жилищным кодексом дополнительного наказания в виде лишения жилища к дискриминации в жилищных правах отдельных категорий граждан по признаку наличия у них судимости? Каким образом при этом гарантируется принцип равенства прав и свобод человека и гражданина?

Проанализируйте ситуацию применительно к лишению избирательных прав. Возможно ли лишение избирательных прав в качестве уголовного наказания в соответствии с действующим законодательством?

 

 

Задача 8

 

 

Гражданин Российской Федерации А.Я. Аванов, имеющий постоянную прописку по месту жительства в городе Тбилиси (Республика Грузия), но фактически в течение многих лет проживающий в городе Москве, в 1996 году обращался в УВИР ГУВД города Москвы с заявлением о выдаче ему заграничного паспорта. Однако в этом ему было отказано за неимением жилого помещения, наличие которого позволяло бы ему получить в городе Москве регистрацию по месту жительства или по месту пребывания. По тем же основаниям Тверской межмуниципальный народный суд Центрального округа города Москвы отказал в удовлетворении жалобы А.Я. Аванова, сославшись, в частности, на статью 8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". При этом суд указал, что А.Я. Аванов в соответствии с данной нормой вправе обращаться за выдачей заграничного паспорта лишь в уполномоченные органы - по месту жительства за пределами Российской Федерации, т.е. в Республике Грузия.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.Я. Аванов просит проверить конституционность положений статей 2 и 8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", поскольку, по его мнению, порядок оформления и выдачи заграничных паспортов лишь при условии регистрации по месту жительства является ограничительным, так как приводит к дискриминации граждан и необоснованно препятствует реализации конституционного права свободно выезжать за пределы Российской Федерации, т.е. не соответствует статьям 19, 27 и 55 Конституции Российской Федерации. Обоснованна ли позиция заявителя?

 

 

Задача 9

 

 

В 1999 году гражданину В.Ю. Гризаку, привлеченному к уголовной ответственности по обвинению в преступлении, за совершение которого предусматривается наказание в виде смертной казни, было отказано в удовлетворении ходатайства о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей, поскольку в Московском городском суде, к подсудности которого относилось дело, суд присяжных не создан.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.Ю. Гризак утверждает, что рассмотрение судом без участия присяжных заседателей дела о преступлении, за совершение которого возможно назначение наказания в виде смертной казни, нарушает его права, предусмотренные статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации, а также противоречит ее статьям 6 и 19, гарантирующим равенство прав и свобод человека и гражданина на всей территории Российской Федерации. Поэтому Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года, допускающее в регионах, где отсутствуют суды присяжных, рассмотрение таких дел судом в составе судьи и двух народных заседателей, является, по мнению заявителя, дискриминационным.

Позиция заявителей основана на том, что положения статей УПК РФ, устанавливающие территориальную подсудность уголовных дел, служат основанием для отказа гражданину, обвиняемому в преступлении, за совершение которого в качестве меры наказания уголовным законом установлена смертная казнь, в праве на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, если такие суды на соответствующих территориях не созданы, и тем самым нарушают положения Конституции РФ, в том числе ее статей 6, 17 (часть 2), 18, 19, 20 (часть 2), 46 (часть 1), 47 (часть 2), 55 (часть 3), 56 (часть 3) и 64. Какое решение должен принять Суд? Соотнесите Ваше мнение также с тем, что Россия в 1996 году стала членом Совета Европы, а одним из условий вступления страны в эту организацию является мораторий на исполнение смертных приговоров.

Кроме того, попытайтесь рассмотреть еще две правовые проблемы, изучив Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 N 3-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан":

1. В чем особенность решения Суда с точки зрения его юридической силы? Как в рассматриваемом случае проявляется качество «негативного законодателя», которым часто характеризуют Конституционный Суд? Не выступает ли он в этом деле не как «негативный», а как «позитивный законодатель»? 2. Как гарантируется и в чем проявляется принцип равенства граждан перед законом, если одновременно допускается два порядка рассмотрения уголовных дел?

 

 

Задача 10

 

 

Во время судебного процесса над Исаевым, обвиняемым в сбыте наркотиков, городская газета в одной из публикаций написала: «Общество не должно испытывать жалости и проявлять снисхождение к таким преступникам, как Исаев…». Исаев был оправдан и подал иск в защиту чести и достоинства. Объясните, имеются ли у истца основания для подобных требований.

 

 

Задача 11

 

Группа депутатов Государственной Думы внесла законопроект, вводящий налог на бездетность. По мнению авторов данного законопроекта, эта мера способна повысить рождаемость и улучшить демографическую ситуацию. Конституционна ли идея законопроекта? Мотивируйте ответ.

 

Информация к размышлению. Налог для семей, у которых нет детей или их мало, необходим, считает глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Русской Православной Церкви протоиерей Димитрий Смирнов: "Если ты не хочешь идти на подвиг рождения детей или не можешь, поучаствуй в этом деньгами, небольшим налогом", - заявил священник в эфире радиостанции "Голос России". Средства, выручаемые от такого налога, по его мнению, должны направляться на поддержку семей, которые усыновляют сирот. Взимание платы за бездетность в России фактически существует, считают эксперты. Это происходит в составе налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в виде налоговых вычетов для граждан. Так, размер вычета в 2012 году составлял 1400 рублей в месяц на первого и второго ребенка и 3000 рублей на третьего и последующих детей, на ребенка-инвалида фиксированная сумма 3000 рублей. Поэтому, например, человек, имеющий одного ребенка, платил налог на 182 рубля в месяц меньше, чем бездетный человек с такими же доходами.
Кроме этого налог на бездетность уже действовал во времена СССР. Официально он назывался "налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан" и был введен с ноября 1941 года. Тогда это объясняли необходимостью собрать средства для содержания сирот в детских домах в условиях войны. Хотя некоторые эксперты считают, что он все-таки вводился для преодоления негативных демографических последствий. Далее в нормативные документы о налоге вносились дополнения и изменения. Но суть заключалась в том, что бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны были отчислять 6 процентов зарплаты государству. Меньшая ставка предусматривалась для тех, кто получал менее 91 рубля в месяц. С заработка менее 70 рублей налог не взимался.

6 процентов от зарплаты отчисляли в СССР бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет. Освобождались от налога те, кто не имел возможности родить ребенка по состоянию здоровья, и те, у кого дети погибли, умерли или пропали без вести на фронте. Также существовали льготы для учащихся средних специальных и высших заведений (до 25 лет), для Героев Советского Союза, для награжденных тремя степенями ордена Славы, для военнослужащих и членов их семей и т. д. Примечательно, что налог на холостяков прекращали взимать в связи с рождением или усыновлением ребенка и продолжали брать в случае гибели единственного ребенка. С конца 80-х годов прошлого века льготы по налогу получали молодожены в течение одного года с момента регистрации брака. С 1 июля 1990 года ставка налога была уменьшена для тех, чей заработок составлял менее 150 рублей. С 1 января 1991 года было отменено взимание налога с женщин, состоящих в браке и не имеющих детей. Еще через год планировалась отмена взимания налога с мужчин, состоящих в браке и не имеющих детей. Окончательно налог был отменен 1 января 1992 года.
Стоит отметить, что разговоры о введении налога на бездетность в чистом виде ведутся уже много лет. Периодически такие меры предлагают представители различных ведомств или конфессий, однако их предложения пока не поддерживались властью. Например, в 2006 году президент Владимир Путин пояснил это тем, что введение налога не имеет под собой моральных оснований. "Закон всегда морален, иначе это плохой закон. Мне представляется, что закон о введении налога на бездетность не имеет под собой моральных оснований, и принят быть не может", - заявил тогда глава государства.
Налог на бездетность вводился в 351 году до н. э. в Древнем Риме цензором Камиллом. А в 1909 году такой же налог появился в Болгарии. В феврале 2012 года на Украине был зарегистрирован законопроект, предлагающий в зависимости от количества детей ввести дифференцированные ставки налога на доходы физических лиц, достигших 30-летнего возраста.

 

 

Задача 12

20 января 2015 года Верховный суд США принял решение по делу Грегори Хьюстон Холт против Роя Хоббса и других. Заявителем по данному делу являлся Грегори Холт (он же Абдул Маалик Мухаммед), отбывающий пожизненное заключение в одной из тюрем штата Арканзас за совершение грабежа и домашнего насилия. В связи с принятием ислама Холт решил отрастить бороду, что, по его мнению, является обязанностью любого праведного мусульманина. При этом Холт полагал, что длина его бороды не может быть менее ½ дюйма (около 1,3 см). Вместе с тем тюремные правила, установленные в исправительных учреждениях Арканзаса, предписывают, что длина растительности на лице отбывающего наказание не может превышать ¼ дюйма (что менее 0,7 см). Руководители арканзасских тюрем исходили из того, что борода может быть удобным «тайником» для перемещения контрабандных товаров по территории исправительного учреждения. Более того, в тюремной администрации ссылались на то, что борода не позволяет эффективно и быстро идентифицировать личность осужденного. Полагая, что существующие правила препятствуют ему в полной мере исповедовать ислам, Холт обратился в суд. Однако все нижестоящие суды поддержали администрацию тюрьмы (в лице Роя Хоббса), указывая на то, что действующие ограничения носят не произвольный характер, а направлены на обеспечение безопасности и порядка в тюрьмах. Верховный суд США принял прямо противоположное решение и встал на сторону заявителя. Само решение высшей судебной инстанции главным образом основано на том, что действия арканзасских тюремщиков не соответствуют требованиям федерального законодательства, а именно отдельным нормам Закона об обеспечении свободы вероисповедания 1993 года. Попробуйте проанализировать эту ситуацию применительно к нормам российского конституционного права.

 

Задача 13

В соответствии со статьей 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (часть 1); федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания (часть 2). Что означает понятие «свидетельский иммунитет»? Можно ли в каких-либо случаях допрашивать лиц, обладающих таким иммунитетом, или запрет на их допрос носит безусловный характер? В Определении от 6 марта 2003 года по жалобе гражданина Г.В. Цицкишвили Конституционный Суд Российской Федерации, признав допустимым при определенных обстоятельствах допрос лиц, обладающих свидетельским иммунитетом, указал на то, что безусловный запрет допроса этих лиц во всяком случае приводил бы к нарушению конституционного права на судебную защиту и искажал бы само существо данного права. Не ограничивает ли этот запрет гарантии судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе, закрепленные статьями 45, 46, 49 - 51, 118 и 123 Конституции Российской Федерации? Проанализируйте статью 51 Конституции Российской Федерации и конкретизирующие ее пункт 40 статьи 5, статью 56 и часть восьмую статьи 234, часть четвертую статьи 271 и статью 278 УПК Российской Федерации. Исключает ли запрет обязывать лицо, обладающее свидетельским иммунитетом, давать показания относительно обстоятельств досудебного производства право такого лица дать соответствующие показания в случае, если оно согласно на это?

 

Задача 14

Обвиняемый в соответствии со статьей 49 (часть 2) Конституции Российской Федерации не обязан доказывать свою невиновность. Ранее ч. 6 ст.234 УПК РФ устанавливала, что ходатайство стороны защиты о вызове свидетеля для установления алиби подсудимого подлежит удовлетворению лишь в случае, если оно заявлялось в ходе предварительного расследования и было отклонено дознавателем, следователем или прокурором; данное ходатайство может быть удовлетворено также в случае, если о наличии такого свидетеля становится известно после окончания предварительного расследования. Таким образом, буквальный смысл нормы сводится к тому, что она ограничивает обвиняемого в возможности отстаивать в ходе судебного разбирательства свою позицию по уголовному делу, чем нарушается его конституционное право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, в том числе в суде. Понуждая обвиняемого ходатайствовать о вызове свидетеля для подтверждения алиби в период предварительного расследования, т.е., по существу, - к отказу от гарантированного Конституцией Российской Федерации права не доказывать свою невиновность, названная норма фактически вводит процессуальную санкцию за использование этого конституционного права. Выскажите ваши соображения.

 

Задача 15

В производстве Советского районного суда города Омска находится дело по жалобе граждан С.В. Новикова и А.В. Максимюка - студентов Института права и экономики (негосударственного образовательного учреждения, не имеющего государственной аккредитации) на действия призывной комиссии Советского административного округа города Омска, отказавшей им в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на время обучения. Основанием для отказа послужила норма абзаца первого подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно которой право на получение отсрочки от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования, - на время обучения.

По мнению заявителя, данная норма ограничивает возможность реализации конституционного права каждого на образование (статья 43 Конституции Российской Федерации), противоречит конституционному принципу равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 19, часть 2, Конституции Российской Федерации) и нарушает требования статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, устанавливающей цели и основания ограничения конституционных прав и свобод.

Положение закона, предоставляющее право на получение отсрочки от призыва на военную службу на время обучения гражданам, обучающимся по очной форме обучения в негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, лишь при наличии у этих учреждений государственной аккредитации, препятствует гражданам, обучающимся по очной форме обучения в негосударственных высших учебных заведениях, не имеющих государственной аккредитации, в реализации конституционного права на образование в равной мере с гражданами, обучающимися в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию. Действительно ли имеет место нарушение права на образование и принципа равенства всех перед законом?

 

Задача 16

Согласно ст. 24 Закона Брянской области "О профилактике правонарушений в Брянской области" не допускается нахождение детей и подростков в возрасте до 14 лет на улицах, в дворах, парках и других общественных местах без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих, с 22 до 6 часов утра в период учебного года и с 23 до 6 часов утра во время летних каникул; кроме того, предусмотрено, что органы внутренних дел вправе доставлять в дежурные части несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, находящихся в указанное время в общественных местах без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих, с немедленным уведомлением их об этом, а в случае неустановления в течение 3 часов личности доставленных детей или места жительства их родителей подростки помещаются в центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей при УВД или детские приюты при центрах социальной защиты населения по месту жительства; за несоблюдение установленных временных ограничений пребывания детей на улицах и в общественных местах установлена ответственность родителей или лиц, их замещающих, в размере одной трети минимального размера оплаты труда.

Прокурор Брянской области обратился в суд с заявлением о признании данной нормы Закона недействительной, указывая, что она противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству. Какое решение примет суд?

 

 

Задача 17

Постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 6 октября 1994 г. N 118-8 утверждено Временное положение о пребывании и определении на постоянное место жительства в Ставропольском крае. Согласно Временному положению право граждан на выбор места жительства в Ставропольском крае реализуется только на возмездной основе (пункт 3); определение на постоянное место жительства в населенных пунктах Кавказских Минеральных Вод Ставропольского края возможно лишь при наличии специального разрешения, которое выдается в пределах ежегодных квот, равных 0,5 процента от числа жителей соответствующего населенного пункта (пункт 21). Не ограничивают ли нормы данного положения право граждан на свободу передвижения и выбора места жительства?

Примечание: Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 года "Об особо охраняемом эколого - курортном регионе Российской Федерации" району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого - курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение. В соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1995 года "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах" (статьи 1 и 3) курорты федерального значения, т.е. освоенная и используемая в лечебно - профилактических целях особо охраняемая природная территория, находятся в ведении федеральных органов государственной власти; порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте; в зависимости от значения курорта положение о нем утверждается Правительством Российской Федерации либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; Правительство Российской Федерации устанавливает границы и режим округов санитарной охраны курортов, имеющих федеральное значение, определяя при этом режим хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающий защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно - оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.

 

 

Задача 18

Пунктом 10 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 (далее - Положение), предусмотрено, что выдача и замена паспортов производятся органами внутренних дел по месту жительства граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации. Гражданам, не имеющим места жительства, выдача и замена паспортов производятся органами внутренних дел по месту их пребывания.

Еделькин Д.И. и Пашина О.В. обратились в Верховный Суд РФ с жалобой о признании незаконными пункта 10 Положения, пунктов 13 и 36 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 1997 года N 605 (далее - Инструкция), в части, препятствующей выдаче и замене гражданину Российской Федерации паспорта по месту пребывания при наличии у него места жительства, ссылаясь на то, что предусмотренное в указанных актах ограничение права на получение паспорта ограничивает их права как человека и гражданина на территории Российской Федерации.

По мнению заявителей, нормы обжалуемого Положения и Инструкции о том, что выдача паспорта возможна только по месту жительства при его наличии, ограничивают их права на получение паспорта по месту пребывания, на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Кто прав в споре?

 

Задача 19

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Л.А. Ленченко утверждает, что отсутствие во введенном в действие Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" паспорте гражданина Российской Федерации графы "национальность" нарушает его конституционные права и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации вправе свободно определять свою национальную принадлежность и не обязан указывать ее в документах официального характера. Гражданка Серафимова при оформлении и выдаче паспорта потребовала указать в нем, что она русская, ссылаясь на то, что определение национальной принадлежности – право гражданина, и, следовательно, должна быть возможность реализации этого права. В том числе путем фиксирования национальности в паспорте. Какой ответ должен дать работник паспортно-визовой службы? В чем состоит порядок реализации закрепленного Конституцией права каждого определять и указывать свою национальную принадлежность?

Справка. 23 сентября 2003 года Государственной Думой был принят в первом чтении внесенный Президентом Российской Федерации Федеральный закон "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации", статьей 10 которого, в частности, определялся перечень сведений и отметок, вносимых в паспорт (фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения в соответствии со свидетельством о рождении), и устанавливалось, что в паспорте должна быть предусмотрена графа, в которую по письменному заявлению владельца паспорта органом внутренних дел вносятся сведения о национальности данного гражданина. 8 апреля 2011 года было принято решение отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения. В настоящее время действует Указ Президента РФ от 13.03.1997 N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации".

 

 

Задача 20

Чем отличаются понятия «граждане Российской Федерации» и «соотечественники за рубежом»? Какой смысл вкладывает Конституция России в понятия «граждане» и «граждане Российской Федерации», используемые в ее тексте? Сопоставьте их с понятиями «все», «каждый».

 

Задача 21

Студенты Абросимов и Ванеев, обучающиеся в Иркутском технологическом университете, были отчислены с 4-го курса на основании представления, поступившего из полиции о признании их виновными в совершении административного правонарушения – мелкого хулиганства. Студенты заявили, что отчисление нарушает их право на образование, и не может служить формой ответственности за совершенный проступок, так как наказание в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях они уже понесли, а отчисление, таким образом, выступает как второе наказание. Руководство ВУЗа заявило, что действует в соответствии с нормами Устава университета, который устанавливает порядок и основания отчисления в соответствии с нормами Федерального закона «Об образовании». Поддержите позицию, которая кажется вам справедливой и законной.

Задача 22

 

Конституционный Суд Российской Федерации вынес постановление по делу по жалобе гражданина Семенова на нарушение его конституционных прав, закрепленных в статьях 45 и 46 Конституции Российской Федерации. Семенов полагает, что нормы главы 51 "Производство о применении принудительных мер медицинского характера" УПК Российской Федерации лишают его, то есть лицо, в отношении которого решается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера, возможности самому знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных заседаниях, лично осуществляя свою защиту, а также обжаловать принятые по делу решения. Конституционный Суд РФ признал данные нормы <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...