Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объектно-онтологические схемы




Объектно-онтологические схемы отражают объекты и предна­значены для понимания и осмысления новых знаний. «Онтология (от греч, on,род. падеж ontos- сущее, и логия) — раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности». Независимо от того, материальные это объекты (которые можно созерцать и ощущать) (рис. 1) или идеальные (абстрактные) (рис. 2), искус­ственные (созданные человеком) или естественные (созданные природой), в схемах должна быть отражена их сущность и структура. Под сущностью понимается форма и специфическая осо­бенность объекта, а под структурой — наличие элементов в объекте, их связей, взаимосвязей и отношений.

Чаще всего блок-схемы строятся по типу «дерево» (рис. 3), где главному структурному элементу подчинены другие (иерархия), или по типу сетевой структуры (рис. 4), где некоторые из эле­ментов соединены сразу с несколькими или со всеми сразу, а другие — только с одним.

По своей сути все объектно-онтологические схемы являются структурными, но из них нужно выделить в отдельную группу структурные блок-схемы. В обучении такие схемы используются, когда информацию нужно представить блоком, например, на уроках введения в тему, обобщения или систематизации знаний. В структурной блок-схеме элементы могут обозначаться с помощью знаков, символов или слов.

Объектно-онтологические схемы либо создаются заранее и де­монстрируются при объяснении учителем нового материала, либо строятся педагогом в процессе объяснения.

В учебном процессе такие схемы имеют большое значение, так как:

· способствуют «овладению сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в со­ответствии с содержанием конкретного учебного предмета»;

· помогают выразить информацию в сжатой форме;

· позволяют увидеть полностью образ изучаемого объекта, выделить главное и детализировать;

· повышают скорость восприятия, понимания и усвоения информации;

· способствуют активизации мыслительных процессов: мышления, воображения, памяти.

Направляющие схемы

Следующий тип схем — направляющие. По внешнему виду эти схемы имеют сходство с объектно-онтологическими, так как выполнены в одном семиотическом материале (семиотика — от греч. semeiotikon, от semeion — это знак), но отличаются по предназначению, времени создания и содержанию.

Предназначение направляющих схем состоит в том, чтобы направить внимание обучающихся на предмет обсуждения, ор­ганизовать коммуникацию и помочь прийти к взаимопониманию.

Направляющие схемы создаются в процессе коллективного мышления в период работы группы над общим заданием (рис. 5). В ходе обсуждения при решении какой-либо задачи (проблемы, вопроса) на листе бумаги фиксируются знаково-символические изображения, отражающие реальную ситуацию, про­исходящую в группе, — появляется схема. Под реальной ситуацией понимается следующее: каждый член группы участвует в поис­ке путей решения задачи, и все найденные пути решения, пра­вильные они или неправильные, отражаются в схеме. Каждый член группы может задать уточняющий вопрос «Что изображено на схеме?», внести свои дополнения, изменения и прокомменти­ровать их. Таким образом, к итоговому результату и созданию схемы причастны все участники группы.

Содержанием направляющих схем является не один объект, а несколько, так как происходит фиксация объектов, обозначенных в условии учебной задачи, и объектов, отражающих мысли каждого коммуниканта.

Вовлечение школьников в создание направляющих схем очень значимо, так как это даёт возможность:

· включить каждого участника группы в мыслительный процесс;

· удержать внимание учащихся на предмете обсуждения;

· вернуться к разговору об объекте и не упустить важный мо­мент;

· организовать промежуточную и итоговую рефлексию.

Привести примеры направляющих схем невозможно, так как они появляются в процессе коммуникации и прекращают своё существование по окончании этого процесса.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...