Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сюжет (или сюжеты) песочной картины




Сюжет (или сюжеты) песочной картины

Сюжет песочной картины отражает динамику некоторого внутреннего процесса. Иногда бывает, что внутри картины имеются два и более связанных между собой сюжета. Например, две страны, три мира, два и более главных героя. Бывает, что сюжеты посвящены одному действующему лицу, но описывают разные возрастные промежутки его пути: детство, юность, зрелость.

Условно можно разделить картины по сюжетной динамике на три вида:

· динамичные

· статичные

· смешанные

Динамичные картины, как правило, имеют героя (или героев), которые куда-то идут, стремятся, чего-то хотят, что-то ищут. На картине мы застаем их на определенном отрезке пути. Мы можем увидеть их прошлое (мир, из которого они вышли), и их будущее (мир, куда они стремятся). Преимущество динамичных картин для психолога состоит в том, что фактически клиент уже сам рассказывает о целях консультирования (правда, в зашифрованном виде). Он знает, к чему он должен прийти, что получить, какие средства для этого использовать. Немало динамичных картин не имеют финальной точки пути героя. То есть человек ощущает, что встал на какой-то путь, что внутри него происходят изменения, но какие? к чему они приведут? Это верный сигнал того, что процесс терапевтического консультирования будет строиться на " сопровождении в пути”. В этом случае, можно даже использовать прием " параллельной игры” в песочнице: психолог во время создания клиентом песочной картины параллельно строит свою композицию в другой песочнице. А потом клиент и психолог обмениваются впечатлениями.

Таким образом, между клиентом и психологом складываются взаимоотношения двух путешественников, обсуждающих друг с другом трудности, радости, открытия и впечатления Дороги. Важно отметить, что такой прием позволяет клиенту не чувствовать себя объектом " пристального наблюдения” специалиста. Итак, в динамичной картине сюжет всегда на поверхности. Иначе обстоят дела в случае со статичной картиной. В статичной песочной картине время остановилось. Как будто, над миром пронеслась Медуза Горгона, жители взглянули на нее, и окаменели.

Статичная картина – это стоп кадр некоторого сюжета. Герои таких картин, как правило, ведут оседлый образ жизни. Или мы их застаём в момент какого-то действия (работа, игра, трапеза, купание, загорание, охота и пр. ). Но, в любом случае, это привычный для них вид деятельности. Чтобы выявить сюжет в статичной картине, можно дать клиенту такие задания: Расскажите историю этой страны. С чего все начиналось, кто ее создавал, как это происходило. Что ожидает эту страну в будущем?


Представьте себе, что первый день творения в этой стране закончился, наступила ночь, а за ней и новый день. Расскажите, что произошло в этой стране? Если в стране не происходит никаких значимых событий, сюжетная динамика проявляется только в смене видов деятельности героев, это может означать, что человек нашел для себя некую " зону стабильности” и пока не стремится ее покидать. По-видимому, ему нужно некоторое время " пожить” в этой стране, чтобы набраться сил для путешествий и приключений.

В смешанных песочных картинах статическое благополучие нарушается динамизмом некоторого героя, который налетает на страну и разрушает ее. Смешанные картины могут содержать два мира: статичный и динамичный. Но в любом случае, смешанная картина говорит о неком внутреннем противоборстве, противоречии и поиске стабильности. Данный вид картин проливает свет и на конфликтное содержание песочных композиций.


Приложение 4.

Коллекция мелких предметов.

Предметы в песочнице. Для эффективного терапевтического воздействия необходимо, чтобы ребенок сам выбрал предметы, которыми он будет манипулировать в песочнице. Для такого дополнительного материала хорошо подойдут камни, раковины, различные минералы и дерево, семена и солома, засушенные растения и цветы, перья и обточенное водой стекло. Помимо этого, можно иметь набор игрушек и предметов из глины, резины, пластмассы и металла. Естественные предметы символизируют те человеческие чувства, которые появились в результате естественного развития ребенка. Они характеризуют его природный потенциал. Работая с ними, маленький пациент сможет достичь гармонии и осмысления необходимости изменений в жизненной ситуации.

Изготовление миниатюры Недорогие фигурки для создания миниатюры обычно изготовляются из пластмассы. Можно найти самые разнообразные по цене и составу наборы крохотных фигурок – индейцев и солдатиков, военную технику и сказочных и мультипликационных персонажей. Есть также фигурки из металла и фарфора, но их хрупкость и дороговизна делает их не столь популярным инструментом песочной терапии. Следует обратить внимание, какую из тематических групп фигурок выбирает ребенок, руководствуется ли он при выборе в первую очередь материалом, окраской или размером, из которого они выполнены, с кем или чем ассоциирует ту или иную куколку. Обратите внимание, сочетает ли ребенок при создании песочной композиции фигурки из разных материалов или предпочитает выполненные из одного материала. Для того чтобы песочная терапия была эффективной необходимо, чтобы в коллекции собралось несколько сот миниатюрных фигур, достаточно прочных и влагостойких. Однако маленькому пациенту не стоит предлагать чересчур большую коллекцию фигур для выбора, это может запутать его. Но в разумных границах ситуация выбора подтолкнет ребенка к мысли о необходимости принятия решения, изменения.

 

Типы предметов, используемых в песочной терапии

1. Фигурки людей: обязательно используйте фигуры людей разного возраста и пола. Должны быть фигуры бабушек и дедушек, взрослых мужчин и женщин, а также детей и младенцев. Фигурки должны изображать людей разных профессий, спортсменов и представителей разных национальностей, фантастических персонажей.

2. Животные: в этой группе должны быть фигуры диких животных - грызунов, млекопитающих, земноводных, пресмыкающихся, обитающих в джунглях и в пустынях, также других природных зонах.


Также должны быть изображения доисторических животных и зверей из мультфильмов и сказок.

3. Все, кто летает: здесь ребенок сможет найти разных птиц, обитающих на суше и на воде, диких и домашних птиц, доисторических летающих ящеров (археоптерикс, птеродактиль). К этой группе также примыкают насекомые – кузнечики и бабочки, мухи и пауки.

4. Обитатели океанов: в этой группе малыш найдет самых разнообразных рыб, обитающих в различных широтах, акул и дельфинов, китов и касаток, осьминогов и моллюсков, крабов и морских млекопитающих, таких как моржи и тюлени, морские котики и нерки.

5. Дома и мебель: здесь собраны разные жилища, присущие разным народам и культурам. Здесь должны быть представлены шатры и палатки и большие дома. В набор также входит разнообразная мебель для кухни и ванной, спальни и гостиной, больничная и садовая.

6. Утварь и продукты питания: в этой группе должны найтись сковороды и кастрюльки, чашки и блюдца, тарелки, ножи, вилки, ложки, а также муляжи различных продуктов.

7. Растения и деревья: здесь малыш должен найти реалистично выполненные модели деревьев и цветов, при желании для создания песочной композиции можно использовать настоящие растения.

8. Небесные светила и им подобные: луна и солнце, звезды, облака и радуга, молния.

9. Транспорт: эта группа включает в себя как наземные виды транспорта (велосипед, различные модели легковых и грузовых автомобилей, военный транспорт), так и водного (корабли, лодки, парусники) и воздушного (вертолеты, самолеты, космические корабли, парашюты).

10. Разнообразны антураж городской среды: дорожные знаки, мосты и заборы, ворота и т. п.

11. Дополнения разного рода: орудия труда, музыкальные инструменты, зеркала, короба и бутыли, оружие, памятники, башенные или настенные часы и т. п.

12. Мелкие аксессуары: монеты и портфели, фотографии, ткани и пуговицы, ювелирные изделия.

13. Естественные объекты природной среды: минералы, кости, камни, фрагменты дерева, засушенные растения, семена, желуди, каштаны, перья, птичьи гнезда и стеклышки.

 

Расположение предметов

Расположить коллекцию миниатюрных фигур лучше на полках, сгруппировав по описанным категориям, но можно и смешать миниатюры, чтобы выбор ребенком того или иного объекта для песочной композиции был более спонтанным. Можно также укладывать фигурки в прозрачные пластиковые коробки, здесь лучше строго рассортировывать изделия по типам. После использования миниатюр в песочной композиции все фигурки


желательно промыть от песка проточной водой. Материалы в песочной композиции.

 

Классификация.

В большинстве случаев предметы для песочной композиции ребенок будет выбирать интуитивно. Но став частью работы, они приобретают символическое значение, становятся носителями определенных качеств. Для того, чтобы расшифровать послание, заключенное в песочной поделке, нужно знать основные символические значения материалов, из которых изготовлены фигурки-детали.

Песок. Песок постоянно находится в движении, не имея постоянной формы он неустанно меняет свои очертания. Он может быть просто рассыпан по периметру песочницы. А может стать материалом для лепки фигурок. Работать с песком очень легко, ребенок может совершить какие-то элементарные действия с песком даже не прибегая к помощи инструментов. При этом создание песочных скульптур очень кропотливый процесс, таким образом выбирая для своего самовыражения песок ребенок хочет передать свое ощущение неустойчивости и изменчивости окружающего его мира. Равнодушия к нему со стороны взрослых.

Вода. Вода может с легкостью менять свои состояния, также как и песок не имеет какой-то постоянной формы и не требует от маленького пациента особых усилий для манипуляций с ней. Стихию воды порой очень сложно контролировать, если ребенок отдает предпочтение занятиями с водой, он хочет передать свои представления о покое и глубине, чистоте и бурном движении.

Металл. Металл во многих культурах ассоциируется с зарождающимся человеческим существом, также крепка связь различных металлов с языческими богами и планетами. Золото традиционно символизирует Солнце, а серебро – Луну; железо – символ марса, а бронза и медь – Венеры, свинец – традиционно минерал, связанный с Сатурном.

Камень. Камень в традициях разных народов является метафорой прочности, бессмертия и вечности. Камни могут символизировать жизненную опору, недаром из них возводят фундаменты. Помимо этого, камень может отражать взаимосвязь неба и земли. Некий условный центр мироздания.

Стекло и кристаллы. Кристаллы тысячелетиями формируются в недрах земли, красота их становится очевидной лишь тогда, когда их извлекают на поверхность. Кристалл является символом исцеления, которое произошло после внутреннего анализа, работы над собой и своими чувствами и эмоциями. Стекло - это уже продукт деятельности человека, оно прозрачно и прочно, использование стеклянных кристаллов может символизировать чистоту и взаимопонимание, опыт духовного анализа.


Минералы. Минералы, подобранные для создания песочной композиции. Могут быть разной степени обработанности. Минералы являются символом скрытой ценности, указывают на богатый душевный потенциал, который откроется при дальнейшей работе с ребенком. Подобно тому, как красота минерала полностью открывается полностью после его шлифовки и обработки.

Дерево. Дерево для многих народов является некоей первичной материей, из которой созданы все объекты мира. Если ребенок стремится обработать кусок древесины при помощи различных инструментов – это символизирует его стремление упорядочить хаос. Дерево может ассоциироваться с колыбелью новорожденного, использование в изготовлении композиции семян растений может стать метафорой развития и роста, жизненной энергии, формирования личности.

Раковины. Раковины подчеркивают связь с водной стихией и луной. Раковины традиционно считаются символом рождения, как физического, так и духовного. Кости Кости являются символом вечной жизни и в то же время напоминают о краткости жизни. Для изготовления песочных миниатюр можно использовать косточки мелких зверьков или пластиковые макеты костей, к примеру, динозавров.

Перья. Перо отображает связь между небом и ветром. Перья легки и подвижны, ассоциируются с полетом в разные волшебные миры. Они символизируют истину. Не менее важна также окраска перьев и их принадлежность той или иной птицы.

Пластмасса. Пластмасса очень мягка в процессе формовки, ей можно придать практически любую форму, но после затвердевания изделия из пластмассы становятся зачастую очень хрупкими. Пластмасса, а также резина и казеин символизируют современное общество, стремление производить сильный внешний эффект, подход к жизни, строящийся на отношениях купи-продай, будь то объекты материального мира или идеи.


Приложение 5.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...