Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка Содержание этапа аналогично содержанию работы с сухим песком. Ориентировочный этап




Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка Содержание этапа аналогично содержанию работы с сухим песком. Ориентировочный этап


ним.


Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с

 

Песочная фея. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются


настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?

Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:

«Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.

Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

Песочная фея. Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры — вы превратитесь в волшебников- строителей.

Затем проводятся упражнения, аналогичные тем, которые проходили с сухим песком: «Здравствуй, песок» и «Необыкновенные следы».

 

Игра «Норки-холмики»

Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.

 

Дидактические игры-упражнения

1. Упражнение «Отпечатки»

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т. п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем


ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.

 

2. Игра «Песочные строители»

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Песочная фея. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

 

3. Игра «Кто к нам приходил? »

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

 

4. Упражнение «Узоры на песке»

Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.

Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось? ».

На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.

 

Психопрофилактические игры с песком


Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок) до сложных сюжетно-ролевых игр.

 

Игра-упражнение «Песочный круг»

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

 

Упражнение «Победитель злости»

В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям:

«Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение».

Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.

Песочная фея. Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка. )

Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас

«сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр. )

Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за

«плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш


дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней

— успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

 

Адаптационные игры и занятия в песке

Игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Психологи и воспитатели младших групп могут использовать игры с песком в качестве писихопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду.

Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Психолог или воспитатель естественным путем могут осуществить психолого- педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

 

«Знакомство с песочницей».

Детям предлагается «поздороваться» с песком, порисовать на нем, чтобы дети почувствовали, какой он на ощупь: холодный или теплый, шершавый


или гладкий, приятный – неприятный. Попросить выполнить следующие действия: дотронутся до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки. Одновременно всеми пальцами сначала легко, затем с нажимом. Сжать кулачки с песком, а потом медленно высыпать его в песочницу. Дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной. Перетереть песок между пальцев, ладоней. Затем намочить песок и обратить внимание детей на то, что песок изменился, он не сыплется, похож на кашу. Теперь из него можно лепить, перемешивать его руками, черпать совком или формочкой, делать горки, пещеры, дороги, прятать в него игрушки.

«Необыкновенные следы или песчаные отпечатки». Дети оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки и т. д.

 

«Дорисуй фигуру».

Для этой игры понадобится: мешочек, в котором находятся геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция, разного цвета и разной величины.

Дети по одному запускают руку в мешок, достают по одной геометрической фигуре и отвечают на вопросы:

• Какая геометрическая фигура в руке?

• Какого она цвета?

• На какие предметы похожа эта фигура?

В песочницу кладется геометрическая фигура, и дети пальчиком или палочкой дорисовывают до полной картины.

 

«Песочный дождик».

Рассказываем, о том, что в песочной стране тоже может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Показываем, как медленно или быстро сыпать песок из кулака в песочницу, на вторую ладонь, на ладонь другого человека. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальцами, а другой ребенок будет сыпать песок на палец. Ребенок должен назвать этот палец. Если он еще не умеет их называть, то пусть откроет глаза и покажет, куда сыпался песок. Затем дети меняются ролями.

«Авторалли».

Дети лепят из песка заборчики с двух сторон, чтобы получилась извилистая дорога. А в конце пути – гараж. Начинаются соревнования: дети берут машинки и соревнуются, кто быстрее доберется по дорогам лабиринтам до гаража.

 

«Песочная картина».

Ребенок рисует на гладкой песчаной поверхности какое-либо изображение, другие дети отгадывают. А потом меняются местами.


«Чудо пекарь».

Дети «выпекают» из песка разнообразные изделия (булочки, тортики, пирожки). Для этого могут использовать формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую.

 

«Клад».

Положить разноцветные камушки и бусинки в коробочку. Закопать в песочнице, а дети пусть ищут. Эту игру можно сопровождать сказкой о пиратах, которые очень давно закопали клад именно на том месте, где находится песочница. Чем таинственнее сказка, тем интереснее детям искать сокровища.

 

«Эмоции».

Дети на мокром песке рисуют лица, выражающие эмоции: радость, злость, печаль, страх и т. д. Можно спросить, что случилось с этим человеком, и что он будет дальше.

 

«Мина».

Рука одного играющего превращается в «мину». Задача другого — «сапера»

— откопать «мину», не дотронувшись до неё. «Сапёр» может действовать руками, дуть, помогать себе палочками, кисточками.

Ребёнок и воспитатель вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только двигая пальцами и сдувая песчинки.


Приложение 8.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...