Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ДОШКОЛЬНИКАМ. От редактора




ДОШКОЛЬНИКАМ

О ХУДОЖНИКАХ ДЕТСКОЙ КНИГИ

КНИГА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Составитель Т. Н. Доронова

МОСКВА

«ПРОСВЕЩЕНИЕ»


Авторы: Н. А. Астафьева, В. Т. Воробьева, Н. П. Воробьева, Т. П. Дворниченко, О. В. Каждая, Е. В. Косенко, В. И. Козлова, А. Н. Митюшкина, Л. Н. Панова, Н. В. Рычажкова, 3. Ф. Трушина

Рецензенты: Республиканский методический кабинет дошкольного воспита­ния Министерства образования РСФСР (зав. кабинетом В. Н. Андреева)

© Астафьева Н. А., Воробьева В. Т. Воробьева Н. П. и другие, 1991



 


От редактора

В детстве все любят книги с картинками. Самые ма­ленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживая сюжет от одной иллюстрации к другой. Ког­да ребенок становится старше, иллюстрации также помо­гают ему лучше понять и представить, о чем написано в книге, дополняя слуховое восприятие литературного про­изведения яркими зрительными образами.

Однако особая роль принадлежит иллюстрации в эсте­тическом воспитании детей. Рисунки в книге являются од­ними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок в дошкольном детстве.

Мы по праву гордимся работами таких мастеров книж­ной графики, как Ю. А. Васнецов, В. В. Лебедев, А. Ф. Па-хомов, В. М. Конашевич и др., вошедшими в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной ли­тературы. Творчество этих замечательных художников от­личают высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру книжной иллюстрации для детей, зна­ние возрастных особенностей ребенка-дошкольника. Зада­ча воспитателя — ввести малыша в созданный художни­ками мир линий и красок, научить видеть их красоту, по­нимать их язык.

Решение этой задачи требует планомерной и постоян­ной работы с детьми. Ее проводят во всех возрастных группах дошкольного учреждения (начиная со второй младшей), постепенно усложняя. У самых маленьких детей воспитывают умение эмоционально откликаться на рису­нок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых обра­зов. Детей четырех лет учат осознавать содержание рисун­ка, обращают их внимание на изобразительные средства. В старшей группе у дошкольников развивают художест­венный вкус, формируют интерес к изобразительному ис­кусству, знакомят с выразительными средствами книжной графики. У детей шести лет наряду с эмоциональным и эстетическим восприятием художественного образа фор­мируют простейшие представления о средствах художест­венной выразительности.

Знакомство детей с рисунками художников-иллюстра­торов осуществляется как на занятиях по изобразитель­ной деятельности, развитию речи, ознакомлению с окру­жающим, так и на специальных.

Специфика этой работы требует от педагога опреде­ленного рода знаний, некоторой специальной подготовки. В помощь воспитателям при кабинете по дошкольному воспитанию Московского областного института усовер­шенствования учителей по инициативе директора кабинета Т. Ф. Саулиной несколько лет назад был организован


постоянно действующий семинар. Творческая группа, созданная из педагогов-практиков, собрала материал о жизни и деятельности художников Ю. А. Васнецова, В. В. Лебедева, А. Ф. Пахомова, В. М. Конашевича, Ю. Д. Коровина, Е. И. Чарушина, Е. М. Рачева, изучила историю становления жанра детской художественной кни­ги, познакомилась с особенностями творческой манеры каждого из вышеназванных мастеров книжной графики. Далее были разрабо­таны конспекты занятий, после чего состоялась их широкая апробация в дошкольных учреждениях Московской области.

Анализ результатов показал, что у всех детей заметно возрос интерес к книжной графике, повысился уровень художественного восприятия, изобразительных умений и навыков, были сформиро­ваны элементарные представления о выразительных средствах, ха­рактерных для этого вида искусства, значительно обогатились твор­ческое воображение, фантазия, вследствие чего сюжеты детских игр стали значительно разнообразнее, интереснее.

В предлагаемой читателю книге педагоги рассказывают о про­деланной работе, о найденных ими новых и эффективных формах ознакомления детей с рисунками художников, делятся своими мыс­лями,, впечатлениями. Главное внимание авторы уделяют вопросам формирования у детей художественного вкуса, развития творческих способностей. Наряду с этим значительное место отводится задачам нравственного воспитания.

В книге освещен опыт работы одиннадцати педагогов. О том, как знакомить детей с иллюстрациями Ю. А. Васнецова, рассказы­вают заведующие детскими садами В. Т. Воробьева, Н. П. Во­робьева, А. Н. Митюшкина (г. Дмитров и Электросталь).

Раскрывая перед читателем сказочный мир иллюстраций Юрия Алексеевича Васнецова, авторы описывают найденные ими формы и методы работы с детьми. Большое значение они придают установ­лению тесной связи между приобщением детей к искусству книжной графики и всеми сторонами воспитательно-образовательного про­цесса (развитие речи, обучение навыкам изобразительной деятель­ности, музыкальное воспитание); убедительно показывают, что ил­люстрации Ю. А. Васнецова, являются важным средством эстетичес­кого воспитания и эмоционального развития ребенка. Важно, что педагоги подводят детей к пониманию глубинных истоков творчест­ва Ю. А. Васнецова, его связи с народным декоративно-приклад­ным искусством.

Старший воспитатель Т. П. Дворниченко (г. Ивантеевка) в своем дошкольном учреждении и районе провела большую работу по ознакомлению детей с рисунками замечательного советского ху­дожника, писателя-анималиста Евгения Ивановича Чарушина. Рас­сказывая о своем отношении к книжной графике Е. И. Чарушина, автор не просто восхищается его мастерством, но и помогает чита­телю войти в творческий мир этого мастера, постичь художествен­ную ценность и самобытность его иллюстраций. Т. П. Дворничен­ко на примере собственного восприятия рисунков убедительно пока­зывает, что отличительной особенностью иллюстраций Чарушина


является то, что художник всегда стремился передать эмоциональ­ное состояние своих героев, мотивы их поведения, переживания. Автор рассказывает о гражданственной направленности творчества художника, о стремлении Чарушина научить детей любить и, глав­ное, понимать животных, заботиться о них.

Важно, что в своей работе с детьми Т. П. Дворниченко руко­водствовалась рекомендациями, которые Е. И. Чарушин изложил в своей статье «Мой метод рисования с детьми», опубликованной на страницах журнала «Дошкольное воспитание» (1943 г. ). В этой статье художник призывал воспитателей к вдумчивому, бережному отношению к творчеству ребенка-дошкольника, подчеркивал, что при обучении детей изобразительной деятельности главное для пе­дагога — умение обогащать ребенка яркими впечатлениями, способ­ность радоваться его находкам и огорчаться его неудачам.

О. В. 'Каждан — воспитатель детского сада (г. Жуковский). В своей работе с детьми она широко использует рисунки многих ху­дожников, но особое отношение у нее к иллюстрациям Ювеналия Дмитриевича Коровина.

Опыт О. В. Каждая интересен для нас ее личным трепетным от­ношением к творчеству художника. Всматриваясь и любуясь аква­релями Ю. Д. Коровина, она заражает своим настроением читате­ля, заставляет его восхищаться щедрой палитрой красок, умением художника приобщать ребенка к сложным вопросам общественной жизни. Хочется надеяться, что, заинтересовавшись творчеством Ю. Д. Коровина, педагоги смогут найти свои интересные формы и методы работы с детьми.

О своей работе по ознакомлению старших дошкольников с твор­чеством Владимира Михайловича Конашевича рассказывает воспи­татель детского сада Е. В. Косенко (г. Воскресенск). Этого педаго­га отличает глубокое проникновение в мир иллюстраций художника, искреннее уважение к его творчеству. Знакомясь с описанием ее опыта работы, мы видим, что Е. В. Косенко не просто изучила ис­кусствоведческую литературу о творчестве В. М. Конашевича, но и сделала собственные маленькие открытия. Она показывает чита­телю, что мастерство этого выдающегося художника-иллюстратора состоит в том, что Конашевич сумел придать своим работам только ему присущую декоративную форму, так хорошо отвечающую воз­растным особенностям ребенка-дошкольника. Иллюстрации Кона­шевича не «аккомпанируют» тексту книги, а живут своей собствен­ной жизнью. Они расширяют, уточняют представления ребенка и, что самое главное, развивают его фантазию, вводят малыша в ми­лую его сердцу область игры.

Искусствоведы нашей страны и зарубежные не устают восхи­щаться неповторимой графической манерой В. М. Конашевича. Е. В. Косенко рассказывает, как формировать у детей представле­ние о том, что этот художник — миниатюрист, что для большинства его работ характерны смелость и необычность композиционного и колористического решения.

Опыт Е. В. Косенко должен помочь другим воспитателям лучше


понять особенности мастерства художника и использовать его ри­сунки не только для воспитания у детей эстетических чувств и ху­дожественного вкуса, но и развития воображения, чувства юмора.

В книге представлен также опыт работы старшего воспитателя детского сада Л. Н. Пановой (г. Чехов) по ознакомлению детей с творчеством художника В. В. Лебедева. Л. Н. Панова рассказыва­ет читателю, что с именем Владимира Васильевича Лебедева свя­зана целая эпоха развития и становления книжной иллюстрации для детей, что художник многое сделал для того, чтобы иллюстра­ции в детской книге будили в ребенке любознательность, воспиты­вали его, развивали творческие способности.

Этот опыт интересен тем, что работа с детьми по иллюстрациям В. В. Лебедева осуществляется в системе занятий по развитию ре­чи, рисованию, лепке, аппликации, имеет выходы в самостоятель­ную художественную деятельность дошкольников. Важно также, что она несет в себе большую воспитательную направленность. Ав­тор убедительно доказывает, что рисунки этого большого мастера будят нравственные чувства ребенка, воспитывают в нем доброже­лательность, отзывчивость, гуманизм.

Живо и эмоционально рассказывают о том, как знакомить до­школьников с творчеством Евгения Михайловича Рачева, заведу­ющая и воспитатель детского сада. В. И. Козлова и Н. В. Рычаж-кова (г. Электросталь). Их опыт ценен тем, что раскрывает воз­можности этического воспитания детей средствами искусства.

Важную роль авторы отводят иллюстрациям Е. М. Рачева в обучении детей рисованию. Вероятно, читателям понравится заня­тие рисованием на тему «Как под елкой запушенной скачут по сне­гу вороны... ». Используя описанные в нем приемы работы с детьми, воспитатель сможет провести и другие занятия по рисункам этого художника.

О том, как знакомили детей с творчеством Алексея Федоровича Пахомова, рассказывают заведующая 3. Ф. Трушина и воспита­тель детского сада Н. А. Астафьева (Ногинский район). Педаго­гический коллектив этого детского сада уже много лет углублен­но занимается вопросами эстетического воспитания. Под руководст­вом 3. Ф. Трушиной в дошкольном учреждении проводится боль­шая работа по ознакомлению детей с изобразительным искусством. Особое внимание уделяется творчеству замечательного советского художника А. Ф. Пахомова.

Опыт 3. Ф. Трушиной и Н. А. Астафьевой должен помочь воспи­тателю научить детей понимать характер и настроение героев книг, интересоваться изобразительными возможностями книжной графики.

Создавая эту книгу, авторы не ставили перед собой цель пред­ложить читателям четкую систему методических рекомендаций. Здесь показаны лишь некоторые пути и средства решения одной из задач эстетического воспитания дошкольников. Описанный опыт должен помочь педагогу на основе учета возрастных и индивиду­альных особенностей и возможностей детей осуществлять аналогич­ную работу по-своему, творчески и эффективно.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...