Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рис. 146. Траектория горки. Характеристики выполнения горки




8. 5 ГОРКА

Горка – маневр, выполняемый в вертикальной плоскости для быстрого увеличения высоты полета за счет использования кинетической энергии движения вертолета с постоянным углом наклона траектории (θ ).

 

Рис. 146. Траектория горки. Характеристики выполнения горки

 

Из определения ясно, что вертикальная скорость набора высоты на горке значительно больше, чем при установившемся наборе высоты, а значит и угол наклона траектории θ горки > θ уст. набора высоты.

Горка с углом наклона траектории до 20° – пологая, при θ > 20° – крутая.

Летчик определяет наклон траектории по углу тангажа, для чего к балансировочному углу тангажа в ГП надо прибавить заданный угол наклона траектории, т. е. υ горкиυ ГП + θ горки.

Траектория движения вертолета на горке условно делится на три участка (рис. 146):

- ввод (криволинейный участок);

- прямолинейный участок (практически может отсутствовать);

- вывод (криволинейный участок).

Уравнения движения вертолета на горке

Уравнения движения вертолета при выполнении горки получаются из уравнений движения в перегрузках при условии γ = 0 и dψ / dt = 0:

;                                      (8. 41)

 .                                      (8. 42)

Из этих уравнений расчетные формулы радиуса и угловой скорости на вводе в горку и выводе из нее:

; .                           (8. 43)

Изменение высоты за время ввода в горку и вывода из нее

Δ НВВ = R (1 – сosθ ).                                     (8. 44)

Набор высоты на прямолинейном участке

Δ НnVСР ∙ sinθ ntП,                                      (8. 45)

где VСР – средняя скорость полета на параллельном участке горки;

tП – время полета на этом участке.

Вывод. Возможности вертолета при выполнении горки определяются в основном значениями располагаемой нормальной перегрузки (1 < nУр < 1, 5) и скорости ввода в горку.

Качественная оценка основных элементов горки и особенност ее выполнения

Максимальное значение угла тангажа, соответствующего ГП на данной скорости, не должно превышать 20о. При этом ввод в горку и вывод из нее допускается с угловой скоростью не более 3о/с, т. е. за 6 – 7 с. В этом случае обеспечивается сохранение допустимых значений  и .

Горку разрешается выполнять только при неизменном общем шаге, соответствующем исходному значению перед вводом, чтобы не допустить создания чрезмерной нагрузки на лопастях НВ.

Ввод в горку выполнять плавным отклонением РУ на себя, контролируя отсутствие крена и скольжения. С увеличением угла тангажа угол атаки НВ возрастает, а момент сопротивления его вращению уменьшается. В результате этого  на вводе в горку увеличивается.

Следует учитывать, что при энергичном переводе вертолета из прямолинейного в криволинейный полет вертолет быстро выходит на предельные значения перегрузки. Превышение допустимой перегрузки на вводе воспринимается как повышение уровня вибраций. В таких случаях следует замедлить темп отклонения РУ на себя.

По достижении заданного угла наклона траектории незначительным отклонением РУ от себя зафиксировать его и сохранять постоянным до момента достижения установленной скорости начала вывода из горки. Следует иметь в виду, что угол тангажа 20о на меньшей скорости полета достигается значительно быстрее, чем на большей при одной и той же перегрузке.

При вводе в горку возникает кренящий момент влево. Действие этого момента необходимо парировать соразмерным отклонением РУ влево. Отклонением соответствующей педали удерживать вертолет от разворотов и скольжения, сохраняя положение шарика в центре.

На прямолинейном участке горки с уменьшением скорости, которую необходимо парировать соразмерным отклонением РУ на себя, вертолет имеет тенденцию к уменьшению угла кабрирования. Внимание при выполнении этой части фигуры направлять на сохранение прямолинейности траектории. По достижении заданного угла больше внимания уделять контролю за скоростью полета. Начало вывода из горки должно определяться не только величиной скорости полета, но и темпом ее изменения.

Вывод из горки начинать на скорости 110 – 100 км/ч плавным отклонением РУ от себя при постоянном общем шаге. При интенсивном выводе вертолета из горки угол конусности НВ уменьшается, и при последующем отклонении РУ на себя лопасти НВ приближаются к хвостовой балке. Поэтому РУ следует перемещать так, чтобы в полете  с постоянным общим шагом вертолет вышел  из горки за время не менее 6 –7 с. Кроме того, при уменьшении угла тангажа и угла атаки НВ увеличивается потребная мощность на создание  и  уменьшается. Кренящий момент вправо, возникающий в результате действия , парировать отклонением РУ влево, удерживая вертолет от разворотов отклонением соответствующей педали.

Вывод из горки осуществляется двойным управляющим действием летчика – вначале РУ отклоняется от себя, а затем для прекращения пикирования вертолета – на себя. Если первое управляющее действие сопровождается уменьшением общего шага, то нормальная перегрузка, действующая на вертолет, резко уменьшается до значений 0, 2 – 0, 5 ед, приближая вертолет к условиям невесомости. В этом случае средний угол конусности НВ также уменьшается, а при отклонении РУ на себя конус НВ заваливается назад и концы лопастей проходят в опасной близости от хвостовой балки. При резком отклонении РУ от себя для вывода вертолета из горки, уменьшении общего шага и последующем резком взятии РУ на себя до упора, опасность удара лопастей НВ по ХБ становится реальной (рис. 147).

За время выхода из горки скорость уменьшается на 20 – 30км/ч, а – на 2 – 3%.

При выполнении горок максимальная величина набора высоты достигается при угле тангажа 10о, но время выполнения горки при этом увеличивается.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...