Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тоталитарные и Авторитарные концепции государственного управления.




Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем что в современном мире имеется огромное количество научных подходов к государственному управлению и до сих пор нет единого мнения в том какая же и концепций имеет наиболее эффективна и вообще существует ли такая. Миллиарды людей живут в рамках выбранного предками или исторически сложившимся, свойственной только им, политическом режиме. Даже если различные государства проповедую общие ценности и идеалы, это совсем не значит, что их пути достижения этих идеалов будут едины или хотя бы похожи. Как правило каждый народ видит путь к своему идеалу (даже если он имеет всемирно признанный масштаб) по-своему и даже если политические системы сильно похожи и идеи общие, все равно будет масса различий, даже если они не несут ключевой характер.

Объектом исследования является государство и государственный строй, а также научные теории согласно которым они развиваются.

Предметом исследования является взаимоотношения государства и населения, характер ведения политики и инструменты управления обществом.

Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать основные научные подходы к управлению и постараться выбрать наиболее подходящий для современной России.

Для достижения поставленной цели в исследовательской работе были поставлены следующие задачи:

1.Дать характеристику авторитарным и тоталитарным режимам.

2.Проанализировать демократическую концепцию государственного управления.

3.Изучить современные концептуальные подходы к государственному управлению

4.Выявить общие тенденции развития современной системыгосударственного управления.

Методы исследования. В курсовой работе применяются такие общенаучные методы исследования, как описание, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция и некоторые другие.

Cтруктура исследования. Курсовая работа включает в себя введение, 2 главы и 5 параграфов в них, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список источников и литературы.

 

Глава 1 Традиционные научные концепции государственного управления.

Тоталитарные и Авторитарные концепции государственного управления.

Тоталитаризм – политический строй, главной целью которого является достижение полного (тотального) контроля над обществом во всех сферах его жизни, от экономической до духовной. Малейшие проявления протеста, инакомыслия или неподчинения жестоко подавляются без оглядки на какие либо моральные принципы и нормы. Исторически, появление термина связано с установлением фашистского режима Муссолини в Италии в 20-х годах ХХ века. Джованни Амендолы в 1923 году впервые применил этот термин в отношение политики Бенито Муссолини и позднее этот термин был популязирован итальянскими фашистами, а затем и немецкими нацистами. Именно с этими 2 государствами и связаны первые понятия о том что такое тоталитаризм и с чем его едят. Несколько позднее, уже в 30-е годы ХХ века в странах запада Союз Советских Социалистических Республик так же начал активно ассоциироваться с понятием тоталитаризм и прекратилось это лишь на время Второй Мировой Войны (с момента вступления союзников в нее), но уже позже, с разгоном гонки вооружений и началом холодной войны, этот термин в отношении Союза Советских Социалистических Республик стал снова употребляться и был введен в массы.

Итак, каковы же основные черты, которые отличают тоталитарные государства?

Наибольшее распространение среди политологов получила модель, представленная Карлом Фридрихом и Збигневом Бжезинским в 1953 году в научной работе “Тоталитарная Диктатура и Автократия”[1]. В ней они привели 14 признаков тоталитарной власти, позднее добавив еще 2, так же как и многие другие ученые добавляли свои оговорки и признаки к уже названным. Таким образом точного определения того, что же представляет собой тоталитарная власть нет, но все же предлагаю взглянуть на те 14 первоначальных пунктов, представленных Фридрихом и Бжезинским.

Пункт 1. Наличие всеобъемлющей идеологии, на которой построена вся политическая система общества.

На мой взгляд утверждение недостаточно конкретно. Согласно этой всеобъемлющей идеологии строится не только политическая система общества, но и его экономическая, культурная и другие. Эта идея поглощает и касается всего общества целиком и каждого представителя этого общества в частности. Согласно этой идее строится абсолютно весь быт населения. Замена “политической системы” на “все системы” здесь уместна на мой взгляд, ибо в классике тоталитаризма (Фашистская Германия и СССР при Сталине) идеология определяла не только политическую, но и всю остальную общественную структуру общества, а так же и взаимоотношения между индивидами в этом обществе. [2]

Пункт 2. Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.

Ну на мой взгляд формулировка “Группы лиц” вместо “единственной партии” будет более подходить под общую концепцию тоталитаризма, так как наличие такой организации как партия является необходимым для достаточно крупных государств (какими являются Союз Советских Социалистических Республик и Фашистская Германия, а именно на анализе этих двух систем и строился этот список из 14 пунктов). Для построения тоталитаризма в отдельно взятой маленькой стране нет необходимости создавать столь сложный аппарат как партия. Достаточно круга влиятельных и сильных людей, способных держать страну под контролем несмотря на все, идеология может являться одним из механизмов удержания контроля.[3]

Пункт 3 Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение оного во все сферы жизни.

Безусловная, необходимая и естественная черта тоталитарного устройства государства. Именно посредством государственного аппарата и осуществляется контроль всех сфер жизни общества. Но стоит заметить, что государственный аппарат не обязательно должен являться непосредственной частью всех сфер жизни общества. Ему может быть достаточно нормативно-правовой базы позволяющей ему вмешиваться в процессы, проходящие в этих сферах, или же простое наличие влияния (в том числе косвенного) на процессы, происходящие там. Совсем не обязательно наличие прямого государственного органа, отвечающего за контроль одной конкретной или всех сфер общества. [4]

Пункт 4 Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации.

Ну вот с этим пунктом уже можно поспорить. Так как отсутствие плюрализма в СМИ может иметь огромный список причин и тоталитарное устройство государства отнюдь не всегда является причиной отсутствия так называемого плюрализма. Исторические, культурные и другие факторы безусловно играют решающую роль на вектор подачи информации населению. Бывают времена, когда на самом деле все СМИ обязаны освещать события в едином ключе на благо самого же общества. Плюрализм СМИ на самом деле вопрос сложный и достоин долгих дискуссий. Но стоит заметить, что жесткое нормативно правовое регулирование подаваемой населению информации уже можно считать проявлением тоталитаризма, но не регулировать этот аспект общественной жизни нельзя.

Пункт 5 Жесткая идеологическая цензура всех каналов поступающей информации, а так же систем образовательных программ. Жестокое наказание за распространение нелегальной информации.

О цензуре СМИ было сказано выше, собственно я не знаю почему это ввели в отдельный пункт если по сути цензура и определяет отсутствие плюрализма. Здесь я постараюсь больше высказаться за идеологическую обработку образовательных программ населения. Появление в школах и ВУЗах “специальных” предметов, задачей которых является не передача знаний, а формирование у населения конкретных точек зрения на те или иные жизненные аспекты есть неотъемлемая часть пропаганды и идеологической обработки населения (примером в современной России является религиозное образование в начальной школе). Цензура образовательных программ на самом деле имеет место во всех развитых странах и кстати наличие подобных предметов не превращает политический режим страны в тоталитарный (например, подобные предметы есть и в Европейском Союзе и в Соединенных Штатах Америки), точно так же как их отсутствие не делает из государства оплот демократии.

Пункт 6 Большая роль государственной пропаганды. Манипуляция сознанием населения.
Вот этот аспект в современном мире однозначно не является признаком тоталитарного строя. Государственная пропаганда стала неотъемлемой частью современных государств. Манипуляции если не сознанием, то общественным мнением касательно основных событий присутствуют в любом развитом государстве, которому важна поддержка его населения. Многие государства вынуждены придерживаться одной из точек зрения на какое-либо происшествие и объективная оценка всех спорных событий в современности практически отсутствует. У каждого своя правда.[5]

Пункт 7 Отрицание традиций, в том числе норм морали. Идея построения “нового общества”, которая призывает отказаться от старых ценностей и обычаев ради чего-то великого.

Этот пункт представляет собой основу пункта номер один. Полная всеобъемлющая идеология должна вести все общество(как минимум формально) в лучшее будущее, ради которого придется отказаться от многого, в том числе зачастую от норм морали и традиций предыдущего общества. Нужно это для двух целей. Первое – это действительно построение нового общества, но совсем не обязательно что это общество будет таким, каким декларируется. Новое общество будет таким, какое будет угодно существующему тоталитарному режиму. Второй целью является уничтожение разделительных черт между крупными группами населения и подгон их под один общий стандарт. Черты, позволяющие людям отличаться друг от друга (в рамках одной социальной группы) подлежат уничтожению. В том числе национальные и религиозные традиции. Нужно это для того, чтобы каждый человек, вне зависимости от своей национальности, религиозной принадлежности и еще чего либо, становился частью единого социума и лишался индивидуальных черт, отличающих его от других. Это служит тому чтобы общество было более контролируемо и внушаемо. Люди не имеющие индивидуальности легко подчиняются мнению большинства, которым управлять на много проще, если оно состоит из абсолютно одинаковых, унифицированных представителей, так же подчиняющихся мнению большинства. [6]

Пункт 8 Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.

Страх является безусловно основным источником давления на общество при тоталитаризме, после идеологии. Но в отличии от идеологии этот инструмент будет всегда актуален, эффективен и прост, в отличии от идеологии, которую необходимо сильно развивать и продвигать в массы. Массовые репрессии служат как раз отличным инструментом укрепления собственной власти диктатора(а вождь при тоталитаризме есть всегда), а так же уничтожением конкурентов и способом укрепления идеологии. Что же до террора, то страх, если он несет регулярный характер и должную меру, является не меньшим источником власти, чем традиции, закон и оружие. Минусом этой черты является сильная зависимость режима от состояния вооруженных сил и их отношения к власти. Силовые структуры имея лидеров с должной сноровкой и решительностью могут в любой момент свергнуть существующий режим и установить свой. Для контроля над вооруженными силами как правило используют ту же идеологию и репрессии. Подчиняя рядовых служащих страхом, а высшее командование репрессиями. [7]

Пункт 9 Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.

Данный пункт может быть рассмотрен в сопряжении с пунктом номер 7, особенно если это касается современного мира, в котором гражданские права и свободы уже являются традицией во многих странах и люди даже не имеют представления о том, как жить по-другому. Существующая в тоталитарных странах идеология как правило даже не рассматривает возможность наличия прав и свобод у своего населения (ну по крайне мере у всего населения), а если и говорит о них, то, как правило, это все никак не связано с реальным положением дел и внутренней политикой. Этот пункт на самом деле больше продиктован духом демократизма эпохи авторов. В тоталитарном обществе такие понятия как права и свободы населения просто на просто отсутствуют, так как это совсем иной строй, имеющий мало чего общего с демократией (хотя демократия демократии рознь). Граждане, живущие в рамках тоталитаризма родились и существуют для того чтобы приносить пользу(так или иначе) государству. Не идет никакой речи о том, что государство должно им что то давать. Государство выше населения и ничем ему не обязано (что по сути отрицает демократический строй). Таким образом этот пункт был бы более понятным если вместо “уничтожения” было “отрицание”. [8]

Пункт 10 Централизованное планирование экономики.

И снова мы сталкиваемся с тем что данный список был составлен на анализе трех, самых известных, тоталитарных режимов истории, но не самого феномена тоталитаризма. Централизованное планирование (далее командно-административная система или плановая экономика) является чертой тоталитарного строя, ведь оно подчиняет экономику страны государству целиком и полностью, а вместе с экономикой и экономическую сферу жизни общества. Но опять же, наличие плановой экономики не делает строй тоталитарным. Примером можно считать Белоруссию, в которой продолжает сохраняться командно-административная система, но строй однозначно далек от тоталитаризма. Сама плановая экономика слишком конечное понятие для тоталитаризма и по сути когда к ней приходят, значит тоталитарный строй уже сложился. Предшествует ему безусловно монополизация государством тех сфер экономической жизни, которые не представляют прямой государственной ценности (если монополию на ВПК можно понять, то, например, монополия государства на производство хлеба уже создает множество вопросов). Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что страна может идти по пути тоталитаризма если будет монополизировать свою экономику, но не если она будет изначально плановой. Сохранение плановой экономики при демократизации самого строя возможно, но преобразование рыночной в плановую ведет к неизбежному переходу от демократии к авторитаризму, а позднее, возможно, к тоталитаризму.

Пункт 11 Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооруженными силами и распространением оружия среди населения.

Вообще не понятный для меня пункт, с которым я категорически не согласен. Во-первых, правительство всегда имеет почти всеобъемлющий контроль над вооруженными силами (армия подчиняется правительству, которое формирует правящая партия). А контроль над распространением оружия должен быть всегда. Так как в случае наступления не простых времен многие среди населения воспользуются бесконтрольным распространением оружия и тогда все борцы за это распространение либо свалят вину на правительство, либо сильно пожалеют. На самом деле этот пункт больше относится к ключевым ценностям государства нежели к политическому режиму. Государства, главной ценностью в которых является порядок, всегда будут контролировать ситуацию внутри больше, чем государства, главной ценностью которых является свобода и прямой контроль правителей над армией и оружием в ”порядочной” стране будет существовать всегда.[9]

Пункт 12 Приверженность экспансионизму. [10]

На самом деле тоже ни о чем не говорящий на мой взгляд пункт. История говорит что примерами экспансии обладают по большей части Монархические и Демократические государства, которые использовали под собой различные предлоги. Агрессивная внешняя политика обусловлена прежле всего историческими поводами, а не политическим режимом в том или ином государстве. Да, безусловно, тоталитарные строй будет проявлять себя интервентом и захватчиком, так как идея, на которой основывается тоталитарное государство, должна выходить за его пределы и касаться всего миропорядка. ”Новое общество” должно быть установлено на всей планете и никак по другому.

Пункт 13 Административный контроль над отправлением правосудия.

Ну достаточно интересный пункт, достойный обсуждения. На мой взгляд в тоталитарных государствах чаще всего практикуется не административный контроль над отправлением правосудия, а правосудие основанное на законах, удобных режиму. Непосредственный контроль над судебной системой практикуется открыто и прямо в монархических и теократических государствах, но безусловно и тоталитарные могут похвастаться государственным контролем суда.

Пункт 14 Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и индивидом.

Громко говорящая формулировка, обобщающая многое сказанное мною выше. Целью тоталитарного государства является полный контроль над обществом и индивидом. А если провести слияние государства, общества и индивида то вся система станет работать вместе и контролировать части единого целого на много проще. На мой взгляд это ключевая черта, характеризующая суть тоталитарной политики. По сути весь процесс перехода к тоталитаризму идет путем слияния. Сначала сливается партия и государственный аппарат. Затем государственный аппарат поглощает законодательные и судебные органы страны и ликвидирует разделение властей. После чего начинает реализовывать политику слияния общества в единое целое (Пункт 7 – слияние личности и общества). После чего должно следовать поглощение государственным аппаратом готового к слиянию общества и получение полного контроля над ним. На пути развития тоталитаризма все меньше и меньше требуется силовой метод управления обществом и идеология обретает все большее и большее значение.

Авторитаризм.

С точки зрения системы управления государством, данный строй не так и сильно отличается от тоталитарного. Единственное отличие заключается в степени контроля над общественными сферами жизни и влиянии на них. Авторитарное правительство не вмешивается и не регламентирует все сферы общества, как это пытается сделать тоталитарная система управления. Как правило культурная сфера общества чаще всего остается свободной от влияния правительства в авторитарном государстве, но этим окном в демократию может являться и любая другая сфера жизни или даже несколько.[11]

Исходя из выше изложенного можно сделать вывод о некой общности тоталитарного и авторитарного устройства. Но следует замечать значительные различия этих режимов. Так же стоит отметить что авторитаризм не всегда является переходной ступенью между демократией и тоталитаризмом, он может выступать и в качестве самостоятельной, полноценной организации власти, представляя собой некий компромисс между двумя крайностями.[12]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...