Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Специфика философского мышления,




1. 2. Специфика философского мышления,

основные функции философии

Специфика философии состоит в её нацеленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости. Такого рода смыслы имеют для людей основополагающее значение. Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений). Философия – рациональное, теоретическое мышление, категориальным аппаратом которой представляет собой высший уровень абстракций. Вполне естественно, что так называемый основной вопрос мировоззрения преобразуется здесь в основной вопрос философии. Категориальный аппарат философии – это самые общие понятия, которые являются предельными. Они находятся в основаниях любого рода человеческой деятельности. Например, всеобщность, предельность – важнейшие и определяющие черты философии.

И. Кант предложил несколько основных философских вопросов, в своей совокупности составляющих сущность философского знания: 1) что я могу знать? 2) на что я могу надеяться? 3) что я должен делать? 4) что такое человек? Причем четвертый вопрос Кант считал итоговым, вбирающим в себя содержание всех предшествующих.

Существует и другая система философских вопросов, имеющая широкое распространение. Эти вопросы таковы: 1) соотношение мышления и материи 2) что первично – материя или сознание 3) как соотносятся душа и тело 4) есть ли жизнь после смерти и т. д. Данные вопросы получили название смысложизненных, и они также составляют содержание (предмет) философии.

Их объединение порождает основной вопрос философии (ОВФ) и выглядит он следующим образом:

 

 

                                                 О. В. Ф.

 

Сознание (мышление)          Материя (бытие)

 

 Рис. 2 Основной вопрос философии

 

Если проанализировать историю философской мысли, то окажется, что философы по-разному отвечали на этот вопрос. Одни говорили, что первичным в этом отношении является сознание, мышление, т. е. духовное начало, другие утверждали прямо противоположное, считая, что первичным выступает материя, бытие, т. е. материальное начало. Так в истории философии произошло деление философов на два больших лагеря: идеалистов – тех, кто за первичное принимали сознание, мышление, дух; и материалистов – тех, кто за первичное принимали материю, а сознание считали вторичным. (Рис. 3)

    ОВФ          Что первично?    
  Сознание первично      Идеализм     Материя первична      Материализм  

Рис. 3 Решение Основного вопроса философии

 

Однако следует отметить, что кроме вопроса о первичности и вторичности сознания и материи, основной вопрос философии имеет и вторую сторону, а именно: может ли человек в своем познании верно отразить противостоящий ему мир или он это сделать не может, т. е. мир в принципе не познаваем. И здесь тоже философы разошлись во мнениях. Большинство философов – все материалисты и часть идеалистов – на этот вопрос отвечали положительно, утверждая, что человек в состоянии познать мир. Однако часть идеалистов на этот вопрос отвечали отрицательно, считая, что человек, в силу тех или иных причин, не в состоянии познать мир. Дело в том, что сам идеализм оказался неоднородным. Внутри него возникло два направления в зависимости от разного понимания первичного духовного начала, познающего материю. С одной стороны, философы, признающие первичным некое существующее объективно, независимое от сознания человека духовное начало, стали называться объективными идеалистами. Для них мир в принципе оказался познаваем, хотя обосновывалась эта познаваемость по-разному.

С другой стороны, в XVII – XVIII веках появился так называемый субъективный идеализм, который отрицает возможность познать мир. Эта точка зрения получила название агностицизм (приставка «а» – отрицание, «гносиз» – знание). Суть субъективного идеализма выражена в принципе «Мир есть совокупность моих ощущений». Естественно, что из этого принципа вытекает агностицизм, т. к. ощущения у всех людей в определенной степени отличаются друг от друга. (Рис. 4)

                                               О. В. Ф.

                                    Познаваем ли мир?

     
 

 


Идеализм

 

  Материализм

Субъективный

 

Мир непознаваем

(агностицизм)

Объективный

 

Мир познаваем

   

 

    Мир познаваем

 

 

Рис. 4 Основной вопрос философии и познание.

В процессе развития философии в ней исторически складывались различные области исследований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем. Со временем эти области исследований превращаются в разделы философского знания. Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, представление и ожидание его состояния в будущем, изучает онтология (учение о бытии ). Исследование общих принципов, форм и методов человеческого познания изучает гносеология (учение о познании). Исходные принципы, правила, нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих делах и поступках изучает этика (учение о морали). Что люди ценят, как они понимают добро, зло, справедливость изучает аксиология (учения о ценностях). Формы и способы рационального мышления изучает логика. Возникают и другие области исследований: эстетика, философия науки, социальная философия, философия истории и т. д. Состав философского знания расширяется и изменяется.

Центральный философский вопрос современности вопрос о человеке, о целях его бытия влияет на характер формулирования всех иных философских проблем. Они могут быть классифицированы как онтологические, гносеологические, аксиологические, праксиологические, или духовно-практические (философские выводы нормативного характера). В личностном плане философские проблемы предстают как экзистенциальные (духовные). Область исследований, ставящая своей задачей понять, что есть человек, какова сущность человека и человеческого бытия называется философская антропология.

Практическое и теоретическое значение философии в жизни современного общества находит свое выражение в функциях философии. Функция – это направление, в котором применяется философия и посредством которого реализуются ее цели, задачи и назначение. Это вопрос о том, какую роль философия играет в жизни людей, как и для чего они используют философское знание. Основным способом в этом случае является рефлексия. Рефлексия – это мышление, направленное на осознание и осмысление своих собственных поступков, предпосылок и установок. Философская рефлексия являет собой критический анализ действий, установок, различных предпосылок для понимания предельных оснований жизнедеятельности.

Существуют различные классификации этих функций. Важнейшими функциями философии являются следующие:

Мировоззренческая функция. Она состоит в том, что философия выступает как средство выражения, систематизации и обоснования мировоззрения, как теория решения мировоззренческих проблем. Она способствует формированию целостного взгляда на мир, его устройство, общество, как части этого целого, место человека в мире принципов взаимодействия природы, общества, человека.

Методологическая функция. Эта функция выражается в поисках методов, путей познания и преобразовании мира. В соответствии со спецификой философии речь здесь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным значением. По отношению к миру – это поиск путей преобразования мира на основах справедливости, равенства всех людей перед законом, свободы и благополучия каждого человека. По отношению к науке это проявляется в содействии прироста научных знаний в частных науках, координировании методов в процессе научного исследования, объединение в целое различных частей научного знания, добытого различными науками.

Социальная функция. Эта функция заключается в том, что она помогает в каждую историческую эпоху воспринимать главные проблемы общественной жизни, критически оценивать и обосновывать перспективы развития человеческого общества, роль и место отдельно взятого человека в этом процессе. Эта функция по своему содержанию является многогранной и по сути выступает как совокупность взаимосвязанных между собой различных подфункций, которые реализуются через конкретные области общественного знания.

Далее обычно выделяют функции, которые привязаны к соответствующей области философского знания. В этом случае соответственно называют функции онтологическую, гносеологическую, аксиологическую, антропологическую и т. д.

Желая подчеркнуть важность и значение философских знаний выделяют практическую функцию. Эта функция показывает, что философия не есть чисто умозрительное, оторванное от жизни учение, доступное кругу избранных философов. Философия как мировоззрение оказывает влияние на каждого человека, становясь его внутренним убеждением. А убеждения человека – есть основа его поступков, его отношения к миру, к другим людям. О человеке судят по его поступкам. Следовательно, каково мировоззрение конкретного человека, таковы его поступки, а значит таков он сам. Поэтому любое государство и общество заинтересовано в том, чтобы у подрастающего поколения формировалось соответствующее мировоззрение, ибо от этого зависит будущее и этого государства, и всего человечества. Воспитание подрастающего поколения на гуманистических ценностях, идеалах способствует социализации личности.

Прогностическая функция - выражается в прогнозировании тенденции развития природы, общества, человека на основе философских знаний об окружающем мире.

Интеграционная функция - заключается в интеграции наук, разрешении возникающих между ними противоречий (различные науки достигают высоких результатов идя по пути дифференциации, но не имея достаточного уровня обобщения, интеграции с другими достижениями, не могут подняться на новый уровень знания).

Многообразие содержания философского знания обусловливает и широкую полифункциональность философии. Часто за основание делений функций принимают теоретическую и методологическую стороны философии, и тогда у философии выделяют мировоззренческие и общеметодологические функции. В этом случае философии оказываются присущи следующие подфункции (или функции): в мировоззренческих — гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительная (отражательно-обобщающая). Общеметодологические функции, в свою очередь, делятся на конструктивно-эвристическую, координирующую, синтезирующую и логико-методологическую функции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...