Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы. Глава 2. Античная философия. 2. 1. Своеобразие античной философии. Милетская школа философов




КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие проблемы человеческого существования называются «вечными» и почему?

2. Назовите признаки мифологического мировоззрения, чем отличается от него мировоззрение религиозное?

3. Где и когда возникла философия?

4. Назовите общественные функции философии. В чем сущность критической функции философии?

5. Что общего у философии и религии и что их существенно различает?

6. В чем суть проблемы основного вопроса философии?

8. Чем отличаются обыденные значения слов «материалист» и «идеалист» от аналогичных философских понятий?

9. Что означает термин «агностицизм»?

 

 

Глава 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

2. 1. Своеобразие античной философии. Милетская школа философов

В античной Греции философия формируется в тот период, когда привычный строй и порядок жизни оказываются под угрозой, а прежние традиционно-мифологические представления обнаруживают свою неспособность удовлетворить новые мировоззренческие запросы. Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и его прилив в города. В результате развития торговли, мореходства, колонизации новых земель расширялся географический горизонт греков. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об условности их собственных социальных и политических установок. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.

Социально-экономические изменения, происходившие в VII –VI веках до н. э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и явилась одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Нарождавшаяся философия, с одной стороны, выступила как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой стороны, она пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.

Философия формируется в период, когда развивается полисное устройство государства, города полисы расположены по побережью Средиземного моря. Экономические, торговые, политические связи Греков на западном побережье Малой Азии с восточными народами привели к появлению в Милете начала философии. Этот город в то время считался богатым ремесленным и торговом центром. Соприкосновение в Милете с культурой и знаниями Востока создало возможность возникновения философии, а одаренность греков реализовало эту возможность в развитие философии. Важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, знаний. Философия предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Знания Вавилона и Египта, полученные греками для практического освоения, переосмыслены в отношении возможности обоснования используемого знания. Если в Вавилоне и Египте только использовали знание, то Греция пыталась не только использовать, но и доказывать. Самое начало философии формируется в Древней Греции сначала на пограничных областях (Милет, Эфес, Колофон, остров Самос, Кротон, Элея), и только значительно позднее философия перемещается в центр Греции - Афины.

Античная философия развивалась на протяжении XII веков, с VII в. до н. э. до VI в. н. э. Обычно выделяют пять периодов античной философии:

I) Натуралистический период, основное внимание уделялось проблемам природы и Космоса (милетцы, пифагорийцы, элеаты). VII-VI вв. до н. э.

2) Гуманистический период, внимание к этическим проблемам человека (Сократ, софисты). V-IV вв. до н. э.

3) Классический период и философские системы Платона и Аристотеля. IV в. до н. э.

4) Период эллинистических школ (стоики, эпикурейцы, скептики), моральные вопросы и вопросы познания IV в. до н. э. – I в. н. э.

5) Неоплатонизм, объясняющим Единое как Божественный принцип. 1-VI в. н. э.

Античная философия начинается с вопроса о первоначале («архэ» ). Архэ – это нечто первое и последнее, некоторое Высшее Начало, в котором каждое из начал мира находит свое место. Все философы античности похожи в том, что они ставят проблему «архэ». В то же время различие между философами состоит во многом в том, как именно они понимают «архэ». Разнообразие ответов на этот вопрос порождает спектр античных образов философии. Наиболее зримо в античной философии выделяются три части: физика, понимаемая в данном случае как философское учение о природе; этика (философское учение о человеке) и логика (учение о слове, понятии).

Характерными чертами античной философии являются следующие.

1. Античная философия синкретична – это означает, что для неё характерна большая слитность, нерасчленённость важнейших проблем, чем для последующих видов философствования.

2. Античная философия космоцентрична: её горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека. Это означает, что именно античные философы выработали самые универсальные категории.

3. Античная философия многого достигла на понятийном уровне. Однако она почти не знает законов.

4. Этика античности – это по преимуществу этика добродетелей, античные философы характеризовали человека в основном как наделённого добродетелями и пороками.

5. Обращает на себя внимание поразительное умение античных философов находить ответы на кардинальные вопросы бытия. Античная философия по-настоящему функциональна, она призвана помочь людям в их жизни.

Одной из первых философских школ считается милетская (VII –VI вв. до н. э. ). Мыслители из города Милета – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен сделали решительные шаги к демифологизации античного мировоззрения. «Из чего всё? » – вот вопрос, который интересовал милетцев в первую очередь. Сама постановка вопроса по-своему гениальна, ибо она имеет своей предпосылкой убеждение, что всё можно объяснить, но для этого надо найти единый для всего источник. Таким источником Фалес считал воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – некоторое беспредельное и вечное начало, апейрон (термин «апейрон» буквально означает беспредельное). Вещи возникают в результате тех превращений, которые происходят с первовеществом, – сгущений, разряжений, испарений. Согласно милетцам, в основе всего находится первичная субстанция. Субстанция, по определению, есть то, что не нуждается для своего объяснения в чем-либо другом, – это есть первооснова всего сущего.

Фалес был первым философом «физиса». Он полагал первопричиной всего воду. Однако эмпирическая, чувственно-конкретная вода – это одно из состояний первопричины, выделяемой Фалесом. Его вода соотносилась с божественным началом, она «разумна». Фалес – гилозоист, поскольку считает мир одушевлённым, пронизанным жизнью.

Само первоначало у милетских философов представляло собой не просто вещество, как его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие её одушевленные существа.

Предполагают, что Анаксимандр был учеником Фалеса. В отличие от последнего, Анаксимандр отвечает на вопрос, как из первоначала происходят все вещи. Хотя основа едина, но из неё рождаются противоположности. Рождённая противоположность пытается доминировать, расширить свои пределы, стать всем, т. е. Богом. Поскольку же элементы мира вода, земля, воздух, огонь должны находиться в пропорции, гармонии, то некоторого рода необходимость постоянно восстанавливает равновесие. Космогония Анаксимандра связана с учением о выделении противоположностей из апейрона. Из него возникают первые две противоположности: холодное и горячее. Холодное вначале является жидким, под воздействием горячего, огня, оно образует воздух. Огненная сфера рождает солнце, луну, звёзды. Жидкий элемент, собираясь в земных впадинах, образует моря. Из жидкого элемента под воздействием солнца рождаются первые элементарные живые организмы, из которых развиваются всё более сложные организмы.

Анаксимен, ученик Анаксимандра, считал первоначалом воздух, свойством которого является апейрон. Порождение всего многообразия явлений из воздуха объясняется Анаксименом через динамический механизм его «разряжения» и «уплотнения». Огонь – это разряженный воздух, сгущаясь, воздух последовательно становится ветром, облаком, землей, и при дальнейшем сгущении камнем. Разряжение связано с нагреванием, а сгущение – с охлаждением.

Общим для милетских натурфилософов является идея генетического архэ. Весь мир для них есть множество взаимопревращающихся друг в друга стихий. Среди всех стихий есть наиболее пластичная стихия. Это единственное начало, из которого рождаются все вещи, и в которое они рано или поздно возвращаются. Такая стихия и есть архэ. Это матерь-рождающая материальный мир. Мир живет циклами, крайними состояниями которого являются максимальное выделение всех начал из архэ и полное растворение их всех в архэ. Превращаясь в иные стихии, генетическое архэ исчезает, что представляет собой нечто неправильное, за что все вещи осуждаются обратным превращением в архэ. За многообразием чувственного мира милетцы открывают некоторый род единства. Это единство еще неполное. Оно еще не вполне может преодолеть разделение времени, исчезая в превращениях. Но это единство происхождения – все вещи едины в том, что происходят из одного, из одной Матери-Материи. Здесь же и единство смерти – все одинаково погибнет, вернувшись к истоку. Так мыслится архэ генетическое.

Материализм милетцев отвергает Пифагор (580-500 гг. до н. э. ) и его ученики. Пифагорейцы по-своему решают проблему соединения единого и многого. Пифагорейцы считают, что в основе мира лежит число. Каждое число есть некоторый первоэлемент мира, есть единое. Если разделить само единое на малые части, а затем из них создать систему из этих малых единых, то в этом случае единое удваивается. С одной стороны, так или иначе остается чистое единое, отделенное от многого. Роль такого чистого единого берет на себя единица. С другой стороны, возникают малые единые – производные от единицы числа, например, двойка, тройка, четверка… Природа этих малых единых заключается в том, что они выполняют функцию соединения единого и многого. Каждое из чисел есть некоторая степень одного, а все числа представляют собою некое одно начало – единицу. Основа мира – не материальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок. Движение небесных тел подчиняется математическим соотношениям. Познать мир – значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы первыми поставили вопрос о роли количественной стороны явлений природы. Пифагорейцы одними из первых осмыслили значимость числа не только в конкретно-научном, но и в философском мышлении. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада (единица) – это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений. Двойка – это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоречивых сторон (мужское). Четверка – образ четырех элементов природы и т. д. Числам 1, 2, 3, 4 соответствуют по порядку точка, линия, прямая, объем. Сумма чисел 1 + 2 + 3 + 4 = 10 – священная декада, основа мира.

Начинает формироваться некая бесконечность, в чем и проявляется своеобразная природа числа. В числе вполне выражает себя уже не чистое и однородное в себе единое, но единое, обращающееся на все – все-единое, много-единое, пан-единое, единое единого и многого, синтез синтеза и анализа. Математика – это и есть наука и искусство разворачивания Числа, всех его граней и проявлений. Здесь проявляется тесная связь пифагорейского числа с золотой пропорцией или золотым сечением. Золотое сечение – пропорция отношения частей а и b отрезка, при которой длина всего отрезка а+b относится к длине большей части a как длина большей части a к длине меньшей части b. Представление единого как числовой системы можно было бы назвать нумерологическим архэ. Число изначально несет в себе координацию единого и многого, поэтому синтезировать в пифагореизме два начала А и В означает скоординировать их с единым через числа, открыть числовой код каждой вещи в составе числовой координации единого.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...