Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Библиография.   Нейропсихологическая школа А.Р. Лурии




Библиография

1. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т. 1.

2. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме “Формирование умственных действий и понятий”. М., 1965.

3. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

4. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. М., 1999.

5. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 2000.

6. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. М., 2002

7. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.

8. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М., 1968.

9. Обухова Л. Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. М., 1991.

10. Подольский А. И. О научном статусе психологической концепции П. Я. Гальперина // Вопросы психологии. 2002. №5. С. 11-24.

11. Решетова З. А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.

12. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.

13. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М., 1972.

14. Управляемое формирование психологических процессов / Под ред. П. Я. Гальперина. М., 1977.

 

                            Глава шестая

 

                        Нейропсихологическая школа А. Р. Лурии

 

 

       §1.     А. Р. Лурия - основоположник отечественной нейропсихологии и             отечественной нейропсихологической школы.

 

Е. Д. Хомская

 

       Сейчас, когда прошло уже больше 100 лет со дня рождения А. Р. Лурия (1902-1977) можно по достоинству оценить его вклад в мировую психологическую науку и, прежде всего, в мировую нейропсихологию. Как известно, " большое видится на расстоянии". Время - важнейший фактор в оценке научного наследия каждого ученого - с еще большей ясностью высветило истинный масштаб личности А. Р. Лурия, его огромную роль в развитии различных отраслей психологической науки и особенно -нейропсихологии.

А. Р. Лурия был разносторонним психологом. Как соратник и последователь Л. С. Выготского, он разрабатывал разные отрасли психологии: общую, историческую (кросс-культурную) психологию, детскую, педагогическую психологию, дефектологию, психофизиологию. Однако наибольшее значение имеют его работы по нейропсихологии. Он является основоположником отечественной нейропсихологии и отечественной нейропсихологической школы, внесших огромный вклад в развитие мировой нейропсихологии.

       Международное признание к А. Р. Лурия как нейропсихологу пришло еще в 60-70 гг. прошлого века, после опубликования за рубежом его работ " Высшие корковые функции" (1962 - 1 изд., 1969 - 2 изд., 2001 - 3 изд. ), " Мозг и психические процессы" (1963, 1970 - 2 тома), " Основы нейропсихологии" (1973, 2003)(см. 49, 50-53) и ряда других. Уже в эти годы монографии А. Р. Лурия издавались (и переиздавались) за рубежом на многих языках. Уже в это время он имел один из самых высоких среди отечественных психологов индекс цитирования. Широкой известности А. Р. Лурия за рубежом способствовали также его систематические публикации в ведущих иностранных журналах, активное участие в различных международных съездах и конференциях. Признанием большого вклада А. Р. Лурия в мировую психологическую науку явились его многочисленные международные " регалии": избрание на должность вице-президента Международной Ассоциации научной психологии, присвоение ему званий почетного иностранного члена Американской академии искусств и наук, Национальной академии США, Американской академии педагогики, избрание его почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (французского, британского, швейцарского, испанского и др. ), присуждения ему почетного звания доктора наук ряда университетов (Лейстера, Брюсселя, Люблина, Упсалы и до. ) и др.

       Еще большую популярность получили работы А. Р. Лурия за последнее время, спустя почти 30 лет после его кончины, когда в западном мире произошло как бы " второе открытие" А. Р. Лурия, " второе прочтение" его трудов (как это произошло и с работами Л. С. Выготского). Этому способствовали, в частности, усилившиеся контакты между западными и восточными психологами, что привело к более широкому распространению идей А. Р. Лурия. О высоком международном авторитете А. Р. Лурия в современном научном мире свидетельствуют также и материалы международных юбилейных конференций, посвященных научному наследию А. Р. Лурия, которые прошли в Москве и за рубежом (в США, Германии, Дании, Италии, Нидерландах). На этих форумах обсуждались различные аспекты научного творчества А. Р. Лурия и, главным образом, его нейропсихологические работы.

       А. Р. Лурия - основоположник нейропсихологии нового типа, не имеющей аналогов за рубежом. В отличие от западной нейропсихологии, которая в значительной степени " выросла" из медицины и является своего рода " высшей неврологией", нейропсихология, созданная А. Р. Лурия, - это отрасль психологической науки, основной задачей которой является изучение работы мозга как субстрата психических процессов с позиций психологии и психологическими методами.

       Новизна и оригинальность луриевской нейропсихологии, ее отличие от других западных направлений состоит в следующем.

1. А. Р. Лурия создал нейропсихологию, которая непосредственно связана с общепсихологическими представлениями (берущими начало от Л. С. Выготского) о генезе, структуре и функционировании психики. Это идеи о культурно-историческом происхождении, опосредованности, системности и иерархическом строении всех психических процессов, включая и самые сложные " высшие психические функции". Согласно взглядам А. Р. Лурия, именно высшие психические функции (сложные виды психической деятельности, прижизненно сформированные, опосредованные, произвольно регулируемые) должны быть единицей анализа при решении проблемы " мозг и психика".

2. А. Р. Лурия предложил новый подход к решению проблемы " мозг и психика", в центре которого - идеи о системной (многозвенной, многоэтапной) психологической структуре высших психических функций и их системной (многозвенной, многоэтапной) мозговой локализации. Согласно данному подходу, каждая высшая психическая функция - как определенная психологическая система - реализуется мозгом с помощью специальных системных механизмов - сложных функциональных систем, имеющих большое число афферентных и эфферентных звеньев. Каждое звено функциональной системы " ответственно" за определенный аспект (параметр) высшей психической функции. Следовательно, с работой мозга сопоставляется не вся психическая функция как единое целое (как это было принято раньше) - а отдельные ее аспекты (параметры). Соответственно, мозговой основой психических процессов является не совокупность " мозговых центров", отвечающих, якобы, за те или иные психические способности (локализационизм), и не весь мозг в целом, равноценный по своим возможностям (антилокализационизм), а многочисленные, дифференцированные по составу и способам работы мозговые структуры, входящие в сложные функциональные системы, различные звенья которых расположены в разных отделах ЦНС. Эти положения вошли в новую, созданную А. Р. Лурия, теорию системной динамической локализации (мозговой организации) высших психических функций.

3. А. Р. Лурия ввел новый для нейропсихологии способ анализа последствий локальных поражений головного мозга, известный как синдромный (или факторный) анализ. Целью синдромного анализа, непосредственно связанного с теорией системной динамической локализации высших психических функций, является поиск основной причины нарушений психических процессов - пораженного нейропсихологического фактора (или факторов), определяющего весь характер синдрома. В соответствии с результатами синдромного анализа каждое нарушение высшей психической функции (восприятия, памяти, речи и др. ) - или каждый нейропсихологический симптом - получает качественную характеристику. Таким образом, с помощью синдромного анализа оказывается возможным не только констатировать наличие дефекта, но и квалифицировать его, т. е. определять форму нарушения той или иной функции.

4. Положение об особых нейропсихологических факторах как основах нейропсихологических синдромов, введенное А. Р. Лурия в нейропсихологию, принципиально изменило понимание соотношения мозга и психики, и позволило преодолеть не только концепции узкого локализационизма и антилокализационизма, но и опровергнуть господствовавшие в то время и не изжитое полностью до сих пор представление об исключительной роли коры больших полушарий как единственного " носителя" психических функций. А. Р. Лурия показал, что в качестве нейропсихологических факторов - или синдромообразующих мозговых структур - могут выступать не только корковые, но и подкорковые структуры. Соответственно, нейропсихологические синдромы могут быть " корковыми" или " подкорковыми". Таким образом, согласно А. Р. Лурия существует как горизонтальный (корково-корковый), так и вертикальный (корково-подкорковый) принципы мозговой организации психических процессов.

5. В нейропсихологическую концепцию о работе мозга как субстрата психики А. Р. Лурия ввел физиологические процессы в качестве необходимого звена их мозговой организации. Согласно представлениям А. Р. Лурия, нейропсихологические факторы (или синдромообразующие мозговые образования) - это не только конкретные мозговые структуры, но и происходящие в них физиологические процессы, обеспечивающие особые, присущие только им способы их работы (modus
operandi). А. Р. Лурия, отрицая возможность непосредственного сопоставления психических процессов с мозгом (т. е. психоморфологический подход к решению проблемы " мозг и психика" ), предлагал - вслед за И. М. Сеченовым, И. П. Павловым и другими отечественными физиологами - изучать особые системные физиологические механизмы, лежащие в основе нормального и патологического протекания психических процессов. Иными словами, он придерживался последовательной естественнонаучной позиции в объяснении мозговых основ психики.

6. А. Р. Лурия предложил новую структурно-функциональную модель работы мозга, согласно которой мозг состоит из трех блоков: первого - энергетического (или блока активации), к которому относятся срединные неспецифические структуры; второго - информационного (или блока переработки экстероцептивной информации), который объединяет структуры задних отделов больших полушарий; и третьего - регуляторного (или блока программирования и контроля за психической деятельностью), который включает все структуры кпереди от Роландовой борозды (лобные доли). Любая психическая деятельность осуществляется при участи всех трех блоков, каждый из которых выполнят свою специфическую роль в общей интегративной работе мозга. Данная модель позволила по-новому подойти к пониманию интегративной работы мозга и к нарушениям психических функций при локальных мозговых поражениях.

7. Луриевская теоретическая концепция мозговой организации высших психических функций стала основой новой классификации их нарушений - одной из важнейших проблем нейропсихологии. Эта классификация и интерпретация нарушений психических процессов базируется на принципе факторного анализа дефектов (т. е. на выделении соответствующих нейропсихологических факторов). Используя факторный принцип анализа дефектов, А. Р. Лурия разработал новую классификацию нарушений речи (афазий), произвольных движений и действий (апраксий), памяти (амнезий). Этот подход дает возможность систематизировать уже известные нарушения психических функций, возникающие при локальных поражениях мозга, и открывает пути для понимания и классификации других психических дефектов, имеющих органическую морфо-функциональную основу.

8. А. Р. Лурия разработал новые методы изучения высших психических функций, известные как " луриевские методы нейропсихологической диагностики". Они представляют собой систему тестов (часть из них - оригинальные), направленных на оценку состояния различных психических процессов (когнитивных и двигательных) и общего эмоционально-личностного статуса больного. Эти методы позволяют определить характер (или форму) психических нарушений и, следовательно, зону поражения мозга (т. е. поставить топический диагноз). Таким образом, луриевские тесты дают возможность не только констатировать наличие того или иного нарушения, но и квалифицировать его, т. е. дать ему качественную оценку. Этим они отличаются от многочисленных западных батарей тестов, ориентированных преимущественно на количественную характеристику дефекта. Как показала практика, луриевские методы - как средство топической диагностики - более эффективны, чем западные аналоги.

Эти и другие положения луриевской нейропсихологии, отличающие ее от западных нейропсихологических школ, и огромный фактический материал, полученный А. Р. Лурия по различным разделам нейропсихологии, составляют содержание его многочисленных публикаций (49, 50, 51, 52, 53, 54, 56, 57, и многие др. ).

В целом, по признанию отечественной и международной научной общественности, луриевская нейропсихология является наиболее прогрессивной современной системой взглядов на мозг как на субстрат психических процессов, которая может не только объяснить уже известные в нейропсихологии факты, но и предсказать появление новых.

А. Р. Лурия создал не только отечественную нейропсихологию нового типа, но и отечественную нейропсихологическую школу, состоящую из его непосредственных учеников и учеников второго и третьего поколений, работающих как в России, так и в других странах. " Ядро" этой школы составляют сотрудники кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (организованной А. Р. Лурия в 1966 г. ), а также нейропсихологи, работающие в разных медицинских учреждениях Москвы и других городов России. Учениками А. Р. Лурия являются также специалисты, работающие в ряде зарубежных стран (в странах СНГ, в США, Англии, Германии, Италии, Финляндии, Польше и др. ). Можно дискутировать относительно степени принадлежности того или иного ученого к луриевской нейропсихологической школе, однако бесспорно то, что их всех объединяет признание высокого научного авторитета А. Р. Лурия и общее понимание проблем нейропсихологии и способов их решения.

Как известно, научная школа - особое весьма ценное и сравнительно редкое явление в науке. Далеко не все крупные ученые оставили после себя научные школы, что объясняется, по-видимому, и объективной значимостью научного наследия ученого и его личностными качествами. А. Р. Лурия сочетал в себе и высокий научный авторитет, и выдающиеся способности Учителя, воспитателя молодежи. Он всегда трудился не в одиночку, а вместе с коллективом сотрудников-учеников. На протяжении более 50 лет работы в области нейропсихологии он воспитал многих учеников; некоторые из них ушли в другие области психологии, но большинство сохранило верность нейропсихологическим интересам и составило луриевскую нейропсихологическую школу. [17]

Нейропсихологическая школа А. Р. Лурия принадлежит к одной из наиболее известных психологических школ России, которая выдержала испытание временем. Она отвечает всем международным критериям научных школ, к числу которых относятся следующие:

- объединение представителей школы общими научными идеями, признанными российским и мировым научными сообществами;

- значимый и оригинальный вклад представителей школы в соответствующую область знания;

- тесная связь с различными областями практики, высокий социальный запрос на практическое применение знаний;

- постоянное пополнение школы через учебно-педагогическую деятельность.

       К этим критериям можно добавить высокий научный потенциал и эвристичность научных идей, объединяющих представителей школы, их способность к саморазвитию.

       Луриевская нейропсихологическая школа, возникшая при жизни А. Р. Лурия, продолжает работать и в постлуриевский период. В данном сообщении будет дан обзор деятельности только московских представителей луриевской школы - сотрудников МГУ и связанных с ним учреждений, что отнюдь не умаляет значения работ других представителей этой школы.

       Работа московского " ядра" нейропсихологической школы А. Р. Лурия в постлуриевский период проводилась в научном, методическом, практическом и учебно-педагогическом направлениях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...