Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-педагогическая работа.




Нейропсихологическая школа А. Р. Лурия пополняет свои ряды за счет выпускников факультета психологии МГУ, где с 1966 г. работает первая в стране кафедра нейро- и патопсихологии. Специалистов в области нейропсихологии, которые получают специальность " Клиническая психология", готовит теперь и ряд других учебных заведений Москвы (государственных и коммерческих), клинических психологов готовят и в других городах России.

В Московском университете на факультете психологии ежегодно учатся 50-60 человек по специальности " Клиническая психология" (022700)(на дневном, вечернем отделениях и спец. потоке). Кафедра нейро- и патопсихологии ежегодно выпускает не более 10-12 человек, специализирующихся по нейропсихологии (в рамках той же специальности " клиническая психология" ). Остальные получают общую клинико-психологическую подготовку.

В соответствии с Государственным Образовательным стандартом в цикл дисциплин по специальности " клиническая психология" входят и нейропсихологические дисциплины: общие курсы, спецкурсы и спецпрактикум.

Общие курсы: " Основы нейропсихологии" и " Специальная психология" - читаются для всего потока студентов, специализирующихся как по клинической психологии, так и по другим направлениям.

Специальные курсы преподаются только будущим клиническим психологам. К ним относятся: клиническая нейропсихология, нейропсихологическая реабилитация и восстановление высших психических функций, нейропсихология детского возраста, нейропсихология индивидуальных различий, нейропсихологический подход к восстановительному и коррекционному обучению, проблемы афазии, патология памяти. патология эмоций, основы нейролингвистики, личность и нарушения общения и др. (ряд из них - по выбору).

По данным курсам сотрудниками кафедры подготовлена следующая учебная литература: опубликован первый в нашей стране учебник по нейропсихологии (Е. Д. Хомская " Нейропсихология" 1987 - 1 изд., 2002 - 2 изд., 2003 - 3 изд. ); подготовлены учебные пособия по нейропсихологии: Н. К. Корсаковой и Л. И. Московичюте (1985, 1988), Ю. В. Микадзе и В. М. Астаповым (ред. ) (1997, 2002, 2003); по восстановлению функций и нейрореабилитации Л. С. Цветковой (1985, 1988, 1990), по детской нейропсихологии Л. С. Цветковой (1997), Т. В. Ахутиной и Н. М. Пылаевой (2003). Вышли в свет хрестоматии: по общей нейропсихологии (под ред. Е. Д. Хомской, 1984, 1999, 2003), по детской нейропсихологии (под ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе, 2001). Опубликован и ряд других учебных изданий. В качестве учебной литературы используются также сборники научных работ по нейропсихологии (см. 2, 39, 40, 93, 119, 136, 137).

На факультете психологии МГУ систематически ведется подготовка нейропсихологов высшей квалификации - через аспирантуру и систему прикрепленных соискателей. В постлуриевский период на Совете факультета психологии было защищено более 70 кандидатских диссертаций по нейропсихологии; 11 учеников А. Р. Лурия защитили докторские диссертации.

Таким образом, в постлуриевский период подготовка кадров по нейропсихологии (включая и специалистов высшей квалификации) не прекращалась. Луриевская нейропсихологическая школа постоянно пополнялась и пополняется новыми кадрами, и это обеспечивает преемственность, сохранность и развитие школы.

Как уже говорилось выше, отечественная нейропсихология получила высокое признание на международном уровне, что особенно четко отразилось в материалах I и П Международных конференций, посвященных А. Р. Лурия, состоявшихся в Москве в 1997 и 2002 годах (59, 95).

В целом, международная общественность отмечает три основных достижения А. Р. Лурия и его школы в области нейропсихологии.

Во-первых, это теоретические достижения - создание новой нейропсихологии, основанной на принципиально новом теоретическом понятийном аппарате, который объединяет общепсихологические представления о генезе, строении и функционировании психики (берущие начало из школы Выготского-Лурия-Леонтьева) и собственно нейропсихологические представления о мозговых основах психических процессов, которые включают в себя такие понятия как нейропсихологический симптом. синдром, фактор, функциональная система, межполушарная асимметрия и др. Использование этого понятийного аппарата позволило сформулировать новую теорию системной динамической организации (мозговой организации) высших психических функций и создать общую структурно-функциональную модель работы мозга, которые, по мнению отечественной и зарубежной научной общественности, на современном этапе знаний наиболее адекватно описывают принципы работы мозга как субстрата психических процессов. Таким образом, А. Р. Лурия и его школа создали " метатеорию" нейропсихологии - единую общую непротиворечивую систему взглядов на проблему " мозг и психика".

Во-вторых, - это достижения в области общей стратегии нейропсихологического исследования. Предложен новый подход к изучению высших психических функций при локальных поражениях мозга - синдромный (или факторный) анализ и создана новая система методов изучения нарушенных функций, известная как методы " луриевской нейропсихологической диагностики". Применение нового нейропсихологического подхода к изучению локальной патологии психических функций с помощью луриевских методов обеспечило новую качественную квалификацию нарушений, выявление состава различных (" корковых" и " подкорковых" ) нейропсихологических синдромов, сбор и накопление большого объема нового фактического материала, обогатившую мировую нейропсихологию.

В-третьих, - это практические достижения, высокая практическая ценность нейропсихологических знаний в области топической диагностики и восстановления нарушенных функций и нейрореабилитации. Луриевская нейропсихология, и раньше, в годы Великой Отечественной войны, и теперь, в постлуриевский период, высоко ценилась и ценится клиницистами-практиками. В последние годы востребованность нейропсихологии возросла, сфера применений нейропсихологических знаний расширилась, появились новые области практики - " нейропсихологическая педагогика", " нейропсихологическая фармакология" и др. Возможности практического применения нейропсихологических знаний очень велики и имеют тенденцию к росту. Именно поэтому прагматичные западные специалисты ценят и используют луриевскую теорию и луриевские методы в своей практической работе.

Луриевская нейропсихологическая школа имеет высокий научный потенциал, перед ней открываются все новые возможности для научной и практической деятельности. Однако было бы ошибкой не видеть тех трудностей, которые она переживает на современном этапе развития. Эти трудности имеют как общие для всей отечественной науки, так и частные причины. Общие - это недостаточная государственная поддержка, " утечка мозгов" (особенно молодых специалистов) за рубеж, наплыв непрофессионалов (не имеющих базового психологического образования) и др. Частные - это прежде всего организационные проблемы, связанные со статусом нейропсихологии и нейропсихологов с профессиональной точки зрения. В настоящее время нейропсихология официально рассматривается как часть клинической психологии (115). В реестре специальности имеется только одна специальность - " клинический психолог" и нет специальности " нейропсихолог". Между тем, нейропсихология - это не только клиническая дисциплина, она является одной из наук о мозге (и входит, следовательно, в круг естественно-научных дисциплин), а также - одной из отраслей психологической науки (и входит, следовательно, в круг гуманитарных дисциплин). Особый статус нейропсихологии давно уже признан на Западе, где четко разделяют клиническую психологи и нейропсихологию, где есть отдельная специальность " нейропсихолог" (и подготовка специалистов ведется по специальным программам), где существуют нейропсихологические научные ассоциации (международные и региональные), институты нейропсихологии, выпускаются журналы по нейропсихологической тематике (" Neuropsychology", " Clinical neuropsychologist", " Cortex", " The Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology" и др. ). У нас до этого пока далеко. Однако вполне возможно было бы уже сейчас выделить нейропсихологию в отдельную специальность и изменить систему подготовки нейропсихологов в соответствии с международными стандартами. Было бы целесообразно создать государственную программу поддержки луриевской нейропсихологической школы. В настоящее время она существует в основном в режиме " выживания", когда практические формы деятельности (в виде различной помощи населению) преобладают над научными. Однако развитие нейропсихологии (и сохраниение школы) связано, прежде всего, с развитием ее научного потенциала, что требует высоких современных технологий.

Луриевская нейропсихология занимает особое положение среди психологических дисциплин, поскольку она изучает важнейшую междисциплинарную проблему - " мозг и психика", вокруг которой исторически происходят острые дискуссии. Как известно, в наши дни в науке процветает " плюрализм", происходит размывание научных критериев, границ между научным и псевдонаучным знанием и, даже, - между наукой и религией. В этой ситуации луриевская нейропсихология утверждает и развивает естественнонаучные материалистические позиции в психологии, конкретизируя естественнонаучное материалистическое понимание мозговых механизмов психических процессов. И в этом - ее большая методологическая, мировоззренческая роль, которая важна и в контексте общего состояния науки (особенно тех ее отраслей, которые связаны с психикой человека) и с точки зрения подготовки психологов разного профиля - для формирования их профессионального мировоззрения.

Луриевская нейропсихологическая школа - одна из самых известных отечественных психологических школ, созданных в стенах Московского университета, продолжает и развивает традиции луриевской нейропсихологии и, тем самым, вносит свой вклад в борьбу за рациональную науку, основанную на рациональном знании.

Луриевская нейропсихология и луриевская нейропсихологическая школа - представляют собой ценное достояние отечественной и мировой науки. Вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам, она жива и имеет большие перспективы развития.

 

БИБЛИОГРАФИЯ [21]

1. Арсенина Н. В. Динамика восстановления высших психических функций у больных с закрытой черепно-мозговой травмой передних отделов мозга. Автореф. канд. дис. М., 1985.

2. Атлас. Нервная система человека. Строение и нарушения. / Под ред. Ю. В. Микадзе, В. М. Астапова. М., 1997, 2001, 2003.

3. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: нейропсихологический подход. // Школа здоровья, 2002, № 4.

4. Ахутина Т. В. и др. Методы нейропсихологического обследования детей 6 — 8 лет // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996. № 2. С. 51 — 58.

5. Ахутина Т. В. Л. С. Выготский и А. Р. Лурия, становление нейропсихологии // Вопросы психологии 1996. № 5. С. 83 — 98.

6. Ахутина Т. В. Нейролингвистическй подход к диагностике трудностей обучения. // В кн. Проблемы социальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. М., Изд-во Мин. общ. и проф. образ., 1998.

7. Ахутина Т. В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса. М., МГУ, 1989.

8. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Будь внимателен! / Метод. пособие по развитию навыков программирования и контроля действий. М., Новые учебные технологии, 1997.

9. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. М., Academia, 2003.

10. Бабаджанова Н. Р. Изучение тактильных функций у больных с поражениями теменных областей левого и правого полушарий мозга. Автореф. канд. дис. М., 1984

11. Балашова Е. Ю. Нарушения пространственных функций при сосудистых и атрофических деменциях позднего возраста. Автореф. канд. дис. М., 1995.

12. Балашова Е. Ю. Особенности пространственной организации произвольных движений при старении // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996. № 2.

13. Батова Н. Я. Нарушения эмоций при поражении лобных долей мозга. Автореф. канд. дис. М., 1985.

14. Будыка Е. В. Медико-психологический анализ здоровья студентов. Автореф. канд. дис. М., 1992.

15. Буклина С. Б. Клинико-нейропсихологические синдромы артериовенозных мульформаций. // Автореф. докт. дис., М., 2001.

16. Визель Т. Г. Нейролингвистический анализ индивидуальных вариантов афазии. Автореф. докт. дис., М., 2002.

17. Владимиров А. Д., Хомская Е. Д. Процессы экстраполяции в глазодвигательной системе. М., Наука, 1981.

18. Гагошидзе Т. Ш. Нарушение наглядно-образного мышления до и после стереотаксических операций на подкорковых образованиях. Автореф. канд. дис. М., 1984.

19. Гасимов Ф. М. Особенности вербальных и невербальных функций при различных типах межполушарной асимметрии мозга. Автореф. канд. дис. М., 1992.

20. Глозман Ж. М. и др. Возрастные особенности нейропсихологических расстройств при болезни Паркинсона // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1994. № 3.

21. Глозман Ж. М. Исследование структуры лексикона больных с корковыми и подкорковыми поражениями мозга // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996. № 2.

22. Глозман Ж. М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. М., Центр лечебной педагогики, 1999.

23. Глозман Ж. М. Личность и нарушения общения. М., МГУ, 1987.

24. Глозман Ж. М., Таппер Д. Опыт комплексного нейропсихологического исследования с использованием отечественных и американских методов // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1994. № 1.

25. Гогитидзе Н. В. Динамика нейропсихологических синдромов под влиянием различных нейротропных средств у больных с черепно-мозговой травмой. Автореф. канд. дис. М., 1990.

26. Голод В. И. Функциональная асимметрия мозга у детей с нарушениями речевого развития. Автореф. канд. дис. М., 1985.

27. Гончаров О. А. Нарушения невербального мышления у больных с локальными поражениями мозга. Автореф. канд. дис. М., 1988.

28. Горина И. С. Нейропсихологические синдромы нарушения психических функций у участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Автореф. канд. дис. М., 2000.

29. Ениколопова Е. В. Динамическая организация интеллектуальной деятельности (нейропсихологическое исследование). Автореф. канд. дис. М., 1992.

30. Кайро Э. В. Опознание зрительных стимулов в норме и при поражении лобных долей мозга. Автореф. канд. дис. М., 1979.

31. Квасовец С. В. Пространственная синхронизация биопотенциалов при эмоциях в норме и у больных с локальными поражениями мозга. Автореф. канд. дис. М., 1980.

32. Ковязина М. С., Ермолаев Д. В. Межполушарная асимметрия и параметры эмоций. // Вестник МГУ. Сер. 14 " Психология", 1999, № 2.

33. Ковязина М. С., Максименко М. Ю. Нейропсихологический анализ нарушений зрительно-гностических функций. // Ж. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1998, № 3.

34. Корсакова Н. К. Нейропсихология позднего возраста: обоснование концепции и прикладные аспекты // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996. № 2.

35. Корсакова Н. К. Прехт Н. Ю. О принципе динамичности в концепции А. Р. Лурия (модель нормативного старения). // Вопросы психологии, 2002, № 4.

36. Корсакова Н. К., Балашова Е. Ю. Особенности памяти в пожилом возрасте. // В сб. " Справочник по диагностике и лечению заболеваний у пожилых" /под ред. Л. И. Дворецкого и Л. Е. Лебезника. М., Новая волна-Оникс, 2000.

37. Корсакова Н. К., Балашова Е. Ю. Особенности памяти у пожилых людей. // В кн. " Пожилой больной" /под ред. Е. Н. Дворецкого. М., 1999.

38. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., Пед. об-во России, 2001.

39. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. М., МГУ, 1988.

40. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. М., МГУ, 1985.

41. Костерина Э. Ю., Краснов В. Н., Хомская Е. Д. Возможности нейропсихологии при оценке эффективности психофармакотерапии // Материалы Европейского Конгресса по психиатрии. Женева, 1997.

42. Костерина Э. Ю., Краснов В. Н., Хомская Е. Д. Нейропсихологические синдромы у участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС: Материалы 10-го Международного съезда психиатров. Мадрид, 1996.

43. Котик Б. С. Межполушарное взаимодействие в речевых процессах при билингвизме. Автореф. докт. дис. М., 1989.

44. Котик Б. С. Межполушарное взаимодействие у человека / Под ред. Е. Д. Хомской. Ростов-на-Дону, 1992.

45. Кроткова О. А. Восстановление памяти у нейрохирургических больных. Автореф. канд. дис. М., 1981.

46. Курганский А. В., Ахутина Т. В. Трудности в обучении и серийная организация движений у детей 6 — 7 лет // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996. № 2.

47. Лазарев В. В. Особенности мозговой организации различных видов психической деятельности. Автореф. канд. дис. М., 1977.

48. Лебединский В. В. Нарушение психического развития в детском возрасте. М., Academia, 2003.

49. Лурия А. Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., МГУ, 1962, 1969, 2000.

50. Лурия А. Р. Мозг и психические процессы. В 2 т. М., Педагогика, 1963 (1 т. ); 1970 (2 т. ).

51. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. М., МГУ, т. 1, 1974, т. 2, 1976.

52. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., МГУ, 1975.

53. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., МГУ, 1973 (1 изд. ), Academia, 2002 (2 изд. ).

54. Лурия А. Р. Природа человеческих конфликтов /под ред. В. И. Белопольского. М., Cogito-centre, 2002.

55. Лурия А. Р. Психологическое наследие /Сб. под ред. Ж. М. Глозман, Д. А. Леонтьева, Е. Г. Радковской. М., Смысл, 2003.

56. Лурия А. Р. Этапы пройденного пути: Научная биография / Под ред. Е. Д. Хомской. М., МГУ, 1982.

57. Лурия А. Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. М., 1979.

58. Лурия А. Р. и современная психология / Под ред. Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник. М., МГУ, 1982.

59. Лурия А. Р. и психология ХХI века. Сб. докладов П Международной конференции памяти А. Р. Лурия /под. ред. Ж. М. Глозман, Т. В. Ахутиной, Д. Таппера. М., РПО., 2003.

60. Максименко М. Ю. Особенности направленной и ненаправленной нейропсихологической коррекции школьной неуспеваемости детей младшего и школьного возраста // Школа здоровья. 1996. Т. 3. № 4.

61. Малова Ю. В. Межполушарное взаимодействие в двигательной сфере (в норме и у больных с локальными поражениями мозга). Автореф. канд. дис. М., 1991.

62. Манелис Н. Г. Нейропсихологический анализ состояния высших психических функций у детей с разными вариантами дизонтогенеза // Школа здоровья. 1996. Т. 3. № 4.

63. Манелис Н. Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования ВПФ у здоровых детей и детей с аутистическими расстройствами. Автореф. канд. дис., М., 2000.

64. Манелис Н. Г., Касаткин В. Н., Горина И. С., Виноградова Н., Чиркова О. Ю. Нейропсихологическая модель мозговой организации ВПФ у детей, страдающих бронхиальной астмой // " Вопросы психологии", 2000, № 1.

65. Маршинин Б. А. Изучение биоэлектрических показателей произвольных движений у больных с локальными поражениями мозга. Автореф. канд. дис. М., 1981.

66. Микадзе Ю. В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста. // Вопросы психологии, 2002, № 4.

67. Микадзе Ю. В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению // Вестник МГУ. Сер. 14. " Психология", 1996. № 2.

68. Микадзе Ю. В. Нейропсихология индивидуальных различий в детском возрасте. Автореф. докт. дис. М., 1999.

69. Микадзе Ю. В. Организация мнестической деятельности у больных с локальными поражениями мозга. Автореф. канд. дис. М., 1979.

70. Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М., " Интетекс", 1994.

71. Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н., Волков А. М. Деятельность: структура и регуляция. М., МГУ, 1987.

72. Моносова А. Ж. Анализ особенностей эмоциональной сферы в норме и при аффективных расстройствах методом обонятельной стимуляции. Автореф. канд. дис. М., 1994.

73. Москвин В. А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий. М. -Оренбург, МГУ - ИПК ОГУ, 2002.

74. Москвин В. А. Профили латеральности и некоторые особенности психических процессов (в норме и патологии). Автореф. канд. дис. М., 1990.

75. Нейропсихологическая диагностика: В 2 ч. / Под ред. Е. Д. Хомской. М., Воениздат, 1994.

76. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга / Под ред. Е. Д. Хомской. М., Наука, 1986.

77. Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий (под ред. Е. Д. Хомской, В. А. Москвина). М. -Оренбург, 2000.

78. Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. М., МГУ, 1995.

79. Нейропсихология: Тексты / Под ред. Е. Д. Хомской. М., МГУ, 1984.

80. Нейрофизиологические механизмы внимания / Под ред. Е. Д. Хомской. М., МГУ, 1979.

81. Нейрофизиологические основы психической деятельности. Т. 24. Сер. Итоги науки и техники / Под ред. Е. Д. Хомской. М., Изд. ВИНИТИ, 1979.

82. Некрасова Е. М. Особенности познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы у больных артериальной гипертензией при ранних и обратимых формах нарушений мозгового кровообращения. Автореф. канд. дис. М., 1987.

83. Новые методы нейропсихологического исследования / Под ред. Е. Д. Хомской. М., Наука, 1989.

84. Олива Л. Нейропсихологическое исследование спонтанной динамики нарушений речи при афазиях. Автореф. канд. дис. М., 1984.

85. Ольшанский Д. В. Нарушения эмоционально-личностной сферы у больных с поражением лобных долей мозга. Автореф. канд. дис. М., 1979.

86. Осмина Е. В. Нейропсихологический анализ нарушений психического отражения времени при локальных поражениях мозга. Автореф. канд. дис. М., 1992.

87. Полонская Н. Н. Исследование употребления глаголов у больных с афазией. Автореф. канд. дис. М., 1978.

88. Поляков В. М. Изменения психических процессов под влиянием направленных фармакологических воздействий. Автореф. канд. дис. М., 1986.

89. Привалова Н. Н. Нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций у больных с сотрясением головного мозга. Автореф. канд. дис. М., 1991.

90. Проблемы афазии и восстановительного обучения: В 2 т. / Под ред. Л. С. Цветковой. М., МГУ, 1979.

91. Проблемы нейропсихологии (психофизиологические исследования) / Под ред. Е. Д. Хомской, А. Р. Лурия. М., Наука, 1977.

92. Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. /Под ред. В. В. Лебединского, М. К. Бардышевской. т. 1, 2. М., МГУ, Высшая школа, Че-Ро; 2002.

93. Психология детей с нарушениями развития. Хрестоматия /под ред. В. М. Астапова и Ю. В. Микадзе. С. -Пб., Питер, 2001.

94. Рощина И. Ф. Структура и динамика нейропсихологических синдромов при сенильной деменции. Автореф. канд. дис. М., 1993.

95. Сб. докладов " I Международная конференция памяти А. Р. Лурия". /под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М., РПО, 1998.

96. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., Academia, 2002.

97. Семенович А. В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М., МГУ, 1991.

98. Семенович А. В., Умрихин С. О., Цыганок А. А. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости // Журнал высшей нервной деятельности человека. 1992. № 1.

99. Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий, нейропсихологические исследования. М., МГУ, 1978.

100. Симерницкая Э. Г. Методика экспресс-диагностики " Лурия-90" М., общество " Знание", 1991.

101. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., МГУ, 1985.

102. Симерницкая Э. Г., Московичюте Л. И. О синдромах нарушений межполушарного взаимодействия при очаговых поражениях мозга // Нейропсихология-77. София, 1977.

103. Симерницкая Э. Г., Скворцов Н. А. Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов. М., 1988.

104. Схема нейропсихологического исследования / Под ред. А. Р. Лурия. М., МГУ, 1973.

105. Схема нейропсихологического исследования высших психических функций и эмоционально-личностной сферы у лиц с пограничными состояниями ЦНС: Методич. пособие / Под ред. Е. Д. Хомской. М., МГУ, 1994.

106. Федоровская Е. А. Нарушения цветовых функций у больных с локальными поражениями мозга. Автореф. канд. дис. М., 1985.

107. Функции лобных долей мозга / Под ред. Е. Д. Хомской, А. Р. Лурия. М., Наука, 1982.

108. Хомская Е. Д. Александр Романович Лурия: Научная биография. М., Воениздат, 1992, N. -Y., 2001.

109. Хомская Е. Д. Достижения отечественной нейропсихологии в изучении проблемы " Мозг и психика". // Психологический журнал, 2001, № 3.

110. Хомская Е. Д. Еще раз о проблеме факторов в нейропсихологии // Актуальные проблемы психологии и нейропсихологии / Отв. ред. А. Н. Лебедев, Б. А. Маршинин. М., ИП РАН, 1991.

111. Хомская Е. Д. и др. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. М., МГУ, 1995.

112. Хомская Е. Д. и др. Нейропсихология индивидуальных различий. М., РПО, 1997.

113. Хомская Е. Д. Идеи системности в трудах Л. С. Выготского и А. Р. Лурия // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология: Тезисы докл. Всесоюзн. конф. 23 — 25 июня 1981 г. М., 1981.

114. Хомская Е. Д. Изучение биологических основ психики с позиций нейропсихологии. // Вопросы психологии, 1999, № 3.

115. Хомская Е. Д. Клиническая психология и нейропсихология: целое и часть? // Вопросы психологии, 2003, № 5.

116. Хомская Е. Д. Методологические и теоретические проблемы в трудах А. Р. Лурия // Вопросы психологии, 1983. № 1.

117. Хомская Е. Д. Нейропсихология индивидуальных различий // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996. № 2.

118. Хомская Е. Д. Нейропсихология эмоций: гипотезы и факты. // Вопросы психологии, 2002, № 4.

119. Хомская Е. Д. Нейропсихология. М., МГУ, 1987, 2002, С. -Пб., Питер, 2003.

120. Хомская Е. Д. Некоторые итоги нейропсихологического изучения лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС // Социальная и клиническая психиатрия. 1995. № 4.

121. Хомская Е. Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы психологии, 1997. № 3.

122. Хомская Е. Д. Роль Л. С. Выготского в творчестве А. Р. Лурия // Вопросы психологии, 1996. № 5.

123. Хомская Е. Д. Системные изменения биоэлектрической активности мозга как нейрофизиологическая основа психических процессов // Естественнонаучные основы психологии / Под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицына. М., Педагогика, 1978.

124. Хомская Е. Д. Сознание как проблема нейропсихологии. // Вестник МГУ. Сер. 14 " Психология", 1999, № 4.

125. Хомская Е. Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. М., МГУ, 1992, 1998.

126. Хомская Е. Д., Ефимова И. В. К проблеме типологии индивидуальных профилей межполушарной асимметрии мозга // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. № 4.

127. Хомская Е. Д., Ефимова И. В., Сироткина Е. Б. Межполушарная асимметрия произвольной регуляции интеллектуальной деятельности (к проблеме психодиагностики) // Вопросы психологии, 1988. № 6.

128. Хомская Е. Д., Каекина М. А. Экспериментальные исследования эмоций методом оценки запахов у лиц с различными профилями латеральной организации мозга // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1993. № 3.

129. Хомская Е. Д., Рыжова И. А. Компьютерное изучение произвольной регуляции движений у лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС // Социальная и клиническая психиатрия. 1996. № 4.

130. Хомская Е. Д., Скакун К. Особенности вербальных семантических связей у больных с поражением лобных долей мозга // Вопросы психологии, 1985. № 2.

131. Хомская Е. Д., Федоровская Е. А. Уровневая организация цветовых функций // Проблема цвета в психологии / Под ред. А. А. Митькина, Н. Н. Корж. М., Наука, 1993.

132. Хрестоматия по нейропсихологии /под ред. Е. Д. Хомской. М., Изд. РПО, 1999, 2003.

133. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. М., МГУ, 1988.

134. Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. М., 1997.

135. Цветкова Л. С. Мозг и интеллект. М., 1995.

136. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация. М., МГУ, 1985.

137. Цветкова Л. С. Нейропсихология и восстановление высших психических функций. М., 1990.

138. Цветкова Л. С., Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Методика оценки речи при афазии. М., МГУ, 1981.

139. Цветкова Л. С., Глозман Ж. М. Аграмматизм при афазии. М., МГУ, 1978.

140. Чернобыльский след: Медико-психологические последствия радиационного воздействия: В 2 ч. / Под ред. М. И. Бобневой. М., ИПАН, 1992.

141. Шафиева Э. И. Восприятие эмоционально-экспрессивных лиц у больных с локальными поражениями мозга: Автореф. канд. дис. М., 1990.

142. Шкловский В. М. Социально-психологические аспекты реабилитации больных с афазией // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. Вып. 2. 1982.

143. Шкловский В. М., Визель Т. Г., Боровенко Т. Г. О возможности использования невербальных символических уровней коммуникации у больных с афазией // Дефектология. 1982. № 2.

144. Шуаре М. О. Нарушения интеллектуальных процессов при локальных поражениях мозга. Автореф. канд. дис. М., 1979.

145. Эрдели А. К. Исследование функциональной асимметрии тактильного восприятия // Вопросы психологии, 1979. № 2.

Учения А. Р. Лурия об афазии и восстановлении высших

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...