Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ход урока. Урок 9 Вязание




Ход урока

 

В начале урока целесообразно проверить выполнение учащимися домашнего задания. Необходимо вспомнить по-нятия «аппликация», «виды аппликации», провести опрос по вариантам украшения одежды.

Повторение. Учитель: «Несколько уроков назад мы го-ворили о ткани. Дайте определение этому понятию. Вспом-ните, изкаких волокон могут состоять ткани. Откройте рабочую тетрадь на странице 20, где вы выполняли зада-ние „Коллекция тканей“, назовите виды ткани, образ-цы которых вы подобрали. Теперь расскажите, какими свойствами обладает ткань (гладкая, шершавая, мягкая, жёсткая, мнётся, воздухопроницаемая, хорошо/плохо со-храняет тепло)».

Учимся новому. Учитель: «Сегодняшний урок посвящён процессу изготовления тканей — ткачеству. Прочитайте определение этого понятия на странице 49 учебника».

Далее учащиеся отвечают на вопросы на закрепление материала: какая машина участвует в производстве тка-ней? Назовите нити, которые переплетаются между собой. Какое устройство нужно для производства ткани?

Учитель: «Помимо ткачества, технологический процесс получения тканей состоит ещё издвух этапов — это пряде-ние и отделка».

Дополнительный материал. Прядение включает меха-нические процессы разъединения, вытягивания, расчёсы-вания и скручивания коротких волокон пряжи — тонкой, ровной, прочной непрерывной нити.

Ведущие профессии прядильно-ткацкого производства: ленточница, ровничница, прядильщица, ткач. Трудно най-ти другие профессии на производстве с таким количеством элементов чисто ручного искусного труда.

Ткач — человек, профессионально занимающийся ткань-ём. Ткач производит из пряжи ткани и текстиль. Ровнич-ница — работница, занимающаяся выработкой ровницы — толстой, слабо скрученной нити, изкоторой игзотовляется пряжа. Прядильщица — работница, занятая изготовлением пряжи.

Машина всюду вытесняет ручной труд, между тем пря-дение и ткачество, для которых уже давно применяют ма-шины и станки, всё ещё требуют искусства ручного тру-да. Искусство ручного труда выражается у прядильщицы в том, чтобы быстро и ловко ликвидировать обрыв ровницы или пряжи, сменить катушки, остановить веретено. Неда-ром на профессию прядильщицы отбирают людей с хоро-шей координацией движений, с тонкими, ловкими и длин-ными пальцами (так как требуется умение изготавливать особенно тонкую нить).

 


Ещё одна особенность труда прядильщиц и ткачей — умение обслуживать большое количество одинаковых рабо-чих органов машины (веретён или станков). Конечно, в современной промышленности немало «многостаночных» профессий. Однако их всё же нельзя сравнить с профессией ткача, обслуживающего 24 и более автоматических стан-ков, или с профессией прядильщицы, обслуживающей от 100 до 1400 веретён. В таких условиях очень важно уме-ние организовать свой труд и правильно его спланировать.

Делаем сами

Учитель: «Прочитайте на странице 49, какое изделие предлагает сделать Ваня. Объясните, что такое гобелен. Рассмотрите несколько примеров гобелена. Как можно ис-пользовать данное изделие?

Первоначально гобелены, тканые безворсовые ковры, назывались шпалерами — такое название вы можете встре-тить в литературе. Когда появилась первая шпалера, точ-но не известно. Принцип их ткачества был известен ещё в Древнем Египте (фрагменты найдены в египетских захоронениях). В Европе первые шпалеры появились в XII—XIII вв. в Германии».

Далее учащимся можно предложить по иллюстрациям рассказать о последовательности создания гобелена (это мо-жет сделать учитель).

Гобелены ткутся вручную. На специальном станке натя-гивают нити основы, обычно это не цветной лён. Затем нити основы переплетают цветными шерстяными или шёл-ковыми нитями, при этом нити основы полностью покры-ваются. Гобелены ткутся частями, которые затем сшивают-ся между собой (часто отдельные цветовые пятна). Кроме того, так как процесс создания гобелена трудоёмок и требу-ет много времени, один ковёр обычно создают несколько мастеров. Нити разного цвета переплетаются и создают ощущение постепенного изменения тона или рельефности. Ткач пропускает нить черезоснову, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. Изображение на гобелене раньше копировалось с так называемого картона. Кар-тон — это подготовительный рисунок для будущего гобеле-на, как бы модель гобелена в натуральную величину. По одному картону можно создать несколько гобеленов, каж-дый разотличающихся друг от друга.

Механически техника гобеленового производства очень проста, но требует от мастера терпения, опытности и худо-жественных познаний: хорошим ткачом гобеленов может быть только образованный художник, в своём роде живо-писец, отличающийся от настоящего только тем, что сред-ства его состоят не в полотне, палитре с красками и кис-тях, а в нитяной основе, разноцветной шерсти и искусных пальцах. Возможно и промышленное создание гобеленов.

 


Учитель: «Мы создадим с вами авторский гобелен и на практике изучим технику ручного ткачества. Рассмотрите образец гобелена. Какой рисунок лучше подобрать для соз-дания гобелена? (Простой, безмелких деталей. ) Какие ма -териалы для работы над гобеленом вам понадобятся? А ка-кие инструменты? В данной работе вы будете использовать также и непривычные инструменты, такие как вилка, чел-нок. Как вы думаете, для чего они вам понадобятся? »

Челнок — это рабочий орган ткацкого станка, прокла-дывающий уточную (поперечную) нить между нитями основы при выработке ткани. Челнок постоянно перемеща-ется туда и обратно по основе (вручную или автоматиче-ски), создавая ткань.

Учитель объясняет ребятам, что челнок можно сделать изкуска картона, намотав на него нить и перемещая в раз -ных направлениях. Вилка необходима для того, чтобы при-бивать нити утка к уже наработанной части ковра, чтобы рисунок получался плотным.

Работа над изделием «Гобелен» проводится в группе по плану и иллюстрациям в учебнике (с. 50—51). Учащиеся чи-тают пункт плана, затем обсуждают его со всем классом. При необходимости учитель показывает приёмы работы, после че-го учащиеся выполняют работу по каждому пункту плана.

1. Создание рисунка для гобелена. Учащиеся либо пе-реводят один изрисунков израбочей тетради (с. 23), либо сами придумывают рисунок и выполняют его на бумаге. Учитель помогает им выполнить разметку листа по линей-ке, напоминает о правилах работы ножницами, резаком. Важно проследить за тем, как учащиеся раскрашивают ри-сунок, какие цвета выбирают для композиции. Это послу-жит формированию художественного вкуса. Учитель также помогает ребятам подготовить картон нужного размера.

2. Разметка основы из картона.

3. Подготовка отверстий в основе. Учитель контролиру-ет работу учащихся шилом.

4. Создание рамки с натянутыми нитями. С помощью нитки и иголки соединить противоположные отверстия (повторение техники безопасности при работе иглой).

5. Подготовка челнока (их может быть несколько: для ниток каждого цвета отдельный челнок).

6. Ткачество. Необходимо начинать работу с нижнего края, постоянно чередуя положение нити утка (то сверху ни-тей основы, то снизу). Учитель демонстрирует, как выпол-нять этот вид работы. Также учитель должен показать, как уплотнять нитки с помощью вилки и обрезать лишние концы ниток с изнаночной стороны.

7. Оформление работы. Желательно предоставить уча-щимся возможность сделать рамку самостоятельно. Возмож-но, они придумают собственные декоративные элементы.

 


Подвёдем итоги. В конце урока можно провести выстав-ку работ учащихся. Критерии для анализа и оценки: акку-ратность, чёткость рисунка, цветовое решение.

 

Домашнеезадание. Подготовьте небольшое сообщение о том, что вы знаете о вязании, как его применяют в быту, об инструментах, которые необходимы при вязании. При-несите на следующий урок копировальную бумагу, каран-даш, цветные шерстяные нитки для вязания крючком, крючок, цветной картон, ножницы.

 

 

Урок 9 Вязание

 

Изделие: воздушные петли.

 

Задания и материалы в рабочей тетради: «Воздушные петли».

 

Задачиурока: познакомить учащихся с особенностя-ми вязания крючком, с применением вязанных крюч-ком изделий, с инструментами, используемыми при вяза-нии; научить пользоваться правилами работы при вязании крючком; актуализировать знания детей о видах ниток; от-работать навык составления плана работы.

 

Планируемыерезультаты: уметь создать цепочку из «воздушных петель» с помощью вязания крючком, приме-нять правила работы при вязании крючком, составлять план работы; создать композицию «Воздушные петли».

 

Новыетерминыипонятия: вязание, вязание крюч-ком.

 

Ресурсыиоборудование: У учителя: учебник, рабочая тетрадь, образцы вязаных изделий, крючки для вязания. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, копировальная бу-мага, карандаш, цветные шерстяные нитки для вязания крючком, крючок, цветной картон, ножницы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...