Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет № 1 Общая характеристика курса. Историография, хронология, терминология




Билет № 1 Общая характеристика курса. Историография, хронология, терминология

Название курса: Архитектура и искусство Западной Европы и Византии в Средние века.

Нессельштраус Цецилия Генриховна «Искусство Западной Европы в средние века», «История раннего Средневековья»

Эрвин Панофский «Ренессанс и Ренессансы в Западной Европе»

1) Раннее христианское искусство – 5 столетий от Р. Х.. на территории языческого государства Римской империи. 2 этапа: до 313 года (Миланский эдикт) и после

Иконоборчество – отрицательно отношение к изображению (иконы). С 726 года начало, отмена иконоборчества в Византии в 843 году. В Равенне единственное место, где сохранились монументальные изображения до иконоборчества (мозаика). В 16 веке в период Реформации

Иконопочитание – положительное отношение

Все искусство Ср. делится на три периода: - дороманика (от 5-6 вв до 10вв], - романика(термин возник в 19 в. когда были обнаружены связи средневековой архитектуры с римской, по аналогии с термином «романские языки») ( 11-12 вв ), - готика(термин появился в литературе 15-16вв. как искусство варваров) ( 13-16 вв] Кроме Франции, там ранняя готика – 30 -40 е годы 12 века – начало формирования нового стиля, готика появилась параллельно романике.

Три золотых периоды Византийского искусства:

1) 5-6 в – 7 в. (от Юстиниана до иконоборчества)

2) вторая пол 9 в. – нач. 13 в. ( паломничество в Иерусалим, крестовые походы. 1203 г. – 4й крестовый поход – Константинополь захвачен крестоносцами, обрывается царство до 1261 г. )

3) посл. четв. 13 в. – 1453 г. (гибель Византийской империи)

Византийские ренессансы (династии правителей):

1) Императоры. Македонская династия (самая долгоживучая) после иконоборческого периоды в 60х гг 9 в. до сер. 11 в.

2) Комниновское возрождение ( до 1203 г)

3) Палеологовский ренессанс ( с 1261 до 1453 гг) совпадает с Ренессансом Западной Еворпы. Оказал влияние на древнерусское искусство ( А. Рублев, Феофан Грек)

Ренессансы Западной Евпропы:

1) Меровингская империя ( дороманика, 6-7 в. – пер. пол 8 в. ), основал Меровей

2) Каролингская империя ( посл. четв. 8 в. – 9 в. )

3) Оттоновская империя ( 30 е гг 10 в. – пер. четв. 11 в. ) создана германскими народами саксонской династии

Бенедикционал – сборник формул богославления, которыми мог пользоваться только епископ

Бревиарий – краткий сборник молитв для повседневных служб

Вестверк – увенчанная башнями западная пристройка к храму с ложей во втором этаже, открывающейся в центральный неф. Вестверки получили распространение в архитектуре Германии периода Каролингов и Оттонов

Вульгата – название латинского перевода Библии, выполненного святым Иеронимом в 4 в. и признанного Церковью в качестве канонического текста

Деамбулаторий – кольцевой обход вокруг главной апсиды, являющийся продолжением боковых нефов. Кольцевые обходы предназначались для паломников, которые, проходя через них, могли обозревать находящиеся в капеллах реликвии и поклоняться им.

Евхаристия – одно из семи главных таинств христианства – причащение святыми дарами – гостией и вином (символами тела и крови Христа)

Киворий – балдахин на колоннах, воздвигнутый над алтарем

Клуатр – примыкающий к церкви замкнутый монастырский дворик, окруженный галереей

Крипта – подземное помещение под хором церкви, погребальный склеп, часто – место захоронения святого патрона храма

Нартекс – проходное помещение в западной части храма, предшествующее входу в центральный неф

Реликварий – ларец для хранения реликвий

Сакраментарии – литургические книги, содержащие тексты, читаемые во время мессы. С 13 в. вытеснены миссалами (книга текстов, читаемых во время обряда мессы)

Триумфальная арка – в христианской базилике это арка, отделяющая алтарную часть от центрального нефа

Эмпоры – галереи над сводами боковых нефов, открывающиеся аркадой в центральный неф

Билет № 2 Раннехристианское искусство. Символография, иконография

В средние века знали лишь одно из захоронений в подземных галереях – у церкви св. Себастьяна в Риме, его называли кладбищем у Катакумб, по названию близлежащей местности. Оно и дало название открытым в 16 веке древнехристианским сооружениям – их стали называть катакомбами.

Катакомбы представляют собой вырытые в грунте, расположенные иногда в несколько ярусов друг над другом, беспрестанно разветвляющиеся галереи, местами переходящие в прямоугольные помещения – кубикулы. Тела умерших замуровали в стенах галерей, наиболее же влиятельных членов общины хоронили в кубикулах.

Многие кубикулы сохранили древнее убранство – старинные фрески, украшенные рельефами мраморные саркофаги.

На первый взгляд во фресках кубикул ничто не напоминает о смерти. По светлому полю разбросаны фигурки людей, животных, крылатых гениев, растения, вазы, маски. Можно встретить и персонификации сил природы или времен года, и жанровые сценки, и даже эпизоды языческих мифов, изображение Амур и Психеи, Орфея, Персея и Андромеду.

У христианских художников есть излюбленные сюжеты, которые имеют сходство с легендами христиан.

Пристрастие к иносказательности и символике – характернейшая черта живописи катакомб. Христианские идеи и образы воплощаются в символах, многие из которых основаны на евангельском тексте. Например, Бог сравнивается с виноградарем, а Христос и его ученики – с побегами виноградной лозы, в др. случае Христос уподобляется пастырю, а его ученики пастве.

В росписях катакомб постоянно встречаются повторения одних и тех же эпизодов из Библии и Евангелия, вырванных из общей связи сюжетов. Он определялся заупокойным культом древних христиан. С заупокойной молитвой, в которой упоминались определенные сюжеты.

Манера исполнения фресок катакомб типична для живописи поздней античности. Фигуры и предметы – объемны, основными средствами их изображения служат цветовое пятно и светотеневая моделировка.

Для украшения первых христианских церквей широко использовалась мозаика. Техника эта была известна еще в Древнем Египте, позднее греки и римляне применяли её для украшения жилых и общественных зданий, однако только в 4 веке началася ее подлинный расцвет.

Если раньше мозаика служила преимущественно для украшения полов, то в христианских храмах она переместилась и на стены. На смену цветному камню древних мозаик пришла смальта – кусочки разноцветного окрашенного в массе стекла с проложенным в середине тончайшим листочком золота.

С признанием христианства и превращением его в государственную религию, церковь не могла обойтись без изображений. В некоторых храмах, как и в катакомбах, преобладала символика и отсутствовали изображения Христа. Такова церковь Санта Констанца в Риме, где купол и своды украшены плетениями винограда, приготовления вина, рыбной ловли.

Наиболее ранним из дошедших до нас памятников является мозаика абсиды церкви Санта Пуденциана в Риме (кон 4 – нач. 5 в)

В раннехристианских мозаиках и миниатюрах встречается много изображений различных чудес, совершенных Христом, но почти отсутствуют сцены его страданий и смерти.

Только в одной из базилик Рима – церкви Санта Мариа Маджоре – сохранился большой цикл мозаик на сюжеты из Ветхого и Нового заветов. 28 ветхозаветных сцен расположены на стенах центрального нефа, евангельским же сюжетам посвящена композиции триумфальной арки.

В церкви Косма е Дамиано в Риме (6в. ) мозаика «Вознесение Христа». Значение Христа подчеркивается еще и размером, превышающим размеры фигур остальных действующих лиц. Композиция лишается глубины. В ней имеются только два плана.

Памятники скульптуры, связанные с раннехристианским культом, немногочисленны. Опасность подражания статуям языческих богов была особенно велика. По характеру исполнения христианские рельефы и круглая пластика являются частью позднеантичного искусства. Так, например, в рельефах ранних саркофагов (3в. ) чаще всего можно видеть мотивы плетения виноградной лозы, изображения Доброго пастыря.

В 4 в. рождается еще один вид искусства – книжная иллюстрация. Во 2 – 4 вв. на смену старинной форме свитка приходит форма сбошурованного кодекса, сохранившаяся и в книге наших дней, в древний папирус почти полностью вытеснен пергаментом.

Стиль позднеантичной иллюстрации сложился под влиянием фрески. К 4 в. главным заказчиком иллюстрированной книги становится церковь. Создаются роскошные экземпляры священного писания с текстом, написанным золотом или серебряными буквами по пурпурному фону. Например, «Венская Книга Бытия» (5 – 6в. ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...