Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет № 3 Раннехристианская архитектура. Базилики, центрические сооружения




Билет № 3 Раннехристианская архитектура. Базилики, центрические сооружения

Раннехристианское искусство – 1—5 вв. До 313 г. – гонения, катакомбный период.

4—5 вв. поиск образа христианского храма => сосуществование двухтипов храма: центрические и базиликальные. Основное отличие между ними --выполняемые функции. Базилика – для массовых богослужений (дом общей молитвы), поэтому больше, чем центрические. Центрические: баптистерии, мартирии, мавзолеи, дворцовые церкви.

1. Базилики.

В античность базилика – здание, в котором базилевс (правитель) выполнял свои функции, позднее и гражданский суд. В абсиде с противоположной стороны от входа стоял его трон. Христос – судия.

Трехчленность (влияние Иерусалимского храма):

o Наличие двора – атриума (позже сносились). Нартекс – небольшое поперечное по отношению к оси здания помещение, в которое посетитель попадал, войдя в храм (для готовящихся вступить в христианство)

o Продольная часть – неф = корабль. 3 или 5 нефов. Центральный – больше и выше. Перпендикулярный объем – трансепт. Трансепт такой же высоты, что и центральный неф. Форма здания – буква Т (греческая буква тау, первая буква слова Бог).

o Абсида (в ее центре – алтарь). Здесь происходит богослужение. Ориентировалась на восток, на «гроб Господень».

Базилика – длящееся прострастранство (Церковь – мистического тело Христово «Я есть путь, истина и жизнь»). Связано с литургией. Горнее место – выше по уровню пола. У входа в алтарную часть центральный неф заканчивался триумфальной аркой.

Система перекрытий – открытая стропильная конструкция (стоично-балочная система), несмотря на то, что Рим владел сводчатыми кессонированными потолками. Нет единственного объяснения почему. Гипотезы:

ð Указание на место, где родился Христос. Запад – «И не было им места в гостинице, и заночевали он в хлеву»;

ð Церковь есть корабль (Тертуллиан) Остров корабля перевернут, т. е. корабль плывет по небесам.

Не сохранилась ни одна из раннехристианских базилик! Но осталось место и название. Сакрализация места

5 великих базилик Рима:

· Базилика Св. Петра. Над останками апостола (над катакомбами). Построена около 330 г. Снесена в 15 в. Конец 15 – начало 17 вв. – строительство современного комплекса: базиликальный храм, портик, площади с колоннадой: квадратная и овальная. Базилика 4 в. – пятинефная с трансептом перед абсидой. Западный фасад ее выходил в просторный атриум, в центре которого находился водоем

· Базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (Св. Павла за городскими стенами). Была основана еще при Константине (306—337), полностью перестроена в 386 г. построена над местом смерти апостола. 19 в. – пожар и строительство новой с сохранением старых форм. Пять нефов, колоннада коринфского ордера. Была самой большой церковью Рима наряду с храмом св. Петра.

· Базилика Санта Мария Маджоре. Впервые культ Богоматери. Построена в 432—440гг. Ясли Христа. Ионические колоннады.

· Базилика Сан-Лоренцо-Фуори-ле-Мура (Святого Лаврентия). Каннелированные коринфские колонны и куски карниза (из старых языческих храмов)

· Базилика Сан Джованни ин Латерано (св. Иоанна)

2 варианта композиции базиликального храма:

o Прямоугольник с абсидой в удаленной от входа части

o Крестовообразные

 

2. Центрические сооружения

Композиция – пространство строится вокруг центра

Виды: ротонды, октогонального типа (8 – абсолютная полнота бытия), крестовообразные

Примеры:

· Церковь Сан Стефаноротондо в Риме. Конец 5 в. Подчеркнут вертилизм (центральная часть выше). Античные колонны разной формы и высоты (уравнены при помощи баз различного размера).

· Мавзолей Санта Констанца в Риме. Первая половина 4 в. Украшения внутри (мрамор, мозаика), в отличие от языческих< = философия красоты. Круглое здание с обходной галереей вокруг центральной части, перекрытой куполом.

· Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (крестовообразный). 30-е гг. 5 в. Дворцовая церковь резиденции. Купол над средокрестием. Снаружи кубический объем, внутри купол из камня. Паруса свода – сферические треугольники. В рукавах – полуцилиндрические своды, опирающиеся на подпружные арки.

Билет № 4 Искусство Византии доиконоборческого периода

Рубеж 5 и 6 – 7 вв. – 1 Золотой век (от Юстиниана до иконоборчества – 726—843)

Идея соединения базилики и центрического храма была впервые осуществлена в церкви св. Ирины. Трехнефная базилика, средний неф был построен необычно широким для базилики. Над квадратным в плане пространством цент­ральной части храма располагался главный купол. Переход к кругу его основания осуществлялся (как в мав­золее Галлы Плацидии) за счет парусов. Второй купол располагался западнее. Переход к новому типу зда­ния - купольной базилике. Прообраз Софии.

30-е гг. 6 в. Матерь церквей, Собор Св. Софии, Айя София. При Юстиниане. Архитекторы: Анфимий из Тралл и Исидор из Милета (МалаяАзия)

София – Премудрость Божия                     

Минареты с 16 в. (соборная мечеть). 19 в. была закрыта как мечеть и открыта как музей

София не является центрическим сооружением. Трёхнефная купольная базилика. Боковой неф – половина центрального. Диаметр купола (центральная часть центрального нефа) 31, 5 – 32 м. Идея центричности заложена в базиликальную традицию. Нет крестообразности. В плане прямоугольник. Есть атриум.

Система, работающая на погашение распора купола: купол, 2 полукупола, 4 ниши экседры, конха алтарной абсиды (трехгранной) / вход. По половине диаметра. В другом направлении гасят 4 пилона: 4 подпружные арки => паруса => пилоны. Пилоны находятся в боковых нефах (т. е. их не видно). Создается впечатление, что купол не имеет тяжести, купол – небо. Храм – модель небесного мира. Все поверхности криволинейны, пирамидальность их размещения «Храм – есть небо на земле».

 «Казалось, что купол висит в небе, прикованный к нему золотыми цепями» (экфразис – литературный текст, посвященный произведению искусства). Каркасная конструкция. Свод на нервюрных арках, 40 арок, 40 окон. 40 радиальные арок, между ними – облегченные: полые внутри кирпичи, функция забутовки (не является несущим элементом). Уникальный акустический эффект (в Византийской литургии звучит только голос). Через окна проникает солнце, освещает пыль, лучи материализуются.

Снаружи пристроены крупные пилоны – контрфорсы (готика заимствовала конструктивные идеи).

Все внутреннее пространсто было заполнено мозаиками (переписка патриарха Фотия). Все современные мозаики послеиконоборческого периода (после 860х гг. ). Первая мозаика после победы иконопочитателей в конхе алтарной абсиды – Богоматерь на троне с младенцем, на вимах 2 архангела. Открыта во второй половине 20 в.

________________________________________________________

Равенна была частью Византийской империи (завоевана Юстинианом) => византийское искусство. Во время периода иконоборчества была под властью Каролингской империи => сохранение византийских мозаик.

Дворцовая церковь Галлы Плацидии. 30е гг. 5 в. Протовизантийский памятник. Мавзолей. Крестовокупольный храм центрической типологии. 4-хскатнаякровля, внутри – сферическое перекрытие над средокрестием (равноконечный греческий крест).

Церковь Св. Виталия в Равенне. 6 век. Октогональный Центрический храм. Понижена обходная галерея, повышена центральная часть: идея вертикализма. Св. Виталий – покровитель Юстиниана.

Мозаики. В конхе апсиды изображен юный Христос (это часто встречается в ранний период византийского искусства). Две большие сцены помещены на стенах апсиды, то есть в самом почетном месте храма, и расположены друг против друга. На одной из них император Юстиниан, сопровождае­мый придворными и епископом Максимианом, совершает вход в храм, на декоративное оформление которого он жалует день­ги. Симметрично располагается композиция: императрица Феодора со свитой входят в храм.

2 равеннские базилики: Сан-Аполлинаре-Нуово и Сан-Аполлина т ре-ин-Классе (в гавани). 30-60е гг. 6 в. Архитектурное пространство – раннехристианские базилики, но византийские мозаики алтарной части. Горнее место (алтарная часть выше по уровню пола): триумфальная арка, конха алтарной абсиды, в простенках между окнами и нижний ярус – сохранились Виз. Мозаики.

Триумфальная арка. Иконография Христа – антропоморфный характер. Пространство строится относительно Него. Книга в левой руке. По правую руку ангел, орел, по левую – лев, бык (4 евангелиста). Христос Пантократор (вседержитель). В конхе «Преображение Иисуса на Фаворе» овцы – 3 апостола, латинский крест. Символическое и антропоморфное сосуществуют. Крестчатый нимб у Христа – тринитарная природа.

Учение о природе божественного света (не только оптическое понимание). Заложено в раннехристианской культуре: Псевдо-Дионисий Ариопагит (4—6 вв. ) а греческом языке. Видение Иоанна Богослова на острове Патмос (Апокалипсис). Увидел умозрительно Небесный Иерусалим = рай.

Творческая эманация (истечение) Бога. Солнечный свет – есть лишь слабое отражение божественного света. «Сверхсветлый мрак»

ð Материал – золотая смальта. «Блистают как золото и прозрачны как стекло» (жемчуг и 12 драгоценных камней, по Псевдо-Дионисию). Золотая смальта поглощает остальные цвета, умаляет звучность синевы.

ð Солнечный свет, свечи, каждение (воспроизведение дыма

Система декорировок -- символизация и иеротопия пространства

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...