Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что проявляется в этих вопросах учащихся?




О чем может говорить отсутствие вопросов учащихся?

ОТВЕТ. Эти вопросы говорят о том, что Витя и Вова начи­нают самостоятельно учиться у учителя.

Отсутствие вопросов у учащихся может свидетельствовать или о полном понимании задания учителя, или о том, что уче­ник не может адекватно выразить собственные затруднения для учителя.

То, что ученик в начальный период обучения в школе не видит еще необходимости в помощи извне, говорит о его зна­чительных трудностях.

ЗАДАЧА 17. В начальной школе должна быть сформиро­вана учебная деятельность учащихся.

Что значит сформирована учебная деятельность?

ОТВЕТ. Научить учиться — это значит научить ребен­ка «учить себя»:

— уметь принимать учебную задачу;

— находить способы ее решения;

— отбирать нужные средства;

— контролировать свои шаги;

—самому оценивать полученные результаты.

Всему этому отвечает теория Д.Б. Эльконина — В.В. Да­выдова. Не нужно детям учение как развлечение. В учеб­ном труде детей интересует не столько внешняя привлека­тельность, сколько процесс самостоятельного поиска момен­та истины.

Мотивы учения младших школьников (схема 6)

Для ребенка, пришедшего в школу, наиболее значимым являются такие социальные мотивы, как мотивы самосовер­шенствования (быть культурным, развитым) и мотивы са­моопределения (после школы продолжить учиться, хорошо работать). Ребенок осознает общественную значимость уче­ния, и это создает личную готовность к учению в школе. Эти мотивы являются результатом социальных влияний (детский сад, семья). Ребенок понимает общественную значимость учения, то, что знания ему нужны для будущего, и он хочет быть умным, культурным, развитым.

В первые дни пребывания в школе такая обстановка оп­ределяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для начала обучения. Но младший школьник по преимуществу живет сегодняшним днем. В связи с этим большое значение приобретает в учеб­ном процессе постановка ближних и дальних целей. Тем более, что первоначально мотивы долга и ответственнос­ти школьником не осознаются, хотя все требования и зада­ния учителя, как правило, выполняются.

Учителю необходимо формировать ответственное отноше­ние к учению, которое должно проявляться в умении школь­ника сознательно подчинять свои действия более важным це­лям и задачам.

Из узколичных мотивов могут быть мотивы благо­получия (получить хорошую оценку любой ценой, похвалу учителя и родителей).

и мотивы престижные (выделить­ся среди товарищей, занять определенное положение в классе).

Большое место в мотивации учения занимает отметка. Но ученики 1-го класса еще не понимают ее социального смыс­ла. И лишь переживание ими положительных или отрицатель­ных эмоций при получении хорошей или плохой отметки сти­мулирует учеников к работе. Большинство детей обычно счи­тают, что заслуживают более высокой оценки, а учителя ее за­нижают. Бывает, что ребенок настолько привыкает к своим неудачам, что теряет веру в свои силы. Учителю необходимо внимательно следить за тем, какой смысл для каждого ребен­ка имеет полученная отметка.

Безотметочное обучение снижает тревожность учащих­ся, повышает уровень их учебно-познавательных мотивов (схема 7).

Учебно-познавательные мотивы (схема 8, см. с. 24) за­ложены в самой учебной деятельности и связаны с содер­жанием и процессом учения, с овладением способами учеб­ной деятельности.

Развитие учебно-познавательных мотивов младшего школь­ника зависит от уровня познавательных потребностей, с кото­рыми ребенок пришел в школу. Познавательная потребность рождается из потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности и начинает проявляться рано, в первые дни жизни ребенка.

Схема 7 Отметка — мотивация учения

Многие первоклассники не понимают смысла отметки

Большинство детей считают: «Они заслуживают более высокой». Другие: «П ривыкая к своим не удачам, теряют веру в свои силы отметки. Учителя их занижают»

«Любимчики»?

Смысл отметки?

Обучение без отметок

Снижает тревожность Повышает уровень учебно-познавательных мотивов

 

-

 

В школе для формирования внутренней мотивации позна­вательных интересов необходимы соответствующее содержа­ние и организация учебного процесса: объект усвоения тео­ретического понятия; раскрытие условий происхождения по­нятий; результат усвоения — формирование учебной деятель­ности.

При сформированной внутренней мотивации познаватель­ных интересов ученик преодолевает трудности учебного про­цесса и проявляет интеллектуальную активность. Подлинно познавательные интересы, по мнению В.В. Давыдова, обнару­живаются в том случае, когда ребенок стремится получить не просто тот или иной конкретный, по своей сути, частный ре­зультат, а найти общий способ получения всех результатов данного типа. Поддержка желания учащихся понять суще­ственные связи повышает и их желание учиться.

В развитии мотивации учения младшего школьника не­обходимо использовать и мотивы, связанные с процессом учения. Интерес к процессу учения первоначально име­ет элементарные проявления (ребенок любит читать, рисо­вать...); затем этот же интерес проявляется в желании са­мому решать какую- либо задачу, придумывать для себя но­вое задание. По содержанию этот интерес может быть на­правлен как на конкретные факты, так и на теоретическое содержание знания. Очень важно приобщить ребенка к по­знанию сути явления, скрытых свойств, закономерностей, скрытых понятий. И научить его испытывать удовлетворе­ние от самого процесса, анализа вещей и их происхож­дения.

ЗАДАЧА 18. Почему мотив высокой оценки более значим для младшего школьника, чем широкие социальные моти­вы учениядолг, ответственность, необходимость полу­чения образования и т.п.?

ОТВЕТ. Понятие долга для младшего школьника еще во многом понятие абстрактное. Это далекая перспектива, как, например, поступление в высшее учебное заведение. А вот отметка, похвала — реальное. Чтобы получить высокую от­метку, ученик готов немедленно сесть заниматься и старатель­но выполнить задание.

ЗАДАЧА 19. Известно, что младшие школьники получа­ют удовольствие от процесса самой игры, а старшие — не только от процесса игры, но и от результата, т.е. выигры­ша. В играх по правилам выигрывает тот, кто лучше освоил игру. Дети стремятся отработать отдельные действия (пры­гать, бросать и т.п.). Развивается мотивация достижения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...