Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудовая деятельность младшего школьника




Труд младшего школьника (схема 9) приобретает харак­тер развернутой деятельности, состоящей из ряда действий. Выделение труда в самостоятельную, ответственную дея­тельность изменяет его характер и содержание. Организу­ют и направляют трудовую деятельность взрослые (семья и школа). Их задача — добиться максимальной самостоятель­ности, умственной активности ребенка в процессе труда, приобщить его к общественной сущности, развивая граж­данские качества будущего гражданина.

Реализация развивающего обучения в процессе трудового обучения способствует формированию важнейших психи­ческих новообразований: абстрактного мышления, произ­вольной деятельности, внутреннего плана действии, са­моконтроля, самооценки.

На уроках труда важно воспитание положительного от­ношения к труду, создание положительных мотивов и по­буждений. При формировании общественных мотивов уче­ник должен знать, что он делает и с какой целью. Важную роль в формировании положительного отношения к труду играет организация коллективной работы. Чаще это проис­ходит при конструировании, аппликации.

Оценки результатов труда учителем важнее оценок свер­стников. Учитель поддерживает и развивает чувства, связан­ные с успешно выполненной работой. От личности учителя зависят эмоциональное благополучие и формирование по­ложительного отношения к труду.

Трудиться побуждают: радость труда, удовлетворен­ность от сделанного своими руками, от хороших результа­тов труда и того, что он помогает взрослым. Ведущими ста­новятся общественные мотивы, которые подчиняют все ос­тальные.

Схема 9 ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Труд младшего школьника принимает характер развернутой деятельности

Труд связан с общими задачами семьи и школы развивают:

- положительное отношение к труду;

- самостоятельность и целеустремленность;

Общественно-полезный труд умственную активность

приобщают: к общественной сущности труда, развивая гражданские качества

В трудовой деятельности должна быть реализована идея развивающего обучения
Будет происходить формирование важнейших психологических новообразований
Абстрактное мышление Произволь­ность дей­ствий Внутренний план дейст­вий Самоконт­роль Самооценка
Формировать положительное отношение к труду!
Необходимость знания того, что делает ученик и с какой целью. - Коллективность работы фор­мирует способы совместной деятельности (при конструи­ровании, аппликации и др.). Оценка учителя важнее оцен­ки товарищей (от личности учителя зависят эмоциональ­ное благополучие и форми­рование положительного от­ношения к труду) Мотивация: общественные мотивы (веду­щие); познавательный интерес; интерес к процессу труда, а затем к его результату Побуждают трудиться: радость труда; удовлетворенность от сделан­ного своими руками; удовлетворенность от хоро­шего результата труда; удовлетворенность от помо­щи взрослым
Чувства, связанные с е поддерживают семья ---- и успешно выполненной работой, - и ---- развивают ---- школа
           

Схема 10 ПРЕОБЛАДАНИЕ КОНКРЕТНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

Обучение планированию работы и нахождение путей и средств ее реализации

  Формирование контроля на основе знания и мышечного чувства  
    Совместно с учителем Самостоятельная дея­тельность по плану с опорой на наглядность Действие по внутреннему представлению инструкционная карта    
Руководящая роль учителя     Развитие самостоятельности
       
Усложнение изделий
 
Формирование абстрактного мышления
 
Воспитание трудолюбия, чувства ответственности за проделанную работу

Развитие младших школьников в процессе трудового обучения (схема 10).

При организации трудовой деятельности первоклассников очень важно учитывать то, что у них преобладающим являет­ся конкретно-образное мышление.

Успешное развитие абстрактного мышления обеспечивается на основе перевода внешних действий в план внутренний. При этом важно обучить планированию своей работы и нахожде­нию путей и средств реализации поставленной цели. Самокон­троль формируется в процессе деятельности на основе зрения и мышечного чувства.

Учитель руководит деятельностью учащихся, развивает их самостоятельность. В начале планирование осуществляется ими под руководством учителя, затем самостоятельно. Большую помощь учащимся оказывают учебно-инструк­ционные карты, в которых в предметно-наглядной форме ука­заны все основные операции, последовательность работы и требования, которым должно соответствовать выполнение за­дания на каждом этапе работы. Обучение планированию, со­ставлению чертежей, пооперационным действиям развивает у младших школьников произвольность психических процессов, способность действовать последовательно, целеустремленно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...