Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмоции и чувства младшего школьника




В условиях учебной, трудовой, игровой деятельности из­меняется так же и общий характер эмоций.

На протяжении младшего школьного возраста, как пра­вило, наблюдается увеличение сдержанности и осознанно­сти в проявлении эмоций, повышение устойчивости эмоци­ональных состояний. Восприятие, понимание чувств связа­ны с поддержанием взрослыми и сверстниками в выраже­нии чувств. Доброжелательный стиль общения передается и ученику.

Схема 27 Развитие воображения младшего школьника
ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ 1-Й КЛАСС 2-Й КЛАСС 3-й КЛАСС 4-й КЛАСС
  Воображаемый образ из отдельных фрагментов Способны связы­вать отдельные ча­сти образа
    Незначительная переработка имеющихся представлений Управляемость процесса вообра­жения
Образы вооб­ражения Расплывчатость, много лишнего Вносится неясное Дополнитель­ных дета­лей не вно­сится Более точные и определенные
В образе отра­жается (дета­лей) 2-3 3-4 4—5
Переработка образов Незначительная   Может изме -няться сюжетная линия рассказа Более обобщен­ный и яркий об­раз, вводится условность
Опора образа на основе конкретного предмета словесной ситуации: на основе слова мысленный об­раз
С возрастом воображение становится все более управляемым процессом, и образы его возникают в связи с задачами деятельности ребенка

 

В целом общее настроение младшего школьника обычно жизнерадостное, бодрое, светлое. Жизнерадостность и непо­средственность учащихся дает возможность учителю быстро выявить индивидуальные особенности чувств и соответствен­но на них реагировать. Эмоционально стабильные ученики обычно положительно относятся к учебе, тогда как при отри­цательном отношении у детей наблюдаются тревожность, не­сдержанность, повышенная чувствительность. С их стороны возможны аффективные состояния, проявляющиеся в грубос­ти, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости.

Если в начальных классах наблюдаются частая несдер­жанность чувств, импульсивность, то с возрастом это по­степенно проходит. Всё более осознанными становятся чув­ства: нравственные, интеллектуальные, эстетические (схема 28, см. с. 55).

Развитие нравственных чувств

Развитие нравственных чувств в младшем школьном воз­расте отображено на схеме 29 Осознанность, и действитель­ность нравственных чувств, проявляются и формируются в по­ступках. Под влиянием учителя в совместной учебной, трудо­вой и игровой деятельности у учащихся появляется способ­ность к сопереживанию. Учитель вызывает у ребенка жалость, сочувствие, симпатию, побуждает его к соответствующему поступку, приобретению им нравственного опыта.

 

 

Схема 29

НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА
Любовь к Родине Чувство товарище­ства Чувство дружбы Чувство долга Чувство чести
Осознаются к 4-му классу
Осознанность и действенность нравственных чувств проявля­ются и формируются в поступках

Учитель

Появляется способность к сопереживанию

Коллектив

Поведение

Нравственный опыт

ЗАДАЧА 44. Студенты, которые помогали поднять упав­шую вещь, чувствуют себя лучше из-за того, что оказали по­мощь. С детьми этого не происходит.

Дайте психологическое обоснование того, что у детей иные ощущения.

ОТВЕТ. Дети не получают такого удовольствия, как взрос­лые, от оказания помощи. Дети должны учиться сопере­живать другому человеку. Должны учиться видеть окру­жающее с точки зрения другого человека. Происходит это постепенно. С увеличением возраста альтруизм возрас­тает — обычно к подростковому возрасту. Больше начи­нают оказывать помощь другим люди счастливые и в хоро­шем настроении. «Хорошее настроение — хорошие поступ­ки». При словесном одобрении поступков детей их альтру­изм возрастает.

Интеллектуальные чувства (схема 30)

Младший школьник стремится узнать, что было, где, когда и как, его больше интересуют сами факты, чем причины. При правильной организации обучения интеллектуальные чувства становятся для учащихся потребностью.

Схема 30

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА
Любозна- Удивление Сомнение Удовольствие Разочарование
тельность     от при неумении
      решения решать задачи
      задачи  
         

Как потребность

при правильной организации обучения

при чувстве удовольствия

Познавательные интересы

Эстетические чувства

Эстетические чувства (схема 31) проявляются в разнообразных формах. Источник — произведения искусства: литература, живо­пись, музыка и др., окружающая действительность. «Детская душа в одинаковой мере чувствительна к родному слову и к красоте при­роды, и к музыкальной мелодии...» (В.А. Сухомлинский).

Схема 31

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА

Учитель руководит

подчеркивает эстетическую сторону предметов, явлений

активизирует практическую деятельность ребенка (живо­пись, музыка и др.)

Воспитывает потребность в красивом

  Младший школьник  
Развитие эстетических чувств
пассивное восприя­тие отдельных про­изведений искусст­ва выражение собст­венного эмоцио­нального отноше­ния собственная дея­тельность (живо­пись, музыка и др.)

Эстетическое отношение

Оказывает влияние

на весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...