Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Квотирование рабочих мест в Республике Марий Эл в динамике




Год Заквотировано рабочих мест всего, ед. В том числе на селе, ед. Удельный вес, %
      40,2
      42,6
      44,5
      46,7
      44,1
      44,1
      45,3
      47,6
    - 45,0
      46,3
      45,9 67,4

Квота – это определение минимальной численности лиц, подлежащих трудоустройству на данном предприятии, в процентах к среднесписочной численности работников. Квотирование рабочих мест, как правило, проводится для приема на работу лиц с ограниченными возможностями: инвалидов, молодежи, женщин.

В республике ежегодно главы администрации территориальных единиц принимают постановление, в котором устанавливается квота для каждого работодателя.

Все вышеперечисленные формы трудоустройства граждан являются составляющими механизма государственного регулирования занятости.

Социологические исследования подтвердили жизненность вышеуказанных мер государственного регулирования: 14,2% респондентов направлялись на индивидуально-предпринима­тельскую деятельность, 16,3% были трудоустроены на постоянной основе, 21,5% направлялись на переобучение и 50,4% привлекались к общественным работам.

Второй задачей государственного регулирования занятости и активной политики на рынке труда является профессиональное обучение и переобучение безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников (табл. 6.11). Этот механизм государственного регулирования способствует повышению роста профессионального мастерства, усилению конкурентоспособности кадров в условиях рыночной экономики, их профессиональной мобильности и социальной защищенности.

Таблица 6.11

Профессиональное обучение безработных граждан
Республики Марий Эл в динамике

Год Направлено на обучение всего, чел. В том числе из сельских районов, чел. Удельный вес, %
      39,4
      48,7
      45,8
      45,3
      37,4
      43,0
      43,2
      47,1
      49,2
      45,9
      44,9
      45,9
      42,5 45,4

 

Организация профобучения осуществляется по следующим направлениям:

повышение квалификации, освоение второй смежной профессии, профессиональная подготовка и переподготовка под гарантированное трудоустройство;

обучение граждан основам предпринимательской деятельности;

подготовка граждан по перспективным рыночным профессиям;

опережающее обучение работников в условиях массового высвобождения.

В сельской местности у граждан меньше возможностей для профобучения, чем в городах. Тем не менее почти две трети безработных, прошедших социологическое исследование, хотели бы пройти переподготовку и получить новую профессию.

В республике определены базовые учебные заведения для переподготовки безработных, используются возможности предприятий с учетом перспективы дальнейшего трудоустройства после обучения. Создан учебно-методический центр «Лидер». Профессиональное обучение безработных осуществляется почти по 50 профессиям, в том числе по 16 специальностям для ИТР, 25 – по профессиям, способствующим самозанятости.

Третья задача активной государственной политики занятости – профессиональная ориентация и психологическая поддержка, призванные оказывать содействие в проведении активной социальной политики, способствовать эффективной занятости населения, формированию необходимых условий для профессионального самоопределения граждан и помощи безработным в преодолении психических последствий потери работы и адаптации в сложившейся ситуации (табл. 6.12).

Основными направлениями профориентации являются:

работа с длительно (более 8 месяцев) стоящими на учете безработными и повторно получающими статус безработного;

обязательное индивидуальное консультирование безработных граждан, направляемых на обучение и переобучение;

упреждающая профинформация граждан, приобретающих статус безработного;

превентивная профориентационная работа с высвобождаемыми работниками, выпускниками общеобразовательных школ и молодежью, заканчивающими обучение в профессиональных учебных заведениях.

Таблица 6.12

Профуслуги безработным и незанятым гражданам
Республики Марий Эл в динамике

Год Всего услуг по республике, чел. В том числе в сельских районах, чел. Удельный вес, %
      47,8
      43,2
      40,3
      48,1
      41,4
      51,5
      46,1
      47,5
      45,1
      45,5
      44,3
      40,1 44,4

 

Для активизации длительно безработных граждан в поиске места работы реализуются программы социальной адаптации «Клуб ищущих работу», «Новый старт», консультационно-информационная школа.

В целях успешной реализации второй и третьей задач целесообразно заинтересованным министерствам и ведомствам ежегодно разрабатывать планы приема учащихся в профессиональные образовательные учреждения по специальностям, востребованным экономикой республики, повышать их трудовую мотивацию. Для этого в учебные планы старших классов общеобразовательной школы, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования следует включить курсы «Введение в рыночную экономику», «Навыки поиска работы», «Правовые и экономические основы занятости населения и предпринимательства». Это позволит сократить численность дипломированных безработных. Настала необходимость разработать положение об организации профессиональной подготовки, пере­подготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения в Республике Марий Эл. Механизм государственного регулирования занятости населения РМЭ схематично можно представить в виде приведенной схемы (рис. 6.3).

Проведение активной государственной политики повышает эффективность занятости прямо или косвенно, способствует снижению официальной безработицы. Автором разработана методика расчета коэффициента изменения регистрируемой безработицы с учетом различных форм и механизмов государственного регулирования занятости населения.

Коэффициент изменения уровня регистрируемой безработицы рекомендуется определять отношением числа безработных снятых с учета в течение отчетного периода к экономически активному населению:

 

 

где K – коэффициент изменения уровня регистрируемой безработицы, %;

VS – численность безработных, снятых с учета;

L – экономически активное население.

По этой методике можно исчислять коэффициент изменения регистрируемой безработицы как по всем видам и формам активной политики, так и по каждому в отдельности.

 

Социально-экономическая политика
Законопроекты
Программа содействия занятости (республиканская, отраслевая, городская, районная)
Демографическая, миграционная политика
Мобильность трудовых ресурсов
Защита трудовых прав, коллективные договоры
Предупреждение массового высвобождения
Социальное партнерство
Гибкая занятость и гибкая организация труда
Пассивные меры
Активные меры
Регистрация и определение статуса безработного
Выплата пособий и стипендий
Материальная помощь
Досрочная пенсия
Организация отдыха детей безработных
Формирование банка вакансий
Трудоустройство на созданные рабочие места
Трудоустройство на вакантные рабочие места
Трудоустройство на квотированные рабочие места
Ярмарки вакансий
Развитие человеческих ресурсов (переобучение, профориентационные услуги)
Правительство РМЭ, министерства и ведомства, органы местного самоуправления
Служба занятости населения
Организация общественных работ
Индивидуально- предпринимательская деятельность
Сельская самозанятость
Трудоустройство выпускников от 18 до 20 лет
Летний труд подростков (от 14 до 18 лет)
Социальная адаптация

 

 


Рис. 6.3. Схема механизма государственного регулирования

занятости населения Республики Марий Эл

Так, в 2006 году в республике было снято с учета всего 15928 человек, в том числе трудоустроено 7960 человек, направлено на профессиональное обучение 1557 человек. Состояло на учете 5107 безработных. Экономически активное население составляло 361,1 человек. Рассчитаем коэффициент уровня регистрируемой безработицы:

Определим коэффициент изменения уровня безработицы от числа снятых безработных в связи с трудоустройством:

Определим коэффициент изменения уровня безработицы от числа снятых с учета безработных в связи с направлением их на обучение и переобучение.

 

Таким образом, коэффициент изменения уровня регистрируемой безработицы составил 4,4%. В случае отсутствия активной государственной политики занятости уровень регистрируемой безработицы мог возрасти до 5,81% вместо 1,41% по факту.

Аналогичные расчеты по сельским районам показаны в сводной табл. 6.13, из которой можно сделать следующие выводы:

1) при условии отсутствия государственной политики занятости и неснятия по этой причине безработных с учета уровень зарегистрированной безработицы по республике мог достигнуть 5,81% вместо 1,41%, имеющейся в настоящее время, в том числе по сельским районам 6,81% вместо 1,89 процента;

2) снятие с учета безработных по причине их трудоустройства позволило снизить уровень официальной безработицы в республике на 2,2%, а в сельских районах – в среднем на 2,54 процента;

3) снятие с учета безработных в связи с направлением их на обучение и переобучение способствовало снижению уровня официальной безработицы по республике на 0,43%, в том числе в сельских районах на 0,46%;

 

Таблица 6.13

Коэффициент изменения уровня сельской безработицы
в Республике Марий Эл по итогам 2006 года, %

Наименование сельского района Уровень зарегистрированной безработицы на 1.01.2006 г. Общий коэффициент изменения уровня сельской безработицы В том числе в связи с
трудоустройством переобучением
Волжский 1,28 -4,1 -2,9 -0,42
Горномарийский 1,84 -6,0 -2,37 -0,55
Звениговский 1,17 -4,5 -3,19 -0,6
Килемарский 3,26 -10,7 -3,9 -0,73
Куженерский 1,37 -0,49 -3,2 -0,8
Мари-Турекский 1,35 -3,7 -1,46 -0,5
Медведевский 1,0 -2,7 -2,1 -0,2
Моркинский 2,84 -6,9 -2,8 -0,4
Новоторъяльский 2,17 -5,8 -2,7 -0,5
Оршанский 1,06 -3,4 -2,1 -0,6
Параньгинский 1,09 -2,98 -1,5 -0,44
Сернурский 1,38 -4,75 -3,0 -0,5
Советский 1,05 -3,13 -1,9 -0,4
Юринский 5,56 -17,9 -4,8 -0,65
Всего по сельским районам 1,89 -4,92 -2,54 -0,46
В целом по республике 1,41 -4,4 -2,2 -0,43

4) как в целом по республике, так и по сельским районам наибольшую роль в сдерживании безработицы играет трудоустройство;

5) высокий коэффициент эффективности трудоустройства характерен для Юринского, Килемарского и Куженерского районов, а по обучению и переобучению – для Юринского и Килемарского районов.

Коэффициент изменения уровня официальной безработицы – это величина, характеризующая степень влияния активной государственной политики занятости на состояние безработицы и занятости населения.

Таблица 6.14

Коэффициент изменения уровня безработицы
в Республике Марий Эл по годам

Наименование показателя                
1. Уровень зарегистрированной безработицы: по республике по сельским районам 2. Общий коэффициент изменения уровня сельской безработицы: по республике по сельским районам 3.В том числе: в связи с трудоустройством: по республике по сельским районам в связи с переобучением: по республике по сельским районам     2,72 3,13     -5,13 -7,23   -2,32 -2,18     -0,60 -0,57     2,42 2,77   -5,48 -7,23   -2,20 -2,20     -0,85 -0,91     3,05 3,33   -4,92 -5,29   -2,29 -2,25     -0,69 -0,63     2,41 2,7   -5,98 -7,02   -2,49 -3,0     -0,76 -0,8     2,63 3,15   -5,09 -6,0   -2,15 -2,59     -0,76 -0,81     2,37 2,7   -5,6 -6,7   -2,2 -2,69     -0,74 -0,81     1,67 1,88   -5,56 -6,5   -2,17 -2,44     -0,56 -0,56     1,41 1,89   4,4 -4,92   -2,2 -2,54     -0,43 0,46

 

На основании предложенной методики можно определить закономерность: чем активнее используются государственное регулирование и государственная политика занятости, тем выше коэффициент снижения уровня официальной безработицы и выше уровень занятости как на селе, так и по республике в целом (рис. 6.4).

Рис. 6.4. Влияние основных мер государственного регулирования занятости
на снижение регистрируемого уровня сельской безработицы

Республики Марий Эл

 

Наряду с факторами снижения уровня официальной безработицы государственное регулирование имеет определенную экономическую значимость и эффективность. По нашему мнению, ее можно определить по формуле

Э = Vs ´ P ´ T,

где Э – экономическая эффективность мер государственного регулирования, р.;

Vs – численность безработных, снятых с учета;

P – среднемесячный размер пособия по безработице, р.;

T – среднегодовая продолжительность выплаты пособия по безработице.

 

Расчет экономической эффективности мер государственного регулирования занятости по предлагаемой методике представлен в табл. 6.15.

 

Таблица 6.15

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...