Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Третья неделя




 

Большая часть этого сообщения восстановлена по магнитофонной записи.

Впервые мать Джорджа участвовала в разговоре еще до того, как ей пришлось выступить со своим сообщением. Одна из матерей пожаловалась, что ей было трудно остановить ребенка в конце получасового занятия, и я заметил, что это важная возможность установить границы, то есть, придерживаться установленного правила. Мать Джорджа, Салли, неожиданно вступила в разговор.

Салли: Я знаю. У нас произошло то же самое, а я будильник не завела, и знала, что время кончилось, но ничего не сказала: как пошло, так и пошло.

Группа рассмеялась тому наивному бодрому тону, каким это было сказано.

Салли: Я даже внимания на это не обратила. Я сказала: «Это будет полчаса», — но это были очень длинные полчаса.

Смех.

Д-р Крафт: Значит, это было как раз то, о чем мы говорили здесь? Вы не хотели...

Салли: Да, он что-то делал.

Д-р Крафт: Вам вообще трудно придерживаться правил?

Салли: Да нет. Иногда — да, а иногда — нет.

Д-р Крафт: Если бы вы попросили его закончить...

Салли: О, он, возможно, захотел бы продолжать и я бы ему разрешила — ну, знаете, пока у меня было время.

Д-р Крафт: Я думаю, лучше нам некоторое время попрактиковаться здесь в установлении границ.

Позже мать Джорджа и сама выступила с сообщением.

Салли: Ну, пока я занималась всеми приготовлениями, он очень нервничал. Он едва мог дождаться этого дня. И у меня не было кукольного театра, потому что мы поговорили с мужем, и он подумал, что было бы неплохо, если бы он сам сделал кукол. И еще одна новая вещь была — коробка с домашними животными. Но он с ними обращался так, будто это были грузовики. Сначала он их выстроил в ряд. Сосчитал их. Сделал несколько рядов. Потом стал передвигать их по комнате. Грузовики производили ужасный шум. Он играл с ними почти полчаса, двадцать пять минут. Потом он оставил их и взял большой снегоочиститель. Он сказал: «Я его поставлю обратно в сарай». А потом он рисовал. Он нарисовал дом и дерево.

Д-р Крафт: Он вовлекал вас в игру?

Салли: Нет, я старалась оставаться в стороне. Я сидела тихонько. А он играл себе.

Д-р Крафт: Вы хотите сказать, что вообще держались в стороне от этого?

Салли: Ну, мне не хотелось говорить ему: «Теперь я хочу, чтобы ты сделал то-то», — так я ничего и не говорила.

Д-р Крафт: К примеру, когда он играет с домашними животными, он не говорит: «Сделай то-то и то-то»?

Салли: Вообще-то, да, но я ему отвечаю, что я буду просто смотреть.

Д-р Крафт: Почему?

Салли: Ну, разве вы не сказали, что мы должны внимательно наблюдать за детьми?

Д-р Крафт: Да, я сказал: не руководить ими, но быть готовыми следовать их указаниям.

Салли: Что ж, он попросил только один раз. Кроме этого случая, он играл сам и даже не взглянул па меня. Мне это нравилось, и ему нравилось, но, в общем-то, я ничего особенного из этого не почерпнула.

Больше всего я люблю это замечание: что-нибудь вроде «я ничего из этого не почерпнула», — то есть, ничего особенного не случилось. На мой взгляд, случилось многое. К сожалению, время наше заканчивалось, и я вынужден был сократить дискуссию. К тому же, и пленка в магнитофоне в этот момент закончилась, и свои замечания, адресованные матери Джорджа, я восстанавливаю по записям.

Во-первых, к вопросу о том, что Салли не прекратила занятие по истечении получаса. Даже при том, что Джордж и не был большим мятежником и, наверное, прекратил бы игру, если бы мама настаивала, ей все-таки не хотелось напоминать о времени, поскольку она боялась обидеть его.

Это как работа со стеклом. Проблема состоит в том, что постепенно ребенок начинает верить в то, что действительно сделан из стекла, что он некомпетентен, что внешние напасти его погубят, что он не выживет без посторонней помощи.

Следующий момент: использование домашних животных в качестве грузовиков. О чем это говорит? Это говорит о том, что внутренние потребности Джорджа сильнее, чем видимая реальность. Игра с грузовиками была для него стандартным бегством от действительности, как объяснила его мать в письме, написанном два года спустя. Однако никакого реального вреда в этом не было, поскольку ему было всего семь лет и поскольку это было игровое занятие, где, как ему было сказано, он мог делать все, что захочет. Собственно говоря, это был здоровый признак, поскольку робость была его очевидной проблемой, но в данном случае он осмелился сделать то, что хотел.

Потом он положил снегоочиститель обратно в сарай. Не слишком важный момент; тем не менее, следует отметить, что он старается быть хорошим, угождать. Это согласуется с его «слишком хорошим», беспомощным стилем и является предвестником, хотя и самым деликатным, перфекционизма и ригидности, которые проявятся позже.

Обращает на себя внимание недостаток взаимодействия между матерью и сыном. Почему-то она поняла мои рекомендации следовать указаниям ребенка как инструкцию вообще не участвовать в игре. Такое непонимание можно интерпретировать по-разному, но мне кажется наиболее вероятным, что Салли выбрала самый безопасный вариант. Другими словами, если она ничего не делает, то ни в чем и не ошибается (по ее разумению). Вывод: она тоже была мышонком. Следовательно, единственный способ для Джорджа осмелеть состоит в том, чтобы осмелела Салли. (Я подумал обо всем этом, но ничего не сказал. Прошло еще слишком мало времени; мне не хотелось спугнуть Салли — она могла бы и не вернуться на занятия. Таким образом, по иронии судьбы, я попался — я стал относиться к ней, как будто она была сделана из стекла! ) Вслух я попытался подбодрить ее, чтобы она участвовала в играх Джорджа, когда он приглашает ее, и в любом случае стремилась действовать на занятии естественно.

И последнее. Следует отметить, что один раз Джордж получил отпор, поскольку мать не включилась в игру — потому что он мог понять это как отпор, даже если ею руководило желание обезопасить себя — он не попытался проделать это снова. Легко отвергнутый. Еще большая «мышиность».

Итак, уже после первого сообщения стало понятно, как обстоят дела с матерью и сыном.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...