Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Четвертая неделя. Пятая неделя




ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ

 

Восстановлено по записям.

Салли: Что ж, в этот раз он включил меня в игру. Не знаю, может, он включил меня, а может, я позволила себе присоединиться, когда он взглянул на меня и как будто намекнул — после того, о чем вы говорили на прошлой неделе. Знаете, я снова видела, что время кончается, и мне не хотелось, чтобы он прерывал игру посредине и не мог закончить. Он возился с глиной и только начинал. Я не знала, предложить ли ему помочь. Он не то, чтобы пригласил меня это сделать — но, как я уже сказала, время истекало. Я сказала ему, что через пять минут занятие окончится, и спросила, могу ли я ему помочь, но он сказал: «Нет, я хочу сделать это сам». Потом он так старался, что даже попытался запихнуть глину в формочку еще до того, как она как следует размякла. Вы. понимаете, что я имею п виду — из этого просто ничего бы не получилось. А потом время истекло, и тогда я просто дала ему продолжать.

Д-р Крафт: Хотя на самом деле надо было заканчивать.

Салли: Ну, в самом деле, у меня духу не хватило остановить его. Знаете, у него же нет никаких проблем с дисциплиной. Это не то, чтобы он был каким-то трудным ребенком. Вы знаете, я просто терпеть не могу видеть его разочарованным.

Естественно, я спросил, что извлекла Салли из занятий, и естественно, она сказала, что ничего особенного в нем не видит — но она опять повторила, что и ей, и Джорджу оно понравилось. На мой взгляд, интеракция между матерью и сыном, очевидная в предыдущем сообщении, была ясна и здесь.

Основной момент состоял в том, что Салли очень боялась, что Джордж тем или иным образом попадет в ситуацию фрустрации. Она бросалась к нему, чтобы защитить его от разочарования — таким образом, подкрепляя мысль о том, что он нуждается в защите. Опять Салли была «мышкой» — в том смысле, что делала все очень робко. Таким образом, не только ее поведение было сходно с поведением мальчика, но налицо была и очень тесная связь между матерью и сыном: казалось, что каждый из них знает о чувствах другого, даже не задавая вопросов. На предыдущей неделе время у нас поджимало, и я не обсуждал сообщение Салли. Теперь вопрос состоял в том, как сказать то, что я хотел сказать, так, чтобы она услышала. Я намеревался подойти к ней деликатно, потому что сама она была очень робкой — но это означало бы повторение той же модели поведения, которую она установила с Джорджем! Я решил не вести себя с ней в этот раз так, будто она сделана из стекла. Сначала наш диалог звучал примерно, так:

Д-р Крафт: Вам не следует обращаться с ним так, будто он сделан из стекла.

Салли: Что? Что вы имеете в виду?

Д-р Крафт: Я имею в виду, что, если вы ведете себя с ним так, будто при малейшем давлении он рассыплется на кусочки, возможно, он и в самом деле рассыплется на кусочки при малейшем давлении.

Салли: Но он такой... такой, вы же знаете. Он по своей инициативе едва ли даже разговаривает.

Я решил нажать сильнее.

Д-р Крафт: Вы хотите, чтобы он таким и остался, или хотите изменить его?

Салли: Ну, я думаю, мне хотелось бы его изменить. Потому я и здесь.

Д-р Крафт: Имейте в виду, что его нерешительность в любой ситуации, возможно, ведет к тому, что он не решается учиться в школе.

Попал в точку!

Салли: О, да, я хочу, чтобы он изменился. Я, и правда, хочу, чтобы он изменился!

Я по-прежнему советовал ей расслабиться и стать более гибкой. Иногда поддразнить сына, иногда позволить ему подразниться, не реагировать так горячо на фрустрацию Джорджа, а просто принимать ее как данность. Я посоветовал ей расслабиться и поступать естественно — в том числе визжать и кричать, если ей этого хочется.

Конечно, этот совет перекликался с тем, что я сказал ей на нашей встрече в прошлом году, но сейчас у меня складывались с ней определенные отношения, я мог действовать увереннее, и у нас была лаборатория, в которой она могла экспериментировать — игровые занятия

Взглянув на ее лицо, я понял: мои слова зафиксированы.

Теперь, если она будет в достаточной мере готова и в самом деле измениться, возможно, начнет меняться и Джордж!

 

ПЯТАЯ НЕДЕЛЯ

 

Из записей.

Салли: Джордж играл большую часть времени в кукольный театр. Сначала его старший брат прервал нас, потом старшая сестра. Слава Богу, двое других этим не интересовались! Каждый раз я велела им уйти, но, знаете, что забавно, Джордж сказал, что они могут остаться! Не знаю, я была уверена, что они перевернут все вверх дном и что это не то, что вы хотели бы, доктор Крафт, и я настояла, чтобы они ушли. Они ушли. Единственное, что я помню про театр, что в какой-то момент он застрелил куклу-маму.

Смех в группе матерей.

Д-р Крафт: Как вы на это реагировали?

Салли: Я уронила куклу, как-будто она убита, и Джордж поспешно сказал: «На самом деле ты не умерла». Ах, да, я воспользовалась таймером, и когда он зазвонил, он знал, что время закончилось; так что ним не пришлось об этом спорить.

Как обычно, здесь было несколько моментов, заслуживающих внимания. Прежде всего, это вмешательство брата и сестры. Салли правильно сделала, что выставила их. Но почему Джордж сказал, что они могут играться? Салли понятия не имела. Я предположил, что он не хотел, чтобы кто-нибудь на него сердился. Сказав, что они могут остаться, он убивал двух зайцев сразу. Мама их отослала и, тем самым, принадлежала только ему, но они запомнят, что он сказал, что они могут остаться и, значит, не будут на него злиться (так он, Возможно, думал. Однако на самом деле дети могут рассердиться на маму за то, что она защищает своего «малыша», и на Джорджа за то, что его защищают).

(Джордж) застрелил куклу-маму... Я уронила куклу, как-будто она убита, и Джордж поспешно сказал: «На самом деле ты не умерла».

(Отметим «ты», а не «она» — свидетельство того, как куклы у детишек символизируют людей). Что же произошло? Два события. Во-первых, Салли ничего не сказала, и хотя в этом не было ничего страшного, подозреваю, что она промолчала потому, что на мгновение потеряла дар речи. Я спросил, и она призналась, что так оно и было. (Я отметил про себя, что она открывается все больше, принимая подобного рода замечания как помощь, а не как критику — хороший знак). Тогда почему Джордж сказал: «На самом деле ты не умерла»? Я надеялся, что Салли поймет, но она не поняла. Другая мама предложила следующее объяснение: потому что он не хотел огорчать маму. Верно. Он прочитал шок на лице матери — вспомним, что их связывали тесные отношения и многое читалось без слов — и тогда он «отклонил» агрессивный импульс. Это часто случается в игровой терапии. Атмосфера дозволенности помогает истинным импульсам пробиться на поверхность. Когда это случается в первый раз, все теряются, и тогда приходится снова загонять их вглубь.

На самом же деле следует быть готовым к тому, чтобы истинные импульсы остались открытыми. Это помогает ребенку понять, что сердиться можно — хотя нельзя физически ударить маму. Каждый шаг в освобождении чувств отделяет человека от язвы желудка и приближает к спонтанности. Сейчас вся энергия Джорджа уходила на то, чтобы подавлять чувства — ему не хотелось расстраивать брата и сестру, не хотелось огорчать мать. Места для того чтобы быть собой, не оставалось, не говоря уж о том, чтобы учиться. Салли, как мне показалось в тот раз, поняла мою мысль — только в следующем сообщении она ясно продемонстрировала, что это не так. Что ж, как неоднократно указывалось в предыдущей главе, перемены трудны.

И наконец, как насчет таймера, который должен был сообщить, что время истекло? Он свидетельствует, что Салли испытывает некоторый страх перед Джорджем. Она думала, что, если зазвонит таймер, Джордж не будет на нее сердиться (точно так же, как Джордж думал, что, если мама велит детям уйти, они не будут на него сердиться). Я остановился подробно на этом моменте, припомнив тему: «сделан из стекла». Она просто чувствовала себя обязанной играть роль мышки. (Некоторые мышки очень подвластны собственной «мышиности». )

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...