Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игры на развитие речевого слуха




Игры на развитие речевого слуха

 

1. «Кто летает (плавает, едет, бегает)? »

Произносится ряд слов: сокол, молоко, рыба, комар... Дети в нужный момент имитируют руками полёт и произносят: «Летит». Кто ошибается, тот выполняет индивидуальное задание.

2. «Кто к нам пришёл? »

Называется ряд сходных слов, одно из них повторяется много раз, дети отмечают его заранее обусловленным звукоподражанием. Например, слово гвоздь среди других: гусь, кость, куст, гроздь, рост, трость, брось; ответ детей — «тук-тук» или имитация забивания гвоздей.

3. «Телефон».

а)Обучающий называет слово или простую скороговорку первому ребёнку из каждого ряда; по команде впереди сидящие поворачиваются назад и передают сказанное следующим детям. Ряд, в котором слова дойдут до последнего ребёнка быстрее и без искажений, получает «переходящий приз» — флажок, звёздочку...

б)В описываемом ниже варианте игры принимают участие пятеро детей. Обучающий называет четыре сходных слова, например: точка, бочка, дочка, кочка. Четверо ребят по очереди называют одно слово (первый — точка, второй — бочка, третий — дочка, четвёртый — кочка), а пятый произносит первое слово этого ряда и т. д. (Слов должно быть на одно меньше, чем играющих. ) Кто ошибается, выходит к столу для выполнения индивидуального задания.

4. «Называй, не зевай! »

Дети получают по две картинки, названия которых сходны по зву­ковому составу. Обучающий произносит слова, а имеющий нужную кар­тинку отвечает условной фразой: «Вот она (он)» или: «У меня мак (лак, лук, сук)» и т. д.

5. «Хорошо послушай».

Предлагается шесть — восемь картинок, среди которых есть близкие по звучанию; следует найти и назвать эти картинки.

6. «Найди пару».

На столе перемешаны картинки: оса, коса, ужи, лужи, пушки, ушки, соль, фасоль, сокол, кол. Ребёнок находит два рисунка со сходными назва­ниями, полученными в результате прибавления или исключения одного- двух звуков.

7. «Догадайся сам».

Картинки разделены на две стопки: в одной картинки лежат рисунком вверх, в другой — рисунком вниз. Предлагается найти картинку которой нет среди открытых. Догадается ли ребёнок, что её там нет, или подаст вместо неё сходную по звуковому составу?

8. «Добавим и запомним».

Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша. Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша, Паша, наша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.

9. «Запомни фразу».

Обучающий произносит предложение, ребёнок находит соответству­ющий рисунок и, если может, повторяет фразу. Например: У Ани мишка. У Вани мышка. У Зои удочка (дудочка, дочка). Саня упал (упала). У Аси лента. У Васи ленты.

10. «Делай, как слышишь».

Ведущий даёт разные инструкции: руки поднять, в стороны, вперёд, наклониться и т. д. — при этом сам делает другие движения. Ребёнок дол­жен выполнять не то, что видит, а то, что слышит.

 

 Развитие фонематического слуха

Узнавание слова в ряду других плавно переходит в узнавание звука в слове. Заданный звук дети отмечают, используя картинку, игрушку, вырезанную фигурку, звукоподражание, имитацию движений, слово, жест.

Подобрать одинаковые картинки или игрушки для всех ребят в группе затруднительно, поэтому перед детьми ставится одна картинка с заданным звуком в начале слова, на которую малыши показывают, когда слышат изуча­емый звук.

Предметами для показа могут быть, например, комнатные цветы — Ц, лампа — Л.

Раскрашенные фигурки (яркие фонарики, грибки, колокольчики, шарики), вырезанные из картона, желательно иметь каждому ребёнку — это повышает его интерес к занятиям. Глухой согласный можно обо­значить фонариком или шариком, звонкий — колокольчиком, мягкий — грибком...

 

 

Работа с рядами гласных звуков

Развитие фонематического слуха первое время проводится на мате­риале рядов изолированных гласных звуков: сначала дети узнают гласный, отмечая его звукоподражанием или другим способом, затем определяют его место в ряду и, наконец, называют последовательность всех гласных звуков.

Игровые приемы в работе с гласными звуками

1. «Узнай плач Алёнушки» — ааа: а-о-а-и-э-а-а-у-ы-а...

2. «Когда болят зубки? » — ооо.

3. «Кто услышит жеребёнка? » — иии.

4. «Осторожно, паровоз! » — ууу.

5. «Послушаем эхо» — эээ.

6. «Прощальный сигнал парохода» — ыыы.

7. «Живые звуки». Цель: определить место звука в ряду.

Трое вызванных детей запоминают по одному гласному звуку, напри­мер А, О, У. Обучающий произносит звуковой ряд (У—А—О), после чего каждый из детей занимает один из трёх рядом стоящих стульев в соответ­ствии с позицией звука в услышанном ряду, а затем отвечает: «Звук У в на­чале», «Звук А в середине», «Звук О в конце». Можно варьировать коли­чество звуков и участников.

8. «Споём начало (середину, конец)».

Из предложенных трёх гласных звуков ребёнок поёт один в заданной позиции.

9. «Что исчезло? »

Произносится звуковой ряд: А—У—И—О—Э, затем А—У—О—Э. «Что ис­чезло? » — И. — «В какой позиции? » — «В середине».

10. «Что добавилось? » Добавляется один или пара звуков.

11. «Назови второй (пятый) звук».

Произносится звуковой ряд, а ребёнок называет второй или другой заданный звук. Обучающий при произнесении гласных может закрыть рот экраном, и дети ориентируются только на слух.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...