Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игры на развитие выразительной речи




Игры на развитие выразительной речи

1. «Животные и их детёныши» — выработка и дифференциация громкого и тихого голоса. Примером может служить игра «Корова и телёнок».

2. «Ворона и сороки» — тренировка высокого и низкого голоса, замедленного и более быстрого темпа речи (карр-карр, тр-тр-тр).

3. «Эхо» — выработка силы голоса, темпа, речевого дыхания. Одни де­ти громко и длительно произносят звуки: ууу — гудок паровоза, ааа — крик ребёнка; слоги: ГА-ГА-ГА, КО-КО-КО; слова: ауу, имена людей, клички животных. Другие дети повторяют то же затихающим голосом, в том же темпе, но менее длительно.

4. «Чей домик? » — отработка вопросительной интонации, дикции, голоса. Один ребенок стучит (тук-тук) и спрашивает: «Кто в домике жи­вёт? » Ему отвечают голосами лисы, медведя, а он должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его спрашивают: «А ты кто? »

5. «Поезд» — отработка ритма в речи и в движениях: тук-тук-тук, ту- ту-ту, у-у-у.

Вагончики зелёные бегут, бегут, бегут,

А круглые колёсики всё тук, да тук, да тук.

6. «Угадай, кто пришёл» — выработка умения владеть голосом, интонацией, соблюдать темп и ритм речи.

Ребёнок входит, имитируя движения одного из животных, птиц, сопровождая это соответственно речью, звукоподражаниями, например: «Долго шёл я, устал, хочу мёду» (медведь — «толстым» голосом).

7. «Оркестр» — отработка голоса и ритма. Трубачи: ру-ру-ру — грубый голос; скрипачи: ри-ри-ри — более тонкий голос; ударники: ра-ра-ра — отры­вистый ритм.

8. «Котёнок» (и другие детёныши). Котёнок ищет свою маму, но не знает, как позвать её: щенок советует полаять, телёнок — помычать, но ко­тёнок так не умеет. Наконец он находит свою маму.

Подобные игры хорошо совмещаются с закреплением поставленных звуков в речи. Так, отрабатывая Г, можно предложить игру «Жеребёнок, который все время произносит и-го-го!, пока ищет свою маму». Количество действующих лиц в подобных играх не ограничено.

Если после таких занятий и игр ребёнок при чтении стихотворения будет изменять силу и высоту голоса, темп речи, выделять наиболее важные по смыслу слова, делать остановки в конце каждой строки, и всё это с открытой артикуляцией, а не сквозь зубы, т. е. с чётким произноше­нием и артикулированием гласных звуков, тогда можно сказать, что его воспитатели полностью владеют средствами выразительности речи и смогли этому научить ребёнка.


 

Глава III.

Подготовка к обучению грамоте

Формирование фонематического  восприятия

Подготовка детей к обучению грамоте проводится в тесном взаимо­действии с развитием фонематического восприятия — умений узнавать любой заданный звук в слове и отличать его от сходных. Формирование этих умений включает следующие этапы (по степени усложнения):

1. развитие слухового восприятия:

а) слухового внимания;

б) слуховой памяти;

в) речевого слуха;

2. становление фонематического слуха:

а) в рядах изолированных гласных;

б) в рядах слогов;

в) в словах;

3. дифференциацию парных звуков.

У некоторых плохоговорящих детей, особенно с общим недоразвитием речи (произношения, лексики, грамматики), способность к правильному повторению за обучающим ограниченна; речевое исправление у них следует начинать не с постановки звуков, а с развития слухового восприятия путём пассивного накопления звуковых представлений, без самостоятельного про- говаривания слогов и слов. Работа проводится в игровой форме и начинает- ся с воспитания слухового внимания, прежде всего на простейших для вос­приятия звуках — неречевых. Используются звучащие игрушки, грамзаписи.

Игры на развитие слухового внимания

1. «Где раздаётся звук? » — закрепление слуховой ориентации. Один ребёнок по указанию обучающего воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, остальные дети слушают с закрытыми глазами:

а)показывают рукой или поворотом головы направление источника звука, затем открывают глаза для контроля;

б)водящий после воспроизведения звучания становится рядом с обучающим, а дети показывают туда, где только что прозвучал звук.

2. «Жмурки». Цель та же:

а)дети, получив по звучащей игрушке, встают в разных местах комнаты, а ребёнок с завязанными глазами подходит к одному из них, касается его и называет звучащую игрушку, затем ребята меняются ролями;

б)дети встают рядом, определение направления звучания должно быть очень точным.

3. «Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки.

Детям демонстрируются характерные для каждого предмета звуча­ния, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой, или повторяя точно такое же действие, или называя его (при условии хорошего произношения данных слов).

4. «Сделай так же». Цель та же.

На столе деревянные и металлические палочки, стакан, чашка, та­релка, кружка, всего пять-шесть предметов.

Обучающий ударяет одной, затем другой палочкой по предмету, ре­бёнок определяет предмет и последовательность применения палочек.

5. «Короб-коробок, подай голосок» — различение близких звучаний, шумов.

На столе пять-шесть коробок одинаковой формы и цвета с горохом, разными крупами, мелкими камешками, песком. Образцы содержимого в них лежат на столе или изображены на картинках и предварительно на­зываются. Обучающий встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, затем пере­ставляет их местами. Дети производят те же действия, после чего показы­вают на образец (картинку).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...