Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дифференциация твёрдых и мягких согласных.




Звук Г

Этот звук можно вызвать от К, добавив голос, и от Д тем же способом, что и К от Т.

Закрепление Г, Гь в слогах: ГА, АГА, ГИ, ГЕ; в словах: газ, гараж, газета, гамак; год, гость, город, горка; гусь, губы, гул, гусли; гиря, гитара, гид, гильза, гимн; Гена, герой, Георгий, георгины, гепард; ноги, шаги, боги, сапоги, нога, рога; глаза, глава, глубина, глушь, грамота, град, гром, груша, группа, грибы, гвоздь, гномик.

Звукоподражания со звуками Г, Гь: «Улыбнись! » — агу-агу, «Гуси» — га-га-га, «Жеребёнок» — и-го-го,  «Верхом на лошадке» — гоп-гоп, «Собачка» — гав-гав, «Голуби» — гули-гули, «Позовём гусей» — теги-теги.

Слуховое восприятие Г в ряду сходных слов:

гол — пол — мол — кол — вол — дол — холл — зол — шёл;

 гарь — парь — шарь — ларь — жарь;

газ — таз — лаз — раз — бас — вас — нас;

губы — дубы — зубы — кубы — тубы — шубы — чубы.

 

Дифференциация Г—К в произношении:

а)гора — кора            каша — Гаша      глаз — класс

куст — густ              губы — кубы       клубок — глубок

Галина — калина       кости — гости   игра — икра

кол — гол                    голос — колос     Клаша — Глаша

горка — корка           крот — грот      луга — Лука

б)книга, горка, голубка, снеговик, загадка, отгадка, уголок, гудок, гребёнка, горелка, кочегар, коготок, гамак, гвоздика, галка, гусёнок.

Автоматизацией произношения звуков Г—К, Гь—Кь во фразах, скоро­говорках и в самостоятельной речи ребёнка заканчивается работа со звонкими согласными. Итак, все они сравниваются с глухими оппози­ционными звуками с целью профилактики смешения их на письме, при этом особое внимание следует уделить использованию слуха, зрения, осязания.

Звук X

Этот звук в спонтанной речи иногда заменяется звуком К. При про­изношении X происходит неполное смыкание задней части спинки языка с нёбом, в центре остаётся щель, по которой выходит воздух, образуя звук. Мягкий Хь образуется перемещением образовавшейся щели между языком и нёбом вперёд, к средней части.

Постановка X осуществляется от С тем же способом, что и К от Т, нажатием на кончик языка шпателем.

Закрепляются звуки X—Хь в слогах: ХА, АХА, АХ, ХИ, ХЕ, затем в словах:

халва ходули хуже муха черёмуха смех
халат хобот хина мухи черепаха орех
хата хурма хитрый ухо подсолнух воздух
холм худой эсск сухо петух запах
хвост хлопья бахча уха сохнет рыхлый
      химия    
      похвала    

 

При развитии слухового восприятия применяются звукоподражания: «Погреем ручки» — ххх, «Посмеёмся» — ха-ха-ха, «Вздохнём» — о-хо-хо, «Филин» — ух-ух, «Уронили» — ах-ах.

Примерные слова на X—К, Хь—Кь:

а)

ход — кот кадка — хатка кол — холл китель — хитрый
сок — сох сохи — соки хорь — корь в баке — на рубахе
мох — мок макать — махать мука — муха кенар — хек
бак — бах сух — сук бук- бух кислый- хищный

б) кухня, хохлатка, холостяк, хлопушка, холодильник, охотник, сухарик, буханка, хомутик, хорёк, хоккей, хлопок;

в) «Где игрушка? » Образец: полки —> на полках, дерево —> на деревьях.

Коробка, шкаф, книга, карман, окно, балкон, кресло, сумка.

Заучиваются потешки, скороговорки, загадки, стихи.

 

Потешки и скороговорки

 

Звуки В—Ф, Вь—Фь

1. Наш Филат не бывает виноват.

2. У Фомки в гостях Фимка, Фимка в гостях у Фомки.

3. Феня в гостях у Вани, у Вени в гостях Фаня.

4. Водовоз вёз воду из водопровода.

5. Воробей взлетел повыше: Видно всё с высокой крыши.

6. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

7. В поле волк-волчище едет на велосипедище.

Обогнал сегодня он воробья и двух ворон,

Только ветер-ветерок обогнать никак не мог.

8. Федя полез за конфетой в буфет.

Факт, что в буфете не будет конфет.

9. Ветер, ветер, веет ветер, воет ветер,

Снег вовсю он ворошит, на опушке ворожит.

10. Возле грядки две лопатки, возле кадки — два ведра.

После утренней зарядки мы работали на грядке —

Их теперь полить пора.

11. Филин взял футбольный мяч, и у норок новых

Начался футбольный матч двух команд — норовых.

12. Сказала тётя: «Фи, футбол! » Сказала мама: «Фу, футбол! »

Сестра сказала: «Ну, футбол! » А я ответил: «Во, футбол! »

13. Ходит свинка по бору, траву-мураву рвёт

И всё в корзиночку кладёт.

14. На прививку, первый класс! — Вы слыхали? Это нас!

Я прививки не боюсь, если надо, уколюсь.

15. Воробей-воришка залез в амбаришко

Клевать просо тупым носом.

16. До чего красив павлин!

Но у него порок один:

Вся павлинья красота начинается с хвоста.

17. Вертлявый ветер вырывал ворота, как вертушки.

Ворчливый ворон воровал вчерашние ватрушки.

18. Ворон воронёнку принёс виноград.

— Ешь, воронёнок, виноград. Или ты ему не рад?

 

Звуки Б—П, Бь—Пь

1. За гиппопотамом по пятам быстро топает гиппопотам.

2. Петушок прыг на порог: «Подари, пекарь, пирог».

3. Про пёстрых птиц поёт петух, про перья пышные, про пух.

4. Боря Поле дал ириску, Поля Боре — барбариску.

5. Белые бараны били в барабаны.

Без разбора били, лбы себе разбили.

6. Купила бабуся бусы Марусе,

Попались бабусе под ноги гуси.

Не будет подарка у внучки Маруси —

Все бусы склевали по бусинке гуси.

7. Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю».

Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай! »

8. Бык буянил перед дубом, тряс под дубом белым чубом.

Дуб схватил его за чуб: «Не буянь! » — воскликнул дуб.

9. Петрушка-озорник привёз пылесос.

Он в пять минут почистил льдину,

Ну а потом — пиджак пингвину.

10. Бились буйно около забора два быка,

Прободали в шумном споре все бока.

11. Бобёр в бору затеял бал, бобёр на бал гостей созвал:

12. Белочки во флейты дуют, польку-бабочку танцуют.

13. Бегал заяц по болоту, всё искал себе работу,

Он работы не нашёл, а заплакал и пошёл.

14. Утром спозаранку купил баран баранки,

Надел баранки на рога, понёс барашкам на луга.

14. Распустились на дереве почки — пора готовить бочки.

15. Наш баран чуть не попал к Боре в капкан.

16. Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.

17. Бахвалился как-то бодливый баран:

«Безумною храбростью я обуян:

Быка бы я встретил — побил бы быка,

Быку беспощадно намял бы бока.

Бродягу-волчище бы я забодал,

Барбоса боднул бы, бобру бы поддал.

А с барсом бы встретился — что из того?

Бесстрашно бы бросился и на него! »

Но тут прошуршал над тропой ветерок —

Бросился в страхе баран наутёк.

 

Звуки Д—Т, Дь—Ть

1. Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

2. Дудку дал Додону дед, дед, которому сто лет.

3. Собирали ягоды и вели мы счёт: Ягоду в кружку, две ягоды в рот.

4. Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла, пастушонку отдала.

5. Удод, удод, удодушка, удодливый удод!

В твоём гнезде удодовом удобно ли, удод?

6. Топали да топали, до тополя дотопали,

До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

7. С виду бабушка Улита и сурова, и сердита.

Но вы зайдите в гости к ней да отведайте сластей.

8. Поутру по двору курочка ходит, цыплят водит.

9. Я пойду куплю дуду, я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди, мы играем, выходи!

10. Уложили дятла спать в деревянную кровать,

Он в кровати всем назло продолбил себе дупло.

11. Нам желают доброго пути, чтобы было весело ехать и идти.

12. В большой водопад упал молодой леопард.

Молодой леопард свалился в большой водопад.

14. Мы с Димитрием друзья: куда он, туда и я.

И ещё у нас закон: куда я, туда и он.

15. — До болота идти далеко, до болота идти нелегко,

— стонали утята и утки, забыв все свои прибаутки.

16. — Я медведя поймал!

— Веди его сюда!

— Да он не идёт!

— Ну, сам иди сюда!

— Да он не пускает!

17. Даже в Танин день рожденья Тема по привычке

Таню вместо поздравленья дёрнул за косички.

18. Дарья дарит Дине дыни, дыни красивые, как на картине.

19. Дима драться любит очень, с ним играть никто не хочет. —

На друзей не дуйся, брат, сам ты в этом виноват.

 

Звуки Г-К-Х, Гь-Ль-Хь

1. Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Егорку.

2. Гусь Гога и гусыня Гага никуда друг без друга ни шага.

3. Голубка клюёт крупку, подберёт она и скорлупку.

4. Коля бежал по кругу с кругом, на кругу увидел друга.

5. На иве с галчатами галка,

А на берегу под волнами — галька.

6. Голубоглазый Егорка вскарабкался на горку.

7. Галка села на забор, грач завёл с ней разговор.

8. Крутим прыгалки быстрее, прыгаем всех веселее.

9. Гера с Кешей на прогулке увидали где-то булки.

10. Издалека шакал на пир к кроту шагал.

11. Говорила им горилла, приговаривала,

Говорила, говорила, приговаривала.

12. Гусь гуляет по дорожке, гусь играет на гармошке,

И гордится гармонист: «Я га-га-га — голосист! »

13. Шлёпают гуськом петух с гусаком,

Смотрит свысока гусак на петуха:

«Хи-хи-хи, ха-ха-ха, не боюсь я петуха! »

14. Вот гуси с выводком гусят галдят, шипят, как змеи.

Грузовику они грозят, вытягивая шеи.

15. Гусята у водицы гогочут, голосят.

Глядит — не наглядится гусыня на гусят.

16. Кукушка кукует: «Ку-ку! Ку-ку!

Сама сочинила я песенку!

И песенку эту простую — «Ку-ку! »

Придумала лихо в лесу на суку».

17. «Га-га-га! — гогочет гусь. —

Я семьёй своей горжусь!

На гусяток и гусыню всё гляжу — не нагляжусь! »

18. Грач катался в гамаке, гуси — в волнах на реке,

Мимо голуби летели и на веточку присели.

19. Егорушка-Егор полез через забор, за гвоздь зацепился,

Висит — голосит: «Снимите с забора бедного Егора! »

20. Яше снятся якоря, снятся яхты и моря,

Яша маленький пока, не дорос до моряка.

21. Отрыл однажды крот в горе огромный грот.

Достал мешок костей и пригласил гостей.

22. Закусив корой, зайчишка под горой,

Чтоб отличиться в играх, плясал до боли в икрах.

23. Собрали горох — горох был неплох.

Споткнулись на порожке, рассыпали горошек.

24. Утром, присев на зелёном пригорке,

Учат сороки скороговорки:

«Кар! Картошка, картонка, карета,

Карниз, карамель, карман, карапуз.

Вот сколько на К я сумела назвать:

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

Корова, картина, квартира, ковёр,

Кладовка, калитка, комод, коридор».

 

Загадки

Звуки В—Ф, Вь—Фь

1. Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу.

2. Сама я дубовая, а пояс у меня ивовый.

3. Посреди двора выросла золотая голова.

4. Через океан плывёт великан, а усы во рту скрывает.

5. Шесть ног, пара рук, две головы, а хвост один.

6. Шёл долговяз, в землю увяз.

7. В нашей кухне целый год дед Мороз в шкафу живёт.

8. Сто один брат, все в один ряд вместе связаны стоят.

9. Два кольца, два конца, посредине гвоздь, и тот насквозь.

10. Все детки на ветках с рожденья в беретках.

С деревьев упадут, береток не найдут.

11. Привела я солнце за своё оконце,

К потолку повесила, стало дома весело.

12. Этот конь не ест овса, вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём, только лучше правь рулём.

13. Я, сознаюсь, виновата, я хитра и плутовата,

Я в курятник вечерком часто бегаю тайком.

Отгадки: 1. Петух. 2. Бочка. 3. Подсолнух. 4. Кит. 5. Всадник на коне. 6. Дождь. 7. Холодильник. 8. Забор. 9. Ножницы. 10. Жёлуди. 11. Лампочка. 12. Велосипед. 13. Лиса.

 

Звуки Б—П, Бь—Пь

1. Без рук, без ног, по свету рыщет, поёт да свищет.

2. Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

3. Зубы есть, но не болят, собирают всё подряд.

4. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.

5. По небу лебедь чёрный рассыпал чудо-зёрна.

За чёрным белый пролетал и все зёрна поклевал.

6. В этот гладкий коробок бронзового цвета

Спрятан маленький дубок будущего лета.

7. Голубой платок, алый колобок, по платку катается,

Людям улыбается.

8. Есть, ребята, у меня два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня?

Отгадки: 1. Ветер. 2. Берёзы. 3. Грабли. 4. Облака. 5. Ночь, звёзды, день. 6. Жёлудь. 7. Небо и солнце. 8. Коньки.

 

Звуки Т—Д, Ть—Дь

1. Рогатый, а не бодается.

2. Плотник с острым долотом строит дом с одним окном.

3. Одежды не шьёт, а ткань всегда ткёт.

4. Одна подружка пролезла другой в ушко.

5. Стоит на крыше верхолаз и ловит новости для нас.

6. Сам дней не знает, а другим указывает.

7. Кругом вода, а с питьём беда.

8. В тихую погоду нет нас нигде,

А ветер подует — бежим по воде.

9. Что ни день — по одёжке отдаёт нам Серёжка.

А с последней расстался — сам куда-то девался.

10. Стоит тысячелетний дуб, на том дубе двенадцать гнёзд, в каждом гнезде по четыре птицы с семью перьями.

11. Стоит дуб, на дубе двенадцать веток, на каждой ветке по четыре гнезда,

в каждом гнезде по семь птенцов,

у каждого птенца одно крыло белое, другое — чёрное.

Отгадки: 1. Месяц. 2. Дятел. 3. Паук. 4. Иголка с ниткой. 5. Антенна. 6. Календарь. 7. Море. 8. Волны. 9. Календарь. 10. Год, месяцы, недели. 11. Год, месяцы, недели, сутки, день, ночь.

 

Звуки Г-К-Х, Гь-Кь-Хь

1. Ниток много, а в клубок не смотаешь.

2. Чей домишко из иголок на земле у старых ёлок?

3. Без головы, а в шляпе, одна нога — и та без сапога.

4. На пяти проводах отдыхает стая птах.

5. Вы не трогайте меня, обожгу и без огня.

6. Он охотно пыль вдыхает, не болеет, не чихает.

7. В огне не горит, в воде не тонет.

8. Сам худ, а голова с пуд.

9. Брови дугой, нос кочергой, на голове колпак, а сам весельчак.

10. Лёгкий, а не пух, мягкий, а не мех, Белый, а не снег, но оденет всех.

11. В огороде стоит, ничего не говорит, сам не берёт и другим не дает.

12. Угадайте, что за шапка — меха целая охапка? Шапка бегает в лесу, у кустов грызёт кору.

13. Сердитый недотрога живёт в глуши лесной, Иголок очень много, а ниток — ни одной.

14. Я пушистый, мягкий, круглый, есть и хвост, но я не кот, Часто прыгаю упруго, покачусь — и под комод.

15. Кто утром ходит на четырёх, в полдень — на двух, вечером — на трёх?

Отгадки: 1. Паутина. 2. Муравейник. 3. Гвоздь (гриб). 4. Ноты. 5. Кра­пива. 6. Пылесос. 7. Лёд. 8. Молоток. 9. Петрушка. 10. Хлопок. 11. Огород­ное пугало. 12. Заяц. 13. Ёжик. 14. Клубок. 15. Ребёнок, взрослый, старик.

 

Особенности произношения и постановки мягких согласных звуков

Образование мягких звуков от оппозиционных твёрдых происходит путём подъёма спинки языка к нёбу и небольшого его перемещения вперёд, к нижним зубам.

Недостатком произношения является замена мягких парными твёрдыми: пять — «пат», дядя — «дада», тётя — «тота», мясо — «масо».

Способы постановки произношения мягких согласных звуков:

а) с опорой на слуховое и зрительное восприятие — сопоставление позиции языка при произнесении мягких и твёрдых согласных перед зеркалом;

б) с помощью шпателя (ложечки), зондов.

Если у ребёнка нарушена мягкость многих согласных, то их вызы­вание рекомендуется начинать со звуков Ть — Дь и Нь, предварительно поработав над укреплением мышц звука и его удержанием за нижними зубами: «Горка», «Вперёд-назад».

После укрепления мышц языка предлагают произнести слоги с заданными звуками при выгнутом языке: АТЬ, АТЯ, ТЯ; ДЯ, АДЯ; НЯ, АНЯ, АНЬ. В более трудных случаях ребёнок произносит слоги ТА-ТА-ТА, а обу­чающий нажимает на кончик языка шпателем или ложечкой (ребёнок сам может нажимать пальцем), в результате спинка языка выгибается, смыкается с нёбом, и получается мягкий звук. Таким же способом вызы­ваются Дь, Нь.

После этого легче получаются губные мягкие согласные: Пь, Бь, Мь, Вь, Фь.

Звук Пь

Ребёнок произносит иии, периодически смыкая губы: пи-пи-пи-пи, постепенно И укорачивается, мы услышим Пь с небольшим придыханием, затем слог АПЬ. В прямом слоге ПЯ сначала гласная отделяется от соглас­ной: Пь-А, а затем сливается в ПЯ. Точно так же вызываются и другие губ­ные мягкие звуки.

Затем переходят кСь, Зь, Рь, Ль.

Звуки Кь, Гь, Хь в русском языке встречаются лишь перед гласными И, Е, в этой позиции они усваиваются легко.

Проводятся игры на каждую пару звуков с целью различения их на слух в словах. Используются звукоподражания.

Примеры с Т—Ть: тапки, тень, тесно, сто, кот, мать, лото.

Полученные мягкие звуки закрепляются в слогах и словах: няня, Нина, небо, нёс, нюхать; лань, окунь, конь, линь, тень, лень; пёсик, пила, пена, пюпитр; цепь, сыпь, степь, выпь, топь, насыпь; мята, мел, мир, мёд, мюзик-холл; семь, восемь.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

тук — тюк нос — нёс пыл — пил мал — мял
Тема — Тома нить — ныть пилить — пылить мёл — мол
тын — тина кон — конь пыли — пили мот — мёд
тёк — ток Мишка — мышка Мила — мыло мил — мыл

 

Дидактические игры:

а) «Да — нет», «Есть — нет».

Цель: закрепление Нь, Ть—Т.

Образец: на столе (там) книга — на столе нет книги; на столе (там) тетрадь —...

б) «Что у тебя? » (Детям раздаются картинки. )

У меня репка, лось, мел, дятел, лань, гиря, брюки, верёвка;

в) «Что делать? » Образец: играют — играть, несут — нести. Писать, читать, рисовать...

В конце занятия заучиваются потешки и скороговорки.

Теперь все звуки исправлены и противопоставлены друг другу. Ре­бёнок может правильно их употреблять не только при заучивании наи­зусть потешек, скороговорок, но и в самостоятельной речи.

Исправление произношения в зависимости от характера речевых нарушений проводится выборочно, но в любом случае стоит уделить вни­мание всем фонетическим группам звуков.

 

Потешки и скороговорки

 

Звуки Ть-Т, Дь-Д, Нь-Н

1. Тень, тень, потетень, выше города плетень.

2. Наш гость купит трость и повесит её на гвоздь.

3. Сок с берёзы стёк, стёк с берёзы сок.

4. — Куда, дядя, едешь, куда погоняешь?

— Сено косить.

— А зачем тебе сено?

— Коров кормить.

— А зачем тебе коровы?

— Молоко доить, малых деток кормить.

5. — Тит, иди молотить.

— Живот болит.

— Тит, иди кашу есть.

— А где моя большая ложка?

6. Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.

7. Тетерев тетерева в лесу встретил.

8. Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит.

9. Буду плыть я день-деньской по воде, воде морской.

10. Длинной тропкою лесной ходят-бродят день-деньской

Тень и эхо с нами.

 

Звуки Ы—И

1. От топота копыт пыль по полю летит.

2. Рыла свинья — тупорыла, полдвора рылом изрыла.

3. Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:

Если б грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его наконец бы отмыло.

4. Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла.

Мила мыло не любила, мыло в глаз попало Миле.

— Что ты плачешь, наша Мила?

— Я выплакиваю мыло.

5. Аист жил у нас на крыше, А в подполье жили мыши.

6. Мила дома посуду мыла; Мыла, мыла, а вытереть забыла.

7. Вымыли мышки миски для мишки.

 

Загадки

 

Звуки Т-Ть, Д-Дь, Н—Нь

1. То толстеет, то худеет, на весь дом голосит — плясать велит.

2. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит.

3. Весь мир одевает, что сошьёт — не надевает.

4. Кто угадает: на десятерых братьев двух шуб хватает?

5. На окне у Кости пьют и едят гости,

Прыгают, дерутся, в руки не даются.

Кто же эти гости на окне у Кости?

6. Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит.

7. Это тесный-тесный дом, сто сестричек живут в нём.

И любая из сестёр может вспыхнуть, как костёр.

8. Из какого ковша не пьют, не едят, а только в него глядят?

Отгадки: 1. Аккордеон (гармонь). 2. Берёза. 3. Иголка. 4. Перчатки. 5. Голуби (воробьи). 6. Мороз. 7. Коробок и спички. 8. Большая Медведица (созвездие).

 

 

Средства выразительности речи

В содержание звуковой культуры речи входят не только правильное произношение, открытая артикуляция, но и общие речевые навыки: хорошее речевое дыхание; умение подавать тихий и громкий голос, более низкий и более высокий; правильный (чаще неторопливый) темп и ритм речи; дикция, интона­ция; способность соблюдать ритмическую паузу. Пра­вильные речевые навыки являются базой, на которой основывается развитие звукопроизношения.

Если же у ребёнка поверхностное дыхание, воздуха хватает лишь на одно-два слова (иногда речь прерывается даже на полуслове, что может привести к заиканию), то главной задачей в работе с ним является отра­ботка диафрагмального дыхания, длительного выдоха. С этой целью ре­комендуется играть на детских музыкальных духовых инструментах, дуть на плавающие игрушки в тазу, ванной, стремясь на одном выдохе про­гнать их с одного конца до другого, дуть на нитку, удерживая её в откло­нённом положении, — на конце её висит что-то лёгкое (например, ватка); дуть в полую трубочку, конец которой опущен в воду (ею наполнена треть стакана). Всегда следить, чтобы вдох был короткий, без напряжения, плечи не поднимались. Дуть одномоментно можно не более четырёх - пяти раз во избежание головокружения, вызываемого обеднением мозга кислородом.

Игры на развитие дыхания совмещаются с длительным правильным произношением гласных звуков и согласных С, 3, Ш, Ж, Щ, Р, Л. Основным видом деятельности в этом направлении являются игры со звукопоража- ниями: ссс— «Водичка течёт», ззз— «Комар» и др.

Воспитанию правильного дыхания способствуют пение песен, дек­ламация стихов под шаги.

Хорошим материалом для развития дыхания и других средств выра­зительной речи могут быть потешки, скороговорки, загадки. Так, для упражнения в изменении силы голоса они произносятся шёпотом — гром­че — громко; для развития темпа речи — быстро — умеренно — замедленно и наоборот. При разучивании стихотворных текстов особое внимание об­ращается на ритмическую паузу в конце каждой строки, если даже это не конец предложения, фразы. В это время ребёнок делает короткий вдох.

Взрослый должен ставить перед ребёнком конкретную задачу, чтобы малыш знал, чему учиться; цель должна быть чёткой и доступной пони­манию ребёнка: «Запомни стихотворение и прочитай его правильно, красиво». Такое задание побуждает ребёнка нетолько запомнить задан­ный текст, но и добиться выразительности при чтении, в основном путём подражания взрослому.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...