Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2.2 Потребительское поведение




Закон убывающей предельной полезности

Главным фактором, определяющим потребительский выбор, является полезность того или иного блага.

Полезность блага (U) – это его способность удовлетворять какую-либо потребность, приносить человеку удовлетворение. Полезность выражает не столько физические свойства блага, сколько суждение потребителя о благе, т.е. его субъективное восприятие полезности блага. Полезность экономического блага рассматривается как функция от количества потребляемого блага.

U=f (Q),

где U – полезность товара; Q – количество товара.

Полезность имеет две основные формы:

- предельная полезность (MU) – добавочная полезность, извлекаемая от потребления дополнительной единицы блага;

- совокупность (общая, суммарная) полезность (TU) – полезность, приносимая всей массой потребляемых благ, т.е. совокупная полезность есть сумма предельных полезностей:

TU=ΣMU.

Согласно закону убывающей предельной полезности: по мере увеличения количество потребляемых товаров их предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Поскольку каждая последующая единица блага приносит меньшую полезность, то и потребитель готов платить за нее меньшую цену.

Всякий потребитель стремится к максимизации совокупной полезности. Однако бюджетное ограничение заставляет потребителя распределить свои доходы в соответствии с его представлениями о полезности и выгодности (предпочтительности) выбираемых товаров.

Потребительский выбор – это оптимальный выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов.

Существует две версии теории потребительского поведения:

- количественная, или кардиналистская;

- порядковая, или ординалистская.

Количественная (кардиналистская) теория потребительского поведения

Количественная (кардиналистская) теория потребительского поведения исходит из того, что полезность измерима. Для теоретических измерений полезности была введена единица полезности – «утиль». Согласно этой теории рациональный потребитель максимизирует совокупную полезность в том случае, если отношения предельной полезности товара к цене товара для всех товаров, приобретаемых потребителем, равны. В этом случае потребитель достигает состояния равновесия.

Потребительское равновесие – это ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара

С помощью этого подхода было определено также понятии излишка потребителя как разницы между ценой, по которой потребитель готов купить данный товар и фактической рыночной ценой. Излишек потребителя соответствует площади треугольника, образованного осью ординат. Рыночной ценой и кривой предельной полезности (кривой спроса).

Порядковая (ординалистская) теория потребительского поведения

В противовес кардиналистской теории многие экономисты выдвинули порядковую (ординалистскую) теорию потребительского поведения, согласно которой субъективная полезность измеряется с помощью относительной шкалы, показывающей предпочтительность того или иного набора товаров для потребителя. Графическим отображением этой щкалы является кривая безразличия.

Кривая безразличия представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя.

. Карта кривых безразличия – это множество кривых безразличия, каждая из которых представляет собой различный уровень полезности. Чем кривая безразличия дальше от координат, тем выше полезность набора товаров.

Карта кривых безразличия позволяет выявить потребительские предпочтения, однако она не отвечает на вопрос, какой именно набор выберет потребитель. Чтобы ответить на этот вопрос, надо проанализировать покупательную способность потребителя – его бюджетное ограничение, т.е. учесть доход потребителя и цены товаров.

Алгебраически бюджетное ограничение может быть представлено следующим образом:

Px X + PyY=I,

где Px и Py – цена товара X и товара Y;

X, Y – количество товаров, которое может быть куплено на доход потребителя;

I – доход потребителя.

Совокупность вариантов выбора, открывающихся перед потребителем, исходя из его бюджетного ограничения, может быть представлена в виде графика. Отложив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной товар X, построим бюджетную линию. Это прямая с отрицательным наклоном.

Любая точка, лежащая на бюджетной линии, означает доступность набора товаров потребителю, т.е. его доход позволяет ему приобрести любой набор товаров.

При изменении цен и доходов меняется положение бюджетной линии. Бюджетная линия:

- сдвигается вправо, если доход потребителя увеличивается или если происходит одинаковое снижение цен на оба товара;

- сдвигается влево, если доход потребителя уменьшается или если происходит равное повышение цен на оба товара;

- меняет угол наклона, если цены товаров изменяются непропорционально.

. Оптимальный набор, выбираемый потребителем, должен отвечать двум требованиям: во-первых, он должен находиться на бюджетной линии и, во-вторых, набор потребляемых товаров должен быть предпочтителен по сравнению с другими. Этим условиям соответствует точка касания бюджетной линии кривой безразличия.

Эффект дохода и эффект замещения

Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цены на товар. Если цена товара падает, то при том же доходе потребитель может приобрести больше товара. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на него. Эффект замещения показывает взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет замещаться другими товарами и спрос на первый товар упадет. Например, если цена на кирпич возрастает, то потребители будут предъявлять больший спрос на дерево и меньший на кирпич.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителя купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.

Тема 2.3 Теория фирмы

Предпринимательство и его функции.

Предпринимательство- это самостоятельное организационно-хозяйственное новаторство на основе использования различных возможностей для выпуска новых товаров, открытия новых источников сырья,, рынков сбыта и т.д., что ведет к постоянному обновлению хозяйственной системы или ее элементов для получения прибылей и реализации собственных целей предпринимателя.

В развитой рыночной экономике предпринимательство выполняет ряд функций. Общеэкономическая функция: деятельность субъектов направлена на производство благ, их доведения до потребителей. Здесь предпринимательство является одним из определяющих условий экономического роста. Ресурсная функция: эффективное использование как воспроизводимых, так и невоспроизводимых ресурсов. Новаторская функция:: содействие процессу развития новых идей, создание новых товаров и т.п. Социальная функция: возможность кажого дееспособного человека быть собственником, проявлять свои индивидуальные способности. Организаторская функция: Принятие предпринимателем самостоятельного решения об организации собственного дела, изменении стратегии деятельности, внедрении новых форм и методов организации производства.

Выделяют следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческо-торговое, финансово-кредитное, консультативное.

Фирма (предприятие) – самостоятельная, хозяйственная единица, наделенная экономической и юридической самостоятельностью, создающая экономические блага в целях получения прибыли.

Фирма может включать одно предприятие и тогда понятие «предприятие» и «фирма» совпадают, а может включать и несколько предприятий.

Признаками фирмы являются:

- ее технико-экономическая обособленность, предполагающая самостоятельность в принятии хозяйственных решений, самоокупаемость и самофинансирование, экономическую ответственность, наличие собственного экономического интереса, свободное привлечение и использование в своей деятельности любых ресурсов.

- наличие организационного единства, структурная оформленность.

С юридической точки зрения фирма – это самостоятельный хозяйствующий субъект, выступающий в качестве юридического лица.

Все фирмы могут быть подразделены на коммерческие и некоммерческие в зависимости от того, ставят ли они в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

Природа фирмы как рыночного института

Существует два подхода к рассмотрению природы фирмы. Технологический подход к изучению фирмы основан на неоклассических взглядах на микроэкономические процессы. В его основе лежит предположение о том. что всегда можно определить функцию, выражающую максимальный объем выпуска при заданном уровне техники и технологии, при всех возможных комбинациях факторов производства, имеющихся в наличии. Центральная проблема изучения фирмы – условия максимизации прибыли.

В соответствии с институциональным подходом, основная проблема объяснение возникновения фирмы. В этой теории используют такие понятия как трансакционные издержки, (издержки обмена, связанные с получением информации, совершениями сделок и защитой прав собственности), ассимитричность информации. Минимизировать трансакционные издержки можно только при условии четкого распределения прав собственности каждого экономического субъекта.. а это можно сделать, если создать фирму.–

Каждое предприятие может быть охарактеризовано по разным признакам:

- по форме собственности: индивидуальное, частное, акционерное, государственное, муниципальное и т.д.;

- по принадлежности капитала: национальное, иностранное, смешанное;

- по роду деятельности: производственное, посредническое, информационное, консультационное и т.д.;

- по отраслевой принадлежности: промышленное, строительное, транспортное, торговое и т.д.;

- по контролю: головное, дочернее, филиал, ассоциированное (входящее в объединение);

- по размеру: крупное, среднее, малое;

- по организационно-правовой форме: единоличное предпринимательство или объединение предпринимателей (товарищества, акционерные общества, кооперативы).

Типы организации предприятия

Под организационно-правовой формой фирмы подразумевается комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также между предприятием и внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти. Существует три основные организационно-правовые формы предприятия:

- единоличные предприятия;

- товарищества, или партнерства;

- корпорации (акционерные общества).

Единоличные, индивидуальные фирмы находятся в индивидуальной частной собственности отдельного лица или семейства. По обязательствам единоличного предприятия его владелец отвечает всем капиталом предприятия и своим имуществом. Владелец единоличного предприятия, как правило, сочетает в себе функции собственника, управляющего и работника, хотя может и передать свои функции и другим лицам. Обычно в виде единоличного предприятия выступают мелкие и средние фирмы. Однако преобладающей формой предприятия в современной рыночной экономике является фирмы, представляющие собой объединения предпринимателей, среди которых выделяют несколько видов:

Товарищества (партнерства, общества) – предприятия, возникающие на основе сложения капиталов двух и более участников и предполагающие совместное управление деятельностью фирмы. Участники товарищества утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество. Взамен они получают право на часть дохода, ликвидационную квоту, а также на участие в управлении (количество голосов пропорционально паям). Полученная прибыль делится между всеми соучредителями (совладельцами пропорционально взносу каждого.

В зависимости от характера ответственности по обязательствам товарищества различают:

- полное товарищество (товарищество с неограниченной ответственностью), которое предусматривает полную солидарную ответственность. Это означает, что партнеры отвечают по всем обязательствам фирмы, возникающим в связи с ее функционированием, всем свои имуществом.

- товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) – учреждаются одним или несколькими физическими или юридическими лицами, несущими ответственность по обязательствам и за риск убытков только в пределах внесенного вклада.

- смешанное товарищество («товарищество на вере») объединяет часть участников (физическое и/или юридические лица), часть из которых является полными товарищами, принимающими участие в предпринимательской деятельности и несущими полную имущественную ответственность. Другая часть участников – вкладчики, они не принимают участия в предпринимательской деятельности и несут ограниченную ответственность в пределах суммы своего вклада.

- производственный кооператив (артель) – объединение не менее пяти граждан для совместной производственной и хозяйственной деятельности путем создания коммерческой организации с правом юридического лица. Кооператив создается на основе объединения имущественных паевых взносов и предполагает личное трудовое участие членов кооператива. Решения принимаются коллегиально.

Акционерные общества (АО) позволяют юридическим лицам и физическим лицам объединить свои капиталы для решения крупных хозяйственных задач. Капитал АО образуется путем выпуска и продажи ценных бумаг (акций и облигаций). Акционерные общества бывают двух видов: закрытые, акции которых распространяются только среди учредителей и не поступают в открытую продажу, и открытые, акции которых свободно продаются и покупаются. Акционерное общество - основная организационная форма крупных предприятий. Сравнительная характеристика разных организационно-правовых форма частных предприятий представлена в табл.

Тип предприятия Преимущества Недостатки
Индивидуальная фирма - легко учредить; - значительная свобода действий; - существенные стимулы эффективной деятельности; - легкость контроля; - помощь со стороны государства. - ограниченность финансовых средств; - трудности совмещения функции контроля и управления; - полная финансовая ответственность; - высокая степень предпринимательского риска и ответственности за ошибочно принимаемые решения.
Товарищества - легко учредить; - возможность специализации в производстве и управлении; - более широкие по сравнению с индивидуальной фирмой финансовые возможности. - возможность возникновения несовместимых интересов в управлении; - возможность несогласованности действий; - риск распада фирмы при выходе одного из владельцев.
Акционерные общества - широкие возможности привлечения капитала; - ограниченная ответственность; - преимущества объединения капиталов; - возможность диверсификации производства. - организационные и финансовые сложности учреждения; - двойное налогообложение прибыли; - возможность расхождения между интересами производственной (экономической) деятельности и интересами собственников.

Государственные и муниципальные предприятия имеют, как правило, форму унитарных предприятий, т.е. коммерческой организации, не наделенной правом собственности на закрепление за ней имущество, которое не делится ни на какие вклады, паи и доли.

Каждая фирма может либо функционировать самостоятельно, либо объединяться с другими фирмами, создавая более крупные хозяйственные единицы.

Наиболее распространены следующие формы объединения фирм.

Картель – соглашения между фирмами одной отрасли, заключаемые в целях установления контроля за условиями продаж, ценами, рынками сбыта, объемом производства и т.д. Предприятия, вступающие в картельные соглашения, полностью сохраняют свою производственную, коммерческую и правовую самостоятельностью.

Синдикат – объединение фирм, участники которого сбывают свои товары через единую торговую фирму, осуществляющую также закупки сырья для участников синдиката. Последние сохраняют свою юридическую и производственную самостоятельность, но теряют связь с рынком. Создание синдиката позволяет фирмам, входящим в него, устранить конкуренцию в области сбыта и закупок сырья.

Трест – объединение, в котором входящие в него предприятия теряют свою производственную, коммерческую и правовую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Руководящий орган треста диктует предприятиям политику в отношении цен, условий сделок, объема производства и т.п.

Концерн – наиболее развитая (и распространенная сегодня) форма объединения предприятий, характеризуемая единством собственности и контроля. Концерн возникает на основе скупки одним (головным) предприятием контрольного пакета акций других предприятий. Входящие в концерн предприятия номинально (в правовом отношении) остаются самостоятельными, но фактически всецело подчиняются единому хозяйственному руководству.

Держателем контрольного пакета акций, как правило, является холдинговая компания, получающая прибыль за счет дивидендов на контролируемые ею акции других компаний. Большинство современных концернов имеет многоотраслевой характер. Концерны позволяют использовать возможности крупномасштабного производства, комбинирования, кооперирования, обладают определенной устойчивостью к конъюнктурным колебаниям.

Консорциум – временное соглашение между фирмами для осуществления конкретных крупных инвестиционных, социальных, экологических и т.п. проектов. Участники консорциума при заключении соглашения заранее оговаривают долю каждого участника в затратах и ожидаемой прибыли, формы участия в проекте и т.д. Участники консорциума полностью сохраняют свою экономическую и правовую самостоятельность. Фирма может быть участницей нескольких консорциумов

 

Производственная функция. Закон убывающей отдачи

Зависимость между количеством вложенных ресурсов и объемом производства описывается производственной функцией. Производственная функция характеризует максимальный объем производства при любом заданном наборе ресурсов:

Q=f(R1, R2, R3 …R15),

где Q – объем выпуска (производства) продукции;

R – количество используемых ресурсов разного вида.

Производственная функция – это технологическая функция, она устанавливает зависимость между количеством используемых ресурсов и объемом производства продукции в натуральном выражении. Каждая фирма имеет свою производственную функцию, отличающуюся от других фирм.

В теории используют двухфакторную производственную функцию. Если фирма принимает решение об одновременном и пропорциональном изменении количества применяемых факторов, то наблюдается изменение масштаба производства. Взаимосвязь между изменением масштаба производства и соответствующим изменением в объеме выпускаемой продукции называется отдачей от масштаба. Принято различать возрастающую, постоянную и убывающую отдачу от масштаба.

Графически производственная функция изображается с помощью изоквант. Изокванта – кривая, отражающая различные комбинации ресурсов, которые имеют своим результатом один и тот же объем выпуска. Отложив на горизонтальной оси затраты труда, а на вертикальной - затраты капитала при каждом из возможных способов производства и соединив соответствующие точки, получим изокванту.

Изокванта имеет отрицательный наклон. Это означает, что увеличение вложений одного фактора сопровождается сокращением вложений другого фактора (при этом объем производства остается неизменным). Увеличение вложений капитала ведет к сокращению вложений труда, т.е. капитал замещает труд. Количественно взаимозаменяемость ресурсов характеризуется предельной нормой технического замещения. Предельная норма технического замещения одного фактора другим (MRTS) – показатель, характеризующий, на сколько единиц уменьшится потребность во вложении одного фактора при увеличении вложений другого при сохранении данного объема производства.).

Под действием закона убывающей отдачи по мере продвижения вдоль изокванты сверху вниз предельная норма технологического замещения уменьшается.

Совокупность изоквант образуют карту изоквант, которая характеризует разные объемы производства при любой комбинации факторов производства. Чем дальше изокванта от начала координат, тем больше объем производства.

Фирма может увеличивать и сокращать объемы производства, изменяя один фактор производства и оставляя другие постоянными, фиксированными (краткосрочный период) или внося изменения во все факторы производства (долгосрочный период).

Для измерения объемов производства используют три показателя.

- общий продукт (ТP) – объем производства, полученный с использованием одного переменного фактора (ресурса) при постоянстве других. Выражается в физических (натуральных) единицах.

- средний продукт (AP) – выпуск продукции в расчете на единицу переменного фактора.

Предельный продукт (MP) – прирост общего объема продукта в результате применения дополнительной единицы данного переменного ресурса.

Предельный продукт фактора производства служит базой для определения вознаграждения факторов производства (доход на вложенный фактор).

Зависимость между объемом производства и изменением вкладываемого переменного фактора описывается с помощью соответствующих кривых.

Отложив на горизонтальной оси затраты труда, а на вертикальной – объем выпуска, можно построить кривые совокупного, среднего и предельного продуктов, которые характеризуют зависимость между затратами переменного фактора и соответствующим показателем объема выпуска.

Совокупный продукт сначала возрастает высокими темпами, так как растет и предельный продукт (каждый дополнительный рабочий присоединяет к общему объема производства все большую и большую величину), затем по мере сокращения предельного продукта совокупный продукт продолжает расти, но более медленными темпами, он достигает своего максимума, когда предельный продукт равен 0, а затем, когда предельный продукт принимает отрицательное значение, совокупный продукт начинает сокращаться.

Предельный и средний продукты сначала возрастают, а затем после определенного момента начинают падать. Такая динамика показателей объема производства объясняется действием закона убывающей отдачи, согласно которому, начиная с определенного момента, при увеличении переменного ресурса на единицу предельный продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса уменьшается.

Совместная динамика предельного и среднего продуктов показывает, что сначала предельный продукт растет быстрее среднего, так как каждый новый рабочий прибавляет к общему продукту величину, больше, чем средний продукт. Затем величина предельного продукта начинает сокращаться, соответственно, начинает падать и средний продукт.

Пока крива предельного продукта (MP) выше кривой среднего продукта (АР), средний продукт растет; когда кривая предельного продукта (MP) оказывается ниже кривой среднего продукта (АР), средний продукт падает. Средний продукт достигает своего максимума в точке пересечения кривых среднего продукта (АР) и предельного продукта (МР).

Издержки производства

Издержки производства – это затраты на приобретение факторов производства, они характеризуют, во что обходится фирме производство продукции. Величина издержек зависит от объема затраченных ресурсов и их цены. Однако поскольку ресурсы ограничены, то их использование для производства данного продукта означает отказ от производства других, альтернативных продуктов. Отсюда: все издержки производства по природе своей альтернативны, т.е. они связаны с упускаемыми возможностями применения ресурсов в другом производстве.

Различают внешние и внутренние издержки производства.

Внешние (денежные, явные) издержки – альтернативные издержки, принимающие форму денежных платежей, сделанных фирмой поставщикам факторов производства (заработная плата рабочих и служащих, расходы на сырье и материалы, арендная плата и т.п.). Это выплаты, осуществляемые с целью привлечения ограниченных ресурсов именно в данное производство и приводящие к отвлечению этих ресурсов от других альтернативных вариантов их применения. Эти издержки производства учитываются бухгалтерами и потому называются бухгалтерскими.

Внутренние (неявные, имплицитные) издержки – это денежные доходы, которыми жертвует фирма, самостоятельно используя принадлежащие ей ресурсы, т.е. это доходы, которые могли бы быть получены фирмой за самостоятельно используемые ресурсы (денежные средства, помещения, оборудование и т.п.) при наилучшем из возможных способов их применения.

Хотя внутренние издержки носят неявный, скрытый характер и не отражаются в бухгалтерской отчетности, они всегда должны учитываться при принятии экономических решений.

Внутренние издержки включает в себя также «нормальную прибыль». Нормальная прибыль представляет собой минимальную плату, которой должны вознаграждаться предпринимательские способности, В краткосрочном периоде все издержки производства делятся на постоянные и переменные. При этом необходимо различать издержки на весь объем выпуска продукции – полные (общие, суммарные) издержки производства и издержки производства единицы продукции – средние (удельные) издержки.

Постоянные (FC) – это издержки, которые не зависят от объема выпускаемой продукции (Q). В краткосрочном периоде постоянными издержками являются амортизационные отчисления, арендная плата, затраты на охрану, налог на недвижимость.

Переменные (VC) – издержки производства, которые меняются в зависимости от объема выпуска. К ним относятся: основной и вспомогательный материала, заработную плату рабочих, транспортные издержки, расходы электроэнергии на производственные цели и т.п.

Совокупные (ТС) издержки – это сумма постоянных и переменных издержек:

TC=FC+VC

Зависимость между объемами производства и уровнем издержек производства описывается с помощью соответствующих кривых.

Поскольку постоянные издержки не зависят от объема производства, то кривая постоянных издержек (FC) представлена горизонтальной линией.

Переменные (VC) и совокупные (ТС) издержки производства возрастают вместе с увеличением выпуска продукции, однако темп роста этих издержек неодинаков. Начиная с нуля, по мере роста производства, они первоначально растут очень быстро, затем по мере увеличения объемов производства их темп роста замедляется, они растут медленнее, чем увеличивается объем производства. В дальнейшем, однако, когда вступает в действие закон убывающей отдачи, переменные и совокупные издержки начинают обгонять рост производства.

Средние постоянные издержки (AFC) – постоянные издержки в расчете на единицу продукции:

По мере увеличения объема производства постоянные издержки распределяются уже на большее количество продукции, так что средние постоянные издержки по мере увеличения объема производства снижаются.

Средние переменные издержки (AVC) – переменные издержки в расчете на единицу продукции:

По мере увеличения объема производства средние переменные издержки сначала падают, достигают своего минимума, а затем под действием закона убывающей отдачи начинают расти (график в форме параболы)

Средние совокупные издержки (AC) – совокупные издержки в расчете на единицу продукции.

Динамика средних совокупных издержек отражает динамику средних, постоянных и переменных издержек. Пока снижаются и те и другие – средние совокупные падают, но когда по мере увеличения объема производства рост переменных издержек начинает обгонять падение постоянных – средние совокупные издержки начинают расти.

Предельные издержки (МС) – прирост издержек в результате производства одной дополнительной единицы продукции:

Предельные издержки показывают, во сколько обойдется фирме увеличение объема выпуска продукции на единицу. Предельные издержки решающим образом влияют на выбор фирмой объема производства, ибо это именно тот показатель, на который фирма может воздействовать. Зависимость средних и предельных издержек производства от объема производства описывается кривыми соответствующих показателей.

Анализ кривых средних и предельных издержек показывает, что:

- когда предельные издержки меньше средних переменных и средних совокупных (MC<AVC и ATC), производство каждой дополнительной единицы продукции уменьшает средние переменные и средние совокупные издержки.;

- когда предельные издержки больше средних переменных и средних совокупных (MC>AVC и ATC), производство каждой новой единицы продукции увеличивает средние переменные и средние совокупные издержки;

- когда предельные издержки равны средним переменным и средним совокупным, средние переменные и средние совокупные издержки минимальны.

В долгосрочном периоде фирма может менять все используемые факторы производства, и, следовательно, переменными становятся все издержки производства. Если фирма достигает объема производства, при котором средние совокупные издержки возрастают, то она вынуждена внести изменения и в те факторы производства, которые ранее были постоянными.

Издержки производства, характеризующие затраты факторов производства на единицу продукции в долгосрочном периоде, называются долгосрочными средними издержками (LAC). Зависимость между объемом выпуска и издержками производства в долгосрочном периоде описываются кривой долгосрочных средних издержек производства. Она показывает наименьшие издержки производства единицы продукции, с которыми может быть обеспечен любой объем производства. Кривая LAC огибает кривые средних краткосрочных издержек производства, касаясь их в точке их минимума. Динамика долгосрочных средних издержек и, соответственно, форма их кривой определяется эффектом масштаба, эффектом увеличения объема производства.

В зависимости от соотношения темпов роста издержек производства и объема производства различают

- возрастную (положительную) отдачу от масштаба – объем производства растет быстрее, чем совокупные издержки; средние издержки производства снижаются;

- убывающую (отрицательную) отдачу от масштаба – издержки растут быстрее, чем объем производства; средние издержки производства возрастают;

- постоянную отдачу от масштаба – объем производства и издержки растут одинаковыми темпами; средние издержки производства постоянны.

Положительный эффект масштаба обусловлен:

- преимуществами крупного производства, позволяющего осуществлять специализацию труда, производства и управления и на этой основе снижать затраты;

- возможностями использования на крупных предприятиях специализированного, более производительного оборудования;

- возможностью использования отходов основного производства для выпуска побочной продукции.

Отрицательный эффект масштаба связан с ростом управленческих расходов, обусловленных возрастанием масштабов производства, снижением эффективности взаимодействия между отдельными подразделениями.

Пока положительный эффект масштаба превалирует над отрицательным, долгосрочные средние издержки производства снижаются, когда отрицательный эффект масштаба превышает положительный – средние долгосрочные издержки возрастают, когда положительный и отрицательный эффекты равны, долгосрочные средние издержки постоянны.

В разных отраслях положительный, постоянный или отрицательный эффект масштаба наступает при разных объемах производства. Соответственно разный вид может иметь и кривая долгосрочных средних издержек производства..

Наименьший объем производства, при котором фирма минимизирует свои долгосрочные средние издержки производства определяет минимальный эффективный размер предприятия.

Доход и прибыль фирмы

Доход предприятия зависит от цены продукции и объема продаж. В зависимости от количества продаваемой продукции различают совокупный, средний и предельный доход.

Совокупный доход (валовой доход, выручка от реализации) – доход от всего объема продаж (TR), он равен произведению цены (р) на количество проданной продукции (Q):

На доход фирмы влияет тип рынка (совершенной или несовершенной конкуренции), на котором функционирует фирма.

Доход фирмы, функционирующей на рынке совершенной конкуренции, всецело зависит от выбранного ею объема производства и изменяется пропорционально изменению выпуска продукции, в то же время доход фирмы, реализующей свою продукцию на рынке несовершенной конкуренции, зависит как от выбранного объема производства, так и от цены.

Фирма – монополист для того, чтобы продать больше продукции, вынуждена снижать цену, поэтому совокупный доход фирмы по мере увеличения объема продаж сначала растет, а затем начинает снижаться.

Средний доход (AR) – доход, получаемый на единицу проданной продукции:

Cредний доход фирмы равен цене продукта:

Предельный доход (MR) – это прирост совокупного дохода при увеличении объема производства на единицу:

Фирма производитель стремится к максимизации прибыли. Прибыль (Pr) – финансовый результат функционирования фирмы – разность между полученным доходом (TR) и издержками производства.

Поскольку величина бухгалтерских и экономически издержек производства не совпадает, постольку существуют и различия в величине бухгалтерской и экономической прибыли.

Бухгалтерская прибыль равна выручке от реализации продукции за вычетом бухгалтерских (внешних, явных) издержек производства.

Экономическая прибыль равна выручке от реализации за вычетом экономических издержек производства (внешних, внутренних, включая нормальную прибыль).

Прибыль доход, получаемый от вложения такого фактора производства, как предпринимательская деятельность. В отличие от заработной платы, процента и ренты прибыль не является равновесной ценой ресурса, она не формируется на рынке. Природа прибыли иная. Предприниматель, соединяя факторы производства, организуя его, внедряя нововведения, принимая на себя риск, должен за все это получать вознаграждение. И этим вознаграждением является экономическая (чистая) прибыль – остаток от совокупного дохода после вычета всех издержек производства, как внешних, так и внутренних. Этот остаток и является доходом предпринимателя.

Существует множество теорий, объясняющих природу этого остатка.

Прибыль выполняет следующие функции::

- является показателем эффективности производства. Наличие прибыли, при прочих равных условиях, свидетельствует о том, что результаты хозяйствования превышают сделанные затраты;

- стимулирует наиболее эффективное использование ресурсов. Именно стремление к прибыли заставляет предпринимателей внедрять новейшие технологии производства, совершенствовать организацию производства.

- выполняет распределительную функцию, способствуя перемещению ресурсов из одной сферы приложения в другую.

- прибыль служит источником накопления и финансирования дальнейшего развития и совершенствования производства, создания условий для получения прибыли в будущем.

Прибыль – движущий стимул рыночной экономики. Фирмы, стремящиеся к максимизации прибыл

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...