Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 18. Основные этапы становления помощи лицам с умственной отсталостью за рубежом




ВОПРОС 18. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОМОЩИ ЛИЦАМ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЗА РУБЕЖОМ

План ответа:

1. Факторы, обусловливающие состояние помощи лицам с умственной отсталостью.

2. Основные этапы развития общественной помощи лицам с умственной отсталостью по Малофееву Н. Н. и Замскому Х. С.

1. Факторы, обусловливающие состояние помощи лицам с умственной отсталостью.

На всех этапах своего развития человеческое общество не могло быть безразличным к тем, кто имел те или иные нарушения физических и психических качеств. Этих аномальных лиц нельзя было не заметить, так как они требовали к себе особого внимания. Если это внимание им не оказывалось или оказывалось не в той форме и не в тех размерах, какого они требовали, аномальные лица становились тяжелым бременем для общества и источником таких социальных зол, как преступность, тунеядство, бродяжничество. Таким образом, у общества возникла необходимость определить свое отношение к аномальным лицам, их правовое положение, принципы, цели и необходимые для них формы помощи.

Характер отношения общества к этим лицам зависит от многих факторов. В первую очередь он определяется уровнем развития производительных сил общества, его экономикой, характером производственных отношений, а также такими надстроечными факторами, как политические, нравственные, религиозные, философские воззрения общества. На характер отношений к аномальным лицам оказывает непосредственное влияние уровень развития просвещения, здравоохранения, науки и культуры в целом. На разных этапах развития цивилизации у людей существовали разные критерии человеческой неполноценности, так как в зависимости от уровня развития производительных сил и культуры к физическим и интеллектуальным качествам личности предъявлялись разные требования. Нет сомнения в том, что по мере развития производительных сил и культуры к личности предъявляются возрастающие требования.

Таким образом, к факторам, которые обусловливают состояние помощи лицам с умственной отсталостью, можно отнести:

1. Экономические факторы.

2. Политические.

3. Социально-психологические.

4. Гуманистические

Далее рассмотрим, как менялось отношение к лицам с умственной отсталостью в рамках развития производства и культуры в целом.  

2. Основные этапы развития общественной помощи лицам с умственной отсталостью.

Историю становления помощи лицам с умственной отсталостью изучали такие ученые как Малофеев Николай Николаевич и Замский Хананий Самсонович. Охарактеризуем и сопоставим взгляды ученых на основные этапы помощи лицам данной категории.

 

 

Малофеев Н. Н. Замский Х. С.
От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости помощи – Древность, Средние века, IX - VIII вв. до н. э. - XII в.   Донаучный, ранне-научный, мистический этап (IX - VIII вв. до н. э. – конец XVIIIв. );
От призрения к осознанию возможности обучения XII в. - 70-80 гг. XVIII в. Этап зарождения и развития гуманистических идей (конец XVIII – начало XIXв. );
От осознания возможности к осознанию необходимости обучения (70 - 80 гг. XVIII в. - нач. XX в. ) Этап активизации общественной помощи слабоумным (вторая половина XIX в. – начало XXв. )
От обучения отдельных категорий аномальных детей к дифференцированной системе специального образования (нач. XX в. - 70-е гг. )  
5) От изоляции к интеграции (70-е гг. ХX в. -? )  

 

В эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии все западноевропейские страны прошли выделенные нами периоды и пережили их в соотносимые исторические сроки: сначала избавлялись от неполноценных уродов, затем защищали себя от ущербных, потом начали опекать и обучать аномальных, наконец, поднялись до признания лиц с нарушениями в развитии такими же гражданами, как все, а сегодня готовы признать право людей с проблемами быть не такими как все, отличными от большинства. За два с половиной тысячелетия западноевропейской цивилизацией был пройден путь от ненависти и агрессии к лицам с отклонениями в развитии, сначала до терпимого и участливого отношения к ним, а затем и до идей равенства и интеграции. Идея специального обучения не может возникнуть в обществе, нетерпимом к “неполноценным” людям.

На протяжении первого и второго периодов формируются предпосылки организации специального образования, а попытки создания специальных образовательных учреждений приходятся только на третий период эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии. Четвертый период соотносится с этапом дифференциации системы специального образования, именно на этом этапе она достигает своего структурного совершенства и максимального охвата нуждающихся. Развитие и совершенствование специального образования осуществляется во второй половине двадцатого столетия в контексте нового понимания прав человека. Пятый период эволюции соотносится с этапом свертывания сети специальных учреждений, перестройки организационных основ специального образования, интенсивного внедрения интегративных подходов, детерминированных новым пониманием мировым и европейским сообществом прав меньшинств, формированием новой культурной нормы - уважения к различиям между людьми.

Таким образом, в становлении национальных систем специального образования можно выделить общие для всех стран этапы: предысторию и формирование предпосылок (0), развертывание специальных образовательных учреждений и законодательное оформление систем (I), развитие и дифференциацию систем (II), свертывание специальных учреждений и создание новых организационных основ системы специального образования (III).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...