Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словесные методы. Наглядные методы. Практические методы. План ответа. 1. Урок как основная форма обучения




Словесные методы

Рассказ- яркое, эмоциональное, монологичное, достоверное, логичное и последовательное изложение событий и явлений. Он непродолжителен по времени ( в начальных классах — 5-7 мин, в старших — до 10 минут в течение урока). По целям выделяются: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ заключение.

Беседа - метод, при помощи которого учащиеся отвечают на вопросы учителя. Они используются на разных этапах урока. По целям выделяются: вводная беседа, беседа — обсуждение, опрос.

К проведению беседы учитель должен тщательно готовится. Она строится на системе последовательных вопросов. Вопросы должны быть доступны для понимания учеников. Важно, чтобы фронтальные вопросы чередовались с индивидуальными. Беседа должна быть короткой ( для вводной беседы — 2-3 мин, для опроса — 5-7 мин)

Объяснение – это метод в ходе реализации, которого обязательно используются разные приемы: вербальные, наглядные и практические. Объяснение -это разъяснение закономерностей, свойств изучаемого объекта.

Оно должно быть четким, логичным, последовательным, доступным для учеников, эмоционально нейтральным, коротким ( в среднем 5 мин).

Объяснение должно подкрепляться примерами.

                

Наглядные методы

Демонстрация — заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде, метод служит для раскрытия динамики изучаемых явлений, их внутренних свойств.

Иллюстрация - предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем.

Наблюдение - процесс развернутого целе­направленного восприятия, осуществляемый по определенному плану в различной обстановке (на пришкольном участке, в каби­нете, живом уголке, на экскурсии).


   Приведем некоторые требования к выбору наглядности:

- иллюстрация должна быть определенных размеров (для фронтальной работы - минимум лист А4, для индивидуальной — минимум четверть листа),

- объект демонстрации должен быть виден учащимся со всех сторон;

- наглядность должна соответствовать теме урока;

-наглядности должно быть достаточно, и она должна вовремя предъявляться и убираться;

- следует демонстрировать наглядность последовательно;

- важно использовать словесное описание, что поможет уча­щимся определить отдельные свойства предмета.

В процессе обучения используют компьютерную технику.

 

Практические методы

Упражнения (письменные, устные) - это метод обучения, представляющий собой организованное повторение действий с целью более успешного их запоминания, повышения качества знаний.

Чтобы использование упражнений было эффективным, они должны отвечать определенным требованиям:

- быть посильными и доступными для учащихся;

- быть небольшими по объему и содержанию;

- нужно учитывать особенности познавательной деятельности учащих­ся и степень сформированности у них умений и навыков;

- должны предлагаться в определенной последовательности с постепенным повышением уровня трудности.

Лабораторно-практические работы, как метод, направлены на приобретение учащимися новых знаний. Учащиеся выполняют задания творческого характера.

Самостоятельные работы. Учащийся должен быть готовым к выполнению предстоящей работы.

Различают следующие типы самостоятельные работы: по образцу, вариативные и творческие работы.

Использование конкретной формы заданий обусловлено двумя факторами:

- готовностью детей к самостоятельной работе;

- уровнем знаний учащихся по конкретному содержанию самостоятельной.

 

  Таким образом, метод обучения — это способ решения познавательных задач. В современной общей и специальной педагогике существуют разные классификации методов обучения. При обучении детей с интеллектуальной недостаточностью в основном используют традиционную классификацию методов обучения «по источнику знаний». Для эффективности обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью важно использовать наглядные, практические и словесные методы. При этом такие словесные методы как лекция и дискуссия при обучении данной категории детей не используются.

 


ВОПРОС 22. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

План ответа

1. Урок как основная форма обучения

2. Типы и структура уроков в специальной школе.

3. Подготовка учителя к уроку.

 

1. Урок как основная форма обучения

Под формами обучения подразумевается внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, реализуемой в определенном порядке и режиме (Мозговой В. М. ) Основным компонентом классно-урочной системы обучения является урок.

В настоящее время существует несколько подходов к определению понятия урока.

ü Урок - система обучения, воспитания и развития учащихся через специально организованную форму взаимодействия учителей и учащихся (Галина Александровна Ильина; М. Н. Скаткин; А. Н. Граборов).

ü Урок - система воздействия на учащихся, ограниченная конкретными показателями: содержательным, организационным, смысловым, вре­менным (Ю. К. Бабанский; И. Г. Еременко).

ü Урок - динамичная и вариативная форма организации про­цесса целенаправленного воздействия учителей на учащихся (М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, Г. М. Дульнев и др. )

Проблеме урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида уделялось и уделяется достаточно большое внимание. Среди исследователей урока особая роль принадлежит Д. И. Азбукину, А. Н. Граборову, Г. М. Дульневу, И. Г. Еременко. Они определили структуру урока; предложили типизацию уроков; установили внут­реннюю связь между этапами; разграничили задачи обучения, в частности - коррекционные в специальной педагогике.

Основными требованиями, которые предъявляются к уроку в специальной школе, являются:

· реализация на уроке всех дидактических принципов, как об­щедидактических, так и специальных;

· отбор содержания;

· стабильность времени;

· место урока в расписании;

· постоянство состава учащихся;

· распределение ролей и ролевых установок.

Урок в специальной (коррекционной) школе решает три основные задачи: дидактическую (общеобразователь­ную), воспитательную и коррекционную.

Общеобразовательная задачапредполагает:

¾ четко определенную дидактическую цель;

¾ наполнение урока содержанием с учетом требований учеб­ных программ, личностных возможностей детей с нарушением интеллекта;

¾ сочетание разнообразных методов обучения;

¾ соответствующие интеллектуальным возможностям учащих­ся способы включения их в интеллектуально-познавательную дея­тельность.

Общеобразовательная задача должна быть достаточно конкрет­ной, решаемой, соответствовать возможностям учащихся.

Воспитательная задачапредлагает:

¾ формирование у учащихся потребности в овладении зна­ниями;

¾ воспитание у учащихся сознательного отношения к учебному процессу;

¾ использование воспитательных возможностей урока, его учеб­ного материала;

¾ формирование таких качеств личности, как аккуратность, усидчивость, ответственность, работоспособность, честность и т. д.;

¾ обеспечение оперативной и обратной связи, помогающей установить контроль за учебной деятельностью.

Коррекционно-развивающие задачиурока:

¾ комплексное воздействие на учащихся с целью коррекции мышления, речи, памяти, восприятия и внимания;

¾ формирование и развитие положительных мотивов учебно-познавательной деятельности;

¾ изучение «зоны актуального развития», проектирование «зоны ближайшего развития»;

¾ изучение и учет сохранных, незатронутых функций, опора на них;

¾ использование охранительно-педагогических мероприятий и подходов;

¾ осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...