Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пространство и время развития человека




Лекции

История развития антропол знаний. Антропология-знания, наука о человекак. 464-399 г до н э Сократ изучал ч-ка изнутри для постнежения его эмоц. нравств,соц состояния.А ристотельПлатонспо собствовали разделению науки по направлениям. Кант делил на 2 компонента 1)физиологический –что делает из человека природа? 2) прогматический что делает человек из себя сам?. По Канту- чел не просто живое существо, но сущ-во нравственное, стремящееся к труду и счастью. Самостоят наукой антр стала благодаря Дарвину во 2 полов 19в. Цель антроп-постижение особен уник вида Хомо Сапиенс. Виды антроп:философск, псих, культ, соц, педаг. ПА у Ушинского 60гг 20 в Специфика пед антроп: ПА не окрывает ничего нового, но следуя за Ушинским расставляет акценты,актуализирует, интерпритир,????? к ребенку,к его физ, дух состояниюразвит, воспитанию. Актуальн антр знаний для совр теор и практ педагогике

ПА обогащается засчет разл наук в т ч «отраслевых антропологий» -фил,религ, культ, соц, псих. По фил антроп-подходк человеку как к уелост уник явлению. По религ антр-подход к ч-ку как творение Бога-духовное бытие ч-ка. Культ А-воспр ч-ка всвязи с окр его культ, соц отношен. Псих А-изуч чел как индиви и как личность. Пед А создает целост образ ребенка, воспитания. Основы содержания совр ПА выражается в сист след понятий: чел,пррода чел, ребенок,развитие через воспитание,культ. ПА необходима для снабдениятеор и практику восп ориентирами для учета разнообр личн св-в.

Предмет и зад совр ПА Объект ПА –ребенок как участник восп проц. Задач-переход с уровня на

 

2

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

И филогенез, и онтогенез происходят в пространстве и време­ни. Наука издавна интересуется этими категориями. В материали­стической науке пространство и время обозначают как основные всеобщие формы существования и движения материи, так и ос­новные всеобщие условия бытия и развития человека.Пространство и время понятийно и сущностно тесно связаны друг с другом. Эти формы движения материи возникли одновре­менно со Вселенной и зависят от процессов, происходящих в ней. Например, время, согласно концепции А.А.Фридмана, может остановиться в результате «расширения» Вселенной, «разбегания» галактик. Расширившись до бесконечности, может прекратить свое существование и пространство.Современная наука выделяет несколько аспектов пространствен­но-временного существования и развития человека: природный, социальный (исторический), персональный (собственный).

Как важный элемент Вселенной, человек развивается, вклю­чаясь в космические, природные ритмы, подчиняясь законо­мерностям развития жизненных процессов. Его развитие проис­ходит в то же время в социуме, в котором меняются поколения, жизнь наполняется историческими событиями, протекает в оп­ределенном темпе и ритме. Любые социокультурные условия характеризуются определенными режимами смены труда и от­дыха, средней продолжительностью жизни человека, протяжен­ностью детства. Развитие человека осуществляется также в конк­ретном пространстве, во времени собственной жизни, где он сталкивается с конкретными условиями жизни, вырабатывает субъективное отношение к ним, к объективно существующему времени и пр.

Взаимодействие разных пространственно-временных аспектов между собой, а также пространства и времени бытия человека в целом — тесное и сложное. Природный, социальный и персо­нальный аспекты бытия и развития человека не существуют друг без друга, пересекаются, взаимоопределяют друг друга, представ­лены друг в друге в свернутом виде. Каждая разновидность про­странства и времени определяет по-своему развитие человека. Но особенно важными для онтогенеза оказываются персональное про­странство и собственное время человека, кажущееся самым «уз­ким» из всех видов человеческого бытия. Между тем именно пер­сональное пространство и время как микрокосм охватывают и природное, и социальное бытие человека. Именно персональное пространство и собственное время воспринимаются человеком как наиболее значимые. Именно они делают остальные формы чело­веческого бытия значимыми или индифферентными для развития конкретного индивида. ■

Человек активно включается во все аспекты пространства и времени. Он адаптируется к ним и ассимилирует их, пытается организовать, изменить их и овладеть ими.Восприятие пространства и времени — одна из важных состав­ляющих онтогенеза, зависящих от социально-экономических ус­ловий жизни, от состояния культуры и самосознания человека. Формирование представлений о пространстве и времени — труд­ный процесс, требующий от человека немалых усилий. Особенно наглядно демонстрирует это ребенок, который без специального обучения, без определенных занятий, специальных предметов, жизненного опыта не способен измерить, определить, диффе­ренцировать пространственно-временные характеристики.Но и в филогенезе человек прошел долгий путь познания про­странства и времени. Человечество довольно долго шло к созда­нию таких понятий, как «эпоха», «столетие», «минута», «возраст», «первобытный», «подросток» и др. Да и наполнение категорий «время», «пространство» изменялось в течение истории человече­ства. Оно развивалось от интуитивного — к научно обоснованному; от описательного, приблизительного — к сверхточному; от синкре­тичного — к дифференцированному; от индифферентного — к цен­ностному. Понимание своего положения в пространстве и времени тоже прошло несколько этапов: от полной зависимости («раба») — к относительной независимости — к «хозяину», затем — к «жерт­ве» и наконец — к «равноправному сотруднику».

В неолите человек воспринимал пространство и время слитно, как целостную природу, бескрайнюю и бесконечную, от которой зависит его жизнь, которой надо подчиняться, которую нельзя изменить. Человек и время существовали как бы параллельно.Человек знал (и относился к этому как к неизбежности), что пройдет определенное число лун и родится ребенок, мальчик ста­нет мужчиной; изменится пространство: появятся плоды, оскуде­ет лес, начнется половодье и т. д.В палеолите природные изменения, оседлость и созидательная деятельность человека привели к «разведению» пространства и вре­мени, к ощущению ограниченности пространства и конечности его ресурсов, к чувству некоторой автономии от природы, пони­манию необходимости активного освоения пространства своего бытия, к осознанию возможности взаимодействовать со временем. Действительно, человек убеждался: стоит в нужный момент поса­дить семена — и через определенное время появится урожай, и т. д. Постепенно человек и время стали пересекаться. Время и про­странство — наполняться социальным смыслом. Люди — накап­ливать предметы материальной и духовной культуры. Не только пространство, но и время разных социальных групп — различать­ся. Появились претензии на определенные территории как на соб­ственность этноса. Время материализовалось в зданиях, сооружениях, предметах. От настоящего отделилось прошлое и вычлени-лось будущее, оба они стали ценностью.

В дальнейшем пришло понимание взаимодействия, взаимосвя­занности времен, начались попытки измерить время. Но пока гос­подствовал ручной труд, время не было ценностью, не было по­нимания того, что не только человек живет во времени, но и время — в человеке, что человек может быть его хозяином.Чем более сложными становились общество и трудовая деятель­ность людей (усложнение производства, разделение труда, повы­шение производительности труда), чем больше понимал человек свои возможности как творческого существа, чем более осознанно осваивал Землю (совершал великие географические открытия, осоз­нанную миграцию, колонизацию неосвоенных земель, ирригацию, вырубку лесов и пр.), чем более независимым становился от при­роды благодаря различным приспособлениям, технологиям, ме­ханизмам, тем более дифференцировалось его восприятие не только времени (как явления исторического, биографического, ситуа­тивного и пр.), но и пространства (освоенного и неосвоенного, материальных и психологических характеристик разных простран­ственных зон и т. д.). И тем более становился он — реально и в своем сознании — полновластным хозяином пространства и вре­мени. Человек стремился законсервировать прошлое или подстег­нуть будущее, изменить лик Земли, своих поселений и жилищ.Научно-техническая революция привела к тому, что время стало одной из высших ценностей человека, а пространство его соци­ального бытия невероятно расширилось. Сегодня человек прово­дит изучение Марса и Венеры, побывал на Луне, почти не оста­лось не тронутых человеком уголков Земли. «Охота к перемене мест» из «добровольного креста, весьма мучительного свойства» (А. С. Пушкин) немногих превратилась в обыденность, всеобщую потребность, для многих — в необходимость.

Это изменило и самого человека. Он сегодня отличается, с од­ной стороны, динамичностью, коммуникативностью, высокой адаптивностью и информированностью, внутренней свободой, способностью опережать время, с другой — суетностью, отчуж­денностью от природы, ослаблением «корней», уходом от реаль­ности в транс, наркотические состояния, воображаемый мир. В определенном смысле человек стал жертвой расширения про­странства своего бытия и стремления овладеть временем, изме­рить его до тысячной доли секунды.

Сегодня все глубже осознаются следующие идеи: пространство и время жизни конкретного человека зависят от его возраста, уровня личностного развития, пола, социального
слоя, к которому он принадлежит; при этом всегда обнаруживаются единство реального и во­
ображаемого аспектов' бытия, а также загадочность во взаимодействии человека со временем. (В восприятии индивида время может сжиматься и растягиваться; время привычной деятельно­сти воспринимается с чрезвычайно высокой точностью; время, заполненное интенсивной деятельностью, кажется в настоящем очень коротким, а в воспоминаниях отражается как очень дли­тельное.);

— биографическое время любого человека бесконечно тянется из глубины веков в далекое будущее, поэтому высокой ценностью является жизнь и «здесь и сейчас», и в прошлом, и в будущем.

Человек взаимосвязан с пространством и временем своего бы­тия. Эта взаимосвязь сложна и противоречива. Ее результаты ока­зываются благотворны только при условии гармонических взаи­моотношений человека с пространством и временем своего бытия, установления динамического равновесия своего внутреннего мира с пространством жизни человечества, психологическим временем других людей

 

 

1. Понятие "культура", его многозначность. Материальная и духовная культура.

Культурология (история и теория культуры) - область социогуманитарного знания, изучающая сущность, закономерности, динамику развития и функционирования культуры; представляет собой единство теории и истории культуры.

Термин "культура" происходит от латинского cultura - возделывание (возделанный, созданный, улучшенный), образование, развитие. В этом отношении культура противостоит натуре (лат. natura - природа) в ее первозданном, не тронутом людьми виде. "Культурное" - значит искусственно созданное, придуманное и сработанное людьми, в отличие от того, что дано природой, образовалось естественным путем, без вмешательства человека. В широком понимании - это все, что создано человечеством, его физическими и интеллектуальными усилиями. В узком значении - это особое состояние общества. Понятие "культура" может употребляться и для обозначения каких-либо этнических, географических, расовых особенностей, и для обозначения определенного уровня развития. Это понятие столь емкое и неоднозначное, что число его определений в настоящее время перевалило за пятьсот; среди них можно выделить следующие виды определений культуры:

Описательные - в них просто перечисляются отдельные элементы культуры, например, обычаи, верования, виды деятель-ности.

Антропологические - исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе, искусственно созданный человеком ("новая природа").

Аксиологические (ценностные) - трактуют культуру как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми.

Нормативные - утверждают, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.

Адаптивные - культура трактуется как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый род деятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям. Исторические - подчеркивают, что культура есть продукт истории общества, и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.

Функциональные - характеризуют культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают единст-во и взаимосвязь этих функций в ней.

Семиотические - рассматривают культуру как систему знаков, используемых обществом.

Символические - акцентируют внимание на употребление символов в культуре.

Герменевтические (от греч. hermeneutike - истолковательное искусство)- относятся к культуре как к множеству текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.

Идеационные - определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти.

Психологические - указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.

Дидактические - рассматривают культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически).

Социологические - культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупности идей, принци-пов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.

Культура - многофункциональная система, выполняющая целый ряд важнейших функций:

1) аккумулирующе-транслирующую;

2) интегрирующую;

3) регулятивную;

4) воспитательную;

5) мировоззренческую;

6) гуманистическую;

7) гно-сеологическую;

8) ценностную;

9) коммуникативную;

10) рекреативную (компенсирующую);

11) прогностическую.

Культура всегда составляет определенную органическую целостность. Однако при научном изучении феномена культуры принято выделять культуру материальную и духовную.

Материальна культура - это совокупность средств производства и материальных благ, создаваемых в процессе человеческого труда и имеющих конкретно-предметное выражение. Материальная культура призвана удовлетворять физиологические потребности человека.

Духовная культура - уровень интеллектуального, морально-этического, эстетического и эмоционального развития общества, а также результаты интеллектуальной деятельности человечества. Они могут быть воплощены в конкретно-предметной форме, но сущность их заключается в иной плоскости: в душе, совести, сознании, чувствах и пр. Духовная культура влияет на наши чувства, мысли, сознание, волю, интуицию, настроение, психику и прочее. Между материальной и духовной культурой существует тесная, но непрямая связь; эти две формы культуры не следует считать абсолютно самостоятельными.

Мировая культура - это совокупность культурного наследия всего мира, некая сумма общечеловеческих ценностей, которая аккумулирует, адсорбирует и развивает лучшие черты национальных культур.

Исторические типы культуры - сменяющие друг друга эпохи в развитии общества (античный мир, Средневековье, Возрождение, Просвещение и пр.).

Региональные культуры - надэтнические культурные общности, которые складываются в определенном географическом ареале и на протяжении долгого исторического времени сохраняют свою специфику (например, культура Латинской Америки).

Локальная культура - культура некоторого конкретного, исторически определенного общества. Особое место среди локальных культур занимают этнические и национальные культуры, создаваемые отдельными племенами, народами, нациями. Национальная культура представляет совокупность экономических, политических, бытовых, языковых, обрядовых, мо-ральных и прочих факторов.

Внутри национальных культур выделяются субкультуры - культуры отдельных демографических или социальных слоев и групп, воплощающие в себе отличия их образа жизни, мышления и поведения от общенациональных культурных норм (молодежная субкультура, субкультура преступного мира, религиозной секты и проч.)

К изучению и оценке культуры того или иного народа следует подходить комплексно, изучая материальную культуру, народные ремесла, исторические события, обряды и верования, устное народное творчество, начало письменности, литературу, образование, архитектуру, изобразительное искусство, музыку, искусство театра, кино и телевидения, издательское дело.

 

Культура /Ушинский

Высокий интерес к культуре свойственен педагогике, так как социальное и персональное пространство, историческое и лич­ное время бытия как взрослого человека, так и ребенка заполне­но предметами, отношениями, ценностями, информацией и тех­нологиями, имеющими прямое отношение к материальной и духовной культуре.

Почему важен анализ культуры для пед. антропол.? Во-первых, овладение культурой — одна из важных воспитательных задач и в то же время основноесредство воспитания. Во-вторых, культурный опыт ребенка — постоянный фон его жизнедеятельности. Этот опыт во многом предопределяет, с од­ной стороны, особенности общения и поведения, уровень духов­ных стремлений, критерии самооценки и другие характеристики ребенка; а с другой стороны — задачи воспитания данного ребен­ка и способы их осуществления.

В-третьих, воспитание (его содержание, воспитательные тра­диции, аксеодогические акценты, предпочитаемые технологии и пр.), а также формы проявления воспитанности людей — важные составляющие, характерные особенности любой культуры.

Наконец, воспитание во многом определяет судьбу конкрет­ных культур: оно способствует их сохранению или разрушению, консервации или модернизации, целостности или мозаичности, элитарности или массовости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...