Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

П-3. Семья и семейное воспитание.




Семья – это часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. В отличие от других социальных коллективов семья не подвергается прямой перестройке. Утверждение новых отношений, новой морали в семье осуществляется более медленными темпами, чем в экономической области. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Семья выполняет важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.

Основными функциями семьи по отношению к обществу являются:

v физическое воспроизводство населения;

v воспитательная функция — передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство;

v производственно-хозяйственная;

v организация досуга, так как значительная часть времени проводится вне работы, учебы (семейное общение).

Функции семьи по отношению к человеку:

v супружеская функция;

v родительская функция;

v организация быта (семейный быт — самый комфортный быт в психологическом смысле).

Основные принципы современного (демократического) воспитания:

Все люди равны;

Между людьми должно быть взаимное уважение.

Методы семейного воспитания
перечень методов и приемов семейного воспитания:

  • показ образца (как делать?, как себя вести?);
  • создание положительного отношения к форме поведения, которой следует добиваться;
  • демонстрация преимуществ данной формы поведения;
  • предупреждение нарушений поведения ребенка или прак-тических действий;
  • контроль за действиями ребенка;
  • стимулирование его самоконтроля.

Организация практической деятельности:

  • увлечение детей целью и содержанием деятельности;
  • совместный поиск способов достижения цели;
  • обучение ребенка способам деятельности;
  • совместный с ребенком анализ хода деятельности ("Как идут дела?", "Что у нас получается, а что не очень?", " Почему?");
  • одобрение родителями успешных действий ("Молодец". "Как ты, оказывается, умеешь делать", "Я рад (а) за тебя");
  • совместная с ребенком оценка результатов.

Убеждение и разъяснение ребенку смысла нравственных, правовых норм и категорий:

  • анализ конкретных жизненных ситуаций, позволяющий убедить ребенка;
  • обсуждение вместе с ребенком его конкретного поступка;
  • использование примера авторитетного для ребенка человека, героя книг, фильмов;
  • праведный гнев как средство убеждения; o личный пример родителей.

Поощрение как способ стимулирования желаемого поведения ребенка:

  • поощрение за отношение к делу;
  • поощрение за достигнутые результаты;
  • моральные формы поощрения; o материальные формы поощрения;
  • единство позиции родителей в поощрении детей;
  • соблюдение меры поощрения.

Наказание как средство коррекции нежелательного поведения ребенка:

  • замечания:
  • запрет на развлечения;
  • лишение сладостей;
  • отмена приобретения желанной для ребенка вещи;
  • наказание бездействием ("стой в углу").

 

Особенности развития современной семьи:

v специфика социального уклада в городской и сельской семье (отношения в сельской местности складываются таким образом, что каждый ребенок чувствует себя под строгим контролем односельчан. В городе, тем более большом, такой контроль практически отсутствует);

v чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их дети в школе;

v происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка определяет различия в семейном воспитании детей, характер взаимоотношений между родителями и детьми (В семье с большим материальным доходом при проявлении педагогической слепоты не исключены случаи пресыщения (излишняя ласка, задабривание, закармливание и пр.). В менее обеспеченных семьях процесс переживания трудностей укрепляют дружбу, солидарность, учат делить и радости и беды);

v уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей (это порождает новую педагогическую проблему — изучение и разработку методов воспитания в мало-детной семье);

v увеличение числа разводов;

v увеличение числа однодетных семей (Однодетная семья суживает опыт коллективных отношений).

Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия.

Система работы школы с семьей должна отвечать ряду требований:

v целенаправленность деятельности всего педагогического коллектива (надо решать конкретные педагогические проблемы путем организации родительских собраний, лекций, осуществления индивидуального подхода к родителям, к семье);

v повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры учителей;

v учет особенностей микрорайона, села, выявление неформальных подростковых групп по месту жительства, учет неблагополучных семей и выявление педагогической запущенности детей;

v использование передового педагогического опыта, обобщение положительного опыта семейного воспитания; педагогический анализ работы, проводимой с родителями;

v выработка единых требований педколлектива к работе классного руководителя и учителя с родителями (Требования должны быть обоснованными, правомерными, предъявляться в тактичной форме);

v формирование действенной общественной родительской организации.

Психолого-педагогические правила взаимодействия школы и семьи и способы установления контактов с семьей:

Первое правило. В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей — взаимное уважение.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

Установление контактов с родителями, с семьей учащихся — первостепенная задача в работе учителя. Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи школьника. Необходимо остановиться на двух моментах посещения: 1. Посещение семьи должно осуществляться по приглашению. 2. К посещению нужно готовиться.

Одна из форм установления контактов с родителями — педагогические поручения:

v Поручения, предполагающие активную воспитательную позицию, непосредственно работу с детьми (индивидуальную, групповую, коллективную), — руководство кружком по интересам, детским клубом;

v Поручения, предполагающие оказание организационной помощи учителю, воспитателю, — содействие в проведении экскурсий, в организации встреч с интересными людьми;

v Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач, — участие в оборудовании кабинетов, изготовление оборудования, приборов.

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные (педагогический лекторий, университеты педагогических знаний для родителей –лекции и семинары, научно-практические конференции по проблемам воспитания, день открытых дверей, родительские собрания) и индивидуальные (посещения, пед. поручения, педагогические консультации).

 

Главное направление Семейное воспитание в период пребывания ребёнка в детском саду и в школе - постоянная координация усилий родителей с деятельностью детских учреждений. Единство воспитательного воздействия семьи и школы выражает единство общественного и семейного начала в воспитании будущих строителей коммунизма. Взрослые члены семьи помогают школьнику в учёбе и рациональном использовании свободного времени для всестороннего развития.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...