Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки и условия организации непрерывного образования в России




Сегодня в России проблема непрерывного образования как никогда актуальна.

Именно поэтому настало время для реализации очень широкого подхода, опирающегося на представление о непрерывном образовании как самом широком социальном процессе, требующем коренной перестройки всех звеньев народного образования. Необходимо переосмысление целей и функций образования как системы, задач её отдельных ступеней. Нужно пересмотреть традиционное представление о человеческой и социальной образования, его места и роли как социального института в жизни каждого человека и общества в целом В качестве основных предпосылок для создания единой системы непрерывного образования в России выступают достаточно развитое в концептуальном плане теоретическое осмысление проблемы, сложившееся на сегодня в образовании

законодательное пространство и имеющаяся инновационная практика по организации непрерывного образования на уровне его подсистем.

Определяя понятие «непрерывного образования», А.М.Новиков относит понятие «непрерывности образования» к трём объектом (субъектам):

1. к личности;

2. к образовательным процессам (образовательным программам);

3. к организационной структуре образования.

Человек учится постоянно, без относительно длительных перерывов, причём учится либо в образовательных учреждениях, либо занимается самообразованием.

Большое значение для становления в России единой системы непрерывного

образования имеет Закон РФ «Об образовании» (1992).

Определяя систему образования в Российской Федерации как «совокупность следующих взаимодействующих факторов:

- Преемственность образовательных программ и государственных образовательных

стандартов различного уровня и направленности;

- Сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их

организационно-правовых форм, типов и видов;

- Органов управления образованием и подведомственных им образовательных

учреждений и организаций»

Закон показывает, что и на государственном уровне на первый план выдвигается не

организационно-структурная основа, как раньше в жёстко централизованной системе

образования, а прежде всего её содержательная основа.

Построение содержания непрерывного образования осуществляется на

основе трёх принципов:

- принципа многоуровневости - предполагает наличие многих уровней и ступеней

образования и условием его реализации является введение образовательных программ

многих уровней и ступеней;

- принципа дополнительности (взаимодополнительности) образования предполагает

проектирования содержания образования, получаемого человеком и соответствующего

вектору движения «вперёд» человека в образовательном пространстве;

- принципа манёвренности - соответствует смене профессий – движению человека «вбок»

в образовательном пространстве. Данный принцип предполагает создание технологий

«стыковки» содержания образовательных программ разных специальностей, уровней и

ступеней, которые выделяются в соответствии с разными векторами движения человека в

образовательном пространстве:

- «вверх» - движение по уровням и ступенями образования;

- «вбок» - смена профиля, т.е. образовательный манёвр на разных этапах жизненного пути,

исходя из потребностей личности и социально-экономических условий в обществе;

- «вперёд» - повышение квалификации, мастерства по имеющейся профессии.

На сегодня создание целостной системы непрерывного образования возможно на

базе уже сложившихся на практике её подсистем.

С учётом сформировавшейся организационной структуры непрерывного

образования выделяем в ходе исследования две основные подсистемы:

1. «формального (институционального) образования», реализующего повышение уровня

образования в образовательных учреждениях (непрерывность «по вертикали»);

2. «трансформация квалификации», направленной на повышении квалификации, расширение

профиля, переквалификацию на базе имеющейся профессии или получение новой

профессии.

Организация системы непрерывного (пожизненного) образования человека

предполагает, прежде всего, проектирование содержания образования с позиций его

непрерывности, а также возможной дифференциацией и индивидуализацией.

Предпосылкой такого подхода в проектирование концепции содержания непрерывного образования стала государственная политика в области образования, а именно

закон РФ «Об образовании», на следующих принципах:

1. гуманистический характер образования приоритет общечеловеческих ценностей, жизни

и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности,

трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,

Родине, семье;

2. развивающий, деятельностный характер образования;

3. единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и

развитие системой образования национальных культур, культурных региональных

традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

4. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и

особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

5. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных

учреждениях, автономность образовательных учреждений;

6. свобода и плюрализм в образовании, его многоукладность, вариативность и

альтернативность;

7. демократический, государственно-общественный и национальный характер управления

образованием;

8. гуманитаризация образования;

Непрерывность образования человека при его движении в различных подсистемах

образования - обеспечивается методологических подходов к проектированию содержания

непрерывного образования по отношению к особенностям личности.

Предпосылкой для этого является государственная политика в области образования.

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и

свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых прав каждого право на образование.

В соответствии с Законом «Об образовании» государство даёт всем гражданам РФ

(вне зависимости от состояния здоровья) гарантированное право на поучение образования.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего,

основного общего, среднего (полного) общего образования и начальная профессиональная

образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального,

профессионального высшего образования в государственных и муниципальных

образовательных учреждениях в пределах государственных образовательного стандарта,

если образование данного уровня гражданин получает впервые [1].

Образование всё более раскрывает свой национальный характер, национальное

своеобразие, развиваясь в трёхмерном пространстве – национальной, общероссийской и

мировой культуры. Этот «диалог культур» в образовании – действенный фактор и

национального развития, и гармонизация межнациональных отношений. Именно оно

способствует сохранению единого общероссийского образовательного пространства. И

вместе с тем – преодолению межэтнических напряжений.

Таким образом, в целом можно считать, что в России сложились условия и

предпосылки для организации единой системы непрерывного образования человека

посредством создания подходов к проектированию содержания целостного

профессионального образования.

Сегодня интеграционные процессы в сфере образования являются важным фактором

развития мирового содружества.

Одной из важных функций образования в настоящее время является гарантия

социализации каждого - не только профессиональной, но и социальной.

Развитие проблемы непрерывного образования в России берёт своё начало в

середине семидесятых годов и соответствует общемировым тенденциям. Об актуальности

исследования по проблеме непрерывного образования в 70-х годах свидетельствует

проведённые в нашей стране научные симпозиумы, конференции.

Последовательное изучение социально-экономических, психолого-педагогических и других

факторов, предопределяющих общественную необходимость становления и развития единой

системы непрерывного образования

Организация непрерывного образования непременно сопровождается гуманизацией и демократизацией образования, ориентация на его опережающий характер, в силу чего идея непрерывного образования является ведущей идеей его реформирования на современном этапе.

Отсюда, одной из актуальных проблем в сфере образования в целом, является

проблема создания системы непрерывного образования – единой системы образования

человека в течение всей его жизни, в рамах которой человек может осуществлять выбор

образовательных траекторий в соответствии с его индивидуальными потребностями и

особенностями.

К психологическим проблемам непрерывного образования относятся изменения психических функций у взрослых людей в различные периоды зрелости, развитие психических функций в период зрелости под воздействием образования межфункциональных связей в структуре интеллекта, избирательности и активности взрослого человека по отношению к источникам знания. Психические механизмы восприятия сообщения взрослым человеком также имеют свои особенности и, наконец, использование знаний в практической деятельности человека значительно шире и глубже.

К социальным проблемам непрерывного образования относится следующее: а) образование как условие повышения качества своей работы; б) образование как фактор социального развития; в) образование и развитие социальных контактов; г) образование как условия обогащения духовной жизни человека; д) образование и самосознание личности.

 

Цели и структура непрерывного образования

 

Одна из основных целей непрерывного образования — расширение и диверсификация образовательных услуг, дополняющих базовое школьное или вузовское обучение. Этим признается недостаточность или неспособность базовой системы научить человека всему, что ему придется делать в течение трудовой жизни. Непрерывное образование приравнивается к образованию взрослых, так как речь идет о различных формах переподготовки, повышения квалификации и культурного уровня людей, преодолевших обычный возраст базового обучения.

Одним из направлений стало создание нетрадиционных учебных заведений: «университетов без стен», «школ гибкого обучения» и т. п. Самым известным примером является опыт функционирования Открытого университета в Великобритании, организованного таким образом, что подготовка там эквивалентна университетскому образованию и ведется без отрыва от производства, на заочной основе.

Цели непрерывного образования кадров на производстве

С позиции работодателя

Организация и формирование персонала управления

Овладение умением определять, понимать и решать возникающие проблемы

Воспроизводство и интеграция персонала

Адаптация и внедрение нововведений Поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации

С позиции работника

Приобретение профессиональных знаний вне сферы основной деятельности

Приобретение знаний о «внешних» организациях, влияющих на работу фирмы

Развитие способностей в области планирования и организации производства

Теоретические основания принципов непрерывного образования

Принципы непрерывного образования базируются на следующих теоретических положениях:

-охват образованием всей жизни человека;

-понимание образовательной системы как целостной, включающей дошкольное воспитание, основное, последовательное, повторное, параллельное образование, объединяющее и интегрирующее все его уровни и формы;

-включение в систему просвещения помимо учебных заведений и центров доподготовки, формальных, неформальных и внеинституциональных форм образования;

-горизонтальная интеграция: дом - соседи - местная социальная сфера - общество - мир труда - средства массовой информации - рекреационные, культурные, религиозные организации и т.д.; между изучаемыми предметами; между различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным и т.п.) на отдельных этапах жизни;

-вертикальная интеграция: между отдельными этапами образования (дошкольным, школьным, послешкольным); между разными уровнями и предметами внутри отдельных этапов; между разными социальными ролями, реализуемыми человеком на отдельных этапах жизненного пути; между различными качествами развития человека (качествами временного характера, такими, как физическое, моральное, интеллектуальное развитие и т.п.);

-акцент на самоуправление; акцент на самообразование, самовоспитание, самооценку;

-индивидуализация учения; учение в условиях разных поколений (в семье, в обществе); расширение кругозора; интердисциплинарность знаний, их качества; гибкость и разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения;

динамичный подход к знаниям - способность к ассимиляции новых достижений науки; совершенствование умений учиться; стимулирование мотивации к учебе; создание соответствующих условий и атмосферы для учебы; реализация творческого и инновационного подходов;

-облегчение перемены социальных ролей в разные периоды жизни; познание и развитие собственной системы ценностей; поддержание и улучшение качества индивидуальной и коллективной жизни путем личного, социального и профессионального развития; развитие воспитывающего и обучающего общества; учиться для того, чтобы "быть" и "становиться" кем-то; системность принципов для всего образовательного процесса.

Непрерывность образования предполагает определенную взаимосвязь всех этапов процесса его осуществления и взаимосвязь всех его промежуточных результатов. Непрерывность образования только усиливает понимание необратимости, постоянства, природной целесообразности развертывания сознательной жизни любой социальной системы. Характер непрерывного образования зависит от ситуации, потому что приводит в первую очередь к изменению восприятия действительности, пониманию необходимости ее преобразования (проблема), поиску путей такового преобразования (варианты решения), выбору оптимального пути преобразования (выбор решения, отвечающего возможностям системы), реализации выбранного пути преобразования (тактика преобразования), оценка результата (новая проблема). Задайте вопрос о том, зачем человек продолжает свое образование (получает второе образование, проходит курсы повышения квалификации, пишет диссертацию и т.д.) и вы получите разные ответы, относящиеся к жизненной ситуации в которой он сейчас находится, почти всегда ответы будут носить социально-экономический подтекст (улучшение материального положения, повышение статуса, престижа, продвижение по службе и т.д.) и весьма редко личностный (чтобы быть полезным обществу, чтобы внести свой вклад в науку, искусство, профессию, с целью самопознания, саморазвития и т.п.). Образование для человека лишь средство адаптации к изменениям в социальной среде, часто вынужденное, но не внутренне необходимое, тем более не средство самореализации. О какой тогда непрерывности можно говорить, есть ли она вообще, если для большинства основным стимулом является конечный результат (получение диплома, научной степени и т.д.). Таким образом, понятие непрерывного образования в том виде в каком оно понимается в современной науке, как «образование длинною в жизнь» – это красивая игра слов, так как непрерывность предполагает постоянство возобновления, а образование – появление чего-то нового, на базе существовавшего ранее, но потерявшего свою актуальность, формирующего новый образ известного объекта, подобного известным объекта, или неизвестного объекта.

Проблема заключается в том, что непрерывное образование требует не только осуществление образовательной деятельности во внешнем окружении, но требует постоянного внутреннего образования, изменения под воздействием вновь освоенных знаний, что для современного индивида и системы является непосильным трудом, потому что он привык, ему удобно, и намного легче изменить что-то вовне или сделать видимость изменения, оставаясь при этом внутренне неизменным, то, что можно назвать «с широко закрытыми глазами».

 

Школа является первой ступенью подготовки человека к активной деятельности в жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна. Сегодня выпускнику школы недостаточно успешно освоить базовый курс школьной программы и уметь применять свои знания в знакомой ситуации. Он должен быть готов самостоятельно добывать знания, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и т.д.

Для подготовки такого выпускника необходимо создать условия, которые смогут обеспечить следующие возможности [1]:

вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;

совместной работы в сотрудничестве;

широкого общения со сверстниками, в том числе из других регионов страны или других стран мира;

свободного доступа к необходимой информации;

постоянного испытания своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и т.д.

Не все перечисленные условия можно создать в современной школе в рамках традиционной классно-урочной системе занятий. В то же время новые педагогические и информационные технологии при развитой соответствующей базе учебного заведения в руках квалифицированных педагогов могут обеспечить условия развития современного ученика.

В новых условиях учитель должен быть не источником (или транслятором) знаний, а сотрудником в обучении, гидом в мире знаний, помощником в выборе путей решения возникшей (или специально поставленной) проблемы. Преподаватель должен быть одновременно и генератором задач-проблем (ставя проблему или подводя учеников к постановке проблемы), и консультантом по ее решению. Вряд ли стоит переоценивать возможности учителя и ожидать, что он будет в состоянии генерировать новые и новые проблемы или проекты (нужно оставить силы на уроки и т.д.).

2. СТРУКТУРА СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ

2.1. СТАРТ ОБРАЗОВАНИЯ

Дошкольное воспитание в США осуществляется в дошкольных учреждениях – яслях, детсадах, малышовых и подготовительных дошкольных центрах – общественных и частных заведениях для детей ясельного и детсадовского возраста. Очевидно, что в основном эта особенность и дает ту высокую степень чувствительности к педагогическим новациям всей системы в целом. Плюс к тому же – государство активно стимулирует совершенствование обучающих функций дошкольных заведений, оказывает финансовую помощь в получении дошкольного образования и подготовке к школе. В конечном итоге за счет раннего массового вовлечения детей в процесс обучения и воспитания повышается общий уровень школьного образования. Так реализуется простая истина: способность ребенка, его шансы на успешное обучение в школе возрастают, если его с раннего детства приучить к учению и возбудить у него интерес к предмету обучения. Упущенное в раннем возрасте трудно или невозможно наверстать в более зрелом возрасте - об этом Америка не забывает.

С пятилетнего возраста большинство американских дошкольников воспитываются в детских садах, по существу нулевых классах, в которых малышей подготавливают к обучению в начальной школе, постепенно переходя от игр к чтению, письму, приобретению других необходимых навыков. Дошкольные отделения общественных школ посещают более 60 % всех пятилетних детей. Однако многие родители отдают предпочтение частным дошкольным учреждениям.

Есть в США и школы для самых маленьких – так называемые школы – ясли, идея необходимости которых была разработана некоторыми педагогическими колледжами. Школы для детей от 3 до 6 лет открывали и открывают многие организации, в том числе "дошкольные лаборатории" при колледжах, занятые в основном исследовательской деятельностью и подготовкой учителей, религиозные общины, родительские кооперативы и прочие добровольные объединения. Эти дошкольные учреждения обычно прекрасно оборудованы и создают благополучные условия для физического, умственного и эмоционального развития своих воспитанников, успешно приучают их к общепринятым нормам поведения.

По мнению многих американских специалистов, наряду с созданием необходимых условий для получения детьми знаний, умений и навыков приоритетной задачей дошкольных учреждений является формирование личности.

2.2. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ШКОЛА

Элементаpная школа - это самостоятельно существующее учебное заведение, где один учитель ведет все занятия с классом. В части элементаpных школ обучение ведется по тpадиционному пpедметному учебному плану, в котоpый включаются: чтение, литеpатуpа, письмо, оpфогpафия, pодной язык (устная pечь), музыка, изобpазительное искусство, аpифметика, истоpия, геогpафия, естествознание, гигиена, физическое воспитание и pучной тpуд.

Родной язык и чтение занимают почти половину учебного вpемени, на арифметику отводится столько же времени, сколько на музыку, изобpазительное искуство и pучной тpуд. Пpимеpно шестую часть вpемени занимают физкультуpа и гигиена.

Хаpактеpным для элементаpной школы является комплектование классов по способностям учащихся. Малышей, котоpые только что пpиступили к занятиям, делят на гpуппы в соответствии с pезультатами тестов. Тесты пpедставляют собой сеpию pазличных заданий, котоpые pебенок должен выполнить за опpеделенный пpомежуток вpемени. К этому тесту нельзя специально подготовиться Он не отpажает pазвития и обученности pебенка. Тест идет гоpаздо глубже - он вскpывает пpиpожденую одаpенность, с математической точностью опpеделяет коэффициент интеллекта.

Психологи и педагоги пpидумали pазные задачи на сообpазительность, на гибкость и глубину ума.

После опpеделения "ай-кью" появляются гpуппы А, В и С - "одаpенных", "ноpмальных" и "неспособных" и обучение диффеpенциpуется. Со способными ведутся сеpьезные, насыщенные занятия с довольно высокими тpебованиями к знаниям учащихся. Эти дети, как их называют в США, "оpиентиpованные на колледж" уже с пеpвых лет обучения в школе.

2.3. СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Сpедняя школа в США делится обычно на две ступени - младшую и стаpшую, каждая по тpи года. Имеется и четыpехлетняя сpедняя школа, базиpующаяся на восьмилетней элементаpной школе.

В младшей средней школе, как и на других ступенях образования, нет единых учебных планов, программ, учебников. Каждый школьный округ разрабатывает свои рекомендации к распределению учебного времени, подготавливает свои программы по отдельным дисциплинам, разработки тех или иных тем. Однако среди всего многообразия прослеживаются общие черты обучения в младших средних школах.

Учебный год пpодолжается в амеpиканской школе 170-186 дней; дети обучаются 5 дней в неделю. Продолжительность учебных занятий в день – 5-6 часов (с 8.30 до 15.30). Учебный год, как пpавило, делится на семестpы. В 8 классе появляется система выбоpа пpедметов, а обязательными пpедметами являются английский язык, математика, обществоведение, естествознание, физкультура с гигиеной, музыка и изобразительное искуство, труд (для мальчиков) и домоводство (для девочек).

Старшая средняя школа является общеобразовательным учебным заведением. Учащиеся заканчивают школу, как правило в 17–18 лет. В практике подавляющего большинства старших средних школ программы обязательных знаний обычно включают изучение математики (2 года), английского языка (4 года), естественных (2 года) и социальных наук (3 года).

Сpедние школы бывают pазных типов: "академические", "пpофессиональные "и "многопpофильные".

В многопрофильной школе, начиная с 9 класса, существуют pазличные отделения (пpофили). Наиболее pаспостpаненные из них: "академический", "общий", "коммеpческий", "индустpиальный", "сельскохозяйственный".

Академический пpофиль дает обpазование достаточное для поступления в вуз. В начале девятого года обучения все учащиеся подвеpгаются тестиpованию на опpеделение "коэффициента умственной одаpенности". Если он окажется ниже 90, то учащимся нецелесообpазно учиться на академическом отделении, и им лучше выбpать какой-нибудь пpактический куpс.

Пpофессиональные пpофили готовят ученика к непосpедственной пpактической деятельности. Так на индустpиальном пpофиле половина учебного вpемени отводится на pаботу в школьных мастеpских или же в гаpаже. Объем общего обpазования на этих пpофилях значительно сокpащен.

Отделение общей подготовки, напpотив, дает общие знания, но в объеме недостаточном ни для поступления в вуз, ни для выбоpа опpеделенной пpофессии. В последнее время оно подвергается жесткой критике.

Таким обpазом, закончив сpеднюю школу, учащиеся фактически имеют совеpшенно pазличную общеобpазовательную подготовку.

2.4. СИСТЕМА ОЦЕНОК ЗНАНИЙ

Контроль знаний осуществляется постоянно в ходе тестирования учащихся, по крайней мере, в двух формах:

1) один раз в году сдаются стандартизированные тесты типа тестов умственных способностей и образовательного развития (Айова), "Тест Хенмон–Нельсон" по проверке умственных способностей и т.п., принятые во всей стране;

2) раз в неделю или чаще, а иногда 2-3 раза в семестр (по решению учителя) сдаются зачеты и тесты внутриклассного контроля.

Система оценок обычно буквенная, по первым пяти буквам английского алфавита. В среднем, в школах страны отметки распределяются и характеризуются следующим образом:

А – 15% учащихся – постоянно высокий уровень готовности, глубоких знаний и оригинальность (отлично).

В – 25% учащихся – уровень, откровенно более высокий, чем средний (хорошо).

С – 35 % учащихся – средний уровень выполнения заданий (средне).

Д – 15 % учащихся – минимальный уровень знаний (ниже среднего).

F – 10% учащихся – неудовлетворительные результаты или полное незнание учебного материала.

Степень успеваемости, оцениваемая на С, как правило необходима для продолжения обучения в довыпускной период; оценка В является обязательной для продолжения обучения выпускником.

Имеются также обозначения:

Р – зачет (100%),

S – удовлетворительно (70%),

N – незачет (ниже 70%).

2.5. ПОЛУЧЕНИЕ ДИПЛОМА ОБ ОКОНЧАНИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Для достижения этой цели выпускникам достаточно получить зачеты по 16 академическим курсам в течение последних четырех лет обучения. Каждый такой курс состоит из одного урока ежедневно в течение 18 или 36 недель. Традиционно учащиеся записываются на изучение 5-6 курсов в течение полугодия и тем самым набирают 20 и более курсов в 9-12-х классах. Каждый обязательный учебный предмет обычно дробится на более мелкие курсы. Особенно это характерно для больших средних школ, где количество таких мелких делений может составлять 20-30 дисциплин. Например, в состав обязательных для изучения по английскому языку входит: композиция, американская литература или творческое письмо; но при этом зачет можно получить, посещая и такие курсы, как современные писатели, журналистика, литература "черной" Америки и т.п. В области общественных дисциплин среди коротких курсов выделяются "социальные проблемы", "коммунизм", "история меньшинств в Соединенных Штатах" и т.д.

Во многих школах США для получения аттестата зрелости время, затрачиваемое на изучение кулинарии и вождение автомобиля, приравнивается ко времени, отводимому на изучение математики, химии, истории, биологии и английского языка.

Комиссия по совершенствованию образования рекомендовала выпускникам средних школ в последние четыре года обязательное изучение современных достижений пяти "базовых дисциплин", составляющих ядро современной школьной учебной программы: английский язык (4 года), математика (3 года), естественные науки (3 года), социальные науки (3 года), овладение компьютерной грамотностью (0,5 года). Кроме того, учащиеся, желающие продолжить обучение в высшем учебном заведении, должны пройти 2-летний курс иностранного языка.

Как отмечают американские специалисты в области образования, полученный выпускником диплом далеко не всегда свидетельствует о его способностях и учебных успехах. Практически подавляющее большинство школьников, проучившихся 12 лет (а исключение из школы – факт, чрезвычайно редкий в американской действительности), получают необходимый диплом. Другое дело, качество избранных курсов, качество и особенности самой школы, средние отметки и показатели экзаменов. Обычно лучшие учащиеся, цель которых продолжить образование в университете, выбирают и соответствующие наиболее сложные и продвинутые курсы в школе.

Для наиболее талантливых учащихся разрабатываются специальные курсы, близкие по содержанию к университетским, порой для занятий выделяется отдельный педагог, а после окончания школы таким ребятам выдаются рекомендательные письма, облегчающие их поступление в престижные университеты.

О системе среднего образования в Англии

Структура системы среднего образования в Великобритании постепенно менялась, отражая стремление правительства улучшить качество, разнообразить процесс обучения и сделать структуру среднего образования более понятной для студентов, родителей и преподавателей.

Сегодня британская система образования состоит из четырех ступеней:

• Начальное образование (Primary school) — для детей от 5 до 11 лет.

• Среднее образование (Secondary school) — от 11 до 16 лет.

• Последующее образование (Further education и tertiary education) — от 16 до 18 лет.

• Высшее образование (Higher education) — для студентов от 18 лет.

Начальное и среднее образование

Школьное (начальное и среднее) образование является в Англии обязательным. В 1988 году был введен государственный учебный план, цель которого сделать образовательную систему более глубокой, сбалансированной и согласованной. Учебный план устанавливает, что должны изучать школьники, как их должны учить преподаватели, каких уровней должны достичь учащиеся на каждом этапе школьного обучения. В плане учтено приблизительно 80% учебного времени, оставшиеся же 20% каждая школа Англии планирует на свое усмотрение.

Учебный план также определяет четыре группы школьников (1-я — 5–7 лет, 2-я — 7–11 лет, 3-я — 11–14 лет и 4-я группа — 14–16 лет) и десять основных предметов. Первая и вторая группы относятся к начальной, а третья и четвертая — к средней школе.

В учебном плане введены три «главных» предмета: английский язык и литература, математика, иностранный язык. Школьники первой, второй и третьей групп должны изучать все главные, а также базовые предметы: технология, история, география, музыка, искусство, физическая культура и современный иностранный язык. Школьники четвертой группы должны изучать главные предметы, а также технологию, современный иностранный язык, физическую культуру и на выбор — историю, географию либо краткие курсы по обоим указанным предметам.

Переход из начальной школы в среднюю

При переходе из начальной школы в среднюю в Англии не требуется сдача каких-либо экзаменов или тестов в государственных школах. В частных же или независимых школах (Private /Independent School) ученики сдают общий вступительный экзамен (Common Entrance Examination).

Учебным планом предусмотрены стандартные тесты на успеваемость (Standard Assessment Tasks, SATs), с помощью которых оцениваются знания учеников в течение всего времени обязательного обучения. Тесты проводятся в возрасте семи, одиннадцати и четырнадцати лет. SATs являются государственным экзаменом, дополняющим контроль преподавателей и внутренние школьные тесты и экзамены. SATs были введены для стандартизации оценки уровня знаний школьников и привязки их к общей системе баллов. Выпускные экзамены в школах Англии

По окончании средней школы ученики сдают в Англии свои первые выпускные экзамены — на получение аттестата о среднем образовании — General Certificate of Secondary Education (GCSE). Сертификат был введен в 1988 году, заменив собой экзамены GSE 0-level и Certificate of Secondary Education (GCE). В настоящее время GCSE является основным экзаменом, который сдается школьниками в 16 лет по окончании средней школы.

Экзамен сдается по каждому предмету и состоит из нескольких частей: курсовая работа, теория и практическое задание. По результатам сдачи экзамена ученики получают оценку своих знаний (А, В, С, D, Е, F и G). Учащиеся, не достигшие оценки G (минимальный балл), считаются неаттестованными и не получают сертификат. Существуют две разновидности экзамена GCSE: GCSE (external examination) и IGCSE (International GCSE).

Экзамены GCSE и IGCSE

Экзамен GCSE был учрежден для учеников, которые учатся по программе экстерната или по неполной программе в школе или колледже, в связи с чем не удовлетворяют критериям государственного учебного плана. Экзамен предлагается за пределами Великобритании несколькими колледжами, аккредитованными САСС (Council for the Accreditation of Correspondence Colleges), а также некоторыми школами и колледжами, аттестованными для этих целей.

IGCSE был разработан UCLES (University of Cambridge Local Examinations Syndicate) как международная версия GCSE. Все программы этого экзамена создавались, основываясь на требованиях GCSE с целью соответствия международным стандартам.

Япония

Дети в возрасте от 6 до 15 лет обязаны посещать начальную шестилетнюю школу, а затем трехлетнюю младшую среднюю школу. Дети из малоимущих семей получают дотации на оплату школьных завтраков, медицинского обслуживания и экскурсий. В каждом районе посещения находится только одна школа данного уровня обучения, поэтому ребенок обречен ходить только в нее. Впрочем, родителям предоставлено право направлять своих детей в частные платные заведения всех уровней обучения, однако в них действуют довольно жесткие правила отбора.

В начальной школе изучают японский язык, обществоведение, арифметику, естествознание, музыку, рисование и ремесла, домашнее творчество, этику, занимаются физической культурой. В частных школах этика частично или полностью может быть заменена изучением религии. Есть также такой предмет, как “специальная деятельность”, включающий клубную работу, собрания, спортивные мероприятия, экскурсии, церемонии и пр. Школьники сами поочередно убирают классы и другие помещения в школе, а в конце учебного семестра все выходят на генеральную уборку.

После окончания начальной школы ребенок обязан продолжить обучение в младшей средней школе. Наряду с обязательными предметами (родной язык, математика, обществоведение, этика, естествознание, музыка, искусство, специальная деятельность, физическое воспитание, техническое мастерство и домоводство), учащиеся могут выбрать ряд предметов - иностранный язык, сельское хозяйство или углубленный курс математики. Два года назад в стране насчитывалось 11257 таких школ (из них 661 - частные), в которых обучалось 4,5 млн. детей.

Следующая ступень на пути в вуз - старшие средние школы. В 1997 году в Японии насчитывалось 5.496 школ такого типа, в которых обучались 4.371.360 человек. Эти учебные заведения делятся на дневные (срок обучения - три года), а также вечерние и заочные (здесь учатся на год дольше). Хотя выпускники вечерних и заочных школ получают эквивалентные документы об окончании, 95% учащихся предпочитают учиться в школах дневного типа. П

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...