Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лабораторно-практическое занятие




Изучение социально-психологического климата в группе

Цель: определить понятие и значение социально – психологического климата (СПК) в группе (коллективе) и апробировать экспресс-методику по его изучению на практике.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое СПК?

2. Каковы проявления СПК в группе?

3. Какие факторы влияют на СПК.

4. Каковы условия оптимизации психологического климата в группе?

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. – 207.

2. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. М.: ИП РАН, 1995.

3. Психология. Учебник./под редакцией А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000. С.331-336.

4. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2000. С. 282 – 325.

5. Социальная психология./Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. М.: Академия, 2003.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Проверка готовности к занятию.

2. Освоение методик диагностики социально-психологического климата в коллективе.

«Экспресс-методика» изучения социально-психологического климата в коллективе (2)

Предлагаемая «экспресс-методика» изучения социально-психологического климата в коллективе рассматривает СПК как социально обусловленную, относительно устойчивую систему отношений членов коллектива в целом и позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. Признаком эмоционального компонента является критерий привлекательности – на уровне понятий «нравится – не нравится», «приятный – неприятный». При изучении компонентов поведенческого компонента выдерживается критерий «желание - нежелание работать в данном коллективе», желание – нежелание общаться с членами данного коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание – незнание особенностей членов коллектива».

В диагностике СПК принимают участие члены коллектива, которым предлагаются следующие инструкция и опросный лист.

Инструкция: «Просим Вас принять участие в исследовании, цель которого является совершенствование психологического климата в Вашем коллективе».

Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:

1. Внимательно прочитать варианты ответа;

2. Выбрать один из ответов, наиболее соответствующий Вашему мнению;

3. Поставить знак «+» в пустой клетке против выбранного Вами ответа.

Опросный лист.

1) Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?

 

Большинство членов нашего коллектива - хорошие симпатичные люди  
В нашем коллективе есть разные люди  
Большинство членов нашего коллектива – люди малоприятные  

 

2) Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга?

Нет конечно Скорее нет, чем да Не знаю, не задумывался об этом Скорее да, чем нет Да, конечно
         

 

3) Как Вам кажется, могли бы Вы дать наиболее полную характеристику:

  Да Пожалуй, да Не знаю, не задумывался над этим Пожалуй нет Нет
Деловых качеств большинства членов коллектива          
Личных качеств большинства членов коллектива          

 

4) Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 9 – коллектив, который Вам очень не нравится. В какую клетку Вы поместите Ваш коллектив?

                 
                 

5) Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись?

Это меня устроило бы вполне Не знаю, не задумывался об этом Это меня бы совершенно не устроило
     

6) Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам?

 

Нет, не мог бы Не знаю, не задумывался об этом Да, мог бы
     

7) Какая атмосфера обычно преобладает в вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопонимания, взаимного уважения и т.п. в какую из клеток Вы бы поместили бы свой коллектив?

                 
                 

8) Как Вы думаете, если бы по какой-либо причине Вы долго не работали в Вашем коллективе, стремились бы Вы встречаться с членами Вашего коллектива?

Да, конечно Скорее да, чем нет Затрудняюсь ответить Скорее нет, чем да Нет, конечно
         

Интерпретация результатов. Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого, испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

— положительная, оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящих­ся к данному компоненту, или два ответа — положительные, а третий имеет любой другой знак);

— отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа — отрицательные, а третий может выступать с любым знаком с любым другим знаком);

— неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; от­веты на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; одни ответ неопределенный, а два других имеют разные зна­ки).

Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу следу­ющего вида.

Таблица 8.

Индивидуальные оценки отдельных компонентов отношения

Участники опроса Эмоциональный компонент Когнитивный ком­понент Поведенческий компонент
       
       
n      
       
       

 

В каждой клетке такой таблицы должен стоять один из следующих знаков:

«+»; «-»; «0».

На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компо­нента:

;

где ∑ (+) количество положительных ответов, содержащихся в столбце,

∑ (-) — количество отрицательных ответов,

п — число чле­нов коллектива, принявших участие в исследовании.

Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от –1 до +1. B соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов, классифицируются полученные средние. Для этого континуум возмож­ных оценок (от -1 до +1) делится на три равные части: от -1 до -0,33; от - 0,33 до + 0,33; от + 0,33 до +1.

Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй - противоречивыми, неопределенными, а третий -положительными.

Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отноше­ния к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отноше­ния выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочета­ния рассматриваемого отношения:

1) полностью положительное;

2) положительное;

3) полностью от­рицательное;

4) отрицательное;

5) неопределенное.

В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором — как в целом благоприятный; в третьем - как совершенно неудовлетворительный; в четвертом — как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.

На опросном листе вопросы

1, 4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту;

2, 5, 8 — к поведенческому;

3 и 6 – к когнитивному компоненту оп­ределяется вопросами, причем вопрос 3 содержит два вопроса.

Обследование по данной методике может проводиться как индиви­дуально, так и в группе. Время тестирования — 5-10 мин. Простота об­работки результатов даст возможность быстрого их получения.

Для получения дополнительной информации и сравнения полученных данных, предлагается провести еще одну методику на выявление социально-психологического климата в коллективе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...