Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительная информация




 

При интерпретаций результатов опросника учитывать дополнительную информацию об индивиде, которая является уместной и учитывает социальную адаптацию индивида.

Шесть оценок, полученных на основе опросника, создают, как это видно из выражений (1), (2), (3), основание для подсчета коэффициента совместимости. При использовании и интерпретации этого коэффициента необходимо исходить из теоретических предложений, использованных при формулировке этих выражений.

Совместимость в теории Шутца имеет общее определение как особенность отношений между двумя и более индивидами, между индивидом и ролью, между индивидом и окружающей ситуацией, которая ведет к взаимному удовлетворению межличностных потребностей и их взаимному сосуществованию. Совместимость не обязательно содержит в себе популярность. Вероятно, совместимость и популярность взаимно коррелируют. Однако, часты случаи, когда индивиды в диаде не пользуются особой популярностью, а работают эффективно. И, наоборот, существуют диады, где индивиды пользуются популярностью, но работают неэффективно. Совместимость, в связи с теорией Шутца определяется количественно. При изучении двух изменений направленности внутри каждой области межличностного поведения, которые устанавливаются с помощью опросника ОМО (выраженное поведение (е) и требуемое поведение (w), приходим к трем типам совместимости.

На рис. 2 сектор высокой смены (верхняя правая четверть круга) представляет индивида, который предпочитает частые изменения в соответствующей области, социального контакта. Сектор низкой смены включает индивидов, которые предпочитают избегать излишних контактов, т. е. не хотят ни принимать, ни инициировать межличностный контакт. Чтобы оба индивида в диаде были совместимы, вид смены должен быть подобным. Необходимо также учитывать среднюю величину взаимной смены. Совместимость на этой диагонали выражена коэффициентом взаимной смены (хК) — выражение (3).

Другая диагональ проходит от сектора, включающего индивидов, которые стремятся только принимать до сектора, включающего лиц, которые стремятся только инициировать поведение. На этой диагонали индивиды должны быть комплементарны, т. е. быть в одинаковой удаленности от середины в противоположном направлении. Совместимость, основанная на этой диагонали, выражена коэффициентом инициации (ОК) — выражение (2).

 

 

Поведение, требуемое от остальных (w)

 
 


Только Высокая смена

принимает

 

Выраженное

поведение

 

 

Низкая смена Только отдает

 

 

Рис. 2. Общая схема межличностной ориентации

 

Следующая мера выведена из главных координат. Она основана на предположении, что выраженное поведение одного члена диады должно равняться требуемому поведению другого члена, и наоборот. Эта мера выражается коэффици­ентом взаимной совместимости (ГК) — выражение (1).

Каждый индивид пытается создать себе оптимальные отношения со своим социальным окружением в каждой межличностной области. На основе теории FIRO для диады это означает, что индивид хочет вести себя по отношению к другим определенным образом и допускает, чтобы остальные вели себя по отношению к нему определенным образом. Если же ответы, индивидов в опроснике принять за достаточно точный образ их поведения, то сравнение ответов лица А о психологически приемлемом для него способе и ответы лица В, как бы он хотел вести себя по отношению к людям, и наоборот, дает меру взаимного удовлетворения межличностных потребностей. Чтобы мы могли определить, как удовлетворяются потребности лица А и лица В в диадическом отношении, нужно принять во внимание:

1) выражает ли особа А поведение, требуемое лицом В;

2) отвечает ли лицо А удовлетворительно на поведение, выраженное лицом В.

Взаимная совместимость может быть выражена количественно, если сравнивает интенсивность поведения с точки зрения е и w. Чем меньше разница между каждой парой бал­лов, тем лучше удовлетворены потребности каждого члена диады. Коэффициент ГК достигает оценок от О до 18. Чем ближе оценка к 0, тем выше взаимная совместимость в диаде. Используются абсолютные меры, потому что выданном случае предметом интереса здесь является скорее величина, а не направление.

Коэффициент инициации ОК является коэффициентом, основанным на данных, диагонали расходов (отдавать) и доходов (принимать) (рис. 2). Баллы на этой диагонали могут быть интерпретированы следующим образом:

 

1) в области включения - предпочтение присоединяться к остальном с желанием не быть приглашенным (только лишь инициирование), как противоположность ожиданию приглашения, и не принятию активного участия ни в чем (только лишь принятие);

2) в области контроля - предпочтение доминировать, контролировать деятельность остальных и преодолевать их влияние (расходы, издержки) как противоположность зави­симости и принятию влияния (принятие);

2) в аффективной области — предпочтение поведения, активно выражающего любовь (расходы, издержки) как противоположность к пассивной роли быть любимым (принятие).

Если два человека должны эффективно сотрудничать; то их психологически предпочитаемое поведение должно быть направлено на расходы (издержки) и согласие. Конфликтная ситуация возникает, когда существует разногласие между предпочтением инициировать и принимать. Для каждой области межличностных потребностей, в сущности, существует два типа конфликтов:

1) между двумя инициаторами - компетентный конфликт;

2) между двумя «принимателями» - апатичная несовместимость.

Мерой предпочтения инициировать или принимать является разница между выраженным (е) и требуемым (w) поведением. Совместимость самой высокой степени достигнута, если баллы двух: индивидов комплементарны, т. е. Когда оценка ОК, которая варьирует от —18 до +18, нулевая. Если оба лица предпочитают расходы, то ОК позитивная и выражает конкурентную несовместимость. Негативная оК предполагает, что члены диады предпочитают принятие и. индекс предполагает апатичную несовместимость.

Индекс взаимного обмена хК предполагает предпочтение многократного изменения социального поведения в межличностных. контактах. Предполагается, что существует предпочитаемая интенсивность контакта, характерная как для индивида, так и для группы. Для индивида критерий «высокая смена - низкая смена» имеет следующие характеристики:

1) в области включения - высокая смена означает очень частую интеракцию с другими, попытку сдружиться с ними и желание, чтобы другие были с ним в контакте - как противоположность изоляции и одиночеству;

2) в области контроля – высокая смена предполагает предпочтение иерархии и одновременно желание поддаться контролю и влиянию - как противоположность попытке не поддаваться влиянию, остальных и не влиять на них;

3) в области аффекции - высокая смена означает пред­почтение обоюдных тесных межличностных отношения как противоположность сохранению эмоциональной дистанции.

В диагонали взаимной смены баллы должны быть двумя одинаковыми единицами, чтобы совместимость выла максимальной, взаимная смена, так же, как и атмосфера - это нечто такое, что должно быть взаимно разделено. Для отдельных областей межличностных потребностей ХК имеет следу­ющее значение:

1) I - участники должны быть единодушны в понимании того, до какой степени они будут взаимно интересоваться друг другом, что варьирует от «всегда вместе» до «всегда один»

2) С - индивиды должны быть едины в вопросе структуры, в которой они будут работать от «завершенной иерархической структуры» до «отношения в общем не структурированные»;

3) А - члены группы должны быть едины в вопросе интенсивности личных отношений по критерию «очень тесные интимные отношения» до «холодные отношения с дистанцией».

 

Несовместимость возникает, если члены группы имеют различные взгляды на частоту и степень смены в определенной области межличностных отношений. Степень смены меж­личностного поведения определяется путем вычитания суммы выраженного и требуемого поведения в данной области меж­личностных отношений между двумя индивидами. Оценка по этому индексу колеблется от 0 до 18 баллов и выражается в абсолютной величине. Между наивысшими коэффициентами и совместимостью существует обратная связь.

Предполагается, что этот коэффициент будет самым используемым для групп из трех и более индивидов, и, в сущности, выражением общей групповой атмосферы.

4.11. Коллоквиум по теме: «Психология малой группы»

Цель: обощение и систематизация знаний и умений по теме: «Психология малой группы»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

1. Особенности малых групп, их виды, состав и размеры.

2. Определение и основные параметры малой группы.

3. Структура малой группы: формальная и неформальная. Распределение ролей в группе.

4. Отечественные и зарубежные концепции психологической структуры малой группы.

5. Стадии развития группы.

6. Назначение социометрической методики.

6. Понятие о социометрическом критерии. Виды критериев.

7. Референтометрия и ее назначение.

8. Понятие о социально-психологическом климате.

9. Факторы, влияющие на СПК.

10. Условия оптимизации психологического климата в группе.

11. Методы изучения межличностных отношений в группе

12. Лидерство в малой группе. Соотношение понятий «лидерство» и «руководство». Теории лидерства.

13. Стили лидерства. Характеристика стилей лидерства.

14.Сущность понятий лидерство и руководство.

15.Теории происхождения лидерства.

16.Стили лидерства и их характеристика.

17.Роль лидера в обеспечении эффективности группы.

18.Лидер и команда.

19.Распределение ролей в группе.

20.Методы принятия групповых решений.

21.Социально-психологические феномены группы: групповое давление, социальная фасилитация, социальная ингибиция, огруппление мышления.

22.Конфликты в группе. Типология конфликтов, причины возникновения конфликтов.

23.Технологии разрешения конфликтов в группе.

24. Профилактика конфликтов.

25. Совместная деятельность в группе. Условия эффективной организации групповой деятельности.

26.Социальное влияние: сущность, структура, методы.

 

 

Раздел 5. Социальная психология больших групп

 

5.1. Семинарское занятие

Социальная психология больших групп

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ОБСУЖДЕНИЯ

1. Характеристика больших групп.

2. Классификация больших групп.

3.Понятия «толпа», «публика», «аудитория». Г. Лебон, С. Московиси о поведении толпы.

4. Устойчивые большие группы и их характеристика: этнические группы, классы, профессиональные и половозрастные группы.

5. Психологическое воздействие на личность в условиях больших групп. Феномены заражения, внушения, подражания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 1997.

2. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999.

3. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер,

2000.

4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: СПбГУП, 2003.

5. Почебут Л.Г. Психология общности. СПб, 2003.

6. Психология. /Под редакцией А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000.С.305-314.

7. Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. М., 2003. С.198-221.

8. Социальная психология в современном мире. / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. С.132-147.

 

Темы рефератов

1. Поведение человека в большой и малой группе.

2. Психологические проблемы исследования больших групп.

3. Характеристика различных видов толпы.

4. Характеристика массовых социально-психических явлений.

5. Этнические стереотипы и возможности взаимодействия представителей разных культур.

6. Социально-психологическая характеристика современного российского общества.

 

 

5.2.Практическое занятие

Поведение больших групп

Цель: сравнение поведения больших групп разного типа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 1997.

2. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999.

3. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000.

4.Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: СПбГУП, 2003.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...