Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положение органов артикуляционного аппарата для выработки Р проторного (т. е. без вибрации)




Положение органов артикуляционного аппарата для выработки Р проторного (т. е. без вибрации)

 

а) губы находятся в положении следующего за р гласного звука;

б) верхние и нижние зубы на расстоянии 1, 5-2 см друг от друга;

в) передний край языка поднят к альвеолам. При таком положении языка длительно произносится звук з;

г) по середине языка идет сильная воздушная струя. Звук р проторное закрепляйте в словах, фразах и вводите в речь, одновременно вырабатывая вибрацию кончиком языка.

 

Игра для вырабатывания Р проторного

«Буря»

Если ребенка не произносит звук р, то попробуйте с ним поиграть в бурю. Откройте рот, поднимите широкий кончик языка за верхние зубы (но не прижимайте его к нёбу) и громко говорите «з-з-з... », подражая вою ветра. Произнося при описанном выше положении языка, вы получите звук р проторное.

 

Игра для обучения вибрации кончика языка

«Игра на балалайках»

Сядьте перед зеркалом, откройте рот, широкий язык поднимите за верхние зубы и говорите «дзынь-дзынь-дзынь... », сопровождая движением руки, изображая игру на балалайке.

Произнося «дзынь-дзынь-дзынь... », не закрывая рта и не опуская языка, производите колебательные движения под языком указательным пальцем от одного угла рта к другому, все убыстряя темп движения, пока не послышится рокот. (Руки должны быть чистыми).

Игра для закрепления произношения звука Р

«Вороны»

Разделитесь на три группы: ёлочка вороны собаки. Ёлочка (образуют круг, взявшись за руки):

Как под ёлочкой зеленой

Скачут, каркают вороны.

Вороны (прыгают в круг): «Кар-кар кар…»

Ёлочка:

«Из-за корочки подрались

Во все горло раскричались».

Вороны (в кругу): «Кар-кар-кар…»

Ёлочка:

«Вот собаки прибегают,

И вороны улетают…

 Собаки (вбегают в круг с рычанием) «Рф-р…»

 

Игра для закрепления произношения звука Р'

«Соблюдай порядок»

Положите на столе в один ряд три-четыре предмета, в названиях которых имеется звук Р', например: фонарик, ириска, пузырек, веревка, резинка, гриб, варежки и др. Попросите ребенка назвать по порядку предметы, стоящие на столе. Затем предложите ему отвернуться и в том же порядке предложить назвать их на память. Если он ошибется, дайте ему еще раз посмотреть на них.

 

Закрепления произношения звуков Р и Р'

 

Ребята-октябрята

Устроили парад...

Е. Благинина

... Воробей просил ворону

Вызвать волка к телефону...

С. Маршак

... Строителям и столярам,

Электрикам и малярам

Желаем мы успеха.

С. Маршак

Ра-ра-ра — в школу пора.

Ро-ро-ро — на дворе стоит ведро.

Ры-ры-ры — летают комары.

Ри-ри-ри — червей в руки не бери.

Ор-ор-ор — большой топор.

Арь-арь-арь — новый календарь.

 

... Рысь рычит — мороз по коже

Ты ее поберегись!..

С. Маршак

... Роет землю старый крот,

Разоряет огород...

С. Маршак

Загадки

Я в деревне на заре,

«Ку-ка-ре-ку» я кричу,

Разбудить ребят хочу. (Петух)

 

Красное, коромысло

Над рекой повисло. (Радуга)

 

Крылья есть, да не летает,

Ног нет, да не догонишь. (Рыба)

 

Два братца пошли в реку купаться. (Ведра на коромысле)

 

Не гром гремит, Но тем знаменит (Барабан)

 

Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)

 

Про меня говорят,

Будто пячусь я назад.

Не назад, а вперед,

Только задом наперед. (Рак)

 

Непоседа птица эта —

Одного с березой цвета. (Сорока)

 

Не зверь, не птица,

А нос, как спица. (Комар)

 

Скороговорки

Рыбу ловил рыболов,

Весь в реку уплыл улов.

 

Во дворе горка, под горой норка.

Две сестрицы — две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

 

Король — орел, орел — король.

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.


6 ЛЕТ

 

Игры для развития умения делить предложения на слова и составлять из слов предложения

(анализ и синтез предложений)

 

Цель: дать ребенку практическое представление о том, что предложение состоит из слов.

Прочитайте загадки-складки. (Пропущенные слова должен придумать и сказать сам ребенок).

 

Загадки-складки

Петух с колючим ёжиком

Режут сало острым... (ножиком).

С. Маршак

Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой... (мыли).

С. Михалков

Целый день «уа-уа»,

Вот и все её... (слова).

Е. Благинина

Ты не бойся — это гусь.

Я сама его... (боюсь).

Е. Благинина

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему... (штанишки).

3. Александрова

 

«Придумай сам»

Дайте ребенку две-три предметные картинки. Предложите придумать по ним предложения. Постепенно увеличивайте число картинок. Обратите внимание ребенка на то, что предложения бывают длинные или короткие, в зависимости от количества слов в них.

 

Игра для развития умения делить слова на части и составлять из частей слова

(Слоговый анализ и синтез слов)

 

Цель: дать ребенку практическое представление о том, что слово состоит из частей.

«Телеграф»

«Поиграем в телеграф. Телеграфистка отстукивает слова на специальном аппарате, а в другом городе их принимают». Произнесите слово по слогам, сопровождая хлопками, и предложите ребенку повторить. Сначала давайте двухсложные слова, подбирая их по возрастающей степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Постепенно вводите трехсложные и односложные слова (машина, стол, дверь). Только после этого ребенок сможет самостоятельно придумать слова для передачи по «телеграфу».

 

«Закончи слово»

Возьмите для игры мяч. Встаньте лицом к лицу. Вы произносите начало слова и бросаете мяч ребенку. Он должен бросить мяч обратно и сказать конец слова, например: кош-ка, па-па, ма-ма. Первые два-три слова начинайте и заканчивайте сами, бросая мяч об пол и ловя его.

 

«Угадайте слово»

Предложите ребенку: «Отгадай слово, которое я передаю по телеграфу» (отстучите два раза). Ребенок должен назвать вам любое двухсложное слово, какое вы могли бы передать. Если же он затрудняется ответить, простучите еще раз и произнесите начало слова.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...