Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Власть меньшинства над численным большинством




Достаточно ознакомиться с фактами истории, чтобы убедиться: меньшинство и даже отдель­ные личности (Христос, Александр Великий, Будда, Мухаммед, Дарвин, Ницше, Маркс, Ле­нин, Фрейд и др.) оказали огромное влияние на развитие человечества. И удивительно, что влияние меньшинства на большинство, как со­циально-психологическое явление, начали специально исследовать только недавно. Первенство в этом деле принадлежит двум социальным мыслителям — Генри Тэджфелу и Сержу Московичи '.

Оказывается, что меньшинство не только может заставить боль­шинство идти на уступки (конформизм), но и может добиваться под­линного изменения взглядов (конверсия). Последовательность дей­ствий меньшинства — необходимое условие успеха в деле убеждения большинства в своей правоте. Но для того чтобы изменить взгляды и поведение большинства, меньшинство как группа должно быть спло­ченным, последовательным, с высоким уровнем самоуважения. Для того чтобы меньшинство стало реальной социальной силой, оно дол­жно быть единодушным и целеустремленным, его члены должны знать реальность и внушить другим, что знают истину. При конфликтах групп не существует интеллектуально правильного ответа, но, умело действуя, сплоченная группа создает впечатление, что знает истину. Наоборот, непоследовательная группа меньшинства всегда считается некомпетен­тной и вызывает к себе недоверие. А без доверия нет и убеждения.

Численное превосходство этнической или расовой группы еще не гарантирует ей высокое положение в иерархии статусов социальных групп в данном обществе. Как в прошлом, так и в настоящее время мы

1 Tajfel H. Human Groups and Social Categories. — Cambridge (England): Cam­bridge Univ. Press, 1981; Moscovici S. Toward a theory of conversion behavior. In: L. Berkowitz (ed.), Advances in Experimental social Psychology. — New York: Aca­demic Press, 1980, 13. — P. 209-239; Москвичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии марс. — М., 1998; Latane В., S Wolf. The social impact of majorities and minorities / Psychological Review, 1981, 88. - P. 438-453.94

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

Глава 2. Межэтнические отношения

видим много случаев власти численно малых этносов над многочислен­ными. В колониальных странах Азии и Африки малочисленные европей­цы долгое время доминировали над численно многократно превосходя­щими их аборигенами. Например, в Южно-Африканской республике лишь '/5 часть населения составляют белые, но они властвуют над нефа­ми и азиатами. Белые образовали такую систему власти, которая позво­лила долгое время держать в политическом, экономическом, социальном и юридическом подчинении около 80 % населения страны.

Положение подчиненной группы еще тяжелее, когда она и по числу своих членов уступает доминирующей группе.

Каким образом малочисленной группе удается установить и удер­жать свою власть над многочисленной общиной?

Это осуществляется следующими способами:

♦ путем вытеснения подчиненных групп из властных структур;

♦ преследованиями этих групп;

♦ установлением контроля над всеми ресурсами страны, над поли­тическими и юридическими структурами;

♦ верой в знание истины и последовательностью в утверждении своей власти.

Запрещение экзогамных браков, особенно с членами доминирую­щей группы, является еще одним средством удержания власти мень­шинства над большинством.

Разновидности групп меньшинств

Как мы видели, группы меньшинств в обще­стве выделяются по расе, этничности (этни­ческой или национальной принадлежности),

религии и полу. Поэтому существует четыре главных вида групп со­циальных меньшинств.

Расовые группы. При выделении таких групп учитывают особые и очевидные физические признаки (физико-антропологические черты): цвет кожи, цвет и форму волос и др. В разных странах важными счита­ются разные сочетания этих черт. Если в США различают белых и чер­ных, то в Бразилии используют разные комбинации цвета кожи, фор­мы лица, текстуры волос.

Антропологи выделяют четыре больших расы: европеоидная, монго­лоидная, негроидная и австралоидная расы. Существуют также пере­ходные (или контактные) расы'.

' Подробнее о человеческих расах см.: Нестурх М. Ф. Происхождение челове­ка. - М., 1958.

Этнические группы. Как мы уже знаем, этнические группы отлича­ются от других по культуре, языку, традициям и обычаям, самосозна­нию, символике и другим признакам. Эти и остальные признаки этни­ческих групп описаны в первой главе книги. Отметим, что когда этническая группа живет в составе большого многоэтнического обще­ства, в целях самосохранения она создает свои организации, школы, клубы, церкви и другие органы. В больших городах создаются этни­ческие анклавы, о чем уже говорилось. Этничность тоже является по­водом для дискриминации группы меньшинства, но по интенсивно­сти вызываемых к себе враждебности и агрессии этнические признаки несколько уступают расовым признакам.

Этническое меньшинство по числу своих членов уступает домини­рующему этносу (титульной нации) и занимает подчиненное положе­ние. В положении этнического меньшинства могут оказаться и части титульной нации, проживающие на территории других государств. В настоящее время таков статус русских в Эстонии, Литве и Латвии. Меньшинствами являются отдельные группы тех этносов, у которых нет своего государства, живущие в других странах. Долгое время та­ким было положение евреев, пока не было создано еврейское государ­ство Израиль. В подобном положении в современном мире находятся курды и цыгане. Но есть и такие этнонации, у которых имеется обшир­ное государство, но тем не менее отдельные их группы живут в других странах.

Во многих случаях в положении национальных меньшинств оказы­ваются коренные народы (аборигены) после завоевания их стран ино­странными захватчиками. Это автохтоны колониальных империй (ар­мяне, греки, ассирийцы и курды в Турции, индейские племена в США и Канаде и др.). В настоящее время на территории РФ живут многие представители народов бывших союзных республик СССР. Они со­ставляют около 8 млн человек (примерно 5,3 % от общей численнос­ти населения России)'.

Религиозные группы. Религия включает идеологию, которая изло­жена в священной литературе, ритуалы, институциональную и куль­товую практику, основы верования и философию. В обществе могут быть группы религиозных меньшинств. Так, в США доминирующей религиозной группой являются протестанты. Остальные религиозные группы этой страны: римско-католическая, Церковь Иисуса Христа (мормоны), многочисленные секты. В США евреи считаются скорее

1 Садохин А. П. Этнология. - М., 2000. - С. 211.96

Часть I, Этнос, нация, этнопсихология

Глава 2. Межэтнические отношения

этнической, чем религиозной группой. В Армении доминирующей ре­лигиозной группой является община армянской апостольской церк­ви, но в последние годы сюда проникают различные секты, которые являются группами меньшинств.

Половые группы. Женщины являются объектом дискриминации и предубеждений во всех странах, хотя различия в этом тоже большие. Феминистские движения призваны улучшить положение женщин, и добиваться даже социального равенства с мужчинами.

Выделяя эти основные группы меньшинств, следует иметь в виду, что расовые, этнические и религиозные признаки людей и групп так важны и «проникающи», что ощущаются во всех ячейках и «пурах»! общества. И в области политики, и в повседневной жизни люди учитывают эти признаки и действуют в соответствии со своими представлениями о них, невзирая на то, правильны они или нет.

§11. Этнические меньшинства, зрелость и соперничество

В колониальных империях этнически ранжированного типа подчиненные группы очень чувствительны к оценкам доминирующих групп и, естественно, желают, чтобы их оценивали выше других. Идет борьба за благосклонность «хозяина». Оценки, выраженные в стереотипах, сохраняются даже после ухода колонизаторов. Это интересное явле­ние на большом фактическом материале рассмотрел Д. Горовиц '.

Он показал, что колонизаторы создают стандарты оценок этниче­ских групп, которые принимаются этими этносами и применяются в процессах взаимного оценивания. Каждая групппа старается доказать, 1 что бывшие или настоящие хозяева ценят ее выше, чем остальных.

Это явление в настоящее время очень заметно в новых независимых государствах, которые появились после развала СССР. Напри­мер, в Армении президент Л. Тер-Петросян и его команда считали очень важными для себя оценки западных лидеров. В одном из своих выступлений теперь уже бывший президент республики с удовлетво­рением заявил, что Запад знает, что от Армении «неожиданностей ждать не приходится». Это признание, если раскрыть его подтекст, означало, что все главные вопросы согласовываются с лидерами за­падных стран и мы, таким образом, в полном их подчинении. Для пси-

1 Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. - Univ. of Calif. Press, Berkley a. o., 1985. -P. 160-166.

холога ясно, что здесь налицо незрелая тенденция понравиться стар­шему и сильному (отцу, брату или хозяину — смотря по обстоятель­ствам).

На инфантильный характер соперничества между подчиненными этносами за благосклонную оценку хозяина обратили внимание и дру­гие психологи и психоаналитики. Они отмечают, что в процессе взаи­модействия двух таких этнических групп всегда незримо присутствует третья сторона. Именно она подсознательно как динамический образ в психике сторон участвует в этих взаимодействиях. Характеризуя друг друга разными стереотипами, подчиненные группы подсознательно всегда имеют в виду третью, более счастливую сторону'.

Психоаналитики считают, что для индивидов такая третья сторо­на — отец. Для этнических групп колониальная власть — отец, бог или старший брат. (Так, в СССР «русский товарищ» был в годы советской власти «старшим братом».) Такие этносы могут, как дети, обижаться на «отца» из-за его несправедливого отношения. Достаточно вспом­нить, как люди ловили каждое слово «отца народов» Сталина в адрес своих наций.

Д. Горовиц приводит следующий пример: креолы Гвианы, фрустри-рованные тем, что метрополия неодинаково относится к разным наро­дам, называют ее фаворитов — восточных индейцев — «дорогими» («дарлингс») для европейских отцов и выражают свое горькое разоча­рование тем, что британцы не оценили в должной мере «преданность креолов»2.

В истории взаимоотношений народов, таким образом, все повторя­ется. Армяне в Османской империи долгое время вели себя так при­мерно и мирно, что получили «почетное» звание самых преданных подданных (верноподданных)3.

Но позднее они были удивлены тем, что турки не оценили долж­ным образом эту их преданность! В настоящее время среди армян есть немало таких, которые удивляются: почему русские недооценивают их преданность России, стратегическое значение Армении в Закавказье и на Ближнем Востоке. Утверждают даже, что русские плохо понимают

1 Bird В. A. Consideration of the Etiology of Prejudice. «Journal of American Psy­choanalytic Association», 5 Guly, 1957). - P. 490-513; Dollardj. Caste and Class in a Southern Town, 3-rd Ed.; Homans G. The Human Group. — London. Routledge and Kegan Paul, 1951. - P. 248.3

2 Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. — Univ. of Calif. Press, Berkley a. o., 1985. - P. 165.

лЛео. Собр. соч. Т. 3, гл. 1-8. - Ереван, 1967.

4-84598

Часть I, Этнос, нация, этнопсихология

 

свои национальные интересы, когда во многих случаях выступают не на стороне армян. В этих сентенциях есть доля правды, но очевиден также их самозащитный характер. Есть также непонимание того, что совсем недавно армяне, наряду с другими народами СССР, были в подчинении у доминирующего русского этноса, а хозяину, даже быв­шему, трудно считать вчерашних подчиненных равными себе и значи­тельными. Если во всех суждениях обиженных народов и есть истина, все же основная их мотивация — самозащита фрустрированного ре­бенка с помощью таких механизмов, как рационализация, атрибуция и другие. Обида на «старшего брата», покровителя или «отца» — вот основа таких суждений. Впрочем, проблемы этнической самозащиты мы обсудили со всеми подробностями в другой книге'.

Перед нами, таким образом, как бы модель соперничества братьев и сестер за благосклонность родителей, отца — в первую очередь. Те этнические группы, которые находятся под протекцией колониали­стов и вызывают возмущение, воспринимают как «испорченных де­тей». Обиженные этносы, как и обиженные дети, требуют от родите­лей справедливого и равного отношения.

Ясно, что более глубокое обсуждение этого вопроса возможно с при­влечением теории референтных групп. В частности, при взаимной оценке этнические группы руководствуются критериями и нормами референтных для себя групп — групп «хозяев». Для этого они должны быть весьма чувствительны к этим нормам, должны знать их или оп­ределить с помощью механизма атрибуции. Здесь уместно ввести тер­мин «нормативная атрибуция».

В присутствии референтной группы колонизаторов некоторые эт­нические группы выбирают другую стратегию поведения: они идут по стопам «отца». Например, африканские племена баганда и баконго, не чувствуя необходимости вести себя как другие, т. е. отвергая роль «обиженного ребенка», брали на себя миссию колонизаторов. Они соревновались между собой и с колонизаторами в осуществлении их идей. Они брались «цивилизовать» остальных, считая себя уже «евро­пейцами» и обращались с представителями других этнических групп как с аборигенами.

В Нигерии такое поведение было характерно для народа ибо. После ухода колонизаторов происходили изменения, но основным стандар­том оценки людей в этих странах оставался западный человек, стре­мящийся к успеху.

1 Налчаджян А. А. Этнопсихологическая самозащита и агрессия. — Ереван, 2000.

Глава 2. Межэтнические отношения

В Армении, как и в других национальных республиках бывшего СССР, такую функцию брали на себя обрусевшие представители мест­ных народов. Для них были характерны примерно такие суждения: без знания русского языка невозможно быть культурным человеком. Но эти люди почему-то не понимали, что незнание родного языка, осо­бенно для человека, живущего в своей этнической среде, есть убеди­тельное доказательство отсутствия культуры и чувства собственного достоинства. При выборе описанной стратегии поведения и адаптации критерии оценок людей и социальных групп берутся извне, заимству­ются у господствующего этноса. Такие критерии не обязательно пло­хи, но их источник не свой этнос и не собственное суждение, а доми­нирующая группа, т. е. внешний авторитет.

§ 12. Последствия статуса меньшинства

К каким последствиям приводит длительное пребывание в статусе меньшинства?

Исследования показали, что таких последствий несколько.

1. Уничтожение. В некоторых случаях группы меньшинств уничто­жаются доминирующей группой, нередко с помощью других этниче­ских групп, которые хотят извлечь из этого для себя пользу. Так было, например, в годы геноцида' армян в Османской империи и Турецкой республике Ататюрка (1915-1923 гг.), когда в осуществлении геноци­да активное участие принимали курдские племена.

В настоящее время они сами стали объектом притеснений и геноцида.

2. Вытеснение: «выталкивание» из определенных районов или из всей страны. В США таким образом вытеснили индейцев, во Вьетнаме — китайцев, в Германии — евреев (там сочетали геноцид с высылкой) и т. д.

3. Отделение от полиэтнического ранжированного общества и со­здание своего собственного государства. Для этого выделяются отдель­ные территории. Например, черные мусульмане в США требуют для себя создания отдельного штата.

4. Сегрегацияэто физическое разделение двух расовых или этниче­ских групп, выделение для них отдельных территорий для проживания, школ, рабочих мест. Обычно доминантная группа решает, где должно жить меньшинство. Однако группа меньшинства, из страха возможных репрессий, сама может изолироваться.

1 Предпочтительнее использовать термин «этноцид», поскольку в таких случаях уничтожаются этносы.100

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

5. Слияние. Иногда доминирующая и подчиненная группы объеди­няются и составляют новую группу: А + В + С = D. Здесь D — новая расово-этническая (расово-культурная) группа, не похожая на те, из которых возникла. Этот процесс имеет большое сходство с амальга­мацией — культурным и физическим синтезом, в результате которого формируется новый народ. Такие процессы активно происходят в США, стране иммигрантов, которую образно называют «плавильным котлом» или «тиглем». Однако исследования показали, что на самом деле процессы слияния этносов и рас идут в США очень медленно: как доминирующая, так и остальные группы оказывают сопротивле­ние заключению смешанных браков. Приводя количественные дан­ные, Р. Шеффер приходит к выводу, что США на самом деле вовсе не «плавильный котел».

6. Ассимиляция. Идя по этому пути, подчиненные группы перени­мают характерные черты доминирующей группы и становятся ее час­тью. Формула ассимиляции выглядит так: А+В + С = А. В результате процесса ассимиляции группы В и С становятся незаметными в соста­ве новой уже группы А. При ассимиляции доминирующая этническая группа А требует от других групп конформизма. В США, например, ассимиляция поощряется белым большинством'.

Теорию ассимиляции предложил Милтон Гордон. Мы рассмотрим его концепцию и другие аспекты ассимиляции как адаптивной стра­тегии групп этнических меньшинств в отдельной книге2.

§ 13. Межэтнические процессы

Контакты и взаимодействие этнических групп вызывают целый ряд процессов, о которых, включая и их результаты, мы до сих пор гово­рили лишь вскользь. Теперь пора более подробно рассмотреть их. Ос­новными межэтническими процессами являются: соперничество и борьба, конфликты, сотрудничество, следующие за ними вторичные процессы распределения статусов и ролей и другие. Межэтническим конфликтам мы посвятили отдельную главу в книге «Этнопсихоло­гическая самозащита и агрессия», остальные же процессы будут об­суждаться ниже. Здесь и в последующих параграфах данной главы мы рассмотрим основные межэтнические процессы и некоторые их результаты.

Глава 2. Межэтнические отношения

1 Шеффер Р. См.: Schaeffer R. Racial and Ethinc Groups. - P. 33 a. o. 2Налчаджян А. А. Этногенез и ассимиляция. — Ереван, 2003.

Соперничество и борьба

Когда живущие на одной и той же территории этнические группы независимо друг от друга стремятся обрести часть этой территории, ис­точники питания и другие ресурсы, необходимые для жизнеобеспече­ния и репродукции, между ними устанавливается соперничество, или соревнование.

Борьба между этническими группами начинается тогда, когда их члены осознают неустойчивость своего положения и способны опреде­лить и ясно осознать, кто их противник. Тогда соперничество этносов превращается в борьбу, в которой каждая из сторон понимает, что ус­пех противника является для нее поражением. Это сходно с соперни­чеством двух мужчин, которые борются за одну и ту же должность или за благосклонность одной и той же женщины. На данном этапе борьба (как этап соперничества) может идти по определенным правилам юри­дического и (или) морального характера. Использование норм и пра­вил позволяет до поры до времени предотвратить насилие.

Когда же борьба принимает характер затяжного конфликта или кризиса и участники осознают, что законными средствами невозмож­но добиться поражения противника и его удаления со своего пути, пси­хологически становится возможным применение насилия. Тогда про­тивники стараются уничтожить друг друга.

Есть точка зрения, основывающаяся на теории эволюции Ч. Дар­вина, согласно которой в обществе, как и в животном мире, идет борьба за выживание и побеждает тот, кто лучше всех адаптирован к среде'.

Ему достаются лучшие средства жизни: наиболее привлекательные женщины (мужчины), доходные должности, лучшие условия обитания.

Соперничество и борьба обычно начинаются уже сразу после пер­вых контактов двух этничских групп. Но затем происходят процессы, которые способны предотвратить прямое соперничество, конфликты и насилие.

Особенности межэтнического соперничества и борьбы

Отметим ряд особенностей межэтнического соперничества. Наблюдая соперничество раз­личных этносов, мы убеждаемся, что зачастую они борются друг против друга так ожесто-

1 Park Robert Е. Human Communities. Ed. by E. С Hughes et al., Glencoe (111.), 1952; Shibutani Т., Kwan K. Ethnic Stratification: A Comparative Approach. — New York, London, 1968. - P. 142-143.

 

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

Глава 2. Межэт нические отношения

ченно, как будто принадлежат к различным биологическим видам. Между тем нет сомнения, что между представителями различных эт­носов больше биологического и психологического сходства, чем раз­личий. Хотя им самим представляется, что эти различия очень велики: в своей повседневной жизни, в том числе в межэтнических отношени­ях, люди руководствуются не объективными научными данными, а по­добными субъективными представлениями.

Другая особенность межэтнического соперничества состоит в том, что борьба между двумя индивидами — представителями этих этно­сов есть по существу межэтническая борьба, поскольку каждый из них выступает в состоянии идентификации со своим этносом и верит в то, что различия между этносами являются наследственными. Еще в 1930-х гг. на эту особенность межэтнических конфликтов обратил вни­мание Родериг Маккензи.

Ход и итоги борьбы этнических групп зависят от того, за какие цен­ности они борются. А бороться они могут не только за материальные, но и за духовные ценности: за идеи, религию, за национальное досто­инство и авторитет и т. п. Выбор методов борьбы в значительной мере зависит от ее целей. А ее исход обусловлен теми ресурсами и техноло­гиями, которые имеются в распоряжении сторон. Как внутриэтниче-ская, так и межэтническая борьба ведется и на уровне культур. Причем она подчиняется некоторым правилам, а если у сторон имеются еще и гуманистические взгляды, они отказываются использовать все те воз­можности, которые открываются перед ними в случае победы над про­тивником. Гуманистическая идеология ограничивает эксплуатацию побежденных народов. Иногда же побежденным помогают встать на ноги и начать новую жизнь. Так было после Второй мировой войны, когда США, осуществляя «план Маршалла», оказали огромную по­мощь европейским государствам, в том числе побежденной Германии, в деле восстановления разрушенного хозяйства.

В плане отношения к побежденным противникам между этносами, по-видимому, существуют значительные различия. Есть такие, кото­рые беспощадны и доводят дело до полного порабощения и даже унич­тожения побежденных. Так поступали тюркские племена, а затем и Османская империя с другими народами.

Но есть и другие примеры. Вся история армянского народа полна эпизодов прощения врагов, возвращения гаремов побежденных коро­лей и т. п. Так поступали армяне и до принятия христианства, но осо­бенно после перехода в эту веру. И в исторической перспективе про­играли борьбу с агрессивными соседями и другими завоевателями.

Эмпатия, доброта, великодушие — высокие человеческие качества, но в том окружении, в котором армяне оказались исторически, да и нахо­дятся сейчас, эти качества объективно не способствовали созданию сильного, могущественного государства. А такую потенциальную воз­можность армянский народ имеет и сейчас, что доказывается событи­ями 90-х гг. XX в.

В соперничестве этнических групп в конечном счете победа остает­ся за теми, у кого более высокоразвитая культура и технология, со­вершенные и эффективные государственные и другие политические структуры. Эти достижения увеличивают адаптивные и адаптиру­ющие возможности этноса, делают его поведение более гибким. На оп­ределенной территории победу одерживает та этническая группа, культура которой лучше приспособлена для эксплуатации возможно­стей этого пространства. Высокоразвитая культура позволяет этниче­ской группе занять доминирующее положение и обеспечить более бы­стрый рост представителей своего антропологического типа.

§ 14. Соперничество, роли и этническая стратификация

Одним из основных результатов контактов и соперничества этни­ческих групп является возникновение иерархии их статусов. Каж­дый понимает и принимает свою роль, и соперничество становится менее ожесточенным. Прекращается непосредственная борьба между конкретными представителями групп за овладение рабочими места­ми, жилищами, за авторитет и другие ценности. Если есть иерархия этносов, они сохраняют между собой дистанцию и выполняют свои роли. Борьба между этническими группами в какой-то степени стано­вится даже излишней. Доминирующая группа чувствует себя в безопас­ности: каждый знает «свое место» в обществе, и можно даже сотрудни­чать за достижение общих целей. Речь идет, конечно, об этнических группах одного ранжированного многоэтнического общества. Однако соперничество между соседними этносами, живущими на разных, но пограничных территориях, может иметь не менее ожесточенный ха­рактер, не приводя к устойчивой субординации.

Как отмечают этнопсихологи, система этнической стратификации, возникшая в единой социальной структуре, становится консерватив­ной силой. Люди, живущие в такой системе, в основном тоже стано­вятся консерваторами: они считают существующее положение вещей естественным и даже справедливым. Все стремятся приспособиться104

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

к возникшим социальным нормам. Этому способствует то, что за хо­рошее выполнение ролей предусматриваются положительные санк­ции (вознаграждения).

В многоэтнических обществах возникают проблемы, связанные не только со статусами этнических групп. В каждом обществе существу­ют профессиональные роли и соответствующие статусы, и в этой свя­зи возникает ряд вопросов, например, следующего характера: каким образом люди сочетают свои этнические и профессиональные роли и какие существуют различия между этносами по их типичным профес­сиональным ролям?

Каким образом происходит разделение труда между разными этни­ческими группами многоэтнического общества, какие факторы на это влияют?

Вторжение нового этноса в пространство, занятое уже одной или несколькими этническими группами, всегда приводит к изменениям экономической системы, так как появляются новые профессии, новые производители и потребители, новые экономические и социально-эт­нические отношения. В экономической системе происходят изменения и в том случае, когда какая-либо этническая группа уходит, т. е. при эмиграции.

Личная карьера индивидов в многоэтническом ранжированном обще­стве зависит от того, как они адаптируются к требованиям доминирующих групп и их культуры. Для того чтобы сделать успешную карьеру, многие стремятся по возможности уменьшить те антропологические и культур­ные различия, которые есть между ними и представителями основного этноса. Есть признаки, которым без труда можно подражать. Например, еврей, живущий во Франции, меняет свою одежду, воспринимает прави­ла поведения французов и становится «французом». Приспосабливаясь таким образом, он создает предпосылки для успешной карьеры. Есть и такие, кто, ресоциализируясь, меняют даже свою религию. Правда, расо­вые признаки изменить крайне трудно или даже невозможно. Еще одним способом быстрого приспособления является поселение иммигрантов в больших городах, где их происхождение никому не известно.

Речь идет, по существу, о более широкой проблеме социальной мо­бильности этнических меньшинств'.

Социальная мобильность обеспечивается посредством успехов и не­удач, браков и других способов. Общество гибче в том случае, если

Глав а 2. Межэтнические отношения

1 Смелзер Н. Социология / Пер. с англ.М., 1994, гл. 9-10; Сорокин П. Чело­век. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

социальная мобильность, т. е. изменение статусов, облегчена. Но сле­дует говорить о социальной мобильности как этнической группы в целом, так и ее отдельных членов. Обычно статус этнической группы долгое время остается устойчивым, в то время как отдельные ее члены могут делать успешную карьеру. Поэтому следует остерегаться по­спешных выводов и не обобщать успехи отдельных представителей этноса: та или иная нация в разных странах может иметь значительное число представителей, добившихся успехов и занимающих даже вы­сокие статусы, но это может и не привести к дальнейшему повышению статуса самого их этноса. Это мы видим, например, в Турции конца XIX и начала XX в.: здесь было много видных деятелей-армян, пре­успевших в торговле, промышленности, в области культуры, даже в структуре государственного управления и т. п., но армянский этнос в целом продолжал занимать низкий статус и подвергался гонениям. В тех странах, в которых этнические чувства и признаки сильно и резко выражены, людям очень трудно перейти из одной группы в другую. Иногда это невозможно, и всегда существуют возможности вспышки расово-этнических и религиозных конфликтов. Такова си­туация, например, в Южно-Африканской республике, в Японии, Тур­ции и некоторых других странах.

§ 15. Последствия межэтнических отношений для культуры этносов

Контакты этносов сопровождаются контактами их культур, вслед­ствие чего в них происходят изменения. Они в этнологии известны и здесь приводятся главным образом для полноты изложения. Исследо­вателями зафиксированы следующие основные виды изменения куль­тур взаимодействующих этносов'.

Прибавление: этнос Э1, сталкиваясь с этносом Э2, осваивает неко­торые его достижения. Так, турки, захватив Малую Азию, заимствовали многие навыки быта, земледелия и ремесленничества коренных наро­дов, немало слов, обозначающих культурные занятия аборигенов — армян, греков и других народов2.

Убавление: этнос Э1, взаимодействуя с Э2, теряет ряд своих тради­ционных навыков и умений. Так, в настоящее время из-за импорта готовой продукции из Европы, Америки и Азии страдают ремеслен-

1 Садохин А. П. Этнология. - М., 2000. - С. 208-209.

2 Еремеев Д. Е. Этногенез турок. — М., 1971.106

Часть I, Этнос, нация, этнопсихология

нические традиции армян. Фактически потерян навык изготовления посуды из глины, частично — из дерева. Немногочисленные ремеслен­ники изготавливают такие предметы лишь в качестве сувениров.

Обеднение (эрозия): речь идет о разложении, деструкции культу­ры. Многие малые этносы Америки, Севера и Востока России и дру­гих регионов мира потеряли свою культуру и сами растворились в мас­се господствующего этноса или были истреблены (как в США).

Усложнение: культура этноса Э1 под влиянием более богатой куль­туры этноса Э2 претерпевает изменения, становится более сложной. Таково влияние русской культуры на азербайджанскую, китайской культуры на японскую и др. Например, японскую культуру считают дочерней культурой китайской.

Этнические культуры при синхронном их сравнении обнаруживают различные уровни развитости. Чем выше уровень культуры, тем устой­чивее она и способнее избирательно ассимилировать только то, что по­лезно для себя. Мы полагаем, таким образом, что у развитых культур защитные механизмы лучше развиты. Такие культуры и их носители-этносы лучше защищены от проникновения элементов чужих культур. Они оказывают сильное сопротивление попыткам ассимиляции.

Литература

1. Артамонов М. И. История хазар. — Л., 1962.

2. Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии. - М., 1966 (М., 2001).

3. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. — М., 1989.

4. Плетнева С. А. Хазары. — М., 1986.

5. Садохин А. П. Этнология. — М., 2000.

6. Сикевич 3. В. Социология и психология национальных отноше­ний. - СПб, 1999.

7. Смелзер Н. Социология. — М., 1994.

8. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

9. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы и культуры. — М., 1985.

10. Austin W., Worchel S. (eds.). The psychology of Intergroup Rela­tions. — Monterey (Calif.), Brooks/Cole, 1979.

11. Brown R. The Social Psychology. The Second Edition. — New York, 1985.

12. Feaginjoe R. Racial and Ethnic Relations. 2-nd ed., 1988.

Глава 2. Межэтнические отношения

13. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. — Univ. of Calif. Press, Berk­ley a. o., 1985.

14. RoyceA. Ethnic Identification. Strategies of Diversity. — Blooming-ton, 1982.

15. Schaeffer R. Racial and Ethnic Groups. 2-nd ed., Little, Brown and Corp. — Boston and Toronto, 1984.

16. Shibutani Т., Kwan K. Ethnic Stratification: A Comparative App­roach. — New York, London, 1968.

17. Tajfel H. Human Groups and Social Categories. — Cambridge (Eng­land), 1961.

18. Weber M. Essays in Sociology. Ed. by H. H. Gerth and С Wright Mills. - New York, 1958. Глава 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...