Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовая форма – это комплекс правовых норм, определяющих отношения участников предприятия со всем окружающим миром.




Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности:

1. Единоличная (частнопредпринимательская) фирма.

2. Партнерство (товарищество).

3. Корпорация (акционерное общество).

4. Государственное предприятие.

5.

1 ЕДИНОЛИЧНАЯ (частнопредпринимательская) ФИРМА — это фирма, принадлежащая одному лицу, которое владеет всеми е активами и несет персональную ответственность по всем ее

обязательствам (является субъектом неограниченной ответственности).

Собственник классической частнопредпринимательской фирмы — центральная фигура (принципал), с которой владельцы всех остальных факторов производства заключают контракты. Он владеет обычно наиболее важным (специфическим) ресур­сом. Таким ресурсом могут быть особые интеллектуальные, пред­принимательские и тому подобные способности. Цель частно­предпринимательской фирмы — получение остаточного дохода, остающегося после осуществления всех платежей владельцам привлекаемых факторов.

Преимущества частнопредпринимательской фирмы:

· простота организации. Благодаря ей коммерческое предпри­ятие, основанное на единоличной собственности, создается без особых затруднений;

· свобода действий владельца фирмы. Ему нет необходимости согласовывать принимаемые решения с кем бы то ни было (он самостоятелен в ведении всех своих дел);

· экономическая мотивация (получение всей прибыли, остаточного дохода одним лицом — владельцем фирмы).

· Недостатки частнопредпринимательской фирмы:

· ограниченность финансовых и материальных ресурсов. Это обусловлено не только нехваткой собственного капитала, но трудностями привлечения кредитных ресурсов. Кредиторы весьма

· неохотно идут на предоставление ссуд единоличным собственникам, полагая, что эта форма бизнеса не стол привлекательна для них, как другие формы. Поэтому основным источником финансирования частнопредпринимательской деятельности служат сбережения собственника и средств взятые в долг у родственников, близких друзей и т.п. Со временем капитал можно нарастить, пустив в дело полную прибыль, однако и в этом случае рост фирмы будет медленным. Поэтому по размерам индивидуальные предприятия, как правило, невелики;

· отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций (особенно в условиях малых и средних предприятий); определенные налоговые проблемы. Они возникают в связи с тем, что дополнительные выплаты, осуществляемые частной предпринимательской фирмой (например, на медицинское страхование и страхование жизни) не рассматриваются налоговыми органами ряда стран как ее расходы и поэтом; не подлежат исключению из прибыли при расчете налогооблагаемой базы. (Корпорации, напротив, пользуются налоговыми льготами в отношении подобных выплат.) Едино личный собственник должен оплачивать подобные расход из прибыли, остающейся в его распоряжении после налоге обложения;

· трудности при передаче прав собственности. В отличнее корпораций никакое имущество единоличного предприятия не может быть передано членам семьи при жизни владельца. Это ограничивает маневренность единоличной формы организации бизнеса, создает дополнительные проблемы в процессе накопления капитала;

· неограниченная ответственность собственника по обязательствам, взятым на себя его предприятием фирме предъявлены иски, в том числе в судебном порядке ее собственник отвечает перед судом и несет полную персональную ответственность. Это означает, что для урегулирования претензий может быть конфисковано не то-имущество фирмы, но и личная собственность владельца. Аналогичный исход бывает и в случае банкротства. Все это ставит единоличного собственника в рискованно положение.

2. ПАРТНЕРСТВО (товарищество). Эта форма подобна единоличной собственности во всех отношениях, за исключением того, что в ней существует более чем один собственник. В полном товариществе все партнеры также несут неограниченную ответственность.

Модифицированной формой полного товарищества является смешанное (коммандитное) товарищество, или товарищество на вере. Основная ее особенность заключается в том, что наряду с одним или несколькими участниками, отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом, имеется один или несколько участников, ответственность которых ограничивается их вкладами в дело. Коммандитные товари­щества в некоторых случаях могут выпускать акции на сумму вкладов внешних участников. Такие участники называются акционерными коммандитистами, а общество — акционерной коммандитной.

3. КОРПОРАЦИЯ (по российскому законодательству — акционерное общество). Она представляет собой обезличенное предприятие с правом юридического лица, созданное в разре­шительном порядке и обладающее уставным капиталом, раз­деленным на определенное число равных долей — акций.

Отличительные черты и преимущества корпораций:

· существуют независимо от их собственников;

· ограниченная ответственность. Ответственность членов общества, которых называют акционерами, ограничивается на­рицательной стоимостью приобретенных ими акций. В случае возникновения претензий к акционерному обществу закон за­прещает конфискацию личного имущества его собственников;

· Акционеры имеют право на долю доходов корпорации. Часть прибылей, выплачиваемая владельцу акций, называется дивидендом. Та часть, которая не выплачивается в качестве дивидендов называется нераспределенной прибылью;

· Право акционеров передавать свои акции другим лицам;

акционерные общества бывают двух типов — открытые и закрытые. Акции открытых обществ распространяются в свободной продаже на условиях, устанавливаемых законами и иными правовыми актами. Акционерные общества открытого типа создаются для того, чтобы собрать большой капитал. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее деленного круга лиц, называется закрытым. Таким образом не вправе проводить открытую подписку на выпуска им акции.

Преимущества, связанные с ограниченной ответственное возможностью передачи собственности, а также способности акционерного общества привлекать капитал сверх вкладов владельцев определили широкое распространение корпоративной формы организации бизнеса в промышленности, торговле банковском и страховом деле, в других сферах экономики. Поэтому в настоящее время акционерные общества — наиболее распространенная форма предпринимательства, своего рода «арматура» мировой экономики. Это объясняется отчасти тем, что их деятельность хорошо отработана исторической практикой, предшественники таких обществ появились еще в XV—XVIвв., когда были созданы банки Св. Георгия в Генуе и Св. Амвросия в Милане. В XVII в. возникли крупные торговые компании: голландская Ост-Индская компания (1600 г.), французская «Компания дез Энд оксиданталь" (1628 г.). К этому времени относит; и появление столь известного сегодня понятия "акция", впервые встречающегося в Уставе голландской Ост-Индской компании, участники которой именовались акционерами.

Недостатки корпораций:

порядок уплаты налогов, предусматривающий двойное налогообложение: уплату налога с прибыли, которая сокращает величину дохода, причитающегося акционерам, и уплату»-лога с дивиденда, получаемого владельцами акций;

затраты времени на регистрацию акционерного общества бюрократическую волокиту, иногда имеющую место в процессе образования общества.

4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — производственная единица, характеризующаяся двумя основными чертами:

а) имущество такого предприятия и управление им поли или частично находятся в руках государства и его органов (объединений, министерств, ведомств): они либо владеют капиталом предприятия и обладают безраздельными полномочия распоряжаться им и принимать решения, либо объединяются с частными предпринимателями, но влияют на них и контролируют их;

б) в своей деятельности оно руководствуется не только поиском наибольшей прибыли, но и стремлением удовлетворить общественные потребности, что может ограничивать экономическую эффективность или даже вести в некоторых случаях к потерям, которые, однако, оправданны.

От государственных предприятий следует отличать государственные учреждения, которые преследуют внеэкономические ели (больницы, школы, общественные службы) и не участвуют в собственно рыночном обмене.

Причины возникновения предприятий государственного сектора:

1. Исторические причины. В ряде стран Европы государст­венные предприятия возникли по воле государственной власти в эпоху меркантилизма. Во Франции, например, одним из наибо­лее известных инициаторов создания государственных мануфак­тур в XVIII в. был тогдашний министр финансов Кольбер. В Рос­сии активный процесс создания государственных мануфактур, основанных на крепостном труде, осуществлялся Петром I.

2. Некоторые государственные предприятия появились в результате экспроприации, вызванной особыми политическими обстоятельствами (например, конфискация французским государством заводов Рено и Берлие, чьи хозяева были обвинены в сотрудничестве с фашистами в годы Второй мировой войны).

3. Государственные предприятия могут также возникать в результате выкупа частных предприятий, находящихся на грани банкротства или испытывающих серьезные трудности в области технической модернизации. Во многих странах правительство национализирует частные предприятия, предоставляющие общественные услуги не способные функционировать без постоянной поддержки.

4. Основная финансовая причина возникновения государственных предприятий — стремление государства иметь постоянный и стабильный источник доходов. С этой целью государство устанавливает монополию на производство некоторых товаров массового спроса (табак, водка, спички).

5. Технические причины. Под ними подразумеваются причины, обусловленные техническими свойствами таких производств, которые не в состоянии развиваться в рамках частной инициативы (железные дороги, электростанции, атомная энергетика и т.п.).

6. Идеологические причины возникновения государственных предприятий имеют место тогда, когда расширение госсектора в экономике происходит в условиях социальных или экономических реформ. Чаще всего такие реформы происходят на фоне политических перемен. Например, в Великобритании широкая национализация промышленных предприятий происходил в 1950—1960-х гг., когда у власти находились лейбористы. Во Франции идейным истоком национализации в послевоенный период послужила программа Национального совета Сопротивления. В бывших социалистических странах национализация проводилась для создания так называемой общенародной (государственной) собственности как условия реализации социалистических идеалов.

Предприятие является государственным, если государств контролирует структуру и функционирование производствен­ной единицы.

Правовой статус государственных предприятий в различ­ных странах отличается большим разнообразием. В зависимости от способа и степени участия государства в собственности предприятия и в его управлении различают три основные формы государственных предприятий:

бюджетные предприятия,

• государственные корпорации;

• смешанные компании.

Бюджетные предприятия. В эту группу входят предприятия, не имеющие ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности. По своему положению они относятся к системе государственного административного управления и непосредственно подчиняются каким-либо министерствам, ведомствам или органам местного самоуправления или структурно входят в них. Они не платят налогов на полученную прибыль, все их доходы и расходы проходят через госбюджет.

Внешними источниками финансирования они обычно пользуются, а субсидируются за счет государственной казны.

Руководители предприятий назначаются соответствующими государственными органами и наряду с остальным персоналом считаются государственными служащими. К числу бюджетных предприятия обычно относятся службы связи, верфи, предприятия ВПК и т.п. Такие предприятия выступают в качестве неких «продолжений государства» и представляют собой самые старые и классические формы государственных предприятий.

Государственные корпорации. Это довольно распространенная организационно-правовая форма государственных предприятий. Наряду с хозяйственной деятельностью, государственные корпорации выполняют, как правило, определенные регулирующие и управленческие функции в установленных пределах от имени государства. Это значит, что государствен­ные корпорации сочетают черты коммерческого предприятия и государственного органа. Они могут быть образованы в фор­ме акционерного общества, все акции которого принадлежат государству.

Смешанные компании. Они образуются в форме акционер­ных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, акции которых принадлежат государству и частным вкладчикам. Смешанные компании действуют в соответствии с законом об акционерных обществах и являются юридическими лицами, участвуя в хозяйственном обороте на коммерческой основе на­равне с частными фирмами. Тем не менее они обычно пользу­ются определенными привилегиями по сравнению с частными фирмами, которые могут выражаться в предоставлении государ­ственных субсидий и дотаций, льготном режиме получения им­портных лицензий, гарантированных поставках сырья и полу­фабрикатов с других государственных предприятий по твердо Фиксированным ценам, гарантированном рынке сбыта производимой продукции, экспортных дотациях и т. д.

Собственный капитал смешанных фирм складывается из акционерного капитала, капитализированной прибыли и эмиссионного дохода, если их акции реализуются на фондовой бирже. Государство и частные акционеры получают доход от их деятельности в виде дивидендов. Смешанные компании имеют более широкие возможности, чем государственные корпорации, пользоваться заемными средствами.

Роль государственного сектора — способствовать акционированию национальной экономики в условиях близких экономическому оптимуму, критерием которого является эффективное использование ресурсов страны и увеличение ВВП.

Эта роль имеет двоякое проявление:

а) государственные предприятия выполняют функцию компенсатора по отношению к частному сектору. В период депрессии, например, инвестиции в государственный сектор заменяют недостаточные частные вложения;

б) государственные предприятия могут играть роль инициатора по отношению к частному сектору. Производя с меньшими издержками и продавая по более низким ценам продукцию госсектор может оказывать благотворное воздействие всю экономику. Следовательно, создавая предприятия, государство получает инструмент управления национальной экономикой.

Глава 8. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ. РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ

 

8.1 Долгосрочный и краткосрочный периоды: определение понятий

 

Поскольку в теории фирмы фактор времени роль, необходимо дать разъяснение двух понятий, используемых экономистами: долгосрочного и краткосрочного периодов. Они не обозначают какого-либо фиксированного отрезка календарного времени, а имеют качественный, экономический смысл и определяются в зависимости от характера фирмы. В течение долгосрочного периода все действующие на определенный момент контракты фирмы будут выполнены оборудование придет в негодность или устареет, так что потребуется его замена, и т.д.

Долгосрочный период — это такой промежуток времени, в течение которого фирма изменяет все факторы производства. Ни один фактор, включая капитал, не остается понятным. Это означает, что в долгосрочном периоде объем» производства фирмы может быть увеличен или уменьшен наиболее выгодного для фирмы изменения – любого фактора.

В отличие от долгосрочного в течение краткосрочного периода фирма имеет минимум свободы выбора. Она не в состоянии даже увеличить выпуск продукции в соответствии и возросшим покупательским спросом. Для этого фирма вынуждена увеличить закупки сырья, возможно, вести сверхурочные ты, а также нанять дополнительных рабочих. Даже после этого пройдет некоторое время, прежде чем фирма начнет пускать дополнительную продукцию. Следовательно, в течение краткосрочного периода увеличение спроса может быть удовлетворено лишь за счет запасов готовой продукции.

Краткосрочный период — это настолько короткий промежуток времени, что в его пределах фирма не может изменить количество используемых в производстве ресурсов (оборудования, производственных площадей, технологий). Изменение объема выпуска в краткосрочном периоде можно, в частности, лишь за счет маневрирования существующими производственными мощностями (например, путем их сверхурочного использования).

Продолжительность краткосрочного периода зависит от характера отрасли. В отраслях, где характер производства позволяет легко менять ресурсы, краткосрочный период длится не более нескольких месяцев. К таким отраслям относятся, в частности, швейная и пищевая промышленность. Для других отраслей период может составлять 1—3 года: автомобильная промышленность, угледобыча, авиастроение, цветная целлюлозно-бумажная промышленность. Краткосрочный период для энергетической промышленности занимает от 6 до 10 лет, в течение которых проектируется, строится и эксплуатацию новая электростанция. Таким образом, в краткосрочном периоде фирма может использовать данное количество производственных ресурсов, которые определяют ее иные возможности или масштаб производства.

 

8.2 Концепция издержек в экономической теории

 

На каждой фирме ведется бухгалтерский учет, который регистрирует затраты, понесенные фирмой в процессе работы, такие, как выплата заработной платы, расходы на приобретение материалов, налоговые отчисления и т. д. Хотя эти затраты необходимо обязательно учитывать, рассматривать только недостаточно. Экономисты и квалифицированные менеджеры понимают, что существуют и подразумеваемые (неявные) затраты, которые никогда не учитываются в бухгалтерских книгах, но тем не менее должны приниматься во внимание при выработке управленческих решений.

Чтобы понять это, необходимо осознать, что независимо от природы все затраты подразумевают своего рода жертву. Это означает следующие: чтобы получить нечто, всегда приходится чем – то жертвовать, т. е. нести затраты. Такие затраты не обязательно выражаются в прямых денежных потерях. Например, если к какому-то индивиду необходимо заступать на смену в то время, когда по телевидению будут транслировать футбольный матч с участием любимой команды, то для него выход на смену будет связан с потерей удовольствия от неувиденного спортивного шоу. Существуют и другие затраты, такие, как шум, загрязнение и перенаселенность больших городов, стрессы и неудовлетворенность работой. Независимо от того, насколько эти виды затрат влияют на эффективность производства, они должны учитываться предпринимателями наряду с денежными затратами.

Рассмотрим основные виды затрат, которые рассчитываются и используются в предпринимательской деятельности. Сущест­вует два подхода к трактовке издержек, каждый из которых имеет свою область применения.

Согласно первому из них, издержки определяются как ценностъ израсходованных ресурсов в фактических ценах их приоб­ретения. Эти издержки экономисты называют бухгалтерскими.

Согласно второму подходу издержки определяются как цен­ность других благ, которые можно было бы получить при наи­более выгодном использовании тех же ресурсов. В этом случае говорят об альтернативных издержках (упущенной выгоде).

Как видим, между этими видами издержек существуют фун­даментальные различия.

Бухгалтерские издержки — это осуществленные фирмой затраты денежных средств на выплату заработной платы и жало­ванья, арендной платы, процентов за кредит, уплату коммуналь­ных услуг, приобретение сырья и т. д. Бухгалтерские издержки включают периодическое уменьшение стоимости активов, т.е. амортизационные отчисления, уценку и затраты, связанные с истощением активов.

Однако при всей важности бухгалтерских издержек (издер­жек прошлых периодов) для экономической оценки деятельно­сти фирмы определяющее значение имеют издержки будущих периодов (альтернативные издержки). Они входят в круг наибо­лее важных, фундаментальных понятий экономической теории. Бухгалтерские издержки полезны главным образом как база для прогнозирования поведения фирмы, но с ними следует обра­щаться осторожно, поскольку изменения в ценах на ресурсь1) условиях их поставки, новые технологии и т. д. делают бухгалтерские издержки непригодными для использования в качеств индикаторов будущего.

Альтернативные издержки (упущенная выгода) — это затраты, связанные с отказом от использования определенна возможностей и альтернатив для реализации намеченных целей.

Существование альтернативных издержек связано с ограничен­ностью ресурсов. Если бы ресурсы были безграничны, то ни одно действие не осуществлялось бы за счет другого, т. е. альтерна­тивные издержки любого действия были бы равны нулю. Однако окружающий нас реальный мир — это мир ограниченных ресур­сов, поэтому в нем альтернативные издержки всегда положи­тельны. Ресурс, используемый для одной цели, не может быть одновременно использован для достижения другой.

Предположим, что фирма решает вложить 100 тыс. долл. в здание вместо приобретения на ту же сумму государственных облигаций. Процент, который фирма могла бы получить по об­лигациям, — это нереализованная возможность и, следовательно, альтернативные затраты. Поэтому при анализе альтернативных затрат фирмы к явным затратам на здание в размере 100 тыс. долл. следует прибавить этот недополученный доход, получивший в экономической теории название неявных (вмененных) затрат.

Альтернативные издержки фирмы плюс бухгалтерские из­держки называются экономическими издержками.

Таким образом, бухгалтерские издержки фирмы меньше эко­номических издержек на величину неявных затрат. Различия же между явными и неявными издержками состоят в следующем.

Явные издержки — это издержки, принимающие форму де­нежных платежей собственникам ресурсов, используемых в производстве. Они определяются суммой расходов фирмы на оплату покупаемых на соответствующих рынках факторов про­изводства (сырья, материалов, топлива, рабочей силы и т. п.).

Неявные (вмененные) издержки — это альтернативные издержки использования ресурсов, которые принадлежат фирме (например, земли, оборудования и предпринимательского та­ланта) и принимают форму потерянного дохода из-за их экс­плуатации самой фирмой. Они определяются стоимостью ресурсов, находящихся в собственности данной фирмы.

В принятии решений имеют значение только экономические издержки, поскольку они характеризуют упущенную выгоду. Их противоположностью являются невозвратные издержки.

Невозвратные издержки — это необратимые постоянные затраты, которые несет фирма в процессе хозяйственной деятельности. Они постоянны в том смысле, что не изменяются с изменением фирмой объема производства, и невозвратны постольку, поскольку их нельзя вернуть, сократив или прекратив производство. Например, решение фирмы ввести вторую смену приведет к увеличению некоторых переменных затрат, таких как фонд заработной платы, затраты на материалы и электро­энергию, но не изменит затрат, которые были уже сделаны на приобретение земли, зданий, машин и других основных активов, используемых в производстве.

Различные концепции издержек производства обусловливают и различные концепции прибыли. Прибыль — основной пока­затель успешного выполнения менеджерами своих координи­рующих функций (принятия решений и планирования). В итоге именно прибыль, а не потери обеспечивает основу для процве­тания фирмы и роста ее влияния на рынке. Поэтому ниже мы рассмотрим факторы, которые увеличивают или уменьшают прибыль, и проанализируем способы, с помощью которых ме­неджеры могут управлять прибылью.

Что понимается под прибылью? Она бывает разной. Выде­ляют по меньшей мере три вида прибыли: а) бухгалтерскую; б) экономическую: в) нормальную.

Это связано с тем, что в экономической теории термин при­быль не совпадает с его трактовкой, данной в бухгалтерских расчетах. Поскольку и бухгалтеры, и экономисты определяют прибыль как разность между доходом и затратами, то очевидно, что различие между ними в трактовке прибыли состоит в разном определении ими затрат.

Бухгалтеры рассчитывают прибыль как разницу между об­щей выручкой и денежными затратами на приобретенные ре­сурсы, учтенные в бухгалтерских книгах.

Экономисты также учитывают бухгалтерские затраты, но добавляют к ним следующие подразумеваемые альтернативные затраты:

а) заработную плату предпринимателя, которую он мог бы по­лучать, если бы работал по найму на кого-то другого;

б) недополученную арендную плату или стоимость недвижимо­сти, а также стоимость полностью амортизированных акти­вов, принадлежащих фирме, которые могли бы быть получены путем сдачи в аренду или продажи указанного имущества другой фирме;

в) минимальный доход владельцев капитальных вложений, ко­торый мог бы быть получен путем инвестирования денег в какое-либо другое предприятие при том же уровне риска.

Все эти позиции относятся к затратам по той причине, что те предприниматели, которые в течение долгого времени не способны обеспечить прибыль, по меньшей мере равную этим сум­марным затратам, будут вынуждены уйти из бизнеса. Почему? Потому что им будет выгоднее продать или сдать в аренду имущество своей фирмы, вложить полученные деньги в другое дело, а самим наняться на работу в другую фирму. Этот подход лежит в основе экономического понимания затрат — минималь­ного дохода, необходимого для того, чтобы привлечь в данное производство на длительное время соответствующие ресурсы. Если доход окажется ниже указанных затрат, то средства произ­водства переместятся в альтернативное производство — отсюда термин "вмененные затраты".

Теперь мы можем дать определение бухгалтерской и эконо­мической прибыли.

БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРИБЫЛЬ — это разница между доходом фирмы и явными издержками. Она превышает экономическую на величину нелепых издержек.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ представляет собой разницу

между бухгалтерской прибылью и величиной неявных издер­жек. Наличие экономической прибыли показывает, что на данной фирме имеет место эффективное использование ре­сурсов. Поэтому критерием успеха фирмы является не бух­галтерская, а экономическая прибыль. Экономическую при­быль можно также назвать избыточной или сверхприбылью, потому что она есть доход, остающийся сверх суммы, которая необходима для покрытия вмененных затрат. В том случае, когда экономические издержки фирмы превышают получен­ную фирмой выручку от реализации продукции, фирма полу­чает "отрицательную прибыль", которую называют убытками Фирмы.

Таким образом, именно экономическая концепция прибыли лежит в основе принятия управленческих решений в бизнесе.

Однако это не значит, что бухгалтерская концепция прибыли бесполезна. Расчет бухгалтерской прибыли и составление отчет­ности за определенный период необходимы целому ряду лиц:

а) держателям акций данной компании, которые хотят знать, в каком состоянии находятся их инвестиции;

б) сборщикам налогов (как федеральным, так и местным), кото­рые желают получить определенную долю прибылей, если таковая им причитается;

в) банкирам и другим финансистам, которым необходимо сле­дить за состоянием дел у фирм, в которые они инвестировали деньги;

г) руководителям фирмы, которым данные бухгалтерской от­четности требуются для принятия управленческих решений, а также для оценки ранее принятых решений.

НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ возникает тогда, когда общая вы­ручка фирмы равна экономическим издержкам, рассчитанным как издержки упущенных возможностей для всех примененных ресурсов. Нормальная прибыль равна неявным издержкам, вло­женным в дело, но не направленным в производство. Иначе го­воря, под нормальной прибылью понимается вознаграждение за выполнение предпринимательских функций. Нормальная прибыль — элемент внутренних издержек наряду с внутренней рентой и внутренней заработной платой. Она позволяет удер­живать предпринимательские ресурсы в определенной сфере деятельности.

 

8.3. Классификация издержек фирмы с учетом мобильности факторов производства. Издержки и доход фирмы

 

При выпуске продукции одни издержки фирмы будут носить постоянный характер, другие — переменный.

ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ — это затраты фирмы па содержание зданий, аренду земли и/или офисных по­мещений, капитальный ремонт, заработную плату руководите- I лей высшего звена, проценты по кредиту, налоги на собствен­ность, страховые выплаты и т. п. Они постоянны в том смысле,

 
 


С

     
 
 
 

 


0 Q

 

Рис. 8-1 Постоянные издержки фирмы

 

что их величина в краткосрочном периоде не изменяется с уве­личением или сокращением объема производства. Более того, постоянные издержки имеют место даже тогда, когда произ­водственные мощности фирмы простаивают и продукция не вы­пускается. Постоянные издержки могут изменяться в кратко­срочном периоде лишь в одном случае — при изменении цен на постоянные ресурсы (повышении налогов на собственность, увеличении страховых выплат или арендной платы, изменении ставок банковского процента и т. д.),

На графике линия постоянных издержек — прямая, парал­лельная оси абсцисс. Она обозначается FC (рис. 8-1). Поскольку с увеличением объема производства постоянные издержки, при­ходящиеся на единицу продукции, будут уменьшаться, кривая средних постоянных издержек будет иметь отрицательный наклон. Средние постоянные из­держки рассчитываются по формуле:

AFC = FC/Q.

 

ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ — это из­держки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, оплату труда наемных работников, расходы на вспомогательные материалы и т. п.

C
В отличие от постоянных издержек, величина которых не зависит от изменения объема выпуска в краткосрочном периоде переменные издержки увеличиваются или уменьшаются

С

       
 
   
 

 

 

 

 

 

 

       
   
 
 


0 Q1 Q 0 Q1 Q

 

пропорционально выпуску продукции. При нулевой выработке переменные издержки также равны нулю, потому что для того, чтобы ничего не производить, ничего и не требуется, поэтому кривая переменных издержек выходит из начала координат. На начальных стадиях производства переменные издержки рас­тут более быстрыми темпами, чем рост выпуска продукции. По мере достижения оптимальных объемов выпуска (в точке Q1) темпы роста переменных издержек снижаются (рис. 9-2). Одна­ко дальнейшее расширение производства приводит к ускорению роста переменных издержек.

На величину переменных издержек могут оказывать влияние и цены переменных ресурсов.

СРЕДНИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ определяются путем деления переменных издержек на объем производства:

VC
ТС
При достижении оптимального размера производства средние переменные издержки становятся минимальными (рис. 9-3).

C

     
 
 
 

 

 


0 Q

Рис. 8-4. Общие издержки фирмы

 

Средние переменные издержки играют важную роль в анали­зе экономического состояния фирмы: положения ее равновесия и перспектив развития — расширения, сокращения производст­ва или ухода из отрасли.

ОБЩИЕ ИЗДЕРЖКИ — совокупность посто­янных и переменных издержек фирмы (ТС = FC + VC). Графи­чески общие издержки изображаются в результате суммирова­ния кривых постоянных и переменных издержек (рис. 8-4).

СРЕДНИЕ ОБЩИЕ ИЗДЕРЖКИ пред­ставляют собой частное от деления общих издержек ТС на объем продукции Q. Иногда средние общие издержки АТС в экономической литературе обозначают как А С:

Средние общие издержки можно также получить путем сложения средних постоянных и средних переменных издержек:

AVC
AC
AC = AFC + AVC.

С

       
   
 
 

 


0 Q

 

Рис.8-5. Средние общие, переменные и постоянные издержки

 

Графически средние общие издержки изображаются сумми­рованием кривых средних постоянных и средних переменных издержек и имеют U-образную форму (рис. 8-5).

Роль средних издержек в деятельности фирмы определя­ется тем, что их сравнение с ценой позволяет установить величину прибыли, которая рассчитывается как разность между общей выручкой и общими издержками. Эта раз­ность позволяет выбрать правильную стратегию и тактику фирмы.

Понятий общих и средних издержек бывает недостаточно для анализа поведения фирмы. Поэтому экономисты используют еще один вид издержек — предельные издержки.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ — это при­ращение общих издержек на производство дополнительной еди­ницы продукции. Категория предельных издержек имеет стра­тегическое значение, поскольку позволяет показать те издержки, которые придется понести фирме в случае производства еще одной единицы продукции или сэкономить их в случае сокращения производства на эту единицу. Иначе говоря, предельные издержки — это та величина, которую фирма может непосредственно контролировать.

АС
МС
C

       
   
 
 

 

 


0 Q

 

Рис.8-6. Предельные и средние издержки

 

Предельные издержки получают как разность между издерж­ками производства n + 1 единицы и издержками производства n единиц продукта.

Поскольку при изменении объема постоянные издержки FC не меняются, предельные издержки определяются лишь пере­менными издержками в результате выпуска дополнительной единицы продукции. Следовательно, математически предельные издержки можно записать так:

где — малое изменение чего-либо;

d— производная, которая в экономике интер­претируется как предельная величина функции. Пер­вая производная функции переменных издержек по выпуску продукции — предельные издержки.

Графически предельные издержки изображены на рис. 9-6.

 

8.4, Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы

 

Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Каким же дол­жен быть оптимальный объем производства, если фирма ставит задачу максимизации прибыли. Очевидно, для этого нужно знать, прежде всего, цену, по которой фирма может продать тот или иной объем произведенной продукции. Зная цену и объем, можно получить доход фирмы. Максимизация же прибыли достигается при максимизации разницы между совокупным дохо­дом и совокупными издержками.

Для ответа на поставленный вопрос необходимо прежде всего знать структуру рынка.

Структура рынка — это совокупность элементов, опреде­ляющих функционирование рынка: число компаний, дейст­вующих на рынке, относительный размер этих компаний, технологические и стоимостные показатели, условия спроса, степень открытости рынка.

Все эти параметры определяют состояние и уровень конку­ренции на рынке данных товаров или услуг. Общая теория це­нообразования предполагает существование спектра рыночных структур от совершенной конкуренции на одном конце спектра до чистой монополии на другом. Между ними лежит несовер­шенная конкуренция, при которой возможно существование ряда промежуточных рыночных структур. В общем, рыночные структуры, характеризующиеся несовершенной конкуренцией, делятся на два класса: структуры с монополистической конку­ренцией и олигополию.

Рыночная структура тех или иных товаров или группы това-1 ров определяется рядом факторов. Эти факторы могут быть раз­делены на пять независимых групп:

• число и размер фирм на данном рынке;

• число и характеристика покупателей на рынке;

• характеристики продаваемых товаров (однородность дифференцированность);

• условия входа на рынок и выхода из него;

• возможная экономия, обусловленная увеличением масштаба производства.

Каждая из этих групп более подробно рассмотрена в даль­нейшем.

Сначала предположим, что фирма осуществляет свою дея­тельность в условиях совершенной конкуренции. Это такая рыночная структура, когда на каждую фирму приходится незна­чительная доля рынка данной продукции. Предполагается так­же, что продаваемая продукция характеризуется однородностью (стандартностью). Для соблюдения условий совершенной кон­куренции необходимо также, чтобы имелась свобода доступа па рынок, т. е. чтобы новые фирмы могли без всяких препятст­вий войти в рынок тогда, когда существует возможность полу­чить на нем прибыль, превышающую издержки на оплату фак­торных доходов (заработной платы, ренты, процента, предпри­нимательского дохода). Такой свободный доступ опускает кри­вую спроса каждой фирмы до тех пор, пока прибыли каждой из них не достигнут нормального уровня и не исчезнет стимул для входа на рынок новых конкурентов. Наконец на совершен­но конкурентном рынке фирмы принимают рыночные цены и регулируют лишь количество производимой продукции. Это зна­чит, что отдельные фирмы не могут повлиять на цены: они не могут продавать свой товар по цене выше рыночной, потому что его никто не купит, а продавать его по цене ниже рыночной неразумно.

При этих условиях кривая спроса каждой фирмы будет иметь горизонтальный вид. А это значит, что любой объем

продукции конкурентная фирма будет продавать по одной и той же цене.

В этом случае совокупный доход фирмы (TR) будет представлять собой величину, равную

где Р – цена благ

Q — количество проданных благ.

Средний доход (AR) — это доход на единицу проданного блага:

Р

 

 
 
MR


Р*

       
   
 
 

 


0 Q

 

Продавая каждую дополнительную единицу продукции, фирма будет получать некоторое приращение общего дохода. Это при­ращение получило название предельного дохода (MR):

Таким образом, для фирмы, действующей на совершенно конкурентном рынке, предельный доход будет равен ры­ночной цене (MR=P*), поскольку за каждую единицу про­данного товара фирма получит рыночную цену независимо от объема его выпуска.

Графически линия цены и линия предельного дохода будут совпадать, представляя собой горизонтальную линию (рис.8-7)

Очевидно, что при таких условиях средний доход AR также будет равен предельному доходу MR:

Р* =MR = AR.

Таким образом, конкурентные фирмы являются получав получателями цены (в отличие от монопольных фирм, выступающих в роли ценоискателей) и могут продать столько продукции сколько они способны произвести по сложившейся на рынке цене.

 

AC
MC
С,P

       
   
 
 

 

 


A

P*

 

 
 


0 Q1 Q* Q

 

Рис.8-8. Равновесный выпуск фирмы в условиях совершенной конкуренции

 

Теперь есть все основания дать ответ на вопрос, какой объем производства выберет фирма, стремящаяся максимизировать прибыль. При U-образной кривой средних издержек АС единст­венным краткосрочным уровнем выпуска, соответствующим максимизации прибыли, будет объем, при котором предельные издержки равны предельному доходу (МС - MR). Так как кри­вая спроса для каждой фирмы горизонтальна, то графически модель равновесия конкурентной фирмы будет иметь следую­щий вид (рис. 9-8).

Равновесный выпуск Q достигается при условии:

Равновесие фирмы в долгосрочном периоде. Для того что­бы понять процесс достижения долгосрочного равновесия фирмы, следует вспомнить, что модель совершенной конкуренции предполагает отсутствие барьеров, препятствующих вхождению на рынок новых фирм или уходу с рынка фирм, желающих его покинуть. Те фирмы, которые хотят длительное время, работав на данном рынке, должны так отрегулировать процесс производства, чтобы достичь максимальной долгосрочной эффективности. При снижении затрат до минимума эти более эффективные фирмы смогут выжить при любых условиях, если сохранится сам рынок.

Кроме того, в отличие от краткосрочного периода, в течение которого все факторы производства, используемые фирмой, являются фиксированными, долгосрочный период характеризует­ся тем, что задачу выпуска того или иного объема продукции фирма может решать, меняя все вводимые ею ресурсы. По­скольку все факторы производства становятся переменными, фирма стремится расширить объем выпуска, причем так, чтобы издержки на единицу выпускаемой продукции были минималь­ными. При этом в долгосрочном периоде постоянных издержек не существует, а средние переменные издержки равны средним общим издержкам. Поэтому в долгосрочном периоде использу­ется только одно понятие — средние издержки.

Рассмотрим отношения между кривыми средних издер­жек АС в краткосрочном и долгосрочном периодах. Каждая фирма в тот или иной момент характеризуется определенными масштабами производства, которым соответствует та или иная кривая средних издержек краткосрочного периода. Таких кри­вых столько, сколько исследуется масштабов производства. Ме­няя масштабы, фирма переходит от одной кривой средних из­держек краткосрочного периода к другой. При этом средние из­держки до определенного объема выпуска будут уменьшаться, а затем начнут постепенно возрастать (рис. 9-9).

Соединив точки минимума АС1, АС2, АС3, АС4, АС5,..., по­лучим средние издержки в долгосрочном периоде ACL.

Эффективным масштабом производства считается такой, когда при росте объема выпуска ACL снижаются (Q1 < Q3).

Неэффективный масштаб — такой, когда фирма несет по­тери от увеличения выпуска (Q4, Q5,….Qn).

AC5
AC4
AC3
AC2
AC1
Оптимальным масштабом считается тот, при котором дос­тигается глобальный минимум издержек Q3. При этом объеме кривая ACL достигает наименьших значений. Любая попытка фирмы добиться одновременного расширения производства и сокращения средних издержек будет безуспешной. Возможно-1 экономии от масштаба производства исчерпают себя, и та фирма, которая пойдет на риск расширения выпуска, потерпит Удачу. Значит, при объеме Q3 фирма оптимизирует свою деятельность в долгосрочном периоде.

С

 
 

 

       

 

 

0 Q1 Q2 Q3 Q4 Q5 Q

Рис.8-9. Средние издержки в долгосрочном периоде

 

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде фирма максимизирует прибыль при условии выполнения равенства

MC
Иллюстрацией этого условия служит график (рис.8-10.)

AC
С,Р

 

 
 
MR

 

 

Р*

 

0 Q* Q

 

Рис. 8-10. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...