Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как фактор производства. Прибыль предпринимателя




 

В данной главе раскрывается содержание предпринимательст­ва — стратегического ресурса в свободном, рыночном хозяйстве, той "невидимой машины", которая приводит в движение фаб­рики и заводы.

 

10.1. Сущность и функции предпринимательства

 

Предприниматель — ключевая фигура в свободном, рыночном хозяйстве. Труд, капитал, научные знания и прочие факторы производства не действуют до тех пор, пока их не коснется ^ант предпринимателя. При условии конкурентного рынка Предприниматель, работая для своей выгоды, одновременно приносит максимальную пользу и всему обществу.

Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника процветания.

В докапиталистическую эпоху место предпринимателя обществе и отношение к нему сограждан было неоднозначным В античные времена и в эпоху господства христианской церковной идеологии деятельность торговца, купца, вообще дело­вого человека рассматривалась как недостойная, мерзкая и гре­ховная. Аристотель считал более достойным образ жизни фи­лософа, нежели деятельность торговца, которому недостает внутреннего покоя. Фома Аквинский утверждал, что профес­сия купца несет печать морально-этической неполноценности. А в известном в XII в. учебнике канонического права говорилось: "Купец лишь в малой степени угоден Богу или во­все противен Ему" (Верхан Петер X. Предприниматель. Минск, 1992. С. 9).

Негативное отношение к предпринимателю усугубили также писания Ветхого Завета и учение Иисуса Христа о богатстве. Однако при оценке этих священных книг надо иметь в виду, что под богатством в Библии понималось бесплодное расточитель­ство. Такой взгляд не соответствует современному пониманию богатства как результата творческого вклада в рост благосос­тояния на базе предпринимательской инициативы. Обогащение одних за счет нищеты других, осужденное в Священном писа­нии, встречается сегодня не столько в странах развитых рыноч­ных экономик, сколько в некоторых развивающихся странах, а отчасти и в России. Этому есть несколько объяснений.

Что касается России, то немалая часть нынешнего поколения российских "деловых людей" сформировалась по так называе­мому остаточному принципу. Это люди, не способные к реали­зации своей интеллектуальной собственности, к конструктивной. созидательной деятельности и вследствие этого выброшенные обществом на периферию духовно-культурной жизни. Их объеди­няют нравственный нигилизм, полная неспособность к духовной деятельности, монетаристская психология и, как следствие, паразитический способ существования под флагом предприниматель­ской деятельности. Поэтому вполне закономерно, что рост благо­состояния определенной части современных российских бизнесменов происходит на фоне общего спада производства, обнищания населения, инфляции и развала экономики страны в целом.

Враждебное отношение многих средневековых философов и остовов к предпринимательству было обусловлено тем, что в период господствующей формой производства все еще оста­лось натуральное хозяйство и предпринимательским функциям пока еще отводилась малозаметная роль. Кроме того, спокойная жизнь и деятельность старательного земледельца счи­талась идеалом человеческого существования, в то время как предприниматель, будучи в постоянном поиске, ломая устояв­шиеся привычки, был прямой противоположностью крестьян­скому консерватизму.

Характерно, что даже основатели классической политэко­номии не видели особого смысла в существовании фигуры предпринимателя, так как, по их мнению, экономический про­цесс осуществляется сам по себе, на основе принципа "неви­димой руки". По их схеме предприниматель может выступать либо в качестве собственника (А. Смит), либо в роли инве­стора (Д. Рикардо). Иных функций за предпринимателем они не признавали.

Взгляды классиков явились одним из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкла­дывает свой капитал в собственное предприятие и на разнице между стоимостью продукции, созданной наемными работни­ками, и выплаченной им заработной платой имеет прибыль. Это,! по мнению К. Маркса, свидетельство эксплуататорской сущно­сти предпринимательства, его социального паразитизма, и по­этому оно должно быть ликвидировано наряду с другими устоями капиталистической системы хозяйства.

Лишь много позже, на рубеже XIX и XX вв., в период рас­цвета неоклассической политической экономии, экономисты признали решающее значение предпринимательства для эко­номического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классиче­ским факторам производства — труду, земле, капиталу — чет­вертый — организацию. А Й. Шумпетер в книге 'Теория эконо­мического развития" (1912 г.) дал этому фактору современное его название — "предпринимательство".

Красочную характеристику предпринимательства можно встретить в работах немецкого экономиста В. Зомбарта. Пред­приниматель, по Зомбарту, — это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивости организатор (умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, В. Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчинен ной целью — рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

Однако наибольший вклад в разработку теории предприни­мательства, исследование его природы и функций внес именно И. Шумпетер. Он называл предпринимателем того организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации. "Быть предпринимателем, — писал Щум-петер, — значит делать не то, что делают другие... и не так. как делают другие" (Шумпетер И. Теория экономического развития. М., 1982. С. 169-170). К функциям предпринимателя он относит:

1) создание нового, еще незнакомого потребителю материаль­ного блага или прежнего блага, но с новыми качествами;

2) введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;

3) завоевание нового рынка сбыта или более широкое исполь­зование прежнего;

4) использование нового вида сырья или полуфабрикатов;

5) введение новой организации дела, например монопольного положения, или, наоборот, преодоление монополии.

Борясь с рутиной, осуществляя нововведения и тем самым обеспечивая экономический рост, предприниматель становится, по словам И. Шумпетера, "созидающим разрушителем"'. Раз­работанная им идея творческого предпринимателя — самое из­вестное и точное определение сути предпринимательства.

Данная характеристика, конечно, не исчерпывающая. Впо­следствии Г. Брифс сформулировал еще одну важную функцию предпринимателя — тщательно следить за ценами и издержка ми, а также за правильным их соотношением. Р. Коуз также вы­делял этот аспект деятельности предпринимателя. В статье "Природа фирмы" он подчеркивает, что предприниматель —- это лицо, которое в конкурентной системе направляет производство, тем самым выполняя тем самым роль механизма цен. (Теория фирмы / Подобш. ред. В. М. Гальперина. СПб., 1995. С. 14.)

Таким образом, в современной научной литературе утвер­дился однозначный взгляд на предпринимательство как на важнейший хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы производства и обеспечивающий тем самым свои вклад в успех экономического развития. Однако для понимания сущности предпринимательства надо принять во внимание прежде всего психологические свойства предпри­нимателя.

Предприниматель — разновидность хозяина, именно хозяина, а не собственника. Собственник антиквариата и собст­венник, живущий на проценты от вкладов, не хозяева. Вместе с тем хозяин дома, заботливо поддерживающий в порядке сад, двор и другое имущество, не предприниматель, а продюсер, организующий на чужие деньги спектакли, концерты или теле­визионные передачи, —- предприниматель, хотя и не имеющий собственности. Таким образом, не всякий собственник — хо­зяин, и не всякий хозяин — предприниматель. Понятие предпри­нимательства относится к области хозяйственной психологии. Предпринимателем следует считать такого хозяина, кото­рый отступает от рутины, вводит новые хозяйственные комбинации, осуществляет новые планы. С психологической точки зрения предприниматель — человек со свободной инициативой, рискующий своими средствами ради получе­ния выгодного хозяйственного результата.

Психология предпринимателя зависит в значительной сте­пени от его природных способностей. Не всегда трудом и уси­лиями можно добиться значительных результатов. Способный студент литературного института, сдающий экзамены на отлич­но, не обязательно станет знаменитым поэтом или писателем. Трудолюбивый ученый, постигший методы научного исследования, не сделает открытий, которые сами собой рождаются в голове гениального ученого. Точно так же и предприниматель с природным даром, с особым предпринимательским вдохновением создает то, что другим не под силу даже при особом усердии, специальной подготовке и благоприятных условиях.

Нельзя, однако, упускать из виду и социальную обстановку. Не все нации богаты предпринимателями, не у всех одинаковая готовность к риску. Так, согласно проведенному Лондону школой экономики исследованию, Северная Америка оказалась по развитию предпринимательства впереди европейских стран. Опрос показал, что каждый двенадцатый американец пытает основать собственное дело. В Европе желающих вести свой бизнес гораздо меньше: лишь один из 30 британцев, один 45 немцев и один из 67 финнов.

Результаты опроса продемонстрировали и серьезные разли­чия между странами. Так, в Италии предпринимательский дух среди молодежи уступает лишь США (8% людей в возрасте 18—24 лет готовы начать свое дело). Большинство британцев в противоположность жителям континентальной Европы и США считают предпринимательство не самым уважаемым занятием В Германии в последнее время улучшились предпосылки для создания собственного дела и популярность предприниматель­ства растет. Датчане же уверены, что условия для открытия дела в их стране хуже, чем где бы то ни было в Европе. Во Франции собственный бизнес — в основном мужское занятие: доля жен-шин среди предпринимателей здесь меньше, чем в других стра­нах. А Финляндия имеет самый низкий рейтинг развития пред­принимательства, и это при одном из самых высоких темпов прироста ВВП. Объясняется все просто: здесь более трети ВВП производится активно растущей компанией Nokia.

Для более полного представления о предпринимательстве как факторе производства остановимся еще на одном аспекте дан­ной проблемы — экономическом содержании предпринима­тельской деятельности.

 

10.2. Экономическая характеристика предпринимательства

 

С точки зрения экономической определенности предпринима­тельство может быть рассмотрено как экономическая катего­рия, метод хозяйствования, тип экономического мышления.

Для характеристики предпринимательства как экономиче­ской категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть прежде всего частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производства), Деятельность таких предпринимателей осуществляется как на

основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными от­мщениями и экономическим интересом. Субъектами кол­лективного предпринимательства выступают акционерные об­щества, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдель­ных случаях к субъектам предпринимательства относят и госу­дарство в лице его соответствующих органов. Таким образом, е рыночной экономике существуют три формы предпринима­тельской деятельности: государственная, коллективная, част­ная, каждая из которых находит свои ниши в хозяйственной системе.

Объект предпринимательства — осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства для мак­симизации дохода. Всевозможные новые способы комбинации экономических ресурсов, по мнению И. Шумпетера, — главное дело предпринимателя, они отличают его от обычного хозяйст­венника. Предприниматели комбинируют ресурсы для изго­товления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоения нового рынка сбыта; освоения нового источника сырья; проведения реорганизации в отрасли для создания своей монополии или подрыва чужой.

Для предпринимательства как метода ведения хозяйства

первое и главное условие — самостоятельность и независи­мость хозяйствующих субъектов, наличие у них определен­ной совокупности свобод и прав — по выбору вида предпри­нимательской деятельности, формированию производственной программы, выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распо­ряжению прибылью и т.д. Самостоятельность предприни­мателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предпринима­ть все время находится в зависимости от рынка, динамики спроса и предложения, уровня цен, т. е. от сложившейся Си темы товарно-денежных отношений.

Второе условие предпринимательства — ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с эти риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактора непредсказуемости, он постоянный спутник предпринимательской деятельности.

Третье условие предпринимательства — ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению при­были. Но такая установка не является самодовлеющей в совре­менном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач: они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвует средства на развитие культуры, образования, здраво­охранения, охрану окружающей среды и т. д.

Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство — это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Чтобы быть предпри­нимателем, писал Й. Шумпетер, нужно обладать особым вооб­ражением, даром предвидения, постоянно противостоять давле­нию рутины. Нужно быть способным найти новое и использо­вать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процес­сов, а самому эти процессы определять.

Предпринимателем в его деятельности движут воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.

Что касается интеллекта предпринимателя, то он, по мнению И. Шумпетера, сильно ограничен и избирателен: направлена на весьма узкий круг явлений, которые предприниматель изучает досконально. Ограниченность кругозора не позволяет предпринимателю сравнивать много различных вариантов достижения цели и предаваться долгим колебаниям.

 

10.3. Прибыль — вознаграждение услуг предпринимателя

 

Под прибылью понимается разница между доходами, полу­ченными предприятием от продажи товаров, и расходами, которые были осуществлены им в процессе производственной и сбытовой деятельности. Таким образом, в отличие от заработ­ной платы, процента и ренты прибыль не своеобразная рав­новесная цена, носящая договорный характер, а остаточ­ный доход.

Такой взгляд утвердился в науке не сразу. Прибыль долгое время не отличали от заработной платы и от процента на капи­тал. Впервые различие между прибылью и заработной платой провел Д. Рикардо, а независимость прибыли по отношению к проценту с капитала обосновал Ж.-Б. Сэй.

Современные экономисты рассматривают прибыль как воз­награждение за функцию предпринимателя, т. е. как доход от фактора предпринимательства. Раскроем природу этого вида дохода. Прибыль как разница между объемом продаж и издержками имеет две формы: бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль рассчитывается путем вычета из по­лученного дохода так называемых внешних, или бухгалтерских, издержек (это денежные расходы фирмы на сырье, материалы, заработную плату, оборудование и т. д.). Фирма выплачивает эти деньги внешним поставщикам, покупая необходимые ей

ресурсы на рынке.

Однако кроме бухгалтерских, явных издержек существуют и неявные, скрытые издержки, которые также должны учиты­ваться фирмой при оценке экономических результатов дея­тельности. Это платежи за ресурсы, которыми фирма владеет или которые использует. Они получили название, как ранее уже говорилось, альтернативных издержек, т. е. издержек Упущенных возможностей: фирма может использовать в произ­водственном процессе свое помещение и оборудование, свой Денежный капитал, свой земельный участок и т. п. Хотя она не оплачивает эти издержки, фактически они существуют, так как при альтернативном использовании данные ресурсы могли бы принести ей доход. Поэтому эти скрытые издержки также необходимо вычесть из общего дохода для определения прибыли фирмы. В этом случае мы получим экономическую (Ч|| тую) прибыль.

Всегда ли фирма получает экономическую прибыль? Ответ должен быть отрицательным, и не только потому, что издержки могут количественно превышать или соответствовать доходу. Дело в другом. В условиях свободной конкуренции перемещения капитала из отрасли в отрасль в поисках более вы­сокого дохода приводят к выравниванию альтернативной цен­ности различных вариантов капиталовложений. В этом случае полные издержки фирмы совпадут с полной выручкой и эко­номическая прибыль исчезнет. Согласно знаменитой формуле Л. Вальраса ''при режиме свободной конкуренции нормальная ставка прибыли равна нулю".

Значит ли это, что предприниматель, организовавший дело, не получит никакого дохода? Разумеется, нет, поскольку в пол­ные издержки войдет и альтернативная стоимость услуг пред­принимателя, которая и будет платой за его труд по организации и ведению дела. В экономической теории она получила название нормальной прибыли. Размер этой прибыли определяется до­ходом, который предприниматель мог бы получать, работая по найму. Это нижняя граница дохода предпринимателя, так как при доходе ниже этого предела предприниматель будет склонен отказаться от своей деятельности и принять наиболее благопри­ятное для него предложение о работе по найму.

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции, т. е. в статичной экономической системе, функционирующей по замкнутому кругу, нет места для экономической прибыли: предприниматель не получает прибыли и не терпит убытков; его доход — плата за управление.

Но вознаграждение фактора предпринимательства происхо­дит не только из нормальной прибыли, которая входит в эконо­мические издержки, но и из возможного излишка дохода, пре­вышающего явные и неявные издержки, т. е. из экономической прибыли. Как же возникает этот излишек, откуда берется эко­номическая прибыль в конкурентной системе, если все факторы производства — труд, капитал, земля, предпринимательство - вознаграждаются?

Дело в том, что в реальной действительности, как отмечалось ранее, рыночные структуры отличаются определенным несовершенством конкуренции: всегда ощущается нехватка информации имеет место дифференциация однородной продукции, выпуск новых, неизвестных ранее изделий, концентрация производства в руках немногих фирм, позволяющая осуществлять,контрль за объемами продаж и ценами, тайный сговор произ­водителей и т. д. Одним словом, экономика находится в состоя­нии непрерывного развития, динамического преобразования, что придает ей известную неопределенность и большую или меньшую степень монополизации.

В решающей мере такое состояние экономической системы обусловлено действиями предпринимателей, ищущих ниши на рынке и использующих их в своих интересах. Это ведет к нару­шению сложившегося рыночного равновесия, и на какой-то пе­риод одни предприниматели оказываются в более выгодном поло­жении, чем их конкуренты, и стремятся реализовать эту выгоду с пользой для себя. Но эта выгода заранее далеко не явная, не очевидная. Предприниматель всегда идет на риск, когда решает начать какое-то новое дело, осуществить какие-то инновации: купить чьи-то ценные бумаги, поставить на неизвестный рынок свою продукцию и т. д. Это и порождает состояние неопределен­ности, в которой приходится искать правильные решения, про­считывать множество вариантов и... рисковать. Естественно, в такой ситуации прибыль не гарантируется, но стремление к ней заставляет предпринимателя просчитывать возможные варианты с максимальной точностью и в конечном счете добиваться сво­его. Без развития нет прибыли, без прибыли нет развития. Прибыль является вознаграждением за нововведения.

Таким образом, если предпринимательство выступает как фак­тор, нарушающий равновесие рынка, смещающий кривые спроса и предложения в иное положение под воздействием иннова­ций, то прибыль не может выступать как равновесная цена. С одной стороны, получение наиболее динамичными, удачли­выми предпринимателями прибыли как избыточного дохода не Может иметь длительного характера, так как рядом с новаторами Низменно появляются имитаторы, которые выкачивают их прибыли и тем самым выравнивают условия хозяйствования, но ругой — причины, порождающие прибыль, постоянно восспроизводятся: у новаторов нет иного способа для получения прибыли, кроме беспрерывных нововведений. Р. Барр подчер­кивал, что прибыль рождается из новшеств и является возна­граждением, которое побуждает предпринимателя к постоян­ным нововведениям. Это значит, что стремление к прибыли —. мощный фактор экономического прогресса, так как нововведе­ния стимулируют инвестиции, рост производства, занятости, а в конечном счете и повышение благосостояния.

Вместе с тем предпринимательство связано не только с полу­чением прибыли, но и с возможными убытками. Последние — такая же реальность в рыночной экономике, как и прибыли. Поэтому угроза убытков и банкротства служит таким же мощ­ным стимулом эффективного хозяйствования, как и получение прибыли.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...