Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 6. Макроэкономическая нестабильность




 

Глава 12. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ, БЕЗРАБОТИЦА, ИНФЛЯЦИЯ

 

В данной главе будут раскрыты объективные причины циклов, их природа, показано воздействие циклических колебаний на национальное производство и занятость.

 

12.1 Понятие экономического цикла и его фазы

 

Экономический цикл — регулярные колебания уровней про­изводства, занятости и дохода, продолжающиеся обычно от 2 до 10 лет, относительно векового или долгосрочного тренда.

Причины циклических колебаний:

а) сезонные колебания экономической активности (летом она снижается в ряде секторов экономики в связи с отпусками, в то время как в сельском хозяйстве усиливается);

б) демографические колебания, вызванные, например, замет­ным падением рождаемости или ростом смертности, в результате чего образуются "демографические ямы", влекущие колебания в динамике численности населения, а следовательно, в уровне занятости с периодом 20—25 лет;

в) цикличность обновления элементов основного капитала: производственных запасов (через 3—4 года); машин и обору­дования (срок службы — 8—10 лет); зданий и сооружений (20—25 лет). Есть колебания, которые не носят узкоотраслевого характера, а проявляются во всех сферах хозяйственной дея­тельности через длительные периоды (длинные волны) (около 50 лет). Такие колебания известны в экономической науке как циклы Кондратьева (названы по имени русского экономиста Н. Кондратьева). Длинные волны могут быть связаны и с не­равномерностью научно-технической революции. Так, И. Шум-петер выделял следующие волны: 1787—1842 гг. — эпоха пер­вой промышленной революции; 1842—1897 гг. — ускоренное развитие транспорта (строительство железных дорог, паровое судоходство); 1897—1939 гг. — развитие автомобилестроения, химической промышленности, внедрение электричества. Длин­ные волны оказывают существенное влияние на традиционные промышленные циклы. Если кризис разрастется в период поло­жительной волны большого цикла, то это предопределит его более глубокий и затяжной характер, так же как и повышаю­щаяся волна большого цикла уменьшит издержки традиционного цикла. Некоторые исследователи основу длинноволновых колебаний видели в географических открытиях, воинах, революциях освоении месторождений золота и т, п.;

г) периодическое истощение автономных инвестиций/

д) ослабление эффекта мультипликации;

е) колебания объемов денежной массы.

Содержание экономического цикла. Цикл имеет два периода: нисходящий (падение производства) и восходящий (рост производства). Пики и впадины характеризуют поворотные точки циклов.

"Разрыв ВВП" (gap GDP) — колебания фактического объе­ма выпуска Y вокруг потенциального Y*:

Потенциальный ВВП — это такой объем производства, ко­торый достигается при полной занятости ресурсов.

Полная занятость ресурсов возможна при отсутствии цик­лической безработицы и означает поддержание доли незагру­женных производственных мощностей на уровне 10—20% их общего объема и естественный уровень безработицы в раз­мере 5,5—6,5% общей численности рабочей силы.

Фаза роста (рис. 12-1) характеризуется активным вводом в действие новых предприятий и модернизацией старых, ростом объемов производства, занятости, инвестиций, личных доходов, повышением спроса и цен и заканчивается бумом — периодом сверхвысокой занятости и перегрузки производственных мощностей. Во время бума уровень цен, ставка заработной платы и норма процента очень высоки. В высшей точке цикла, называе­мой пиком, все названные показатели достигают максимального значения.

Фаза спада (кризиса) — сокращение объемов выпуска, ин­вестиций, занятости и доходов.

Фаза депрессии — застой в производстве, вялость торговли, наличие большой массы свободного денежного капитала. В на­стоящее время понятие депрессии вышло из употребления в развитых странах и используется только в историческом кон­тексте. Однако для некоторых развивающихся рынков (напри­мер, России и стран СНГ) оно вполне адекватно отражает ситуа­цию последних лет.

Рис. 12-1. Циклические колебания на фоне долговременного тренда

Воспроизводственные функции фаз экономического цикла.

Главная (конституирующая) фаза цикла — спад (кризис), поскольку он представляет собой механизм разрушения старых пропорций создавая тем самым условия для будущего развития производства. Свою "очистительную" функцию кризис выпол­зет с помощью механизма цен.

Функция депрессии — формирование новой структуры эко­номики и приспособление экономики к новым пропорциям.

Функция оживления — осуществление расширенного воспроизводства и достижение за счет этого докризисного уровня производства.

В фазе подъема ускоряются темпы экономического развития и производство напрягает силы за пределы платежеспособного спроса, что усиливает противоречия в механизме воспроизводства.

 

12.2. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях

 

Справка

Характер циклических колебаний и их продолжительность в современных условиях существенно изменились. Эти изменения затронули прежде всего амплитуду колебаний экономической активности: фазы экономического спада стали короче, в то время как фазы подъема производства — продолжительнее. Если в 1854— 1938 гг. экономика США находилась в фазе спада произ­водства 45% календарного времени, то в 1945—1989 гг. фазы спа­да заняли лишь 26% календарного времени. В то же время уменьшилась и амплитуда колебаний объемов производства. Рост ВВП в фазе подъема снизился с 30,1% в 1919—1938 гг. до 20,9% в 1948—-1982 гг., а его сокращение в фазе спада снизилось с 14,1 до 2,5%. Спад 1990—1991 гг., продолжавшийся 9 месяцев, при­вел к сокращению реального ВВП всего на 1,4%. Этот спад был более коротким и более умеренным, чем два предшествующих ему спада 1973 — 1975 и 1981 — 1982 гг.

Причины, вызвавшие изменения конфигурации совре­менного цикла:

а) монополистическая структура рынков;

б) государственное регулирование экономики;

в) научно-технический прогресс;

г) глобализация производства.

Влияние монополии сказывается в том, что падение произ­водства, его остановка происходят при сохранении монопольно высоких цен. Поскольку цены не падают, фирмам удается полу­чать прибыль даже при сокращении производства. В то же вре­мя сохранение высокого уровня цен затрудняет процесс едино­временного массового обновления капитала.

ВЫВОД В современных условиях кризис не может до конца выполнить "очистительную" функцию, не становится исход­ным пунктом массового обновления техники и технологии, стало быть, не способствует избавлению экономики от старого производственного аппарата.

Регулирующая роль государства проявляется в том, что в антициклических целях оно использует бюджетную, налоговую и денежно-кредитную политику.

Научно-технический прогресс обусловливает ускорение обновления основного капитала, которое наблюдается на всех фазах цикла, включая даже фазу кризиса. В результате пере­производство товаров как характерная черта кризиса стало сме­няться перепроизводством капитала и хронической недогрузкой производства. Это приводит к размыванию классической, пофазной динамики цикла и циклического характера воспроиз­водства в целом.

В условиях глобализации производства под влиянием меж­дународного разделения труда и интернационализации хозяйст­венных связей цикл стал носить мировой характер. Кризис в одной стране влечет кризисные явления в других странах, в результате чего все мировое хозяйство втягивается в цикличе­ские колебания.

3.3. Сущность и формы безработицы. Закон Оукена. Регулирование уровня занятости

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, способного и желающего грудиться, не имеет рабочего места, дающего право на получение дохода.

Международной организацией труда (МОТ) безработица оп­ределяется как наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период. Рабочая сила L — совокупность занятых N и безработных п в стране в данный период:

Обратите внимание! Занятые неполный рабочий день относятся к категории занятых.

Норма безработицы Lv — отношение числа безработных к численности совокупной рабочей силы:

 

Теории безработицы. Представители неоклассической шко­лы рассматривают безработицу как явление добровольное, как нежелание трудиться при сложившейся на рынке труда мини­мальной ставке заработной платы. В кейнсианской теории без­работица трактуется как вынужденное явление, вызванное не­хваткой совокупного спроса в экономике, составная часть кото­рого — спрос на рабочую силу.

Основные формы безработицы. Фрикционная безработица связана с поисками и ожиданием работы. Это безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтениям, требует оп­ределенного времени.

Информация о вакансиях и претендентах на рабочие места несовершенна, и ее распространение требует известного времени. Территориальное перемещение рабочей силы также не может быть моментальным. Часть работников увольняется по собствен­ному желанию в связи с изменением профессиональных инте­ресов, места жительства и т. д. Поэтому фрикционная безработица имеет преимущественно добровольный и кратковременный характер.

Структурная безработица связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Это безработица среди лиц, профессии которые оказались устаревшими или менее необходимыми экономике вследствие научно-технического прогресса.

Структурная безработица имеет преимущественно вынуж­денный и более долговременный характер по сравнению с фрик­ционной.

Естественный уровень безработицы (уровень безработицы при полной занятости) — сочетание фрикционной и структур­ной безработицы.

Циклическая безработица — отклонение фактического уровня безработицы от естественного. В период цикличе­ского спада циклическая безработица дополняет фрикцион­ную и структурную; в периоды циклического подъема она от­сутствует.

Для измерения издержек циклической безработицы исполь­зуется методика, предложенная американским экономистом А. Оукеном и получившая в экономической науке название за­кона Оукена.

Закон Оукена связывает колебания уровня безработицы с колебаниями ВВП:

где Y - фактический объем производства;

Y* — потенциальный ВВП;

— эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы;

u — фактический уровень безработицы;

u* — естественный уровень безработицы.

В соответствии с законом Оукена, если фактический уровень безработицы выше естественного уровня на 1%, то фактический объем производства будет ниже потенциального на ( %.).

Справка

Коэффициент был определен эмпирическим путем А. Оукеном установившим, что эластичность отношения фактического реального объема производства к потенциальному по изменению уровня безработицы постоянна и равна в США приблизительно 3,0. Это значит, что увеличение безработицы на 1% приведет к потере бла­госостояния, равной 3% реального объема производства. Коэф­фициент (число Оукена) различен в разных странах. В первой половине 1990-х гг. в России он был равен 10.

Безработицу на естественном уровне следует рассматривать как положительное явление в экономике, в то время как цикли­ческую безработицу — как крайне негативное явление. Цикли­ческая безработица ведет к снижению благосостояния общества в виде потери ВВП и снижению благосостояния граждан из-за падения их доходов. В целом для общества потери от появления каждого безработного сверх естественного уровня складывают­ся из трех элементов:

а) уменьшения дохода индивида;

б) пособий по безработице;

в) уменьшения налоговых поступлений.

Государственная полшпика в области занятости должна строиться исходя прежде всего из определения типа безрабо­тицы: государство должно бороться не с любой безработицей, а лишь с циклической. При выработке конкретных приемов по сокращению безработицы и увеличению занятости допустимо использовать любые инфляционно безопасные методы:

а) совершенствование системы информации о свободных рабочих местах;

б) создание и улучшение деятельности бирж труда;

в) развитие системы переподготовки кадров;

г) создание условий для развития малого и среднего бизнеса;

д) разработка специальных целевых программ трудоустроуства молодежи, женщин и работников реструктурируемых отраслей.

 

12.4. Сущность и причины инфляции, ее виды

 

Инфляция — это долговременный процесс снижения покупа­тельной способности денег.

Дефляция — устойчивая тенденция к снижению среднего (общего) уровня цен.

Уровень инфляции (темп роста цен) — относительное из­менение среднего (общего) уровня цен. В макроэкономических моделях уровень инфляции может быть представлен как

где Р — средний уровень цен в текущем году;

Р1— средний уровень цен в прошлом году.

Средний уровень цен измеряется индексами цен.

Дезинфляция — снижение уровня инфляции (темпа роста цен).

Причины инфляции на разных этапах исторического разви­тия были различны. В докапиталистическую эпоху обесценение денег происходило как в результате "изнашивания" монет, так и посредством их умышленной "порчи".

Другая причина инфляции в докапиталистический период свя­зана с открытием Америки и освоением золотых рудников на Американском континенте. Массовый приток золота в Европу вы­звал инфляционный скачок цен на европейских рынках, получив­ший название ''революция иен". Однако в этот период инфляция была постепенной и не оказывала существенного влияния па эко­номику стран.

Причины инфляции в современной экономике следует искать в:

• государственной монополии на эмиссию денег;

• монополии профсоюзов;

• монополии крупных фирм на определение цены и в собствен­ных издержках производства.

ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ

Инфляция спроса возникает как следствие избыточных совокупных расходов (совокупного спроса) в условиях, близких к полной занятости.

Инфляция издержек возникает как следствие повышения средних издержек на единицу продукции и снижения совокупного предложения.

Стагфляция – одновременный рост инфляции и безработицы на фоне спада производства (стагнация в сочетании с инфляцией).

Сочетание инфляции спроса и инфляции издержек образует инфляционную спираль, в которой возросшие инфляционные ожидания экономических агентов выполняют роль передаточного механизма. Если правительство и ЦБ не располагают инструментами управления инфляционными ожиданиями, то на основе спирали «заработная плата – цены» возникает гиперинфляция. Она представляет собой неуправляемую инфляцию с быстрым темпом роста цен, которая оказывает особенно разрушительное воздействие на занятость и выпуск, так как в этих условиях экономически выгодно вкладывать средства в спекулятивные операции, а не в инвестиции.

Инфляция по – разному влияет на перераспределение доходов в зависимости от того, является ли она ожидаемой или непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять меры, чтобы предотвратит или уменьшить негативные последствия инфляции, которые в противном случае отразятся на величине его реального дохода.

Непредвиденная инфляция приводит к снижению всех видов фиксированных доходов и «субсидирует» тех экономических агентов, чьи номинальные доходы возрастают быстрее, чем средний уровень цен. В условиях непредвиденной инфляции получатели ссуд выигрывают за счет кредиторов, так как долги возвращаются обесценившимся деньгами. Правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко приводит к краткосрочному стимулированию инфляции, которая способствует относительному обесцениванию задолженности

 

12.5. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса

 

В краткосрочном периоде между уровнями инфляции и безрабо­тицы обнаруживается обратная зависимость, определяемая кривой Филлипса (рис. 12-2).

Рис. 12-2. Кривая Филлипса

Кривая Филлипса дает упрощенную однофакторную модель инфляции, определяя ее как функцию от безработицы. Она пока­зывает, что безработица ограничивает возможности роста зара­ботной платы, а следовательно, и рост издержек, которые влияют на уровень цен.

 

Глава 13. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА: ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ И НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

 

В данной главе будет конкретизирован сделанный ранее вывод о необходимости государственного вмешательства в деятельность рыночного механизма и рассмотрены конкретные формы и ин­струменты такого вмешательства.

Макроэкономическая роль государства проявляется через проведение денежно-кредитной и налогово-бюджетной полити­ки. Денежно-кредитная политика проводится через банковскую систему, а налогово-бюджетная — через министерство финан­сов и другие правительственные ведомства.

 

13.1. Банковская система: центральный банк и коммерческие банки

макроэкономическая роль государства.

Структура банковской системы

Банковская система в современной рыночной экономике состоит как правило, из двух уровней: центрального банка страны и ком­мерческих (депозитных) банков.

Центральный банк — главный банк страны, который дейст­вует как банкир правительства и коммерческих банков, а также как учреждение, ответственное за осуществление денежно-кре­дитной политики государства.

Коммерческий банк — это фирма, предоставляющая финан­совые услуги клиентам. Основными функциями коммерческих банков являются привлечение вкладов (депозитов) и предоставле­ние кредита (заемных средств) домашним хозяйствам, местным органам управления.

Деятельность КБ носит двойственный характер. Они пред­ставляют собой не только кредитные учреждения, но и важ­ные социальные институты. Как коммерческие предприятия, банки заинтересованы в получении максимально возможной прибыли. Как социальные институты они посредством при­влечения депозитов и предоставления кредитов могут созда­вать деньги, т. е. расширять денежное предложение, что отли­чает их от других коммерческих организаций и финансовых учреждений.

Деятельность ЦБ занимает особое место в финансовой и экономической системе страны. Он выпускает в обращение на­циональную валюту, хранит золотовалютные резервы страны. обязательные резервы КБ, выступает в качестве межбанковской расчетного центра. Он является "кредитором последней инстан­ции" для КБ, а также финансовым агентом правительства (осУ" ществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих расчетов правительства и т. п.). ЦБ может выступать как продавец и покупатель на международных денежных рынках и координировать зарубежную деятельность КБ.

Справка

В российской Федерации Центральный банк (Банк России) был создан в 1992 г. на базе Госбанка СССР. Однако свою "родослов­ную" эта структура начинает еще с екатерининских времен, когда были созданы ассигнационный и заемный государственные банки, преобразованные в 1860 г. в Государственный банк России. В от­личие от центральных банков западноевропейских стран и США Государственный банк России долгие годы сочетал в своей дея­тельности эмиссионные и различные торговые операции, особен­но в торговле хлебом, экспорт которого был главным источником поступления иностранной валюты в страну.

В настоящее время ЦБ РФ выполняет традиционные для ры­ночного хозяйства функции органа государственного управления экономикой. В частности, он сыграл важную роль в достижении финансовой стабилизации экономики и обуздании инфляции во второй половине 90-х гг.

 

13.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства

 

Задача денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы изменения в денежном предложении соответствовали основным Целям экономического развития: повышению деловой активно­сти, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса.

Проводником денежно-кредитной политики является ЦБ Он располагает набором определенных средств, которые часто называют инструментами денежно-кредитной политики. Эти инструменты воздействуют в основном либо на количество денег, главным образом в форме банковских депозитов, либо на ставки процента.

Инструменты денежно-кредитной политики различаются

по непосредственным объектам воздействия (предложение де­нег и спрос на деньги), по форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (кратко- и долгосрочные).

Объекты воздействия зависят от конкретных целей денежно - кредитной политики. Это либо стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия способствует увеличению занятости и подъему производства, а кредитная рестрикция — предотвращению ''перегрева" конъюнктуры, наблюдаемого в периоды экономического подъема, или снижению темпов инфляции.

По форме инструменты денежно-кредитной политики разде­ляются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административные инструменты имеют форму директив, пред­писаний, инструкций, исходящих от ЦБ и направленных на ограничение сферы деятельности кредитных учреждений. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капитала.

По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. С помощью количественных инструментов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей КБ, а следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.

По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долгосрочные и краткосрочные. Под долгосрочными инструментами подразумеваются те, которые используются от одного года до нескольких десятилетий (на­пример, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики.

Основные инструменты денежно-кредитной политики:

а) установление обязательной нормы резервных требований;

б) регулирование официальной учетной ставки;

в) операции на открытом рынке.

резервные требования означают, что КБ обязаны держать определенную часть привлеченных депозитов в ЦБ. ЦБ играет роль резервного финансового института страны и может ис­пользовать накопленные таким образом ресурсы для поддержания стабильности финансовой системы, страхования определен­ной части вкладов и предоставления кредитов КБ в чрезвычай­ных обстоятельствах.

Справка

Нормы резервирования неодинаковы в разных странах. Наиболее высокий их уровень в Италии — 25%, в Испании — 17%. В Рос­сии норма резервирования в 1990-е гг. колебалась от 70 до 5%. В условиях высокой инфляции в Южной Корее в отдельные пе­риоды норма резервных требований повышалась до 100%. В Япо­нии, напротив, норма минимальных резервов в последние годы составляла 2,5%. Банк Англии, который практически не исполь­зует данный инструмент денежно-кредитной политики, устанав­ливает норму на уровне 0,45%.

Учетная ставка — это процент, под который ЦБ предостав­ляет ссуды КБ. Официальная учетная ставка — ориентир для банковских ставок по кредитам. Чем выше уровень официаль­ной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинанси­рования ЦБ.

Справка

Посредством манипулирования учетной ставкой ЦБ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост официальной учетной ставки влечет повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увели­чение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает со сто­роны как небанковских учреждений, поскольку более привле­кательными становятся депозиты, так и кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг возрастает в связи с тем, что они дешевеют. При определенных условиях участники финансового рынка могут скупать иностранную валю­ту, как это неоднократно наблюдалось в России, особенно в пе­риоды обострения финансового кризиса в 1998 г., что вынуждало ЦБ еще выше поднимать ставку рефинансирования. Так, в мае 1998 г. ЦБ России повысил ее с 42 до 150%, но через неделю когда спрос на валюту резко сократился, понизил до 60%. Пони­жение учетной ставки удешевляет кредиты и депозиты, что при­водит к повышению спроса на ценные бумаги, уменьшению их предложения, росту рыночного курса.

Операции на открытом рынке -— это операции ЦБ по купле-продаже государственных ценных бумаг или первоклассных коммерческих векселей. Посредством них ЦБ воздействует на ликвидность банковской системы (количество денег в обраще­нии) и ставки процента. Продажа векселей и облигаций влечет уменьшение денежной массы и падение ставок процента; по­купка будет имеет противоположный эффект.

Справка

Операции на открытом рынке — наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ, обеспе­чивающий эффективное воздействие на денежный рынок и бан­ковский кредит, а следовательно, и на экономику. Механизм опе­раций на открытом рынке несложен, что делает его привлекатель­ным для использования.

 

13.3. Налогово-бюджетная политика

 

Экономические отношения, возникающие в процессе налогооб­ложения и государственных расходов, получили название фи­нансовых отношений, или финансов. Эти отношения, с одной стороны, обеспечивают существование самого государства и его институтов, а с другой — используются государством для макроэкономического регулирования общественного производ­ства в соответствии с теми или иными национальными потреб­ностями.

Совокупность всех финансовых отношений в обществе получила название финансовой системы. Ведущее звено финансовой системы — государственный бюджет.

Государственный бюджет — это централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в распоряжении прави­тельства и использующихся для содержания государственного аппарата, вооруженных сил и сил правопорядка, а также для осуществления социально-экономических функций.

Бюджет включает доходы и расходы государства.

Расходы показывают направления и цели государственных ассигнований. В современных условиях в связи с проведением активной государственной политики расходы государства при­обрели огромные, беспрецедентные масштабы.

Справка

Рост государственных расходов был предсказан немецким эконо­мистом А. Вагнером, который сформулировал закон возрас­тающей государственной активности, в соответствии с которым государственные расходы в странах, где развивается промышлен­ность, должны расти быстрее, чем национальный доход.

Государственные услуги стали "высококачественным бла­гом", т. е. эластичность спроса на государственные расходы со стороны домашних хозяйств стала больше единицы. Иначе го­воря, каждый процент увеличения доходов домашних хозяйств ведет к большему, чем 1%, увеличению спроса домашних хо­зяйств на государственные расходы G. Поэтому при увеличении дохода на душу населения доля государственных расходов в ВВП также имеет тенденцию к росту.

Доходы государственного бюджета формируются прежде всего за счет налогов, взимаемых как центральными, так и мест­ными органами власти; за счет поступлений по социальному страхованию; за счет доходов государственных предприятии и других объектов государственной собственности и т. д.

Основным источником доходов государственного бюджета служат налоги. Без них невозможно существование государства, а и всего того, что с ним связано. Как подчеркивал К. Man C "в налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музе и готические башни, цивильный лист и табель о рангах — Все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном семени — в налогах".

Историческая справка

В немецком г. Зигбург, расположенном в земле Северный Рейн-Вестфалия, находится единственный в мире Музей налогооб­ложения, рассказывающий о том, как люди поднимались к вер­шинам современной цивилизации с налоговым бременем на плечах.

На этом пути встречалось немало забавных налоговых курье­зов и нелепостей. Что только не служило объектом налогообло­жения! Налоги на общественные туалеты и бороды, на фортепьяно и скаковых лошадей, на певчих птиц и холостяков, на кружева и балконы, на двери и окна, выходившие на проезжую улицу (сохранялись во Франции вплоть до XIX в.; поэтому там многие старые дома не имеют окон и дверей со стороны улицы). Были налоги на женскую косметику и на бракосочетание (последние получили у нас совершенно неверное объяснение как "право пер­вой брачной ночи"), налоги за бездетность и т. д.

Налоги в рыночной экономике необходимо рассматривать не только с позиций государственных (фискальных) интересов, но и как важный инструмент воздействия но рынок. Рынок и налоги — чрезвычайно важная проблема для всех стран с ры­ночной экономикой, поскольку налоги выполняют функцию регулирования рыночных отношений. Налогообложение ис­пользуется государствами развитых стран для воздействия на циклическое развитие экономики, борьбы с инфляцией, созда­ния производственной и социальной инфраструктуры, реали­зации военных программ, смягчения социальных конфликтов и т. п. Однако основные задача и цель налоговой политики

государства — обеспечение доходов бюджета, стимулирования (ограничение) предпринимательской деятельности, общее регулирование доходов в стране.

Структура налогообложения в рыночной экономике

Налоги делятся на две большие группы: прямые и косвенные

ПРЯМЫЕ НАЛОГИ

(взимаются непосредственно с физических и юридических лиц)

подоходный налог с населения (впервые введен в США в 1913 г.); налог с прибыли предприятий (взимается с Первой мировой войны);

имущественный налог (налог на постройки и т. п., уплачивае­мый как физическими, так и юридическими лицами); налог на сделки с капиталом (взимается с доходов от фондовых операций); налог с наследства.

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ

(взимаются непосредственно с товаров и услуг)

акцизы;

налог на добавленную стоимость (НДС);

таможенные пошлины (экспортные и импортные).

Справка

(о причинах существования двух видов налогов — прямых и косвенных)

Различия между прямыми и косвенными налогами обусловлены прежде всего тем, что их вид и природа происхождения совер­шенно отличны друг от друга. Если прямые налоги всегда ори­ентированы на личную (коллективную) работоспособность, кото­рая и является источником жертвоприношения, то косвенные налоги почти индифферентны — они ориентируются на вещи, а не на лица. Поэтому косвенные налоги всегда взимаются с про­изводителей вещей, торговцев, купцов, содержателей товарных складов и тех. кто занимается перевозкой грузов. Истоки косвен­ных налогов следует искать на античных базарах, в портах, у го­родских ворот, на дорогах и горных перевалах, во всех других "узких местах" торговых отношений. В противоположность пря­мым налогам, ориентирующимся на способность физических лиц осуществлять платежи (подоходный налог, налог на имущество налог на наследство), косвенные налоги более примитивны и гру­бы, но именно поэтому ими легче манипулировать и их проще взимать. Достаточно знать налоговую структуру страны, чтобы догадаться, на какой ступени развития она находится. Страны со слаборазвитой экономикой взимают в основном косвенные нало­ги, в то время как прямые налоги в большинстве своем взимаются в странах с развитой экономикой и с населением, обладающим достаточно высоким уровнем образования.

Критерии налогообложения:

1. Справедливость (равенство). Государственные налоги и их расходование влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество в конечном счете стремится к справедливому распределению этих тягот и благ. При этом оно ориентируется на два основных этических принципа:

а) принцип горизонтальной справедливости, предполагающий, что лица, находящиеся в равном материальном положении, должны трактоваться налоговыми законами одинаково. Это значит, что, например, два человека, работающие по 40 ч в неделю и получающие одинаковый доход (но у одного доход существует в виде заработной платы, а у другого —- в виде предпринимательской прибыли от собственного бизнеса), должны выплачивать одинаковый налог;

б) принцип вертикальной справедливости предполагает, что находящиеся в неравном положении должны трактоваться неодинаково: тот, кто получает больше, должен и больше платить налогов.

Для определения меры неравенства в обществе используется кривая Лоренца (рис. 13-1). Степень отклонения кривой Ло­ренца от прямой линии, отражающей абсолютное равенство, указывает на степень неравномерности распределения.

2. Эффективность. Данный критерий касается потерь, кото­рые несет общество в результате налоговых выплат. На рис. 13-2 представлена модель рынка, первоначальное состояние которого характеризует точка равновесия Е, которой соответствуют ры­ночная цена Р0 и равновесный объем Q0. Введение налога Т (АЕ) сдвигает кривую предложения S вверх, в положение S". В результате покупатели платят цену Р1, продавцы получают Р2, а разницу (налог) получает государство. Объем реализации умень­шается до Q1.

Рис. 13-1. Кривая Лоренца

Рис. 13-2. Эффект от введения потоварного налога

Последствия налогообложения для производителей и по требителей. Создавая разницу между ценой, уплачиваемой поку­пателями, и ценой, получаемой производителями, налог сокращает и производство, и потребление, а значит, ухудшает экономическое положение и покупателей, и продавцов.

Экономические потери от подоходного налога иллюстрирует кривая Лаффера (рис.13-3). Она показывает, что подоходный налог действует как отрицательный стимул — он уменьшает желание трудиться, в результате чего при высоких ставках нало­гов государство собирает меньше налоговых платежей.

 

рис. 13-3. Кривая Лаффера

Данная кривая строится в координатах, где по оси абсцисс откладываются налоговые поступления Т, а по оси ординат — налоговая ставка t. На графике показано, что начиная с нуле­вой ставки налога увеличение t ведет к росту налоговых по­ступлений. Но после некоторой точки А последующее увели­чение налоговой ставки сокращает объем налоговых поступле­ний из-за негативного стимулирующего воздействия. На гра­фике видно, что кривая Лаффера после точки А начинает откло­няться влево. Таким образом, для ставок налога ниже tA их уве­личение обеспечивает рост налоговых поступлений, а для ставок превышающихtA, более высокие ставки приносят меньший доход государству; при 100%-й ставке налоговые поступ­ления упадут до нуля.

Справка

На практике трудно дать точную оценку оптимальной ставки на­лога tA. после которой налоговые поступления начинают падать. Так было установлено, что в Швеции tA соответствует налоговой ставке, равной приблизительно 70%. В середине 80-х гг. предельная налоговая ставка здесь была близка к 80%, и при этих условиях ее уменьшение могло бы привести к росту налоговых сборов.

Дефицит государственного бюджета (отрицательное саль­до бюджета) — превышение расходов государства над его до­ходами.

Профицит государственного бюджета (положительное сальдо бюджета) — превышение доходов государства над его расходами.

Бюджетный дефицит = Расходы - Доходы
Закупки товаров и услуг Социальные выплаты
Чистые налоги = Налоговые поступления - Социальные выплаты
Следовательно:  
Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг - Чистые налоги

На состояние бюджета оказывают влияние колебания объема национального выпуска. В периоды депрессии, когда ВВП сни­жается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета (рис. 5-4).

Справка

о влиянии на экономику бюджетного дефицита

Свидетельствует ли бюджетный дефицит о плохом состоянии экономики и не лучше ли всегда поддерживать избыток бюджет­ных средств? Правильный ответ состоит в том, что если в госу­дарственном бюджете имеется избыток, т. е. если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем "инъекций". В результате происходит сокращение ВВП. На­против, если государственный бюджет испытывает дефицит, т. е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность воз­растает и ВВП увеличивается. Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопро­вождается адекватным увеличением производства из-за исчерпа­ния ресурсов.

Способы финансирования бюджетного дефицита:

а) дополнительная эмиссия денег;

б) кредиты ЦБ;

в) заимствование средств у населения и фирм.

Рис. 13-5. Структура государственного долга

В результате государственных займов формируется государ­ственный долг. Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга (рис. 5-5).

Рост государственного долга оказывает негативное влияние на функционирование национальной экономики:

а) сокращает запас капитала в экономике, так как деньги можно было бы вложить не в государственные бумаги, а в корпора­тивные, т. е. реальные инвестиции;

б) выплаты процентов по облигациям увеличивают неравенство в доходах;

в) выплаты процентов по облигациям требуют повышения на­логов, что снижает экономические стимулы; г) государственные займы увеличивают банковские ставки процента, что сокращает частные инвестиции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...