Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регламент (расписание) деловой игры.




На игру требуется не менее 4-х часов учебного времени, которые распределяются руководителем примерно поровну для решения трех поставленных задач и подведения итогов игры. В зависимости от степени подготовки и квалификации участников игры распределе­ние времени может быть иным.

Выход (итог) игры.

1. План деятельности руководителей фирмы по снижению сте­пени риска (по стадиям или времени работы).

2. Наименование документов, необходимых для оформления страхования в добровольной и обязательной формах (см. Закон РФ «О страховании». Гл. II. «Договор страхования». Ст. 15, 16, 17, 18).

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПЛАНИРОВАНИЕ»

Этап

 

Подготовка игры.

Руководитель игры:

1) до начала игры, после проведения семинарного занятия по теме «Внутрифирменное планирование», с учетом подготовленно­сти участников игры распределяет их на группы - высшее руковод­ство фирмы, специалисты планово-финансового отдела, руководители служб (поставки, производства, c61.IT;I, руководители филиалов, ОТК и др.);

2) проводит инструктивное совещание со всеми участниками игры, на котором ставит конкретные задачи по систематизации материалов предыдущих деловых игр и отбору документов, потре­бующихся в ходе предстоящей игры;

3) разрабатывает сценарий, условия и регламент игры.

Участники игры:

1) группа высшего руководства - разрабатывает формы плановых документов и определяет ответственных лиц за их оформление;

2) группа плановиков и финансистов - готовит исходные данные для ведения плановой работы, при наличии компьютера вводит в него необходимую информацию по фирме в целом (исходные данные);

3) группа руководителей служб - на основе разработанного ранее Стратегического плана усиления позиций фирмы на рынке на 5 лет, каждый по своему отделу готовит предложения и расчеты для разработки соответствующих разделов ТЭО, бизнес-плана, среднесрочного и текущего планов.

Цель игры.

Приобрести практические навыки в подборе исходных данных для ведения плановой работы, приведения их в стройную систему; ознакомить участников с некоторыми формами планов, последова­тельностью (этапами) разработки плановых документов.

Условия игры:

1. Каждая группа участников должна иметь в своем распоряжении заранее подготовленные формы плановых документов и исходные данные для планирования.

2. Высшим арбитром при рассмотрении условно выделенных материальных и финансовых средств выступает руководитель занятия.

3. В связи с ограниченным количеством учебного времени на игру ее проведение осуществляется по упрощенной схеме: плановые предложения движутся по коммуникации снизу вверх и директив­ным методом сверху вниз. По горизонтальным связям все вопросы уже согласованы. Предприятие имеет стратегический план развития продукта, бизнес-план, ТЭО и работает на полную мощность.

Сценарий игры.

Руководитель ставит 4 конкретные задачи участникам игры: определить общий объем производства и реализации продукции, рост производительности труда, исчисляемый по нормативно-чис­той продукции, по себестоимости продукции - снижение затрат на 1 руб. товарной продукции, по качеству продукции - удельный вес продукции высшего качества.

1. Высшее руководство и работники планово-финансового от­дела приступают к разработке годовых планов предприятия в целом по указанным в задании четырем показателям.

2. Руководители служб и подразделений разрабатывают квар­тальные планы для цехов и производств, отгрузки изделий в соот­ветствии с заказами для бригад, номенклатуру продукции в нормо-часах; снижение трудоемкости по второму показателю; за­траты цеха (производства) на 1 руб. продукции; лимит материальных ресурсов (в натуральном выражении) по третьему показателю; удель­ный вес продукции высшего качества и продукции, принятой ОТК С первого предъявления по четвертому показателю.

3. Плановые предложения представляются высшему руководству для утверждения по мере их разработки.

4. После выполнения первого задания разработки планов по четырем показателям (годовых и квартальных) руководитель игры усложняет задание и доводит до сведения участников игры новое решение высшего руководства о реконструкции одного из произ­водственных предприятий, для чего необходимо подготовить план реконструкции данного предприятия,

5. Для выполнения этой работы преподаватель (руководитель игры) проводит реорганизацию групп участников игры и формирует новые:

1) группа, разрабатывающая общие вопросы проекта реконст­рукции,- изложение сущности проекта, месторасположение, виды продукции, продолжительность работ, этапы, сроки самоокупаемо­сти и др.;

2) группа, рассчитывающая потребности в сырье, топливе, энер­гии, запасных частях, производственных и вспомогательных пло­щадях, а также строительно-монтажные работы, технологии и др.;

3) группа финансистов, определяющая порядок и сроки финан­сирования, издержки на реализацию проекта, сметную стоимость работ и оборудования, потребность в оборотном капитале, ценооб­разование и т. д.;

4) группа по кадровым вопросам – кадровый состав будущего предприятия, оплата труда по категориям работников, соотношение производственного и обслуживающего персонала и др.

В зависимости от времени на деловую игру преподаватель ставит задачи группам подготовить свои предложения на основе исходных данных для соответствующих разделов ТЭО.

Работа по составлению ТЭО является сложной и трудоемкой. В ходе одной деловой игры невозможно удовлетворительно решить данную задачу, в связи с чем преподаватель совместно с высшим руководством фирмы определяет индивидуальные задания участникам игры и дает конкретные домашние задания: разработать один из разделов ТЭО и к определенному сроку представить на обсуж­дение учебной группы.

Регламент (расписание) деловой игры.

Минимальное время на деловую игру (1 этап) - 6 ч.

Из них:

- вступительное слово руководителя и распределение заданий - 15 мин;

- систематизация исходных данных для годовых квартальных планов - 1,5 ч;

- составление плановых предположений и их согласование ­– 2 ч;

- разработка годовых и квартальных планов - 1,45 ч;

- получение индивидуальных заданий для разработки ТЭО - ­30 мин.

Выход (итог) игры.

1. Оформленные и утвержденные годовой и квартальный планы по четырем показателям работы фирмы.

2. Контрольные карточки индивидуальных заданий по разработ­ке разделов ТЭО проекта реконструкции производства по фирме.

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПЛАНИРОВАНИЕ»

 

Этап

 

На 1 этапе деловой игры «Планирование» уже были отобраны годовой и квартальные планы. Это новый этап в освоении специальности менеджера. В ходе 2 этапа игры слушателям предстоит применить полученные ранее знания в работе над бизнес-планом.

Здесь каждый может проверить свои возможности быть руководи­телем соответствующего звена управления.

В ходе занятий каждый из студентов должен определить, учи­тывая свой практический интерес и предрасположенность, вид будущей деятельности в одной из сфер экономики, конкретную отрасль и конкретный вид предприятия или учреждения, должность, которую он намерен занять. Можно использовать данные, получен­ные в ходе предыдущих игр. Начать работу надо над очень важным документом, который имеет почти каждая крупная фирма,- это бизнес-план. В нем сформулированы основные стратегические направления развития фирмы, вид продукции и услуг, способ организации деятельности, степень риска, финансовые вопросы, маркетинг, а также во имя чего работает фирма и каким образом завершается и перестраивается ее деятельность и т. д.

Менеджер должен знать, кто и какие разделы бизнес-плана составляет, каков порядок разработки, согласования и принятия его к руководству.

В заранее отведенное время слушатели должны приступить к работе над бизнес-планом «своего» предприятия, определить струк­туру и наименование разделов.

В качестве домашнего задания (а если позволяет время, то и в ходе игры) можно начать составление какого-либо раздела бизнес-­плана в зависимости от избранной ими роли в деловой игре.

Условия игры:

В разделах бизнес-плана должно быть:

- общее описание фирмы;

- характеристика вида продукции;

- технико-экономическое обоснование;

- характеристика рынка сбыта и своих возможностей;

- организационная структура управления и персонал фирмы;

- возможные конкуренты и конкурентоспособность;

- финансовая стратегия фирмы;

- риск и страхование;

- график основных мероприятий;

- направления внешнеэкономической деятельности и др.

На последующих занятиях, в зависимости от темы, студенты будут выступать с обоснованием своих разработок по данным разделам бизнес-плана.

Сценарий игры.

Особенно тщательно необходимо рассмотреть финансовую сто­рону планирования.

Для ознакомления с некоторыми образцами финансовых доку­ментов и практической работой с ними студенты должны самосто­ятельно отработать их:

 

Расчетный счет

Название фирмы __________________________________________________

Президент ________________________________________________________

Главный бухгалтер _________________________________________________

 

№ п/п Приход Расход Остаток
    Безналичными Наличными сумма подпись
    сумма подпись сумма подпись    
и т.д.              

 

Доверенность

Фирма ____________________________________________________________

Настоящим доверяем главному бухгалтеру фирмы

____________________________________________________________Ф.И.О.,

снять с расчетного счета фирмы:

____________________ безналичными

____________________ наличными

 

Подпись главного бухгалтера ____________

Подпись президента фирмы ______________

число, месяц, год.

 

Платежное поручение

Платежное поручение (безналичными)

________________

дата Подпись банкира ____________

Чек

Чек (наличными)

________________

дата Подпись банкира ____________

 

 

Контрольная ведомость продажи товаров

№ п/п Название фирмы Месяцы
         
и т.д.            

 

 

Практические показатели определяет руководитель игры и дает задания студентам:

распределить собственные и заемные средства на приобретение основного и оборотного капитала;

определить постоянные и переменные издержки производства и обращения;

спланировать рентабельность (прибыль) предприятия; распределить прибыль на уплату налогов, процента за кредит, аренду и возврат кредита, выплату дивидендов и других видов дохода, на развитие производства, благотворительные цели и т.д.; заключить соглашения, договоры, контракты и т. д. с заинтересованными сторонами;

определить заработную плату производственному, вспомога­тельному и управленческому персоналу;

и др.

С чего должен начать менеджер планирование финансов пред­приятия? Как «делать» деньги и научно вести им счет, развивая производство в отличие от примитивного «торгаша-спекулянта»? Здесь необходимы знания основ финансового дела. Конечно, не в деталях, этим займутся специалисты - финансовые работники. Но менеджер должен знать, как работает финансовый рынок, банки, какие финансовые документы должны иметь предприятия, кто конкретно планирует, управляет, контролирует финансы, как взять кредит, с каким риском связана данная деятельность руководителя.

Участники игры составляют сводную таблицу активных и пас­сивных счетов. В них фокусируются средства, которыми располагает фирма, их размещение и источники. Баланс - это важнейший финансовый документ ДЛЯ внешних пользователей и внутренних нужд, основной элемент годовой отчетности.

Перспективная и текущая потребность в денежных средствах отражается в финансовом бюджете поступления и расходования ресурсов. На базе баланса и бюджета осуществляется планирование издержек, прибыли и кассовой наличности. Это определяет плате­жеспособность фирмы, делает возможным предвидеть банкротство.

Руководитель игры дает вводную задачу - подробнее рассмот­реть расходную часть бюджета, издержки. Издержки классифици­руются на: а) прямые и косвенные; б) постоянные и переменные. Прямые издержки непосредственно связаны с основной деятельно­стью предприятия. Косвенные - покрывают затраты на управле­ние, НИОКР и содержание инфраструктуры. Постоянные - это затраты, не зависящие от изменения размеров производства. Пере­менные - пропорциональны объемам производства.

В прямые переменные издержки входят:

- затраты на сырье, материалы, транспорт, хранение готовой продукции;

- затраты на заработную плату производственного персонала;

- затраты на работу производственных подразделений (маши­ны, энергия, ремонт и др.).

В прямые постоянные издержки входят:

- затраты на заработную плату управленческого персонала, ремонтных и вспомогательных рабочих;

- амортизация;

- прочие затраты.

Фирмы планируют средние затраты на выпуск единицы продук­ции.

После рассмотрения вопросов, связанных с издержками, участ­ники игры приступают к анализу доходной части бюджета.

Планирование прибыли.

Важное значение в планировании прибыли имеет точное опре­деление объема производства, при котором будет обеспечена необходимая прибыльность (рентабельность) предприятия.

Некоторое представление об этом дает уже известное схематическое рассмотрение связей между валовыми издержками и валовыми поступлениями (оборотом фирмы).

 

 

Расходы

 

Безубыточный

объем производства

Вначале рассчитывается валовая прибыль (до уплаты налогов) и чистая прибыль (после уплаты налогов). Далее чистая прибыль распадается на распределяемую (дивиденды и доходы владельцев) и на нераспределяемую - вкладываемую в производство.

В ходе деловой игры можно дать дополнительное задание слу­шателям - определить необходимый минимум оборотного капита­ла для закупки товарных запасов. Это делается путем сосредо­точения денежных резервов. На предприятиях осуществляется кас­совое планирование. В нем учитывается ряд показателей: наличные средства и их использование, потребность в кредитах, другие воз­можности получения наличности из иных источников.

Регламент (расписание) игры. На игру (2 этап) требуется не менее 8 часов учебного времени.

Выход (итог) игры.

1. Список участников игры с указанием, по какому разделу бизнес-плана кто из них работает.

2. Сводная таблица активных и пассивных счетов.

3. Издержки предприятия (годовые).

4. Прибыль предприятия (годовая).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...