Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Подходы к проблеме взаимосвязи общего интеллекта и творческих способностей




Изучение способностей креативности и интеллекта у студентов творческих ВУЗов

 

 

Направление подготовки - 030300.68 Психология.

Психология творчества

 

 

Выпускная квалификационная работа магистра

 

Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент

Адаскина А.А.

 

Москва, 2012

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ....................................................... 3

 

ГЛАВА 1. Подходы к проблеме взаимосвязи общего интеллекта и творческих способностей (креативности)................................ 9

1.1.Анализ психологических исследований творческих способностей

(креативности)..............................................9

1.2. Проблема изучения общего интеллекта в зарубежной и отечественной психологии.................................................... 16

1.3. Взаимосвязи общего интеллекта и творческих способностей (креативности) ………………........................................31

 

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование психологической закономерности взаимосвязи способностей креативности и интеллекта у студентов творческих ВУЗов..............................................44

2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования..........................44

2.2. Методика исследования........................................ 46

2.3. Результаты исследования...................................... 54

2. 4. Обсуждение результатов................................. 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................71

БИБЛИОГРАФИЯ................................................73

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определена тем, что проблема развития человека, актуальная во времена ученых советской эпохи (Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, Е.П., Ильин, Б.Г.Ананьев), не утратила своей актуальности и в современном мире. В последние десятилетия, в условиях интенсификации науки, растущей конкуренции между странами, людей друг с другом возросла социальная потребность в творческих личностях.

В английском языке существует понятие «creativity» и переводится как творческость. Креативность (творческость) – это то постоянное качество человека, которое делает его индивидуальностью, реализующей все потенциальные возможности [67]. Креативность как личностная характеристика проявляется главным образом в том, что человек вкладывает во все виды деятельности творческое начало. Структура креативности включает в себя умение видеть новое, неординарное, ранее не существовавшее, находить способы решения этого нового, не стандартного и решать самостоятельно. Креативность является высшей стадией развития творчества [66].

Источником проявление креативности является профессиональная деятельность, в процессе которой профессионал видит проблему, ощущает потребность в новом продукте, а когда проблема найдена, переводит ее в конкретную задачу. Итоговым продуктом креативной деятельности является навык ухода от известных и знакомых ответов, оригинальность и самостоятельность мышления, полет фантазий, идей.

Для креативной личности характерна ее устремленность на решение какой-нибудь проблемы или задачи, «цепкость» внимания, которое может быть длительным и устойчивым [66]. В разных исследованиях акцентируется внимание на разных сторонах креативности. Одни отмечают креативность как психологическое свойство, которое сводится к интеллектуальной активности и чувствительности. Другие указывают на особые свойства креативной психической деятельности [61], на особый способ восприятия и преломления объективной реальности [171], особенность личностного функционирования, связанного со способностью глубже мыслить, глубже вникать, глубже смотреть, гибче действовать [220]. Следующие, рассматривают ее, как проявившееся при благоприятных социальных условиях свойство личности, присущее каждому человеку, и требующее всестороннего развития и раскрытия [169].

Изучение креативности в рамках общей психологии проводится в двух направлениях: с одной стороны, это исследования, посвященные взаимосвязи между интеллектом и креативностью, с другой – между интеллектом, креативностью и личностными особенностями. Первое направление предполагает, что креативность и интеллект – различные независимые друг от друга факторы [15, 48, 63, 117, 227]. Хотя в других исследованиях показано, что между интеллектом и креативностью есть взаимосвязь, обусловленная дополнительными факторами: теория «интеллектуального порога» P.Torrance; концепция M.Wollach and N.Kogan [221, 150]; модель «интеллектуального диапазона» В.Н.Дружинина.

В настоящее время появилось еще одно направление, авторы которого сконцентрировали свои взгляды на выделении не когнитивных факторов креативности, при этом большая роль отводится мотивации, личностным особенностям, системе субъективных ценностей: A.Tannenbaum; E.Barrone; A.Maslou; Д.Б.Богоявленская; М.А.Холодная и др [18, 67, 172, 179].

Таким образом, креативность – это комплексное качество, которое затрагивает все стороны личности: мотивационный, эмоциональный, интеллектуальный, эстетический, экцистенциальный, коммуникативный, компетентностный. Противоречивость существующих подходов к развитию креативности, дающие обоснование взаимосвязи интеллекта и креативности, обусловили актуальность проводимого исследования.

Цель исследования: изучение способностей креативности и интеллекта у студентов творческих ВУЗов.

Объект исследования: способности креативности и интеллекта.

Предмет исследования: специфика взаимосвязи креативности и различных типов интеллекта у студентов творческого и технического направления подготовки.

Гипотеза исследования:

1. Существует качественное и количественное своеобразие способностей креативности и интеллекта у студентов творческих ВУЗов.

2. Творческая способность (креативность) у студентов творческих ВУЗов является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта, либо между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ зарубежной и отечественной психологической литературы по проблеме соотношения интеллекта и креативности. На основании этого определить, как могут быть уточнены существующие модели взаимосвязи интеллекта и креативности, если принимать во внимание особенности профессиональной подготовки студентов творческих и технических специальностей.

2. Построить план эмпирического исследования, позволяющего оценить взаимоотношения между различным уровнем развития общего интеллекта и креативностью у студентов творческих вузов и обосновать адекватность применения используемых исследовательских средств и приемов, а также способов обработки получаемых данных.

3. Осуществить эмпирическое исследование взаимодействия различных типов интеллекта и креативности у студентов творческих и технических вузов.

4. Провести качественный и количественный анализ выявленных корреляционных отношений между типами интеллекта и креативности в различных группах испытуемых.

Методы исследования:

Для реализации целей и задач исследования и проверки гипотетических положений использовалась совокупность общенаучных и психологических методов: метод теоретического анализа и синтеза; методы сбора эмпирических данных – тестирование:

- методики диагностики креативности П. Торренса, опросник Джонсона (ОК) («Психодиагностика творческого мышления» Е.Е.Туник);

- тестирование интеллекта тест Векслера, «Прогрессивные матрицы Равенна», «Социальный интеллект» Дж.Гилфорда и М.Салливена («Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика Е.С.Михайловой);

Всего в исследовании на разных этапах приняли участие 60 человек. В частности, студенты 1-го (средний возраст 17,47±0,06) и 5-го курса (средний возраст 22,47±0,06) Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова (факультет психологии). Студенты 1-го (средний возраст 17,47±0,06) и 5-го курса (средний возраст 22,57±0,06) Московского государственного педагогического университета им. В.И. Ленина (художественно-графический факультет). Научно-исследовательская работа проводилась в течение 2010-2012 гг.

Этапы исследования:

1 этап (2010-2011гг.) Изучена и проанализирована философская, социально-психологическая, психолого-педагогическая литература по проблеме; определены объект, предмет, цели и задачи, разработана рабочая гипотеза исследования.

2 этап (2011-2012гг.) Проведенный констатирующий эксперимент позволил выявить основные взаимосвязи способностей креативности и различных типов интеллекта студентов (естественного и гуманитарного и творческого профиля подготовки). Результатом этого этапа явилось уточнение рабочей гипотезы.

3 этап (2011-2012гг.) Результаты исследования обрабатывались и обобщались. Осуществлялись систематизация, обработка и интерпретация материалов, накопленных на протяжении всего исследования. Результаты исследования оформлены в виде магистерской диссертации.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивается целостным подходом к изучаемой проблеме, методологической обоснованностью исходных теоретических позиций и теоретико-методологической проработанностью проблемы; обеспечением внешней и внутренней валидности полученных экспериментальных результатов; экспериментальной и практической проверкой основных теоретических положений исследования, подтверждающих правомерность выдвинутой гипотезы; применением математико-статистических методов анализа данных, проводившихсся с применением автоматизированных методов анализа (был использован пакет прикладных программ математико-статистического анализа Statistica tor Windows 6.0.(StatSoft Inc., 1984-2001).

Теоретическая значимость исследования определяется расширением имеющихся представлений о взаимосвязи креативности и интеллекта будущего специалиста (художника, психолога); уточнением характера взаимосвязи общих и креативных способностей студентов творческих ВУЗов.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы для оптимизации профессиональной подготовки в вузе и усовершенствования технологий обучения, могут быть включены в соответствующие разделы лекционных и практических курсов. А также при индивидуальном и групповом исследовании абитуриентов и студентов, испытывающих трудности при выборе профессии и профессиональном самоопределении.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы. Основной текст диссертации изложен на 77 страницах, содержит 5 таблиц, 4 рисунка и 7 приложений. Список литературы включает 64 наименования, из них 13 на иностранном языке.

ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...