Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обсуждение результатов исследования




1. Существует качественное и количественное своеобразие способностей интеллекта у студентов творческих ВУЗов.

В процессе профессиональной подготовки общие и вербальные способности «художников» и «психологов» развиваются по-разному.

Независимо от выбранной профессии во всех группах испытуемых 1 курсов уровень IQ-показателей по Векслеру – «хорошая норма», показателя IQ по методике СПМ Равена – «средний уровень интеллекта». Это свидетельствует о развитости психометрического интеллекта, способности к адаптации и самостоятельности, является показателем способности к научению на основе обобщения собственного опыта в условиях отсутствия внешних указаний.

Вербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания. Вербальный интеллект (чувство языка, речи) определяет успешность учения по всем предметам и, в первую очередь гуманитарным (язык, литература, история и т.п.). Гуманитарии должны характеризоваться широтой познавательных интересов, эрудированностью, хорошо владеть языком, иметь богатый словарный запас, уметь правильно его использовать, точно соотносить конкретные и абстрактные понятия и иметь в целом высокоразвитое абстрактное мышление. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе учебы и жизнедеятельности. Жизненные успехи отдельных людей и общества в целом в значительной мере зависят от развития их коммуникативных средств и умения общаться.

В ходе исследования выявлена положительная динамика развития способностей интеллекта. Различия между «художниками» 1-го курса и 5-го курса по показателю уровня развития общего (Равен) не достигают уровня статистической значимости; вербального (Векслер) интеллекта находятся в зоне неопределенности.

Различия между «психологами» 1-го курса и 5-го курса по показателю уровня развития общего интеллекта (Равен) не достигают уровня статистической значимости.

Различия между «психологами» 1-го курса и 5-го курса по показателю уровня развития вербального интеллекта (Векслер) находятся в зоне значимости.

Сравнивая «художников» и «психологов» 1-го курса не выявлено статистически значимых различий. Но к 5-му курсу эти различия находятся на уровне статистической значимости.

2. Существует качественное и количественное своеобразие способностей креативности у студентов творческих ВУЗов.

У «художников» по сравнению с «психологами» наблюдается изначально более высокий уровень таких креативных показателей как «оригинальность», «точность» и «гибкость». Показатель уровня «беглости» примерно одинаков у всех групп испытуемых 1-х курсов обучения. Различие между «художниками» и «психологами» 1-х курсов находятся в зоне статистической незначимости.

Попарное сравнение показателей выборок «художники» 1-5 курсы, «психологи» 1-5 курсы показало, что существует статистически значимая положительная динамика показателей творческих способностей испытуемых в процессе профессионального обучения у обеих специальностей.

У «художников» – важна сила, тонкость чувств, последовательность перехода от действительности к вымыслу и от вымысла к действительности. Непрерывная самоидентификация то с одним, то с другим персонажем, точная передача внутреннего мира персонажа или пейзажа обуславливает у «художников» рост уровня показателей креативности. Будущая профессия студентов-художников связана с миром красок, чувств, ощущений и эмоций. Профессия данного типа требует от студентов способность найти и выделить ту область, которую можно преобразить, привнести в нее что-то новое и необычное, прекрасное, способность яркого воображения, образного мышления, склонность к творчеству, гибкость и точность чувств.

У студентов-психологов более выражены такие показатели креативности как «беглость» и «оригинальность», т.к. профессия психолога-консультанта заключается в оказании психологической помощи человеку. Умение найти много проблем там, где человек не видит ничего кроме обычного естественного хода вещей, находить выход из создавшейся ситуации, при оказании помощи выдвигать оригинальные и нестандартные идеи обуславливает рост показателей креативности «гибкость» и «точность». Это объясняется профессиональными особенностями профессии психолога: чувствительность к проблемам человека, осознание сложности и особенности окружающей действительности. Готовность к предъявлению человеку нескольких идей и выходов из сложившейся ситуации. Умение поддержать и воспринимать человека исходя из его личностных особенностей.

Сравнивая «художников» 5-го курса и «психологов» 5-го курса выявлены статистически достоверные различия уровня развития показателей креативности «гибкость» и «точность». У экспериментальных групп, в процессе учебной деятельности развиваются те виды творческих способностей, которые необходимы в профессиональной деятельности. Осознавая свои способности и желания, студенты развивают свои навыки, умения, получая знания в процессе обучения.

3. Творческая способность (креативность) у студентов творческих ВУЗов является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта, либо между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.

Анализ корреляционных связей интеллекта и креативности в группах испытуемых различных специальностей («художников» и «психологов») выявил наличие взаимосвязи между отдельными показателями креативности и интеллекта.

У «художников» выявлена умеренная орицательная корреляция только между показателями вербального (Векслер) интеллекта и показателями креативности «гибкость».

Данный эффект, на наш взгляд, можно объяснить спецификой учебной деятельности студентов «художников». В ней более востребованными оказываются способности «рисовальщика», а не творца. В выборке «художников» более высокое среднее значение имеет показатель «точность» - разработанность идей, что может свидетельствовать об ориентации креативного «продукта» на практическое применение.

Студенты с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем показателя креативности «гибкость» чаще стремятся к академическим успехам, которые должны выразиться в форме отличной оценки. Они избегают риска, не любят высказывать публично свои мысли. Подобное отношение может объясняется специфической направленностью их личности — на обучение, на узнавание новой информации, ее усвоение. Учебная деятельность это процесс усвоения знаний, опыта, культурных и профессиональных норм (стереотипов, шаблонов). Такая направленность в суждениях может препятствовать генерации новых идей.

Взаимосвязь показателей креативности с уровнем развития пространственных способностей, индуктивного мышления, точности восприятия (Равен) незначительна. Будущая профессия студентов-художников связана с миром красок, чувств, ощущений и эмоций. Здесь главный, ведущий предмет труда художественный образ, способы его построения. Это результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека. Профессия данного типа требует от студентов развития способности находить, выделять прекрасное, ту область, которую можно преобразить, привнести в нее что-то новое и необычное. Значительный рост показателей креативности не связан с изменением показателей общего и вербального интеллекта.

У «психологов» большее количество корреляционных связей между интеллектом и креативностью приходится на субтесты с использованием вербально-логических заданий, что свидетельствует о зависимости показателей креативности от способностей интеллекта в коммунитивной сфере, в профессиональном общении, и межличностных взаимодействий.

У «психологов» средняя корреляционная связь между показателями вербального интеллекта и показателем креативности «точность» свидетельствует о стремлением к детальной разработанностиответовв учебных и профессиональных заданиях. Средняя корреляционная связь между показателями вербального интеллекта и показателем креативности «оригинальность», может свидетельствовать о способности противостоять групповому давлению, стремлении к независимости, т.е. об отсутствие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства. Умеренная корреляционная связь между показателями вербального интеллекта и показателем креативности «гибкость» показывает, что уровень его адекватности и адаптивности в окружающей действительности влияет на способность «психолога» выдвигать разнообразные идеи, разные стратегии решения задач, которые отличаются от стандартных, типичных.

 

 

Мир профессий и специальностей очень многообразен и специфичен.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.

По результатам первого этапа экспериментального исследования, следует: в процессе учебной деятельности общие и вербальные способности развиваются по-разному у специалистов различного профессионального профиля.

У художников профессиональные особенности заключаются в развитии пространственного воображения, тонкого понимания мира, людей, животных, природы в целом. Уметь восхищаться красотой мира, доносить свое видение и понимание людям. Способности к решению когнитивных задач для них значимы лишь до определенной степени, поэтому рост показателей общего интеллекта в этой группе отмечается, но не значителен.

Профессия психолога заключается в оказании психологической помощи человеку через общение и взаимопонимание. Поэтому основные профессиональные особенности студентов-психологов заключаются в способности устанавливать контакт с людьми, распознавать намерения, чувства и эмоциональное состояние человека по невербальной и вербальной экспрессии. Умение выражать свои мысли доступным языком для клиента. Чем лучше психолог-консультант говорит, чем внимательнее слушает, тем проще и доступнее ему оперировать имеющейся информацией и доносить ее до клиента. У «психологов» происходит развитие необходимого им в работе вербального интеллекта, по показателям которого они превосходят «художников», а рост уровня общих способностей отмечается, хотя статистически не значим.

По результатам второго этапа экспериментального исследования, следует: уровень показателей креативности зависит от выбранного профессионального обучения.

Для «художников» – важна сила, тонкость чувств, последовательность перехода от действительности к вымыслу и от вымысла к действительности. Непрерывная самоидентификация то с одним, то с другим персонажем, точная передача внутреннего мира персонажа или пейзажа обуславливает у «художников» статистически достоверный рост уровня показателей креативности.

У студентов-психологов более выражены такие показатели креативности как «беглость» и «оригинальность», т.к. профессия психолога-консультанта заключается в оказании психологической помощи человеку. Умение найти много проблем там, где человек не видит ничего кроме обычного естественного хода вещей, находить выход из создавшейся ситуации, при оказании помощи выдвигать оригинальные и нестандартные идеи обуславливает статистически достоверный рост показателей креативности.

В начале профессиональной подготовки показатели креативности «художников» выше, чем у «психологов», но они не достигают уровня статистической значимости. К концу обучения в ВУЗе эти различия усиливаются и становятся статистически значимы.

По результатам третьего этапа экспериментального исследования, следует: в группах испытуемых различных специальностей («художников» и «психологов») выявлены различия в структуре взаимосвязи между отдельными показателями креативности и интеллекта.

У «художников» выявлена умеренная орицательная корреляция только между показателями вербального (Векслер) интеллекта и показателями креативности «гибкость». Гибкость во взглядах и действиях с образами не связана с легкостью смены аспектов в словесной сфере. Взаимосвязь показателей креативности с уровнем развития пространственных способностей, индуктивного мышления, точности восприятия (Равен) незначительна. Он будет продуктивен в профессиональной деятельности, то есть способен воспринимать и устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, генерировать новые, преимущественно невербальные понятия, которые дают возможность свободно и ясно мыслить.

У «психологов» большее количество корреляционных связей между интеллектом и креативностью приходится на субтесты с использованием вербально-логических заданий, что свидетельствует о зависимости показателей креативности от способностей интеллекта в коммунитивной сфере, в профессиональном общении, и межличностных взаимодействий.

Таким образом, в нашем исследовании мы получили статистически достоверные результаты:

- более высокие показатели креативности у «художников» и «психологов» 5 курса по сравнению со студентами 1 курса;

- более высокие показатели вербального интеллекта у «психологов» 5 курса по сравнению со студентами 1 курса;

- умененная отрицательная корреляция уровня вербального интеллека и показателя «гибкость» у студентов «художников»;

- уменернная корреляция уровня вербального интеллекта и показателей креативности «оригинальеость» и «точность» у студентов «психологов»;

- средняя корреляция уровня вербального интеллекта и показателя креативности «гибкость» у студентов «психологов».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертационное исследование, посвященное изучению способностей интеллекта и креативности студентов творческих ВУЗов, позволяет подвести итоги, сделать основные выводы и обозначить перспективы.

Креативность – это одно из ведущих качеств индивидуальности, для которой характерно организованность, оригинальность и настойчивость. Стремление к новизне, в умении самостоятельно видеть проблемы, находить их решение и творчески воплощать в конечный результат. Креативность способствует развитию саморегуляции восприятия нового, мотивации в целенаправленном поведении. Оказывает влияние на обширную сферу поведения и деятельности индивидуальности. Креативные качества не могут быть навязаны, каждый человек развивает себя сам, исходя из своих индивидуальных особенностей и потребностей.

Полученный фактический материал позволил установить, что существует качественное своеобразие проявления формы и показателей креативности и интеллекта, зависящее от профессиональной направленности личности.

Высокий уровень развития показателей креативности у студентов творческих ВУЗов слабо связан с показателями общего и вербального интеллекта.

Таким образом, выдвинутые в работе гипотезы подтвердились результатами, полученными в экспериментальном исследовании.

Данные, полученные в ходе исследования, позволяют уточнить существующее в психологии представление о взаимосвязи креативности, интеллекта. Вместе с тем исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. Выявленный стастистически значимый рост показателей креативности в процессе учебной деятельности студентов творческих ВУЗов на фоне изменения показателей общего и вербального интеелекта не имеющих статистической значимости позволяют сделать предположение, что уровень креативности и творческих достижений зависит от индивидуально-личностных особенностей личности.

Практическая значимость исследования позволяет использовать полученные данные в работе психологов психолого-медико-социально-педагогического центра сопровождения программы предпрофильной подготовки и профильного обучения, диагностики и развития креативности у учащихся и студентов при индивидуальном подходе. Материалы исследования могут быть использованы для оптимизации профессиональной подготовки в вузе и усовершенствования технологий обучения, могут быть включены в соответствующие разделы лекционных и практических курсов. А также при индивидуальном и групповом исследовании абитуриентов и студентов, испытывающих трудности при выборе профессии и профессиональном самоопределении.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Айзенк Г.Ю. Проверь свои интеллектуальные способности: Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 1992. - 176 с.

2. Акимова М.К. Психологическая диагностика. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.

3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей. - СПб.: Питер, 2006. - 240 с.

4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 2006. - 550 с.

5. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - М.: Фолио-Аст, 2002. - 672 с.

6. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Р-на-Д.: "Феникс", 2003. - 375 с.

7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

8. Бодалев А. А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. - 1984. - № 1. - С. 5-7.

9. Боно Э.Серьёзное творческое мышление / Э. Боно // Пер. с англ. Д. Я. Онацкая. - Мн.: ООО ≪Попурри≫, 2005. - 416 с.

10. Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998. - 670 с.

11. Гальтон Ф. Исследование человеческих способностей и их развитие. - СПб.: 1883.

12. Гальцова Е.В. Психология профессиональной деятельности: Учебно-методическое пособие. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.

13. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Прометей, 2003. - 368 с.

14. Диагностика творческого мышления: креативные тесты // Елена Туник. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с..

15. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб: «Питер», 2000.

16. Дружинин В.Н.. Психология общих способностей. - СПБ.: Питер, 2007. - 368 с.

17. Измени мышление – и ты изменишь свою жизнь / Брайан Трейси. - Мн.: ООО «Попурри», 2006. - С.384

18. Ильницкая И.А. О готовности учителя к работе по выявлению и развитию творческого потенциала учащегося // Образование Омской области. - 2006. - № 01.

19. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с

20. Краткий психологический словарь // Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Р-на-Д.: Феникс, 1999.

21. Ломов Б. Ф, Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 2004. - 450 с.

22. Лук А. Н. Творчество //"Наука и жизнь". - 1973. - № 1. - С. 76 - 80; № 2, С. 79 - 83.

23. Лук А. Н., Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

24. Маслоу А.Самоактуализирующаяся личность // Психология личности. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. - М.: Просвещение, 2005. - 375 с.

25. Никитин Б. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1990. – 160 с.

26. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 416 с.

27. Островский Э.В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 384 с.

28. Палани Л. Личностные знания. - М.: Наука, 2006. - 420 с.

29. Попов О.А. Содержание и характеристика научного исследования // Статистика в психологии и педагогике: каталог статей. - 2008.

30. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. - М., 1981. - 232 с.

31. Психологические исследования творческой деятельности // Под ред. О.К. Тихомирова. - М.: Наука, 1975. - 256 с.

32. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. - М., 2006. - 560 с.

33. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2006. - 656 с:

34. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: "Прогресс", 1994.

35. Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей // Художественное творчество. Сборник. - Л.: 1983, С.105-122.

36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003. - 720 с.

37. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории.// Вопросы психологии. - М.: 1960. - № 3.

38. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе:. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 232 с.

39. Серавин А. И. Исследование творчества. Возможность определения творчества. – СПб.: 2005.

40. Способности и склонности. - М.: Просвещение, 2003. - 350 с. Субботский Е. В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. – 2003. - № 2.

41. Старенченко Ю.Л. Психология массовой коммуникации. Часть 1

42. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. - СПб: Речь, 2003.

43. Тютюнник В. И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда: авторефер. дис. …док. психол. наук. – Москва, 2004.

44. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Проспект, 2002. C.59-64.

45. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Просвещение, 2005. - 470 с.

46. Хокинс Дж., Блейксли С. Об интеллекте = On Intelligence. - М.: «Вильямс», 2007. – 240 с.

47. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - СПБ.: Питер, 2007. - 264 с.

48. Шадриков В. Д. Способности, одаренность, талант //Развитие и диагностика способностей. - М.: Наука, 1991. - 153 с.

49. Штерн В. Умственная одаренность; Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В. А. Лукова. - СПб.: Союз, 1997. - 128 с.

50. Якиманская Н.С. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 2003. 275 с.

51. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. – 1985.- №6.

52. Brody E., Brody N. Intelligence: Nature, determinants and consequences. - N. Y., 1976.

53. Burner J. S. Acts of Meaning. - L, 1990.

54. Edwards A. L. The Measurement of personality traits by scales and inventories. - N. Y., 1970.

55. FincherJ. Human Intelligence. - N. Y., 1976.

56. GuilfordJ. P. Cognitive Rsychology's ambiguities: some suggested remedies // Rsychol. Review, V. 82. - 1982.

57. Kelley T. Crossroads in the mind of man. - Stanford, 1928.

58. Meili R. Structur der Intelligenz: Factoren analitische und denk-psychologische Untersuchungen. - Bern, 1981.

59. Mental tests and cultural adaptation / Eds. Cronbach L. J., Drenth P. J. D., 1972.

60. Mischel W. Personality and assessment. - N. Y., 1968.

61. Response Set in Personality Assessment / Ed. Berg I. A. - Chicago, 1967.

62. Steinberg R.J. The triarchic mind. A new theory of human intelligence. - N. Y., 1988.

63. The Journal of Educational Psychology, 1921. - № 12.

64. Tyler L. E. Human Abilities // Ann. Rev. of Psychol., V. 23. - 1972.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Краткий тест творческого мышления» П.Торренса

Таблица 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...