Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психоаналитический подход к развитию ребёнка.




 

Структура личности по Фрейду. В структуре личности три подструктуры:

Þ ИД - Оно

Þ ЭГО - Я

Þ СУПЕРЭГО - Сверх я.

Ид - вместилище страстей (влечения и инстинкты). Вне морали. Главная функция - побуждения. Главное влечение - либидо - сексуальное влечение. Сексуальность - все, отчего мы получаем удовольствие. В сексуальной потребности два инстинкта: инстинкт жизни; инстинкт смерти (тонатос). Ид – источник активности. Ид - биологическая подструктура.

Суперэго - формируется при жизни под влиянием общества. Социальная подструктура - совесть, ценности, мораль, идеалы. Первые образцы - родители. Основные функции - контроль, наказание.

Эго - прижизненное образование. Основная функция - помирить ид и суперэго. Эго - подчиняется принципу реальности. Слуга трёх господ - суперэго, ид и реальность.

Согласно Фрейду: Источник психического развития - влечения и инстинкты. Ребёнок рождается с определённым запасом энергии либидо. Ребёнок удовлетворяет либидо - прикосновениями. Детская инфантильная сексуальность лежит в основе взрослой, но не предопределяет её.

Развитие - есть преобразование и перемещение сексуальной энергии по разным

эрогенным зонам.

Эрогенные зоны - области тела чувствительные к стимулу.

Психологическое развитие в виде психоаналитических стадий:

предгенитальные:

1) оральная;

2) анальная;

3) фаллическая;

с пубертатом:

4) латентный период;

5) генитальная.

Психосексуальное развитие - биологически детерминированная последовательность, развёртывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям независимо от культурного уровня.

Развитие биологически предопределено. Фрейд считал, что влияние социума проявляется в долговременном вкладе - приобретённые установки, черты, ценности.

Термин “ психосексуальное” подчёркивает, что главный фактор развития - сексуальные инстинкты.

Два фактора, влияющие на развитие: фрустрация; сверхзаботливость.

Фрустрация - сексуальные потребности ребёнка пресекаются родителями или воспитателями возникает не получение удовлетворения, на последующих стадиях может развиться депрессия, могут развиться черты характера, привычки.

Сверхзаботливость - ребёнку не предоставляется возможность самому управлять своими действиями, впоследствии может развиться зависимость и некомпетентность.

Остаточное поведение - при фрустрации и сверхзаботливости накапливается либидозная энергия, которая может позже проявиться в остаточных явлениях, чертах характерных для той стадии, на которой они появились.

Регрессия - возврат на более раннюю стадию психосексуального

развития. Например, взрослый реагирует на стресс слезами; сосёт палец; прибегает к алкоголю.

Фиксация - задержка или остановка на определённой психосексуальной стадии.

Оральная стадия (0 - 1,5 г.).

От рождения - до прекращения кормления грудью. Основной источник удовольствия

- кормление. Губы, рот - главное сосредоточение активности младенца (эрогенные зоны).

Остаточное поведение - жевательная резинка, курение, переедание, поцелуи, грызение ногтей. Главная задача - формирование зависимости и независимости от других людей. Со временем материнская грудь замещается. Оральная стадия состоит

из двух фаз:

1) ранняя (0 - 0,5 г.) - основное либидозное действие - сосание;

2) поздняя - основное действие - укус.

Сосание - сексуальное проявление ребёнка. На основе либидозных действий происходит закрепление инстинктов Ид.

Аутоэротическая стадия (сосание пальца). Ребёнок не отделяет собственные ощущения и объект, который эти ощущения вызывает. Укус - агрессивный характер.

Орально - садистическая фаза. Запрещают кусать грудь, возникает конфликт. У новорождённого Ид - единственная существующая субстанция. На второй стадии (поздней) от Ид начинает отделяться Эго. Первое познание мира происходит через мать, разделение объекта и ощущения начинается с наказания. Эго и Ид в постоянном конфликте. На оральной стадии ребёнок живёт в состоянии невинного нарциссизма. Сон - глобальное нарциссалическое состояние. Биологическая связь с матерью создаёт потребность быть любимым, это на всю жизнь.

Если ребёнок не получает удовлетворение потребностей этого периода – может возникнуть задержка или остановка.

Согласно психоаналитической теории отлучение ребёнка от груди связано с большими трудностями, установлено, чем сложнее отлучение, тем сложнее конфликты на следующей стадии.

В первой половине младенчества (на ранней оральной стадии) недостаток удовлетворения либидо может привести к возникновению орально - пассивного типа личности. Весёлый, оптимистичный человек, ожидающий материнского отношения от других, одобрения любой ценой. Доверчивость, пассивность, незрелость.

На поздней стадии (орально - садистической) - любовь к спорам, пессимизм, цинизм, сарказм, стремление доминировать над людьми, склонность к эксплуатации.

Анальная стадия (1,5 - 3 г.).

Эрогенная зона в области ануса. Дети получают удовольствие от задержки и выталкивания фекалий. Приучение к горшку. Удовольствие от напряжения анального сфинктера. Встречается с запретами - внешний мир барьер, который должен преодолеть ребёнок. На этой стадии полностью образована инстанция Эго. Эго уже контролирует Ид.

За неопрятность ребёнок боится потерять любовь родителей. Появляются зачатки Суперэго.

Фрейд полагал, что важным в управлении кишечником является то, как родители приучили ребёнка к горшку. Здесь берут своё начало все регуляции. Две основные тактики родителей:

1. а) тактика “ негибких требований” - родители требуют немедленного выполнения команды ребёнок, может отказаться и, начнутся запоры, а если удерживание часто возникает распространение на другие сферы.

Анально - удерживающий тип личности - упрямство, скупость, пунктуальность, аккуратность, склонность к коллекционированию.

1. б) родительская строгость может породить анально - выталкивающий

тип личности - склонность к разрушению, враждебность, садистические

наклонности в любовных отношениях - партнёр объект обладания.

Это были неправильные тактики.

2) поддерживающая тактика - родители хвалят ребёнка, возникает

позитивный тип, творчество.

Фаллическая стадия (3 - 5, 6 лет).

Пик детской сексуальности. Эрогенная зона - гениталии. Рассматривание

органов, манипулирование, заинтересованность к вопросам пола, половых

отношений, фантазии, чаще всего представления не верные. Дети этого возраста

воспринимают половой акт, как агрессивные действия отца в отношении к матери.

Если до этой стадии сексуальность - аутоэротичность, эротичность, теперь

предметно. Свои привязанности к взрослым людям, к родителям. Привязанность

мальчика к матери - Эдипов комплекс. Девочки к отцу - комплекс

Электры.

Каждый мальчик неосознанно желает смерти родителя своего пола и обладание

родителем противоположного пола. В норме Эдипов комплекс разрежается

освобождением под страхом кастрации. Страх кастрации - боязнь воображаемого

возмездия со стороны отца. Завершается идентификацией с отцом.

Фрейд одним из первых описал процесс идентификации с агрессором.

Функции:

1) модель мужского поведения;

2) идентифицируя себя с отцом, удерживает мать, как объект любви (он, как

отец);

3) подготовка почвы к развитию Суперэго.

Суперэго - результат разрушения Эдипова комплекса.

К концу фаллической стадии: Ид, Эго, Суперэго. Главную роль играет Эго

. Самые важные периоды в жизни ребёнка завершаются к пяти годам. На фаллической

стадии закладываются: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление.

Возможные фиксации:

Фаллический характер - по - разному, у мужчин и женщин.

У мужчин - стремление всегда к успеху, доказывание мужественности,

безжалостное завоевание женщин (Дон Жуан), дерзки, хвастливы и опрометчивы.

У женщин - либо склонность к обольщению, либо борьба за главенство перед

мужчинами.

Не разрушение одного из комплексов может стать одной из причин

гомосексуальности.

Латентный период (6 - 12 лет, пубертат).

Не является стадией передышки либидо. Активность направлена на усвоение

человеческого опыта, налаживание отношений со сверстниками. Подготовка к

взрослости. У Фрейда латентный период описан очень скупо.

Генитальная стадия (пубертат).

С половой зрелостью возрождается сексуальная энергия и появляется интерес к

противоположному полу.

З. Фрейд утверждал, что подростковый возраст проходит через гомосексуальный

опыт (психологический опыт проявления интереса и дружбы к тому же полу).

Гомосексуальная стадия равна фаллической стадии (Эдипов комплекс).

Затем наступает период выбора брачного партнёра. В это время формируется

генитальный характер - идеальный тип личности. Зрелый, ответственный

человек, который вносит вклад в общество. Человек должен быть активным,

заботливым о других.

Для каждого периода возможна фиксация:

1) гомосексуальность (люди в значительной мере общаются с людьми того же

пола);

2) нарциссизм - либидо направлено к себе (я - объект сексуальных

удовольствий).

На развитие личности влияют детские годы. Могут либо затормозить, либо

развить её.

Основные положения:

1) Психологическое развитие понимается, как мотивационно - личностное.

2) Развитие - это адаптация к среде, при этом среда всегда противостоит

конкретному индивиду.

3) Движущие силы развития всегда врождённые и бессознательные.

4) Механизмы развития врождённые и основы личности закладываются в

детстве, в дальнейшем структура личности изменяется.

Фрейд показал, что для развития человека главное значение имеет другой

человек, а не предметы, которые его окружают.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...