Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поведенческие особенности.




 

Существенно меняется окружение ребёнка. В семье у ребёнка есть теперь

обязанности и права. Основной вид деятельности - учебная, но много времени

занимает игровая плюс трудовая деятельность (как правило, вместе со взрослыми).

Структура учебной деятельности:

Þ учебная ситуация или задача;

Þ учебные действия;

Þ действия контроля (перерастают в самоконтроль);

Þ действия оценки (перерастают в самооценку).

Большое место занимают игры - соревнования (видимо, поэтому популярен спорт),

настольные игры плюс компьютер.

Специфические игры девочек и мальчиков.

Обычно во дворах есть места для мальчиков и для девочек.

Развитие социального поведения - две тенденции:

Þ расширение социальных отношений;

Þ дифференциация социальных отношений.

Психологически ребёнок начинает отдаляться от взрослого, поэтому контроль

должен быть более мягким и менее навязчивым. Родители - образцы (равнение).

Со сверстниками: соперничество; борьба за лидерство.

Лидер выражает ценности данной группы плюс товарищество (умение дружить).

Именно в младшем школьном возрасте - дружба (как социальный феномен).

Мид - территориальные разделения, иногда враждебные.

Формируются устойчивые представления о принадлежности к полу.

Отношения в классе подготавливают почву к социальным отношениям в

подростковом возрасте плюс центральные новообразования младшего школьного

возраста:

1) формирование произвольности;

2) формирование рефлексов;

3) формирование внутреннего плана действий;

4) становление чувства компетентности.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ.

 

ПЕРЕХОДНЫЙ ИЛИ МАРГИНАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

 

Отечественная психология - 11 - 14 лет.

Зарубежная психология - 11 - 20 лет.

Две группы факторов, влияющих на развитие:

1) половое созревание;

2) зависимость от родителей, учителей.

Выготский: натуральный ряд - биологические особенности; социальный ряд

- условия воспитания.

Несинхронность развития и внешнего, и внутреннего.

Проблемы акселерации - увеличение разрыва между натуральным и социальным рядами.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

 

Пубертатное развитие - половое созревание, изменения в гормональной системе,

изменения в организме.

Чем раньше начинается половое созревание, тем бурнее оно протекает.

12 лет - два года;

13 - 14 лет - четыре года;

15 лет - шесть лет.

Акселераты - мало времени, чтобы освоить своё новое положение.

Реторданты - больше времени для психологической адаптации.

Бурный рост - рост костей, но отстаёт в развитии мышечная система. Ребёнок не

успевает координировать свои движения (неуклюжесть). Мышцы, не могут держать

позвоночник, возникает сколиоз. Подросток ощущает себя взрослым, готов взяться

за любую работу.

Сердечно - сосудистая система - дисгармония. Сердце растёт быстрее, чем

сосуды, которые снабжают его кровью. Возможны нарушения деятельности сердечно -

сосудистой системы, позже симптомы исчезают.

Нервная система - не равновесие между возбуждением и торможением. Преобладает

возбуждение. Повышенная возбудимость, вспыльчивость, аффективные бурные

реакции, сильная реакция на волнующие события, затем наступает вялость.

Появление вторичных половых признаков - развитие по мужскому и женскому типу.

Важное значение придаётся одежде. Для подростка важно быть, как все. Девочки

могут полнеть. Диета опасна.

Дисморфофобия - страх нарушения строения тела.

Синдром гадкого утёнка (Квазимодо). Типичные переживания по поводу внешности.

Кожный жир - появляются угри. Избыточное оволосение.

Пубертатная гинекомастия - увеличение груди у мальчиков (чаще слева) временно.

Почти завершается созревание головного мозга.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ.

 

Завершение фронтального развития чувствительности. Развитие избирательности и

константности познания (большую роль в познании играют интересы).

Изменяются особенности социальной перцепции: обращает внимание не только на

ближнее окружение, но и на других людей.

Завершается общее формирование сенситивной организации личности. Это

сенситивный возраст для развития логического (абстрактного) мышления.

Абстрактное мышление в значительной степени опирается на образы

школе при изучении материала важна наглядность).

Подросток чаще прибегает к логическому запоминанию (иная организация

материала при запоминании).

Формирование способов познавательной деятельности:

§ решение задачи должно быть не только правильным, но и рациональным;

§ важно умение учиться;

§ формируются критичность, логичность, широта ума.

В значительной степени развивается воображение. Фантазии более реалистичны, в

них подросток снимает напряжение.

АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.

 

Повышенная эмоциональная возбудимость. Резкие перепады без объективной основы.

Полярность эмоциональных проявлений - подростковый комплекс.

Активное развитие социального переживания - эмпатия.

Ведущая деятельность - общение со сверстниками - источник переживаний. Обида

приводит к страшным последствиям. Открытие своего внутреннего мира, начало

духовной жизни.

СФЕРА ОБЩЕНИЯ.

 

Подростки ценят в сверстниках - умение дружить, хранить тайну, помощь в беде.

Часто не задумываются о мотивах поведения. Характерны полярные оценки (чёрное

и белое). В классе возникают группировки, бурные выяснения отношений.

В общении - дифференциация по половому признаку.

Сообщество сверстников - источник норм и ценностей.

Общение со взрослыми отступает на второй план. Взрослый перестаёт быть

непререкаемым авторитетом. Подросток уважает того, кто уважает его самого.

Возможность сравнивать учителей - клички. Интерес к предмету определяется

качествами учителя.

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА.

 

Выготский: отмирание старых, возникновение новых интересов. Новые

стойкие увлечения.

Ведущая деятельность - общение со сверстниками. Важна учебная мотивация

Мотивация общения.

Теряют актуальность отношения со взрослыми, на первом месте общение со

сверстниками. Общение более глубокое и содержательное. Дружба и любовь.

Потребность принадлежать к группе. Общение гомосексуальное и гетеросексуальное.

Общение решает задачи социальной адаптации:

q освоение гендерных ролей;

q освоение моделей взаимоотношений с представителями

противоположного пола;

q освоение социальных норм и ценностей.

Принадлежность к группе - удовлетворение школьных потребностей:

q возможность разделить с друзьями общие интересы;

q возможность найти сопереживание, сочувствие;

q группа обеспечивает эмоциональную поддержку.

Общение со взрослыми и сверстниками различается: взрослые - неровные

отношения; сверстники - возможность быть лидером.

Две противоположные тенденции:

q стремление к индивидуализации;

q принадлежность к группе.

Потребность в дружбе проявляется. Чёткое различие товарища и друга (на основе

личностных качеств). Активный поиск друга.

Подростки нуждаются в неформальном общении со взрослыми.

Если потребность не удовлетворяется, возникают проблемы с родителями,

увеличивается возможность проявления девиантного поведения (преступное).

В школе не только учёба, но и общение.

Учебная мотивация.

Ведущий мотив связан со стремлением, занять определённое положение в классе,

добиться признания сверстников.

Познавательные интересы варьируются у разных подростков (узкий или широкий

круг предметов). В целом достаточно низкий уровень познавательных интересов. У

большинства ориентация на оценку. Но постепенно всё большая дифференциация

интересов. Девочки - гуманитарные; мальчики - естественные. Потребность в

автономии, самостоятельности, независимости, свободе.

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ←АВТОНОМИЯ→ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

Обретение независимости Избавление от детской

и свободы без внешнего эмоциональной

руководства, принятие зависимости от

самостоятельных решений. родителей.

Мотивация подростковой сексуальности.

Интерес к собственному телу. Сексуальные переживания: для девушек - нежность,

чувства; юноши - любопытство. Другие мотивы: получение удовлетворения, желание

эмоционального контакта, брак, престижность, самоутверждение, расширение

чувства свободы и независимости.

Райс - очень часто движущая сила подростковой сексуальности не удовлетворение

биологических потребностей, а эмоциональных.

Существует связь между сексуальностью и успеваемостью в школе. Отличники -

позже. Таким образом, сексуальность выступает, как способ удовлетворения

потребности в успехе.

Мотивы асоциального поведения.

Девиантное поведение - отклоняющееся от принятых в обществе

правовых и нравственных норм.

Подростковый возраст наиболее удобен для формирования дивергентного и

девиантного поведения. Наиболее криминализированы - на 100000 человек - 2000

преступлений в год. Противоправные действия - привлечение внимания сверстников,

проблемы с родителями. Под впечатлением доверия от взрослых.

Самосознание.

Самооценка в подростковом возрасте углубляется. Появляются новые механизмы

формирования самооценки. На самооценку влияют взаимоотношения со сверстниками.

В этом возрасте появляется механизм сравнения (с другими, с прошлым, с

будущим). Выделяет в себе как положительные, так и отрицательные качества.

Присутствует зависимость самооценки от значимых других.

Неадекватная самооценка может стать причиной асоциального поведения.

Самооценка - индикатор психологического комфорта. Формирование я - концепции -

главное новообразование.

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СФЕРА.

 

1. Поведенческие реакции, связанные с общением;

2. Поведенческие реакции, связанные с учебной деятельностью.

Социально - психологические причины нарушения поведения.

Личко выделяет реакции на воздействия среды:

1) реакция эмансипации;

2) реакция группирования со сверстниками;

3) реакция увлечения (хобби);

4) реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

Реакция эмансипации - стремление освободиться от взрослых

(типичная подростковая реакция). За ней стоит потребность быть самостоятельным.

Потребность в самоутверждении. Может принимать асоциальные формы бродяжничество.

Биологические нормы: среди собак в период пубертата молодые члены стаи

начинают борьбу за своё место в группе.

Реакция группирования со сверстниками - тоже ведущие

биологические нормы. Молодняк в стае территориально объединяется. Обезьяна -

подросток реагирует депрессией, если её изолируют от сверстников.

Первый тип групп: однополый состав, наличие лидера (постоянного),

достаточно жёстко фиксированные роли.

Обычно лидером становится физически сильный подросток.

Обычно у такой группы есть своя субкультура (жаргон, клички, обряды).

Обычно эта группа очень стабильна (трудно войти и выйти) проходят ряд

испытаний для входа в группу.

Обычно такого типа группы формируют мужчины, часто в закрытых интернатах.

Второй тип: нет чёткого распределения ролей, отсутствует лидер. Лидер

в зависимости от совершаемой в данный момент деятельности. Жизнь минимально

регламентирована. Нестабильна. Также может стать источником асоциального

поведения (наиболее усилена в группах). Поведение отличается жестокостью и

бессмысленностью.

Реакция увлечения - типичная подростковая реакция. Увлечения

могут настолько увлечь, что забудут про учёбу.

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением -

сексуальные ранние связи могут иметь неблагоприятные последствия. Необходимо

просвещение и воспитание (нравственность).

Я - КОНЦЕПЦИЯ.

 

Одним из новообразований является чувство взрослости. Конфликт в том, что к

ребёнку относятся как к ребёнку. Очень важным моментом является половое

созревание. Подросток уже довольно много знает, есть области, в которых они

знают больше чем родители.

Сенситивный период для формирования словесно - логического мышления. Он может

выстраивать логические цепочки, доказывать свою правоту. У подростка появляются

обязанности. Всё это в совокупности влияет на появление чувства взрослости.

Всё, что есть у взрослого в основном внешняя сторона взрослости (деньги, секс,

косметика, одежда, алкоголь и т. д.). Но на самом деле подросткам свобода не

нужна, им нужно признание их независимости (Баярд “ Ваш беспокойный

подросток”).

Баярд: она советует не ограничивать, если есть возможность (пример:

придёшь домой в определённое время, чтобы мы не волновались). На любое действие

есть противодействие.

Учебная деятельность.

Подросток - типичный ученик, очень большая часть жизни. При этом ведущая

деятельность - общение.

В пятом классе - средняя школа.

Дубровина: это возраст промежуточный между детством и подростковым возрастом.

Ребёнок ещё доверчив, открыт, признаёт взрослых, ждёт поддержки.

Пятый класс (10 лет).

Основные задачи развития пятого класса:

1) овладение базовыми школьными знаниями и умениями;

2) формирование способности учиться в средней школе;

3) развитие учебной мотивации, формирование интереса;

4) развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с

другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью

других;

5) формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам

и неудачам. Развитие уверенности в себе;

6) формирование представлений о себе, как об умелом человеке с большими

возможностями развития.

В это время переход от одного учителя к нескольким. Существует кабинетная

система. Большинство школьников переживает, как важное событие.

Причины:

v сам факт окончания начальной школы;

v предметное обучение основывается на закономерностях (малыши просто

учатся считать, а мы учим математику);

v для детей с одним учителем переход к разным учителям, со своими

требованиями - важный шаг к взрослению;

v определённый круг детей осознаёт этот шаг, как шанс заново начать

школьную жизнь;

v дети ждут, что им в школе станет интереснее. Ожидание перемен.

Обычно в пятом классе появляются троечники, это связано с различными

требованиями и особенностями учителей.

Нет сформулированных общих учебных умений (не организовано запоминание).

Часто преподаватели - предметники предъявляют к пятиклассникам те же

требования, что и к семиклассникам. Многие пятиклассники начинают впадать в

детство, вместо взросления.

Задача психолога - обратить внимание этих учителей на возрастные особенности

пятиклассников. Двоякое отношение - как к ребёнку и, как ко взрослому. Дети

манипулируют.

Эмоциональная выраженность к какому - либо предмету (я способен) и это

основано не на уровне успешности, а на интересе. Это может привести к

разочарованию в предмете. Бросает этим заниматься, не мучаясь угрызениями

совести.

Психолог должен помочь выявить объективные критерии успешности и не

успешности. Выработать стремление проверять свои способности. Психолог -

устраивание консилиума учителей - предметников совместно с учителями начальных

классов.

Пятиклассники очень чувствительны к демократическому стилю руководства. В

пятом классе дети очень ценят юмор.

Задачи пятого класса - решить все те задачи периода детства, которые не были

решены, заполнить пробелы начальной школы.

Шестой - седьмой класс (11 - 12 лет).

Основные задачи развития:

v формирование нового уровня мышления (логического);

v формирование широкого спектра способностей и интересов, выявление

устойчивых интересов;

v формирование интересов к другому человеку, как к личности;

v развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих

способностях, поступках;

v формирование первичных навыков самоанализа;

v развитие и укрепление чувства взрослости;

v формирование адекватных форм утверждения самостоятельности,

личностной автономии;

v развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

v развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,

способов взаимопонимания;

v развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;

v формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с

ростом и половым созреванием.

Восьмой класс (13 лет).

Возраст второго рождения личности.

v Формирование дедуктивных процессов. Умение и желание строить

умозаключения. Делать на их основе выводы, развитие рефлексии;

v развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и

достигать их. В связи с развитием самосознания - подростки начинают заниматься

самовоспитанием, часто воспитанием воли - подражают волевым людям, думая, что

воля проявляется в грандиозных событиях. Рука над свечой - взрослые должны

помочь ребёнку выработать способность достигать цели;

v развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции

поведения и эмоциональных состояний;

v развитие воображения;

v развитие умения строить равноправные отношения, со сверстниками

основанные на взаимопонимании;

v формирование форм и способов дружеского общения и отношений;

v формирование умения понимать причины поведения себя и другого человека;

v развитие позитивного и адекватного образа своего тела, как

меняющегося и развивающегося.

Кризис подросткового возраста.

Как любой другой состоит из трёх фаз.

I. Негативная (предкритическая) -

ломка старых привычек, стереотипов (6 - 7 класс).

II. Кульминационная точка (8 класс).

III. Посткритическая - период формирования

новых структур, новых отношений.

Два пути протекания кризиса.

I. Кризис независимости - на него

обычно обращают внимание - негативизм, упрямство, строптивость и т. д.

II. Кризис зависимости (другой вариант) -

чрезмерное послушание, зависимость от сильных, регресс к старым интересам (я

ребёнок и хочу им остаться).

В реальном поведении могут проявляться симптомы обоих кризисов.

РАННЯЯ ЮНОСТЬ.

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

 

Завершается процесс полового созревания. Стабильность работы сердечно -

сосудистой системы. Нет нескладности.

Нервная система - гармонизация, уравновешивание процессов торможения и

возбуждения.

Противоречия между биологическим и социальным созреванием. Экономическая

зависимость от родителей.

Основные задачи:

1. Обретение чувства личностной тождественности и целостности.

2. Обретение сексуально - половой идентичности.

3. Профессиональное определение, определение жизненных целей, будущей

профессии.

4. Развитие готовности к жизни: достаточный уровень развития ценностных

представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА.

 

Абстрактно - логическое мышление достигает высокого уровня развития

(дедуктивные, индуктивные способы мышления).

Память - абстрактное логическое запоминание. Познавательные интересы

дифференцированы. Формируется система ценностей. Идеалы более реальны, чем в

подростковом возрасте. Привлекательность становится ценностью. Напряжённые

размышления о смысле жизни.

Марше: четыре типа формирования идентичности:

1. Неопределённая - ещё не сложившаяся;

психологический возраст отстаёт от реального; человек ещё не вступил в пору

кризиса.

2. Предрешённый вариант развития: индивид раньше

времени включается во взрослую систему отношений.

3. Проба ролей: индивид находится в активном профессиональном поиске себя.

4. Зрелая идентичность: кризис завершён.

Потребность в осознании смысла жизни позволяет:

1) интегрировать различные требования от различных сфер жизнедеятельности.

Это позволяет рассматривать жизнь, как некий процесс, который имеет свои цели и

преимущества;

2) интегрировать все свои способности, использовать их для реализации

выбранного пути.

Человек пробует себя в разных видах деятельности, сферах, смена ролей.

Девятый класс - выбор дальнейшего пути.

Десятый класс - феномен моратория - многие школьники

расслабляются, уделяют мало времени учёбе, много развлечениям, общению.

Одиннадцатый класс - мораторий оканчивается.

ОБЩЕНИЕ.

 

Две противоположных тенденции.

Расширение сферы общения - увеличивается время, которое идёт на

общение; расширение географии общения; расширение социального пространства

общения; появляется феномен “ ожидания общения” - активный поиск друзей.

Растущая индивидуализация - появляется строгое разграничение

дружеских и приятельских отношений; высокая избирательность к дружеским

привязанностям - друг - тот, кто понимает, разделяет мои ценности,

требовательность к другу.

Изменяются отношения со взрослыми, повышается значимость семьи, если семья

принимает индивида, как равного.

Укрепление чувства взрослости понимает, что взрослость - ответственность и

самостоятельность.

Индивидуализация проявляется во внешнем виде, одежде.

Я - КОНЦЕПЦИЯ.

 

Развитие я - концепции на основе сравнения. В этом возрасте самооценка более

адекватна, чем в подростковом возрасте: усиливается независимость от мнения

взрослых и сверстников, но опыта недостаточно для адекватного оценивания себя.

Выбор будущей профессии.

Центральное новообразование - личностное самоопределение.

На выбор профессии влияют:

Ø социальное положение родителей;

Ø род их занятий;

Ø уровень образования.

РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (20 - 40 ЛЕТ).

 

Ярких признаков нет. Развитие обусловлено личностными, культурными и

социальными событиями. Способность реагировать на условия социальной среды,

приспосабливаться к их применению.

Возрастные часы - вид внутреннего временного графика жизни,

используемого в качестве критерия развития во взрослости.

Нормативные события - ожидаются в определённом возрасте или

переживаются большинством людей, принадлежащих к одной когорте (образование

семьи, получение профессии).

Ненормативные события - свершаются неожиданно и касаются лично

каждого человека (тяжёлая болезнь и т. д.).

Психологический возраст - показатель, на сколько человек

адаптировался к требованиям окружающей среды. Включает: уровень IQ, способность

к научению, двигательные навыки, чувство установки, мотивы. Эти показатели в

свою очередь подразделяются на субъективные и объективные.

Социальный возраст - оценивается по степени соответствия

положения человека существующим в данной культуре нормам.

Биологический возраст - связан с продолжительностью жизни, с

психофизиологическими факторами.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

 

Пик физического развития. Готовность к воспроизведению потомства. Сила,

выносливость, к критическому периоду могут пойти на спад. При болезни

физические способности снижены.

КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.

 

Происходят качественные изменения.

Бойко: время реакции у детей и взрослых существенно различается. Время

реакции у взрослого меньше, чем у ребёнка. После сорока лет время реакции

начинает увеличиваться. Пик развития физических функций 23 - 25 лет

(сохраняется до сорока лет). Изменение времени реакции сопровождается

повышением чувствительности человека (зрительной, слуховой, кинестетической).

Двадцать пять лет - пик чувствительности.

Ананьев: в процессе интеллектуального развития знаний деятельность

больших полушарий прогрессирует. Работа мозга позволяет сохранить человеку

высокий уровень развития психических функций. Физические функции, которые

используются в профессиональной деятельности дольше, сохраняют пик своего

развития и снижаются позже.

Память.

Наибольшие изменения происходят в кратковременной вербальной памяти,

зрительной и слуховой модальности.

Слуховая память: два периода, в которые происходят пики развития:

1) 18 - 30 лет - максимальная;

2) 31 - 40 лет - снижение.

Зрительная память - аналогично.

Наименьшим изменениям подвергается образная память, долговременная вербальная

память (18 - 35 лет).

Мышление.

Большая гибкость - более гибкие связи между образным, логическим и

действительным мышлением.

Векслер: интеллектуальное развитие человека (19 - 30 лет). Пик - некоторые

функции достигают своего максимума в сорок лет. После тридцати лет снижение

функций связанных с моторикой.

Речь.

Преобразования самой структуры речи, изменение её лексического и

грамматического состава. Переход от использования простых предложений к

использованию сложных предложений. У молодых людей образуются речевые

стереотипы. Молодые быстрее и проще переделывают стереотипы.

Бромлей: противоположный ход развития некоторых функций вербальных и

невербальных.

30 - 35 лет - стабилизация, снижение уровня развития невербальных функций.

Перри: интервью у студентов, как они объясняют свой учебный опыт.

Три стадии развития мышления.

1) Дуализм - студенты ищут истину. Их мир либо

хорошо, либо плохо. Роль преподавателя - учить, студента - учиться.

2) Концептуальный релятивизм - студенты привыкли к

тому, что на одну и ту же проблему существуют разные точки зрения.

3) Самостоятельно выбранная позиция и ответственность за неё

- потребность в формировании своего собственного мнения.

Ригель: мышление в период ранней взрослости диалектическое.

Мышление - интеграция идеального и реального знания, которое мы

получаем из теории и практики, соединяются в правильное познание мира.

Лейбоуви - Видэ: в качестве когнитивной зрелости - обязательность и

ответственность. При развитии интеллекта необходимо учиться развитию. Многие

исследователи связывают когнитивное развитие и развитие личности.

АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.

 

Одна из задач - достижение близости (по Эриксону). Это тесные

взаимоотношения, предполагающие эмпатию. Близость - основа любви.

Стернберг: модель любви.

 

 

 

Любовь разрушается за счёт негативных чувств.

Любовь - источник не только позитивных эмоций, но и негативных.

Источник различных переживаний как положительных, так и отрицательных.

Детско-родительские отношения.

В целом эмоциональная сфера уже достаточно сформирована и стабильна.

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА.

 

Изменения связаны с событиями и фактами, которые происходят в личной,

социальной и культурной сферах.

Необходимость принятия решений о своей семье (брак, дети), о профессии -

нормативные события.

Ненормативные события: смерть близких, инвалидность, потеря работы и другие.

Поведение человека становится менее импульсивным, появляется понимание причин

своих поступков и поступков других людей. Происходит становление социально

зрелой личности.

Одна из задач: совместить желаемое и действительное.

Для мужчин - характерна однородность в мечтах (карьера). Для женщин -

разнообразие в мечтах: о семье, о работе (18% - только карьера; 15% - семья).

Мужчины при принятии решений опираются на потребности; женщины - на мотиватор

дома, таким образом, они более приспособлены к усвоению общественных норм и

требований.

Мотивация брака.

Женщины раньше готовы к браку, готовы к обязанностям, ограничениям,

необходимо построение отношений не только в сексуальной, но и в социальной

сфере.

Готовность к браку - интимные чувства, которые не предполагают потерю своей

идентичности (Эриксон).

Ковалёв: пять основных мотивов вступления в брак:

- любовь (возможны негативные последствия);

- духовная близость;

- материальный расчёт;

- психическое соответствие;

- моральные соображения.

Максимальное удовлетворение от брака - когда вместе два первых мотива.

Основная масса разводов - 25 - 29 лет.

Причины разводов:

- несовместимость характеров;

- нарушение супружеской верности;

- плохие отношения с родственниками;

- пьянство;

- вступление в брак без любви;

- осуждение одного из супругов на длительный срок.

После развода многие предпочитают быть одни.

Мотивы:

- боязнь семейных проблем;

- не заинтересованность в подобных отношениях.

Корни:

детско-родительские отношения - в них корни одиночества, т. к. люди в детстве

недополучили любви; не возникает чувства достаточной безопасности; ощущение

базальной тревоги; недоверие к миру и как следствие человек начинает строить

защитные стратегии (невротические потребности).

Мотивация выбора профессии.

Желание получать много денег.

Другие мотивы:

1. Родительская установка - человек предпочитает работу, связанную с

заботой о других;

2. Необходимость реализовать свои способности, добиться самоактуализации;

3. Интерес к профессии;

4. Общественный престиж;

5. Поло - ролевые факторы;

6. Ориентация на сложившуюся систему социальных ценностей.

Период выбора профессии заканчивается к двадцати пяти годам. С двадцати пяти

лет - упрочнение карьеры.

Главный мотив - занять прочное место в выбранной профессии.

Первые семь - десять лет - подтверждение правильности выбора.

К сорока годам - понимание, что продвижение по карьерной лестнице не так

легко, может возникнуть чувство разочарования.

Тридцать лет - пересмотр жизненных планов, целей, ценностей.

Мужчины - смена работы в случае неудовлетворённости. Карьера по - прежнему

очень важна.

Женщины - меняются жизненные приоритеты. У тех, кто ориентировался на семью -

переключение на карьеру и наоборот.

Смена романтических планов - прагматическими. Человек понимает адекватно

собственные ограничения. Наступает ощущение целостности и удовлетворённости.

Я - КОНЦЕПЦИЯ.

 

Потребность в самоактуализации.

Я - концепция зависит от социальной оценки, от личного опыта.

Бернс: функции я - концепции:

1. Достижение внутренней согласованности;

2. Интерпретация опыта;

3. Формирование ожиданий (главная функция).

В основе отношений между ожиданиями и поведением лежит механизм

самореализации пророчества. Он формируется через интерпретацию.

Составляющие “ Я - концепции”:

· когнитивная (самоописание);

· эмоционально - оценочная (самооценка) - главная;

· поведенческая.

Защитные механизмы включаются, когда есть угроза самооценке.

Если человек, терпит неудачу он всячески, пытается поддержать себя.

· Отрицает факт;

· снижает уровень притязаний;

· уровни, приносящие успех в деятельности;

· рационализация.

Мальчик старается поддержать свою я - концепцию.

20 - 40 лет - я - концепция устоявшаяся.

· Самооценка становится всё более дифференцированной (может

оценивать одни качества как положительные, другие, как отрицательные). Также

дифференцирование заключается в том, что чёткое разграничение “ Я - реального”

и “ Я - идеального”.

· Я - концепция связана с ощущением своего психологического

времени - самоощущение возраста.

Есть люди, для которых хронологический возраст не играет значение.

Но бывает, что активно не совпадают реальный возраст и возраст, в котором

человек себя ощущает. Это зависит от наполненности жизни. Если жизнь человека

наполнена многими событиями, и они носят негативный характер, человек ощущает

себя старше.

Исследованием психологического времени занимаются Кроник, Головаха.

Мужчинам от 21 - 44 лет предлагали представить, что они не знают, сколько им

лет и оценить себя.

Только у 24% - совпадение реального и субъективного возраста;

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...